Дело № 2-567/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
4 марта 2019 года г. Кострома
Ленинский районный суд г. Костромы в составе:
председательствующего судьи Гуляевой Г.В.,
при секретаре Полищук Е.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственной жилищной инспекции Костромской области к МУП г. Костромы «Городская управляющая компания» о возложении обязанности устранить нарушения жилищного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Государственная жилищная инспекция Костромской области обратилась в суд с иском к МУП г. Костромы «Городская управляющая компания» о возложении обязанности устранить нарушения жилищного законодательства. Свои требования обосновала тем, что Государственной жилищной инспекцией Костромской области по обращению жителей дома, проживающих по адресу: г. Кострома, Береговая, № 8, на основании приказа Инспекции от 19.10.2017 г. № 2426 проводилась внеплановая выездная проверка в отношении МУП г. Костромы «Городская управляющая компания» по вопросу содержания общедомового имущества многоквартирного дома № 8 по ул. Береговая в г. Костроме. МУП г. Костромы «Городская управляющая компания» осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом на основании лицензии № 44-000046 от 19.05.2015 г. МУП г. Костромы «Городская управляющая компания» управляет многоквартирным домом № 8, по ул. Береговой г. Костромы на основании договора управления многоквартирным домом. По результатам вышеуказанной проверки были выявлены нарушения, в связи с чем, выдано предписание № 71-11 на устранение выявленных нарушений лицензионных требований с предоставлением подтверждающих документов в срок до 01.06.2018 г. (с учетом продления). В установленный срок от МУП г. Костромы «Городская управляющая компания» предписание не выполнено в полном объеме. На устранение выявленных нарушений выдано предписание № 37-11 от 14.06.2018 г. В ходе проверки исполнения предписания установлено, что требования предписания № 37-11 от 14.06.2018 г. не выполнено. На устранение выявленных нарушений, выдано предписание № 55-11 от 13.09.2018 г., со сроком исполнения до 07.11.2018 г. В ходе проверки установлено, что требования предписания № 55-11 от 13.09.2018 г. не выполнены. В связи с этим, истец просит обязать ответчика устранить нарушения жилищного законодательства в отношении многоквартирного дома № 8 по ул. Береговой в трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу, а именно:
обеспечить исправное состояние цоколя (в местах разрушений) в районе квартиры № 1, в части восстановления штукатурного слоя, кирпичной кладки, с представлением подтверждающих документов;
выполнить работы по обеспечению исправного состояния участка стояка канализации в помещении туалета квартиры № 1 с представлением подтверждающих документов;
выполнить работы по восстановлению отделочных слоев стен (в местах повреждений) 1-го этажа 1-го подъезда с представлением подтверждающих документов;
выполнить работы по откачке жидких бытовых отходов.
Представитель истца Государственной жилищной инспекции Костромской области Морева С.С., в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что инспектором ГЖИ по Костромской области была проведена проверка доводов представителя ответчика о том, что п. 3 - восстановление отделочных слоев стен 1-го этажа 1-го подъезда, был выполнен ответчиком. Инспектор 22.02.2019г. осуществила выход по адресу: г. Кострома, ул. Береговая, д. 8, и составила акт осмотра. Инспектор указала, что не восстановлен побелочный слой стен, таким образом, работы по восстановлению отделочных слоев стен не выполнены в полном объеме. Поскольку акт выполненных работ по указанным работам, а также по работам по восстановлению цоколя не представлены, то требования в части п.1 и п. 3 она поддерживает.
Представитель ответчика МУП г. Костромы «Городская управляющая компания» Смирнов К.С. в судебном заседании исковые требования признал за исключением п. 1 и п. 3 искового заявления. Пояснил, что в материалы дела представлено наряд-задание на выполнение данных работ, однако, акт выполненных работ он представить не может.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 4 ч. 6 ст. 20 ЖК РФ Государственная жилищная инспекция Костромской области вправе обращаться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в случае выявления нарушения обязательных требований.
Согласно Положению о Государственной жилищной инспекции Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 31.08.2012 г. №187, Государственная жилищная инспекция Костромской области осуществляет региональный государственный жилищный надзор.
Часть 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: 1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; 2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; 3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; 4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; 5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Часть 2.3 ст. 161 ЖК РФ предусматривает, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
Согласно ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с п. 3 ст. 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В силу подпунктов «з» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме содержание общего имущества многоквартирных домов содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома включает в себя: з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества.
Согласно пункту 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилищного фонда установлены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года №170.
Таким образом, по смыслу вышеприведенных норм обязанность по надлежащему содержанию и эксплуатации общего имущества, в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, возложена на организацию, выполняющую работы по обслуживанию общего имущества дома.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что МУП г. Костромы «Городская управляющая компания» осуществляет функции по управлению многоквартирным жилым домом по адресу: г. Кострома, ул. Береговая, дом № 8.
В связи с обращением жителей указанного дома, на основании приказа Инспекции от 19.10.2017 г. г. № 2426 проводилась внеплановая выездная проверка в отношении МУП г. Костромы «Городская управляющая компания» по вопросу содержания общедомового имущества многоквартирного дома.
По результатам вышеуказанной проверки были выявлены нарушения, в связи с чем, выдано предписание № 71-11 на устранение выявленных нарушений лицензионных требований с предоставлением подтверждающих документов с учетом продления в срок до 01.06.2018 г. Ответчику предписано обеспечить исправное состояние цоколя (в местах разрушений) в районе квартиры № 1, в части восстановления штукатурного слоя, кирпичной кладки, с представлением подтверждающих документов; выполнить работы по обеспечению исправного состояния участка стояка канализации в помещении туалета квартиры № 1 с представлением подтверждающих документов; выполнить работы по восстановлению отделочных слоев стен (в местах повреждений) 1-го этажа 1-го подъезда с представлением подтверждающих документов; выполнить работы по ремонту крышки выгребной ямы с последующим проведением работ по откачке жидких отходов.
В установленный срок от МУП г. Костромы «Городская управляющая компания» документы, свидетельствующие о полном исполнении предписания №71-011 от 30.10.2018 г. не представлены.
В ходе проверки установлено, что требования предписания № 71-11 от 30.10.2018 г. не исполнено, п.3 и п. 4 выполнены частично, выполнены работы по подготовке стен к восстановлению окрасочного слоя, выполнен ремонт крышки выгребной ямы, что отражено в акте проверки от 14.06.2018 № 81-11. На устранение выявленных нарушений выдано новое предписание № 37-11 от 14.06.2018 г., со сроком исполнения - до 10.08.2018 г.
В соответствии с приказом Инспекции от 10.09.2018 № 2038 в ходе проверки установлено, что требования предписания № 37-11 от 14.06.2018 г. не выполнено. Пункт 1 выполнен частично. На устранение выявленных нарушений выдано предписание № 55-11 от 13.09.2018 г., со сроком исполнения до 07.11.2018 г.
В соответствии с приказом Инспекции от 05.12.2018 г № 2755 в ходе проверки установлено, что требования предписания № 55-11 от 13.09.2018 г. не выполнены.
Все вышеуказанные предписания МУП г. Костромы «Городская управляющая компания» не были обжалованы.
Доказательств, подтверждающих устранение выявленных в ходе проверок нарушений, суду не представлено.
Представителем ответчика представлено наряд-задание от 24.09.2018г., в котором указано на необходимость выполнить работы по ремонту штукатурки цоколя главного фасада у квартиры № 1, с описанием работ: ремонт штукатурки и окраски лестничной клетки 1 этажа. Наряд задание подписано исполнителем, начальником участка, жители дома д. 8 по ул. Береговой г. Костромы от подписи отказались.
Вопреки доводам представителя ответчика данный документ не подтверждает выполнение работ по восстановлению отделочных слоев стен (в местах повреждений) 1-го этажа 1-го подъезда. Не представлены также документы, подтверждающие выполнение работ по обеспечению исправного состояния цоколя (в местах разрушений) в районе квартиры № 1, в части восстановления штукатурного слоя, кирпичной кладки. Факт выполнения работ подтверждается Актом выполненных работ. Однако, акты выполненных работ не представлены в ходе рассмотрения дела. О необходимости предоставления акта выполненных работ указано во всех предписаниях Государственной жилищной инспекции Костромской области.
Кроме того, в ходе проверки доводов представителя ответчика, инспектором Государственной жилищной инспекции Костромской области 22.02.2019г. осуществлен выход по спорному адресу, однако, из Акта осмотра следует, что вышеуказанные работы по восстановлению отделочных слоев стен (в местах повреждений) 1-го этажа 1-го подъезда были выполнены не в полном объеме.
Таким образом, у суда нет оснований считать, что вышеуказанные работы были выполнены ответчиком в полном объеме.
Исследовав представленные доказательства и оценив их в совокупности, с учетом приведенных выше норм права и установленных обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что МУП г. Костромы «Городская управляющая компания» на протяжении длительного времени не исполняет обязательства по надлежащему содержанию общего имущества многоквартирного дома по адресу: г. Кострома, ул. Береговая, дом 8.
При таких обстоятельствах, исковые требований Государственной жилищной инспекции Костромской области об устранении нарушений жилищного законодательства обоснованны, законны и подлежат удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поскольку при подаче иска истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, учитывая, что требования истца носят неимущественный характер, с учетом положений ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, с ответчика в доход бюджета муниципального образования городской округ город Кострома подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 000 рублей.
Исходя из изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Государственной жилищной инспекции Костромской области к МУП г. Костромы «Городская управляющая компания» о возложении обязанности устранить нарушения жилищного законодательства удовлетворить.
Обязать МУП г. Костромы «Городская управляющая компания» в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда устранить нарушения жилищного законодательства, допущенные при управлении многоквартирным жилым домом по адресу: г. Костромы, ул. Береговая, д. 8, следующим путем:
обеспечить исправное состояние цоколя (в местах разрушений) в районе квартиры № 1, в части восстановления штукатурного слоя, кирпичной кладки, с представлением подтверждающих документов;
выполнить работы по обеспечению исправного состояния участка стояка канализации в помещении туалета квартиры № 1 с представлением подтверждающих документов;
выполнить работы по восстановлению отделочных слоев стен (в местах повреждений) 1-го этажа 1-го подъезда с представлением подтверждающих документов;
выполнить работы по откачке жидких бытовых отходов.
Взыскать с МУП г. Костромы «Городская управляющая компания» в доход бюджета муниципального образования городской округ город Кострома государственную пошлину в размере 6 000 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд путем подачи жалобы в Ленинский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Г.В. Гуляева
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 5 марта 2019 года.