Именем Российской Федерации
28 января 2013 года г. МытищиМытищинский городской суд Московской области в составе: судьи Н.В. Тюшляевой, при секретаре Порватове А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-789/13 по исковому заявлению ФИО3 к Администрации городского поселения Мытищи, Министерству Обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
У С Т А Н О В И Л:
Прохоров И.В. обратился в суд с иском к Администрации городского поселения Мытищи, о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, мотивируя свои требования тем, что является нанимателем двухкомнатной квартиры, общей площадью № кв.м., расположенной по адресу: <адрес>. Указанная квартира предоставлена на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Центральной КЭЧ г. Москвы. Полагал, что имеет безусловное право на приватизацию указанной квартиры. Он обращался в Администрацию городского поселения Мытищи по вопросу приватизации жилого помещения, однако, в приватизации указанного жилого помещения ему было необоснованно, по его мнению, отказано. Просил признать за ним право собственности на <адрес> в <адрес> в порядке приватизации (л.д.3).
В судебном заседании представитель истца по доверенности Зорилова Л.Н. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить (л.д. ).
Представитель Администрации городского поселения Мытищи Московской области в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором указал, что спорное жилое помещение не входит в перечень муниципальных унитарных предприятий, муниципальных учреждений и имущества, передаваемых в собственность городского поселения Мытищи в соответствии с Законом Московской области от 28 декабря 2006 года № 251/2006 – ОЗ «О разграничении муниципального имущества между Мытищинским муниципальным районом и вновь образованными поселениями, входящими в его состав», таким образом, Администрация городского поселения Мытищи является ненадлежащим ответчиком по данному гражданскому делу (л.д. 16).
Представитель Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен (л.д.21).
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению, учитывая следующее.
Из материалов дела следует, что <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>, была предоставлена ФИО1 и членам его семьи : ФИО3 (сын), ФИО2 (жена), на основании ордера №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Центральной КЭЧ г. Москвы (л.д. 4).
Прохорова Н. Г. умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти (л.д. 22).
Прохоров В. К. умер ДД.ММ.ГГГГ г.р., что подтверждается свидетельством о смерти (л.д. 23).
В настоящее время в указанной квартире проживает и зарегистрирован по месту жительства Прохоров И. В., что подтверждается выпиской из домовой книги и копией финансового лицевого счета, из которых следует также, что квартира находится в государственной собственности (л.д. 7,8).
Как усматривается из письменного ответа Администрации городского поселения Мытищи Прохорову И. В., было отказано в приватизации спорной квартиры по тому основанию, что дом, в котором расположено спорное жилое помещение, исключен Распоряжением Правительства РФ №-Р ДД.ММ.ГГГГ из списка закрытых, но в муниципальную собственность городского поселения Мытищи не передавался (л.д.5).
В соответствии с Законом РФ от 4 июля 1991 г. №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ», приватизации подлежат жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), занимаемые гражданами на условиях социального найма.
Так, согласно ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества, предусмотренные ГК РФ положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
Таким образом, при определении порядка приобретения и прекращения права собственности применяются законы о приватизации и, лишь при отсутствии таковых, нормы ГК, при этом нормы законов о приватизации имеют приоритет по отношению к общим положениям ГК о порядке приобретения и прекращения права собственности. Следовательно, при оценке законности той или иной сделки, нужно прежде всего опираться на законодательство о приватизации. В этой связи следует учитывать, что ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", был принят в соответствии с нормами ГК РФ.
Между тем, исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
На необходимость строгого соблюдения установленного законом порядка передачи жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда в собственность граждан указывается в п.п.3-5, 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (Бюллетень ВС РФ, 1993, N 11, с.2-4).
Требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору найма или аренды, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность, в том числе совместную либо долевую.
Таким образом, одной стороной по договору передачи имущества (жилых помещений), находящегося в государственной или муниципальной собственности: являются граждане, которые занимают жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма; другой - наймодатель. Это лицо, которое является собственником жилищного фонда, или уполномоченные им органы, государственные и муниципальные предприятия (учреждения), за которыми жилищный фонд закреплен на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (ст. 294 и 296 ГК РФ). Указанное положение (предоставление права принимать решение о передаче недвижимого имущества государственным (муниципальным) предприятиям и учреждениям, за которыми жилищный фонд закреплен на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) не противоречит гражданскому законодательству, поскольку как было указано, согласно ст. 217 ГК РФ законы о приватизации государственного и муниципального имущества (к которым относится и Закон о приватизации) могут устанавливать иной порядок приобретения и прекращения права собственности, чем порядок, предусмотренный нормами ГК РФ.
Статьей 8 Закона "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" установлено, что решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. Должностные лица, виновные в нарушении требований части первой настоящей статьи, привлекаются к ответственности в установленном порядке. В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Провозглашенный в ГК принцип свободы договора в данном случае касается только граждан, желающих приватизировать занимаемое ими жилье. В отношении их контрагентов - собственников жилья Закон о приватизации допускает понуждение заключить договор. Если гражданин выразил желание приватизировать жилье, собственник обязан заключить с ним договор на условиях, предусмотренных Законом о приватизации и иными правовыми актами.
Учитывая приведенные положения закона, а также то, что истец пользуется квартирой № по адресу: <адрес> на условиях социального найма, в приватизации иных жилых помещений не участвовал, его право на спорную квартиру никто не оспаривает, суд приходит к выводу о том, что истец имеет безусловное право на приватизацию спорного жилого помещения и за ним должно быть признано право собственности на указанную квартиру.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.1,2,8 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", ст.217, 445 ГК РФ, ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО3 – удовлетворить.
Признать за ФИО3 право собственности на <адрес>, по адресу: <адрес>, в порядке приватизации.
Настоящее решение является основанием для регистрации права собственности ФИО3 на указанную квартиру в органах государственной регистрации.
Решение может быть обжаловано в Мособлсуд через Мытищинский городской суд в течение месяца.
Судья Тюшляева Н.В.