№ 2-835/2021
32RS0021-01-2021-001822-75
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 августа 2021 года г. Новозыбков
Новозыбковский городской суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Ляшковой Т.М.,
при секретаре судебного заседания Борисенко С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жукова С.В. к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе г. Новозыбков Брянской области (межрайонное) о признании решения незаконным, признании права на досрочное назначение пенсии по старости,
установил:
Жуков С.В. обратился с иском к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе г. Новозыбков Брянской области (межрайонное) (далее - ГУ УПФ РФ в городском округе г. Новозыбков Брянской области (межрайонное)) о признании решения незаконным, признании права на досрочное назначение пенсии по старости с 9 июля 2021 года.
В обоснование заявленных требований указал, что 8 июля 2021 года он обратился с заявлением в пенсионный орган о назначении досрочной государственной пенсии по старости в соответствии с п.п. 6,8 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» со снижением возраста выхода на пенсию в соответствии с нормами Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а также о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» со снижением возраста выхода на пенсию в соответствии с нормами Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
21 июля 2021 года решением ответчика № ему было отказано в назначении досрочной государственной и страховой пенсии по старости, в связи с не достижением пенсионного возраста. По сведениям Управления Пенсионного фонда РФ период проживания в зоне с правом на отселение составляет 31 год 0 месяцев 10 дней, что позволяет снизить возраст выхода на пенсию на 5 лет, периоды работы в зоне отселения - 4 года 01 месяц 0 дней, что позволяет снизить возраст выхода на пенсию на 2 года, суммирование величин уменьшения возраста за проживание (работу) в разных зонах радиоактивного загрязнения не предусмотрено, страховой стаж составляет 36 лет 10 месяца 04 дня.
Считает отказ ответчика не основанным на законе и существенно нарушающим ее права, полагает, что имеет право на досрочное назначение пенсии с учетом периодов проживания и работы на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения, в связи с чем, просил признать решение пенсионного органа незаконным, признать за ним право на досрочное назначение пенсии по старости с 9 июля 2021 года.
В судебное заседание истец Жуков С.В. и его представитель Воронов И.С., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, в заявлении просили о рассмотрении дела в их отсутствие, на требованиях настаивали.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в городском округе г. Новозыбков Брянской области (межрайонное), надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не прибыл, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, возражал об удовлетворении требований.
На основании положений ст. 167 ГПК РФ судом определено рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются разделом 4 «Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от Чернобыльской катастрофы» Закона РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон о ЧАЭС) и другими федеральными законами.
В соответствии с п.п. 6, 8 ч. 1 ст.10, п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 166-ФЗ от 15 декабря 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О страховых пенсиях» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Согласно ст. 28.1 Закона о ЧАЭС гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
В силу ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается при наличии требуемой продолжительности страхового стажа (на 2021 год не менее 12 лет) и наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 21,0.
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше для мужчин - 50 лет (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости -10 лет).
Частью 1 статьи 13 Закона о ЧАЭС к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающее) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7); граждане постоянно проживающие (работающие) на территории зоны отселения (пункт 9) до их переселения в другие районы.
Статья 35 Закона о ЧАЭС предусматривает, что гражданам, указанным в п. 9 ч. 1 ст. 13 настоящего закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного ч. 2 ст. 28.1 настоящего Закона, на 3 года и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более чем на 7 лет в общей сложности.
Согласно ст. 33 Закона о ЧАЭС, гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Жуков С.В. с 26 апреля 1986 года по настоящее время зарегистрирован и проживает в д. Карпиловка Злынковского района Брянской области, территория которой согласно Постановлениям Правительства РФ «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 18 декабря 1997 года № № от 8 октября 2015 года относится к зоне проживания с правом на отселение, что подтверждается сведениями справки № 426 от 28 июля 2021 года, выданной Спиридоновобудской сельской администрацией <адрес>, данными удостоверения (л.д. 12, 16).
8 июля 2021 года Жуков С.В., по достижении возраста 53 лет, обратился в ГУ УПФР в городском округе город Новозыбков Брянской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной государственной пенсии по старости в соответствии с п. 6, 8 ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 166-ФЗ от 15 декабря 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» со снижением возраста выхода на пенсию в соответствии со ст.ст. 33, 35 Закона о ЧАЭС, а также о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со ст.8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» со снижением возраста выхода на пенсию в соответствии с нормами Закона о ЧАЭС.
21 июля 2021 года решением ГУ УПФ РФ в городском округе г. Новозыбков Брянской области (межрайонное) истцу было отказано в назначении досрочной государственной и страховой пенсии по старости, в связи с не достижением пенсионного возраста. По сведениям Управления Пенсионного фонда РФ период проживания в зоне с правом на отселение составляет 31 год 00 месяцев 10 дней, что позволяет снизить возраст выхода на пенсию на 5 лет, периоды работы в зоне отселения с 3 февраля 2003 года по 7 декабря 2003 года, с 15 декабря 2003 года по 22 ноября 2004 года, с 30 ноября 2004 года по 31 июля 2005 года, с 8 августа 2005 года по 15 декабря 2006 года, с 30 декабря 2006 года по 6 апреля 2007 года – всего 4 года 01 месяц 0 дней, что позволяет снизить возраст выхода на пенсию на 2 года, суммирование величин уменьшения возраста за проживание (работу) в разных зонах радиоактивного загрязнения не предусмотрено, страховой стаж составляет 36 лет 10 месяца 04 дня.
Вместе с тем, согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в определении N 403-О от 11 июля 2006 года, из приведенных положений Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» в их взаимосвязи следует, что величина снижения пенсионного возраста обусловливается статусом гражданина на момент обращения за назначением пенсии: право на снижение пенсионного возраста на первоначальную величину граждане имеют независимо от места проживания в момент обращения за пенсией (на той же территории, на территории, по решению Правительства Российской Федерации переведенной в другую зону, или на любой территории, куда они могли выехать по собственному выбору), право же на снижение пенсионного возраста с учетом дополнительного его уменьшения граждане имеют, если на момент обращения за пенсией они постоянно проживают в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.
Таким образом, Закон гарантировал гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы (ст. 3 Закона о ЧАЭС) в частности путём назначения пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию. Эта мера - наряду с мерами социальной поддержки, направленными на возмещение вреда здоровью - в определённой степени носит компенсационный характер.
Право на досрочное назначение пенсии указанным гражданам должно быть обеспечено с учётом периода проживания или работы на территории каждой из зон радиоактивного загрязнения независимо от того, на какой территории они проживают на момент обращения за пенсией и назначение данного вида пенсии по двум зонам - это одно и тоже основание.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Жуков С.В. проживает в зоне с правом на отселение 31 год 00 месяцев 10 дней, что позволяет снизить возраст выхода на пенсию на 5 лет, периоды работы истца в зоне отселения с с 3 февраля 2003 года по 7 декабря 2003 года, с 15 декабря 2003 года по 22 ноября 2004 года, с 30 ноября 2004 года по 31 июля 2005 года, с 8 августа 2005 года по 15 декабря 2006 года, с 30 декабря 2006 года по 6 апреля 2007 года (л.д. 8-11) составляют 4 года 01 месяц 00 дней, что позволяет снизить возраст выхода на пенсию на 2 года, что не оспаривается ответчиком.
Таким образом, исходя из положений, установленных ст. 33 и ст. 35 Закона о ЧАЭС Жуков С.В. с учётом проживания и работы в двух зонах радиоактивного заражения, при наличии необходимого страхового стажа работы, имеет право на уменьшение возраста выхода на пенсию на 7 лет.
В силу п. 1 ст. 23 Федерального закона «О государственном обеспечении в Российской Федерации» пенсия, предусмотренная настоящим Федеральным законом, независимо от ее вида назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее. Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года, страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. В данном случае право на досрочное назначение пенсии возникло у истца по достижении возраста 53 лет.
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, признании решения ГУ УПФ РФ в городском округе г. Новозыбков Брянской области (межрайонное) № от 21 июля 2021 года незаконным и признает право истца на досрочное назначение пенсии по старости с 9 июля 2021 года.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Жукова С.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе г. Новозыбков Брянской области (межрайонное) о признании решения незаконным, признании права на досрочное назначение пенсии по старости удовлетворить.
Признать, начиная с 9 июля 2021 года, право Жукова С.В. на досрочное назначение пенсии по старости со снижением возраста выхода на пенсию в соответствии с нормами Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе г. Новозыбков Брянской области (межрайонное) назначить и выплачивать Жукову С.В. пенсию по старости с 9 июля 2021 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Новозыбковский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Т.М. Ляшкова
Мотивированное решение изготовлено 27 августа 2021 года.