УИД: 51RS0008-01-2022-001245-96
Дело № 12-76/2022
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
8 июня 2022 года город Кола
Судья Кольского районного суда Мурманской области Иванова Н.А., рассмотрев жалобу ООО «ЖКП-СЕРВИС» на постановление административной комиссии муниципального образования Кольский район № от *** по делу об административном правонарушении, предусмотренном п. 3 ст. 2 Закона Мурманской области от 06.06.2003 № 401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях»
УСТАНОВИЛ:
постановлением административной комиссии муниципального образования Кольский район *** по делу об административном правонарушении № общество с ограниченной ответственностью «ЖКП-СЕРВИС» (далее также Общество, ООО «ЖКП-СЕРВИС») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного п. 3 ст. 2 Закона Мурманской области от 06.06.2003 № 401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях» (далее также - Закон Мурманской области от 06.06.2003 № 401-01-ЗМО), и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 35 000 руб. 00 коп. (далее также обжалуемое постановление, постановление от 16.03.2022).
Основанием к привлечению Общества к административной ответственности послужило то, что 11.01.2022 при проведении и.о. главы администрации Гордейчуком Н.И. в присутствии специалиста по муниципальному контролю и торговле ОМИ администрации и специалиста муниципального жилищного инспектора юридического отдела администрации мониторинга состояния придомовой территории в части своевременного вывоза снега, сформированного в ходе механизированной уборки в снежные валы, установлено, что снежные валы, сформированные в ходе механизированной уборки придомовой территории МКД № 22а ул. Энергетиков в пгт. Мурмаши, и ранее зафиксированные 24.01.2022 по состоянию на 11.02.2022 не вывезены, что свидетельствует о нарушение п. 9.2.28 Правил благоустройства и содержания территории муниципального образования городское поселение Мурмаши, утвержденных Решением Совета депутатов муниципального образования городское поселение Мурмаши от 26.10.2017 № 352 (далее также - Правил благоустройства). Учитывая, что ранее ООО «ЖКП-СЕРВИС» в течение года привлекалось к административной ответственности, предусмотренной п.1 ст.2 Закона Мурманской области от 06.06.2003 № 401-01-ЗМО, выявленные 11.02.2022 нарушения Правил благоустройства, послужили основанием для привлечения Общества к административной ответственности по п.3 ст.2 Закона Мурманской области от 06.06.2003 № 401-01-ЗМО.
Не согласившись с указанным постановлением, законным представителем ООО «ЖКП-СЕРВИС» Лащенковой Ю.В. подана жалоба, в которой она просит данное постановление отменить.
При рассмотрении жалобы Лащенкова Ю.В. настаивала на незаконности вынесенного постановления, указала, что не может согласиться с выводами комиссии, изложенными в оспариваемом постановлении, считает их противоречащими действующим нормам права. Так, в соответствии с п. 9.2.28. Правил благоустройства и содержания территории муниципального образования городское поселение Мурмаши, утвержденных решением Совета депутатов гп. Мурмаши от 26.10.2017 № 352, нарушение которого вменяется истцу, в осенне-зимний период уборка объектов благоустройства предусматривает: уборку листьев во время листопада; обработку покрытий поверхностей проезжей части улично-дорожной сети и тротуаров противогололедными материалами; сгребание и подметание снега; формирование снежных валов с необходимыми разрывами между ними и последующим вывозом в течении пяти рабочих дней; скалывание льда и удаление снежно-ледяных образований; удаление снега с улиц, дорог, тротуаров; зачистку водоотводных лотков после удаления снега; подбор бытовых и промышленных отходов. При этом, последующими пунктами 9.2.31, 9.2.32 Правил установлено, что снег, сгребаемый с проезжей части и тротуаров, формируется в валы в лотковой зоне. После формирования снежного вала незамедлительно выполняются разрывы в валах на перекрестках остановочных пунктах и пешеходных переходах. Понятие снежного вала, приведенное пунктом 3.18 ГОСТ Р 59434-2021 (Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню зимнего содержания. Критерии оценки и методы контроля Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню зимнего содержания. Критерии оценки и методы контроля), пересекается с изложенными в Правилах благоустройства понятиями. Это слой снега, накопленный и образованный в виде продольного бокового вала в результате уборки и сгребания снега с дорожного покрытия, временное образование из снега, наледи, формируемое в результате их сгребания в прилотковой зоне. Таким образом, действующими Правилами благоустройства установлена обязанность уполномоченных лиц осуществлять уборку проезжей части и тротуаров, формировать снежные валы в лотковой зоне с последующим его вывозом. Согласно терминам, изложенным в Правилах дорожного движения РФ, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090: «Проезжая часть» - элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств. Понятие тротуара в рамках Правил ПДД и Правил благоустройства изложено как элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном. Из вышеперечисленных норм права вытекает, что пункт 9.2.28 Правил благоустройства, предусматривающий обязанность формировать снежные валы и вывозить их, обязателен для исполнения организациями, осуществляющими уборку дорог общественного назначения, которыми управляющие организации не являются. Каких-либо иных нарушений, предусмотренных Правилами благоустройся административная комиссия в отношении ООО «ЖКП-СЕРВИС» не усмотрела. Административная комиссия, рассматривая настоящий спор, не дала правовой оценки вышеуказанным доводам ООО «ЖКП-СЕРВИС», изложенным в возражениях по делу об административном правонарушении, тем самым поставив под сомнение объективнее принятого решения. Кроме того, комиссия не установила причинно-следственной связи между событиями правонарушения (наличие снежной кучи) и действием/бездействием управляющей организации, что в рамках дела об административном правонарушении является обязательным условием. Одновременно просила восстановить срок подачи жалобы на обжалуемое постановление.
Представитель административного органа на рассмотрение жалобы не явился, о времени и месте ее рассмотрения в соответствии со ст. 25.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлено.
Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд удовлетворяет ходатайство о восстановлении срока на обжалование постановления о привлечении Общества к административной ответственности, по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 30.9 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.
Подача последующих жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление, их рассмотрение и разрешение осуществляются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 - 30.8 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска этого срока по ходатайству лица, подающего жалобу, он может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
В соответствии с ч.1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Вступившие в законную силу постановления несудебных органов по делам об административных правонарушениях, которые не были обжалованы и рассмотрены судом общей юрисдикции в установленном порядке, не могут пересматриваться в порядке судебного надзора.
Поэтому отказ в рассмотрении жалобы в соответствии с правилами статей 30.1-30.9 КоАП РФ создает невозможность реализовать свое право проверить законность привлечения к административной ответственности в судебном порядке.
Как следует из доводов жалобы, обжалуемое постановление получено Обществом 24.03.2022.
Жалоба на постановление от 16.02.2022 № 52 направлено и поступило в Кольский районный суд Мурманской области 04.04.2022 и 11.04.2022 соответственно.
При таких обстоятельствах пропущенный процессуальный срок подлежит восстановлению.
Изучив доводы жалобы, заслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Согласно ч. 1 ст. 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В преамбуле Закона Мурманской области от 06.06.2003 № 401-01-ЗМО указано, что настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность физических и юридических лиц за правонарушения, совершенные на территории Мурманской области.
Пунктом 3 ст.2 Закона Мурманской области от 06.06.2003 № 401-01-ЗМО предусмотрена ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного пунктами 1 или 2 настоящей статьи, в течение года со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания, предусмотренного пунктами 1 или 2 настоящей статьи.
Примечанием к данной статьи установлено, что для целей настоящей статьи под нарушением правил благоустройства территории поселения (городского округа), утвержденным муниципальным нормативным правовым актом, понимается нарушение требований данного акта, установленных органами местного самоуправления в пределах своей компетенции.
Из материалов дела следует, что администрацией муниципального образования городское поселение Мурмаши 24.01.2022 Обществу направлено предостережение № 2 о недопустимости нарушения обязательных требований, из которого следует, что в ходе проверки придомовых территорий многоквартирных домов, обслуживаемых ООО «ЖКП-СЕРВИС», выявлено скопление снега после механизированной уборки, в связи с чем, предложено в срок не позднее 29.01.2022 произвести уборку и вывоз снега с придомовой территории многоквартирных домов, обслуживаемых ООО «ЖКП-СЕРВИС». Факт нахождения 24.01.2022 скопления снега на придомовой территории зафиксирован на фотоснимках, представленных в дело об административном правонарушении. Актом обнаружения признаков административного правонарушения от 11.01.2022 установлено, что до настоящего времени сформированные в ходе механизированной уборки снега снежные валы не вывезены с придомовой территории МКД № 22а ул. Энергетиков пгт. Мурмаши. Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела об административном правонарушении. Действия ООО «ЖКП-СЕРВИС», осуществляющего деятельность по управлению указанным многоквартирным домом, квалифицированы административным органом в соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона Мурманской области «Об административных правонарушениях», при этом повторность установлена исходя из сведений о привлечении ООО «ЖКП-СЕРВИС» за нарушение правил благоустройства, представленных в материалы дела при его рассмотрении. По факту выявленного правонарушения, 17.02.2022 и.о. главы администрации муниципального образования городское поселение Мурмаши в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении, по результатам рассмотрения которого, ООО «ЖКП-СЕРВИС» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного пунктом 3 статьи 2 Закона Мурманской области от 06.06.2003 № 401-01-ЗМО и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 35 000 рублей.
Согласно абзацу двадцать первому части 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правила благоустройства территории муниципального образования - муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.
Согласно отдельным положениям статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая, среди прочего, в виде благоустройства территорий (пункт 1). Под благоустройством территорий понимается деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий (пункт 36). Территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (пункт 12). Элементами благоустройства являются декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории (пункт 38).
Утверждение правил благоустройства территории муниципального образования, в силу пункта 11 части 10 статьи 35 и части 1 статьи 45.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ), относится к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Вопросы, которые могут регулировать правила благоустройства территории муниципального образования, приведены в части 2 статьи 45.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ. Иные вопросы, регулируемые правилами благоустройства территории муниципального образования, могут быть предусмотрены законом субъекта Российской Федерации исходя из природно-климатических, географических, социально-экономических и иных особенностей отдельных муниципальных образований.
В соответствии с отдельными положениями части 2 статьи 45.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы: содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями; проектирования, размещения, содержания и восстановления элементов благоустройства, в том числе после проведения земляных работ; уборки территории муниципального образования, в том числе в зимний период; участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий; определения границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации; порядка участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования.
Таким образом, благоустройство территорий осуществляется в рамках градостроительной деятельности, а его целями являются обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, а также содержание территорий населенных пунктов и расположенных на этих территориях объектов. Для достижения данных целей при решении вопросов местного значения утверждаются правила благоустройства территории муниципального образования, осуществляется контроль за их исполнением и организовывается благоустройство территории муниципального образования в соответствии этими правилами (пункт 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ). При этом в правилах благоустройства территории муниципального образования предусматриваются требования к благоустройству территории муниципального образования, его элементам и перечень (комплекс) соответствующих мероприятий, порядок и периодичность их проведения.
Правила благоустройства и содержания территории муниципального образования городского поселения Мурмаши, утвержденные решением Совета депутатов муниципального образования г. Кола Мурманской области от 26.10.2017 № 352, устанавливают требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования городское поселение Мурмаши Кольского района Мурманской области, перечень мероприятий по благоустройству территории города, порядок и периодичность их проведения для формирования безопасной, комфортной и привлекательной городской среды. Данные правила устанавливают требования, которые необходимо применять при осуществлении деятельности по благоустройству территории.
Пунктом 1.7 Правил благоустройства определено, кто может выступать участником деятельности по благоустройству.
Так, в соответствии с данным пунктом Правил благоустройства, участниками деятельности по благоустройству могут выступать: а) население муниципального образования (далее - население), которое формирует запрос на благоустройство и принимает участие в оценке предлагаемых решений. В отдельных случаях население участвует в выполнении работ. Население может быть представлено общественными организациями и объединениями; б) представители органов местного самоуправления, которые формируют техническое задание, выбирают исполнителей и обеспечивают финансирование; в) хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на территории соответствующего муниципального образования, которые могут соучаствовать в формировании запроса на благоустройство, а также в финансировании мероприятий по благоустройству; г) представители профессионального сообщества, в том числе архитекторы и дизайнеры, которые разрабатывают концепции объектов благоустройства и создают рабочую документацию; д) исполнители работ, в том числе строители, производители малых архитектурных форм; е) иные лица.
Согласно пункту 1.2 Правил благоустройства, они могут применяться при проектировании, контроле за осуществлением мероприятий по благоустройству территории городское поселение Мурмаши, эксплуатации благоустроенных территорий.
Объекты благоустройства территории - территории городского поселения Мурмаши, на которых осуществляется деятельность по благоустройству: площадки, дворы, кварталы, функционально-планировочные образования, а также территории, выделяемые по принципу единой градостроительной регламентации (охранные зоны) или визуально-пространственного восприятия (площадь с застройкой, улица с прилегающей территорией и застройкой), другие территории городского поселения Мурмаши. Придомовая территория - земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположено здание и предназначенные для его обслуживания и эксплуатации объекты. Земельный участок в составе общего имущества многоквартирного дома - земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенными на указанном земельном участке объектами. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (п. 1.6 Правил благоустройства).
Градостроительным кодексом Российской Федерации прилегающая территория определяется как территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации (пункт 37 статьи 1).
На территории Мурманской области по состоянию на дату административного правонарушения порядок определения границ прилегающих территорий предусматривался статьей 19 Закона Мурманской области от 6 ноября 2018 года № 2304-01-ЗМО «О градостроительной деятельности на территории Мурманской области», согласно которой границы прилегающих территорий определяются правилами благоустройства территории муниципального образования Мурманской области в соответствии с Законом Мурманской области «О порядке определения границ прилегающих территорий органами местного самоуправления».
Правила благоустройства предусматривают, что прилегающая территория - земельный участок (либо его часть), государственная собственность на который не разграничена, непосредственно прилегающий к границам объекта благоустройства, а также земельный участок, необходимый для обеспечения функционирования (эксплуатации, обслуживания) объекта благоустройства и размещенных на нем элементов благоустройства (пункт 9.1.3 Правил благоустройства).
Под придомовой территорией понимается территория, сформированная в границах, установленных при выполнении кадастровых работ по участку застройки, а в случаях, когда кадастровые работы не выполнены, - в границах земельного участка, учтенного в техническом паспорте на здание (сооружение) (пункт 9.1.4 Правил благоустройства).
В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;
3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме (частью 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, собственникам помещений в многоквартирном доме в качестве общего имущества в многоквартирном доме принадлежат только те элементы благоустройства (и объекты благоустройства), которые расположены на земельном участке, на котором расположен многоквартирный дом.
Вместе с тем, как было указано выше, согласно пунктам 13 и 14 части 2 статьи 45.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2017 года № 463-ФЗ) правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий, а также вопросы определения границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации. Кроме этого, Федеральным законом от 29 декабря 2017 года № 463-ФЗ, статья 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, регламентирующая обязанности лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, дополнена частью 9, согласно которой лицо, ответственное за эксплуатацию здания, строения, сооружения (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов), обязано принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются правилами благоустройства территории муниципального образования.
В этой связи со дня вступления в силу (28 июня 2018 года) абзацев семнадцатого и восемнадцатого пункта 8 статьи 1, абзаца третьего подпункта «б» пункта 1 и пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2017 года № 463-ФЗ (часть 3 статьи 4 этого федерального закона) на собственников помещений в многоквартирном доме может быть возложена обязанность по содержанию территорий, находящихся за границами земельного участка, на котором расположен данный дом и относящегося к общему имуществу собственников помещений в данном доме, в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и правилами благоустройства территории муниципального образования.
В случае по настоящему делу границы прилегающих территорий, являющихся территориями общего пользования, многоквартирного дома, деятельность по управлению которым осуществляет ООО «ЖКП-СЕРВИС», не определены. Однако определенными являются границы придомовой территории этого многоквартирного дома, что видно из границ сформированного земельного участка многоквартирного дома с кадастровым номером №.
Управление многоквартирным домом № 22а по улице Энергетиков в пгт. Мурмаши осуществляет управляющая организация - ООО «ЖКП-СЕРВИС» (ИНН 5105020660).
Собственниками (правообладателями), лицами, ответственными за содержание объектов и элементов благоустройства (далее также - собственники (правообладатели)), являются физические и (или) юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, владеющие объектами и элементами благоустройства на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, либо осуществляющие содержание объектов и элементов благоустройства, включая работы по их восстановлению и ремонту на основании соглашений с собственником или лицом, уполномоченным собственником (пункт 9.1.9 Правил благоустройства).
Согласно п. 9.2.1 Правил благоустройства юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и физические лица обязаны обеспечивать своевременную и качественную уборку принадлежащих им на праве собственности или на другом вещном праве земельных участков в соответствии с законодательством. Границами участков уборки территорий являются границы земельных участков, принадлежащих физическим и юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям на праве собственности или на другом вещном праве, в соответствии с границами, определенными кадастровыми паспортами земельных участков (пункт 9.2.2 Правил благоустройства).
В соответствии с пунктом 9.2.15 Правил благоустройства, юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и физические лица, обеспечивающие (осуществляющие) уборку территорий, обязаны соблюдать особенности уборки территории в весенне-летний и осенне-зимний периоды, а также порядок обращения с отходами производства и потребления, установленные Правилами, другими муниципальными правовыми актами городского поселения Мурмаши.
Пунктом 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, пунктом 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей.
Следовательно, ООО «ЖКП-СЕРВИС», как управляющая организация вышеуказанного многоквартирного дома, по смыслу пункта 9.1.9 Правил благоустройства является лицом, ответственными за содержание объектов и элементов благоустройства на основании соглашения с собственником или лицом, уполномоченным собственником, с момента начала управления МКД, то есть правообладателем объектов и элементов благоустройства и в силу пункта 9.2.1 Правил благоустройства обязан осуществлять содержание объектов и элементов благоустройства, в объемах, в том числе, указанных в пунктах 9.2.28, 9.2.15 Правил благоустройства в порядке, установленном действующим жилищным законодательством.
Статус Общества как управляющей компании (профессионального и ответственного коллективного субъекта права) предполагает его активное участие в создании благоприятных и безопасных условий проживания граждан, применительно к надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме и обеспечению безопасности дома в процессе его эксплуатации.
Как следует из материалов настоящего дела, в том числе из пояснений, данных законным представителем Общества при рассмотрении дела об административном правонарушении, наличие 11 февраля 2022 года сформированного снежного вала на придомовой территории многоквартирного дома заявителем не оспаривается. Наличие снежного образования во дворе многоквартирного дома подтверждается и фактическими данными, представленными в материалы указанного дела.
Таким образом, судья приходит к выводу о том, что событие административного правонарушения и само его наличие, лицо, совершившее противоправные действия, и виновность этого лица в совершении административного правонарушения, а также все иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены административный комиссией правильно. Указанные обстоятельства установлены административной комиссией на основании фактических данных, в том числе из протокола об административном правонарушении, фотоснимков, и иных материалов дела.
В соответствии с положениями статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением экспертов, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественных доказательств.
Оценив собранные по делу доказательства, прихожу к выводу, что факт совершения ООО «ЖКП-СЕРВИС» вменяемого правонарушения подтвержден совокупностью исследованных доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, в том числе: предостережение № 2 от 24.01.2022 о недопустимости нарушения обязательных требований; фотоматериалом к указанному предостережению; актом обнаружения признаков административного правонарушения от 11.02.2022; фотоматериалами к данному акту; протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: Мурманская область, Кольский район, пгт. Мурмаши, ул. Энергетиков, д. 22а; копией плана земельного участка, на котором расположен указанный дом; копией постановления административной комиссии муниципального образования Кольский район от 11.05.2021 № 77 о привлечении ООО «ЖКП-СЕРВИС» к административной ответственности по п. 1 ст. 2 Закона Мурманской области № 401-01-ЗМО в виде предупреждения; протоколом об административном правонарушении от 17.02.2022 № 1 в отношении ООО «ЖКП-СЕРВИС», в котором описаны обстоятельства совершения правонарушения, предусмотренного п. 3 ст. 2 Закона Мурманской области от 06.06.2003 № 401-01-ЗМО «Об административных правонарушениях»; иными материалами дела.
Таким образом, собранные административным органом доказательства в совокупности подтверждают факт совершения ООО «ЖКП-СЕРВИС» правонарушения, предусмотренного п. 3 ст. 2 Закона Мурманской области от 06.06.2003 № 401-01-ЗМО.
Доводы жалобы о том, что пункт 9.2.28 Правил благоустройства, не регулирует обязанности управляющих организаций, основаны на неверном, субъективном толковании закона и не могут являться основанием для отмены обжалуемого постановления, подлежит отклонению, по основаниям, изложенным выше.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Также в пункте 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, суду не предоставлено. У Общества имелась реальная и объективная возможность для соблюдения требований, установленных Правилами по надлежащему содержанию объектов благоустройства, обеспечению их чистоты, надлежащего физического и технического состояния и безопасности.
Исходя из отсутствия доказательств невозможности исполнения Обществом упомянутых обязанностей в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые невозможно предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, судья приходит к выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения.
Факт совершения административного правонарушения и виновность юридического лица ООО «ЖКП-СЕРВИС» подтверждается материалами дела об административном правонарушении, оцененными административным органом в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия ООО «ЖКП-СЕРВИС» верно квалифицированы по пункту 3 статьи 2 Закона Мурманской области от 06.06.2003 № 401-01-ЗМО. Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не установлено.
При назначении наказания административным органом были учтено, что ранее ООО «ЖКП-СЕРВИС» привлекалось к административной ответственности по ст. 2 Закона Мурманской области от 06.06.2003 № 401-01-ЗМО.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении не установлено.
Судья не находит оснований для применения санкции ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы свидетельствуют о несогласии заявителя с вынесенным постановлением по делу об административном правонарушении, и не ставят под сомнение его законность и обоснованность.
При таких обстоятельствах, постановление административной комиссии муниципального образования Кольский район № 52 от 16.03.2022 является законным и обоснованным, оснований для его отмены, в том числе, и по доводам жалобы, не имеется.
Так как жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не подлежат оплате государственной пошлины возвратить ООО «ЖКП-СЕРВИС» государственную пошлину в размере 2 000 рублей, уплаченную по платежному поручению № 726 от 01.04.2022.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ № ░░ *** ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░-░░░░░░» ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 3 ░░. 2 ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 06.06.2003 № 401-01-░░░ «░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░ «░░░-░░░░░░» - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░-░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2 000 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ № 726 ░░ 01.04.2022..
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░.
░░░░░ – ░░░░░░░ – ░.░. ░░░░░░░
***
***