Дело № 2-294/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 ноября 2018 года с. Турочак
Турочакский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Долматовой Н.И.,
при секретаре Калининой О.В.,
с участием представителя ответчика и третьего лица Осипова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай к БУ «Коммунальщик» Турочакского сельского поселения об обязании получить санитарно-эпидемиологическое заключение на условия водопользования,
установил:
Управление Роспотребнадзора по Республике Алтай обратилось в суд с иском к БУ «Коммунальщик» Турочакского сельского поселения об обязании получить санитарно-эпидемиологическое заключение на условия водопользования, мотивируя исковые требования тем, что поводом для обращения в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц является бездействие организации эксплуатирующей скважину по адресу: <адрес>, по получению разрешительных документов на условия водопользования. В нарушение норм действующего законодательства ответчик осуществляет деятельность по эксплуатации выше указанной скважины без соответствующего санитарно-эпидемиологического заключения на условия водопользования. Согласно п. 8.4 положения об Управлении Роспотребнадзора по Республике Алтай, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от ДД.ММ.ГГГГ №, Управление в рамках возложенных полномочий выдает санитарно-эпидемиологические заключения, предусмотренные санитарным законодательством, однако до настоящего времени уполномоченный орган не выдавал положительных СЭЗ на указанный источник хозяйственно-питьевого водоснабжения, в связи с чем его эксплуатация осуществляется в отсутствии положительных санитарно-эпидемиологических заключений на условия водопользования, чем нарушаются права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. При этом на указанную скважину имеется положительное СЭЗ на проект зоны санитарной охраны от ДД.ММ.ГГГГ №. Истец просит обязать БУ «Коммунальщик» Турочакского сельского поселения до ДД.ММ.ГГГГ получить положительное санитарно-эпидемиологическое заключение использования водного объекта в целях питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения на скважину, расположенную по адресу: <адрес>.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в рассмотрении гражданского дела в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация МО «Турочакский район», администрация МО «Турочакское сельское поселение» и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Алтай».
В судебное заседание представители истца и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, – администрации МО «Турочакский район» и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Алтай», не явились, о месте и времени рассмотрения извещены надлежащим образом, что подтверждается материалами дела, о причинах неявки не сообщили. Представитель истца просил о рассмотрении дела в их отсутствие. Представители третьих лиц об отложении судебного заседания, рассмотрении дела в из отсутствие, не просили. Суд, с учетом явившегося лица, участвующего в деле, полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителей истца и третьих лиц, извещенных надлежащим образом.
Представитель ответчика и третьего лица Осипов В.В. исковые требования не признал, просил отказать истцу в удовлетворении исковых требований в полном объеме, в связи с тем, что требование невозможно исполнить.
Согласно отзыва на исковое заявление о возложении обязанности получения санитарно-эпидемиологического заключения на условия водопользования, поступившего в суд ДД.ММ.ГГГГ, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Алтай» считает, что требование Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай об обязании БУ «Коммунальщик» Турочакского сельского поселения до ДД.ММ.ГГГГ получить положительное санитарно-эпидемиологическое заключение использования водного объекта в целях питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения на скважину, расположенную по адресу: <адрес>, является обоснованным.
Заслушав представителя истца и ответчика, изучив и исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему выводу по нижеизложенным основаниям:
Статьей 42 Конституции Российской Федерации гарантировано право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с положениями ст. 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в случае нарушения санитарного законодательства должностные лица органа Роспотребнадзора наделены правом предъявления в суд исков в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в том числе посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (абз. 3 п. 1 ст. 2 того же Федерального закона).
Статьями 1 и 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ установлено, что действие его направлено на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, то есть состояния здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности, как одного из условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. При этом выполнять требования санитарного законодательства обязаны граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
Положениями ст. 1 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере водоснабжения и водоотведения; забор воды из водного объекта и сброс сточных вод в водный объект регулируются водным законодательством; требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании (далее также - установленные требования).
Статьей 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ установлены основные понятия, используемые в данном Федеральном законе.
Водоподготовка - обработка воды, обеспечивающая ее использование в качестве питьевой или технической воды;
Водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение);
Качество и безопасность воды (далее - качество воды) - совокупность показателей, характеризующих физические, химические, бактериологические, органолептические и другие свойства воды, в том числе ее температуру;
Организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.
В соответствии с п.п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения в первую очередь направлена на достижение охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.
Данной цели корреспондируют положения ч. 1 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации - для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 года № 10 утверждены и с 1 июня 2002 года введены в действие санитарные правила и нормативы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02».
Настоящие СанПиН определяют санитарно - эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения (п. 1.2.); Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 1.3); ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены (п. 1.4).
В силу положений частей 3 и 4 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вопросы водоснабжения и водоотведения на территории сельских поселений относятся к ведению администрации муниципального района.
Из распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ главы Турочакского сельского поселения Рябченко В.В. «О передаче объектов муниципальной собственности в оперативное управление БУ «Коммунальщик», акта передачи объектов основных средств находящихся в Турочакской сельской администрации в оперативное управление в БУ «Коммунальщик» от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что водонапорная башня со скважиной по <адрес>, передана на оперативное управление в БУ «Коммунальщик».
В соответствии с уставом БУ «Коммунальщик» Турочакского сельского поселения создано на основании Постановления главы МО Турочакское сельское поселение от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изменении типа автономного учреждения «Коммунальщик», и является правопреемником автономного учреждения «Коммунальщик» Турочакского сельского поселения (п.1.1.). Учреждение осуществляет организацию и оказание коммунальных услуг населению, в том числе организацию и эксплуатацию системы коммунальной инфраструктуры в целях обеспечения тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации твердых бытовых отходов (п. 2.2.1.).
Распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ главы Турочакского сельского поселения Осипова В.В., директором БУ «Коммунальщик», с ДД.ММ.ГГГГ назначен Кузнецов М.А.
В соответствии с санитарно-эпидемиологическим заключением № от ДД.ММ.ГГГГ Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай, проект зоны санитарной охраны на водозаборную скважину БУ «Коммунальщик» Турочакского сельского поселения в <адрес> № школа по <адрес>, не соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»).
Постановлением мирового судьи судебного участка Турочакского района Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания юридическое лицо БУ «Коммунальщик» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Постановлением мирового судьи судебного участка Турочакского района Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания юридическое лицо БУ «Коммунальщик» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
При рассмотрении дела установлено, что указанная водозаборная скважина находится на балансе администрации МО «Турочакское сельское поселение» и в оперативном управлении БУ «Коммунальщик» Турочакского сельского поселения» и администрации МО «Турочакский район» не передана, положительное санитарно-эпидемиологическое заключение на условия водопользования не получено.
Указанные обстоятельства ни ответчиком, ни третьими лицами, не оспариваются.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай удовлетворить.
Обязать бюджетное учреждение «Коммунальщик» Турочакского сельского поселения до ДД.ММ.ГГГГ получить положительное санитарно-эпидемиологическое заключение использования водного объекта в целях питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения на скважину, расположенную по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Турочакский районный суд Республики Алтай.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Н.И. Долматова