производство 2а-3679/2021
УИД 67RS0003-01-2021-005936-34
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Смоленск 16 декабря 2021 года
Промышленный районный суд г. Смоленска
в составе:
председательствующего судьи Калинина А.В.,
при помощнике судьи Владимировой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Смоленску к Шепетько Елене Валерьевне о взыскании пени по взносам на обязательное страхование, транспортному налогу,
у с т а н о в и л:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Смоленску, уточнив требования, обратилась в суд с административным иском к Шепетько Е.В. о взыскании пени по взносам на обязательное страхование, транспортному налогу, указав, что административный ответчик состоит на учете в качестве налогоплательщика и имеет статус адвоката. Налогоплательщику за период с 01.01.2017 по 31.12.2017 начислены страховые взносы на ОМС и на ОПС. В связи с отсутствием своевременной уплаты взносов, в соответствии со ст. 75 НК РФ, начислены пени. Также ответчику в заявленный период принадлежало транспортное средство, в связи с чем, она обязана уплачивать транспортных налог, который уплачен в установленные сроки согласно налоговым уведомлениям, не был, в связи с чем, в соответствии со ст. 75 НК РФ, начислены пени. Требования Инспекции об уплате пени оставлены без удовлетворения, Вынесенный в отношении должника судебный приказ был отменен в связи с поступившими возражениями.
Просит суд взыскать с административного ответчика задолженность перед бюджетом: пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 99, 36 руб.; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 423, 68 руб.; пени по транспортному налогу в размере 1894, 09 руб.
В судебном заседании представитель ИФНС России по г. Смоленску Байкова Т.В. заявленные требования поддержала. Просила требования удовлетворить, срок обращения в суд полагала не пропущенным.
Административный ответчик Шепетько Е.В. в судебном заседании требования не признала, полгала, что налоговым органом пропущен срок обращения в суд, также ссылалась, что ею оплачены все пени, которые ей выставлены налоговым органом через сайт Госуслуг, утверждая, что к личному кабинету налогоплательщика на сайте ФНС она ранее доступа не имела.
Суд, выслушав позицию представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
Налог, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17.12.1996 года № 20-П, - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в ст. 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
В соответствии с Налоговым кодексом РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги (статья 19); эта обязанность возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных данным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах (пункт 1 статьи 44); обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
В соответствии со статьей 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Согласно п.п. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ адвокаты занимающиеся частной практикой признаются плательщиками страховых взносов.
Согласно п.п. 1 и 2 п. 1 ст. 430 НК РФ, в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - в фиксированном размере 29354 рублей за расчетный период 2019 года; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере – 6884 рублей за расчетный период 2019 года.
Согласно п. 1 ст. 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В соответствии с частью 2 названной статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (часть 2).
В силу ст. 357 НК РФ, налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых, в соответствии с законодательством Российской Федерации, зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
На основании п. 1 ст. 358 НК РФ, объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу…, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
В отношении транспортных средств, имеющих двигатели, налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (ст. 359 НК РФ). Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя (п. 1 ст. 361 НК РФ).
В соответствии с Законом Смоленской области от 27.11.2002 № 87-3 «О транспортном налоге» лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 357 НК РФ и ст. 3 вышеуказанного областного закона, являются плательщиками транспортного налога.
Сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется в соответствии с п. 1 ст. 362 НК РФ налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 6 Закона Смоленской области от 27.11.2002 № 87-3 «О транспортном налоге» транспортный налог исчисляется по ставкам, установленным в зависимости от категории и мощности транспортного средства.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Судом установлено, что административный ответчик состоит на учете в качестве налогоплательщика и имеет статус адвоката.
Налогоплательщику за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 начислены страховые взносы в фиксированном размере: 29 354 руб. – ОПС; 6884 руб. – ОМС.
В установленный срок, до 31.12.2019, взносы не оплачены, что спорным по делу не является и подтверждается дополнительно представленными КРСБ налогоплательщика по страховым взносам, ранее указанные суммы взысканы с Шепетько Е.В. в пользу Инспекции вступившим в законную силу решением Промышленного районного суда от 05.04.2021 по делу № 2а-1390/2021 (ч. 2 ст. 64 КАС РФ).
Также, ответчик являлась собственником транспортного средства марки <данные изъяты> регистрационный номер №.
Ответчику направлялись налоговые уведомления об уплате транспортного налога, за 2016 год в сумме 12600 руб., за 2017 год в сумме 13 860 руб., за 2018 год в сумме 13 860 руб. однако налог в установленные сроки не уплачен, что спорным по делу также не является, как и расчет налога в уведомлениях (л.д. 42-43, 46, 46), который суд находит правильным и подтверждается дополнительно представленной КРСБ налогоплательщика по транспортному налогу.
Статьей 72 Налогового кодекса РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.
Согласно положениям статьи 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки; пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога; пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога; процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Поскольку в установленные сроки обязанность по уплате страховых взносов и транспортного налога ответчиком не исполнено, налоговым органном Шепетько Е.В. начислено пени по взносам за 2019 год на ОМС в размере 99, 36 руб., по взносам на ОПС в размере 423, 68 руб., по транспортному налогу за 2015, 2016, 2017, 2018 г.г. в размере 2662, 27 руб.
Об уплате пени, вошедших в требование, в адрес административного ответчика были выставлены требования № 7183 от 05.02.2020 и № 31387 от 24.03.2020, которые ей не исполнены.
Расчет пени (л.д. 47-53) суд находит математически верным, ответчиком не оспорен, также анализируя названный расчет в контексте заявленного иска, суд учитывает, что применительно к транспортному налогу, не ставится вопрос о взыскании вошедших в требования начислений пени по недоимке 2015 года в размере 121, 48 руб. (ТР 31387) и 646, 7 руб. (ТР 7183).
Поэтому итоговая сумма пени, подлежащая взысканию, составляет по взносам за 2019 год на ОМС в размере 99, 36 руб., по взносам на ОПС в размере 423, 68 руб., по транспортному налогу за 2016, 2017, 2018 г.г. в размере 1894, 09 руб.
Возражая против взыскания ответчик указывает на уплату пени по транспортному налогу 07.05.2021 в размере 251, 13 руб., однако данная сумма по представленным данным КРСБ, с учетом УИН начисления в платежном документе зачтена налоговым органом в погашение недоимки по пене в задолженность 2020 года за пределами периода взыскиваемого начисления, поэтому соответствующие доводы судом отклоняются.
Также подлежат отклонению доводы ответчика об отсутствии требований о взыскании в личном кабинете на сайте Госуслуг, поскольку его использование для целей расчетов с налогоплательщиком не предусмотрено налоговым законодательством, а также об отсутствии доступа в личный кабинет на сайте ФНС, поскольку создание такового подтверждено сведениями АИС налог-3, у суда сомнений не вызывает, а обстоятельства его клиентского использования и обеспечения доступа, являются исключительно личным волеизъявлением налогоплательщика.
Также ответчиком заявлено о пропуске срока обращения в суд.
Процедура и сроки взимания задолженности и пени по уплате налогов в судебном порядке регламентированы статьей 48 НК РФ, главой 32 КАС РФ.
В силу пункта 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Неисполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога, взносов и пени, послужило основанием для обращения административного истца к мировому судье судебного участка № 10 в г. Смоленске с заявлением о выдаче судебного приказа.
Вынесенный мировым судьей 16.10.2020 судебный приказ был отменен, с восстановлением срока по заявлению административного ответчика определением от 09.06.2021 (л.д. 32), с учетом определения об исправлении описки (дело № 2А-2691/20-10, л.д. 35).
Настоящее административное исковое заявление поступило в Промышленный районный суд г. Смоленска 04.10.2021 года, то есть до истечения 6 месяцев с даты вынесения определения об отмене вышеназванного судебного приказа.
Как разъяснено в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 № 62, истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, является препятствием для выдачи судебного приказа.
Как следует из материалов административного дела, судебный приказ о взыскании обязательных налоговых платежей был вынесен мировым судьей, который не усмотрел правовых оснований к отказу в принятии заявления налогового органа, в том числе и по мотиву пропущенного процессуального срока (статья 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как указано выше, с административным исковым заявлением налоговый орган обратился в суд до истечения шестимесячного срока со дня вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа. При этом отмена судебного приказа позволяла налоговому органу предъявить административные исковые требования в суд в течение шести месяцев с момента его отмены, настоящее административное исковое заявление было подано в суд с соблюдением процессуальных сроков на его подачу.
Суд также отмечает, что в пределах диспозитивности, предоставленной Кодексом, административный ответчик сама распорядилась способом реализации процессуальных прав, либо его обжалования в кассационном порядке вынесенного приказа, либо возражать против его исполнения, что ей и было сделано в данном случае.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что срок для обращения в суд административным истцом не пропущен, а доводы административного ответчика в данной части подлежат отклонению.
Принимая во внимание изложенное, учитывая, что ответчик доказательств погашения задолженности не представила, сумма задолженности подлежит взысканию с Шепетько Е.В. в пользу административного истца.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ, порядком ее применения, с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ИФНС России по г. Смоленску к Шепетько Елене Валерьевне – удовлетворить.
Взыскать с Шепетько Елены Валерьевны в пользу ИФНС России по г. Смоленску:
- задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование: пени – 423 руб. 68 коп.;
- задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование: пени – 99 руб. 36 коп.;
- задолженность по транспортному налогу: пени – 1894 руб. 09 коп.
Взыскать с Шепетько Елены Валерьевны в доход местного бюджета госпошлину в размере 400 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья А.В. Калинин
мотивированное решение изготовлено 29.12.2021