Решение по делу № 2-536/2015 от 07.08.2015

Дело № 2-536/15

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с.Новокаякент 27 октября 2015 года.

     Каякентский районный суд РД в составе председательствующего судьи Магомедова А.М., при секретаре Байрамбековой Н.М., с участием истца помощника прокурора <адрес> РД Нуралиева А.М., ответчика Б.Б.М., рассмотрев исковое заявление прокурора <адрес> РД к главе МО «<адрес>» Б.Б.М. о возмещении имущественного вреда в сумме 120 319 рублей, причинённого МО «<адрес>»,

У с т а н о в и л:

<адрес> РД обратился в суд с исковым заявлением к главе МО «<адрес>» Б.Б.М. о возмещении имущественного вреда в сумме 120 319 рублей, причинённого МО «<адрес>».

В поддержание иска прокурора <адрес> - помощник прокурора района Нуралиев А.М. в судебном заседании просил удовлетворить исковые требования прокурора района по изложенным в исковом заявлении основаниям, из которых следует, что решением Собрания депутатов МО «<адрес>» от 20.01.2012г. постановлено повысить денежное вознаграждение главе МО «<адрес>». На основании указанного решения Собрания депутатов МО «<адрес>» главой МО «<адрес>» принято аналогичное распоряжение о повышении денежного вознаграждения главе МО «<адрес>».

Решение Собрания депутатов МО «<адрес>» от 20.01.2012г. в части установления нормативов формирования расходов на оплату труда главы МО «<адрес>» принято в нарушение положений постановления Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ «О нормативе формирования расходов на оплату труда лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы в <адрес>».

Согласно указанному Постановлению Правительства РД денежное вознаграждение глав МО городских и сельских поселений должно формироваться по пункту 6 постановления Правительства, а не по пункту 5.

Приведенные решение Собрания депутатов МО «<адрес>» (п.5 решения) вынесено с нарушением требований постановления Правительства РД от 14.07.2010г. «О нормативах формирования расходов на оплату труда лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы в <адрес>» и Бюджетного кодекса РФ.

В соответствии с постановлением Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ нормативы расходов на оплату труда лиц, замещающих муниципальные должности в сельских поселениях, в том числе глав МО поселений определяются с учетом положений п.6 постановления и раздела 2 приложения к данному постановлению.

Согласно названному постановлению Правительства РД МО «<адрес>» с численностью населения от 1,5 до 5 тыс. человек относится к 4-й группе оплаты труда.

В соответствии с п.6 указанного постановления Правительства РД для муниципальной должности «глава муниципального образования» данной группы денежное вознаграждение предусматривается в размере 9210 рублей в 2011-2012 годах, 9762,6 руб. -в 2013 г. и 10299,5 руб. -в 2014г., ежемесячное денежное поощрение - из расчета 0,6 денежного вознаграждения, материальная помощь - из расчета 2-х денежных вознаграждений в год и единовременная выплата (пособии на лечение) при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска-из расчета 2-х денежных вознаграждений в год. Иные выплаты и надбавки не предусмотрены.

Однако в нарушение данной нормы к денежному вознаграждению главы МО «<адрес>» применены дополнительные выплаты, регламентированные в соответствии с п. 5 постановления Правительства РД для лиц, замещающих должность главы или председателя представительного органа муниципальных районов и городских округов, то есть ежемесячное денежное поощрение - из расчета 1,7 денежного вознаграждения; ежеквартальное денежное поощрение - из расчета 1 денежного вознаграждения; материальная помощь - из расчета 2-х денежных вознаграждений в год; единовременная выплата (пособие на лечение) при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска - из расчета 2-х денежных вознаграждений в год; ежемесячная выплата за работу со сведениями, составляющими государственную <данные изъяты>, - из расчета 0,33 денежного вознаграждения; премии - из расчета 3-х денежных вознаграждений в год.

Кроме того, согласно п. 2 ст. 136 Бюджетного кодекса РФ муниципальные образования, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 10 процентов собственных доходов местного бюджета, начиная с очередного финансового года, не имеют права превышать установленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и (или) содержание органов местного самоуправления.

Таким образом, в результате нарушения вышеуказанных нормативов формирования расходов на оплату труда главой МО «<адрес>» Б.Б.М. незаконно получены денежные средства в сумме 120 319 рублей и тем самым причинен ущерб бюджету МО «<адрес>» на указанную сумму.    

Факт незаконного установления нормативов расходов и получения денежных средств главой МО «<адрес>» подтверждено и актом проверки законности полученных денежных средств главами МО по <адрес>, проведенный председателем Контрольно-счетной палаты MP «<адрес>» А.Б.М. и специалистом 1 категории М.И.М. вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно п. 3 ст.35 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если того требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.

Просит взыскать с Б.Б.М. в пользу МО «<адрес>» <адрес> РД имущественный вред в сумме 120 319 рублей.

Ответчик Б.Б.М. исковые требования прокурора района не признал, просил в их удовлетворении отказать и пояснил, что Собрания депутатов МО «<адрес>», приняло решение в рамках своих полномочий. Он же исполнял решения собрания депутатов. Постановление Правительства РД носит не обязательный, а рекомендательный характер. Не устанавливает юридическую ответственность органов и должностных лиц за его неисполнение. Также не исключает возможность самостоятельного установления органами местного самоуправления порядка и размера выплаты вознаграждения лицам, замещающим должности в муниципальных образованиях.

Согласно п.2 ст. 53 ФЗ-131 « Об общих принципах местного самоуправления в <адрес>» и п.2 ст.52 Закона Республики Дагестан «О местном самоуправлении в <адрес>» и п.2 ст.55 Устава МО «<адрес>», решением собрания депутатов сельского поселения определяются размеры и условия оплаты труда депутатов, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе.

Исследовав материалы дела, выслушав мнения истца, ответчика, суд считает, что в удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> РД следует отказать по следующим основаниям.

<адрес> РД обратился в суд с указанными выше требованиями, которые мотивированы тем, что в нарушение положений постановления Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ «О нормативе формирования расходов па опиату труда лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы в <адрес>» решением Собрания депутатов МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ в части установления нормативов формирования расходов на оплату труда главы МО «<адрес>»о повышении денежного вознаграждения главе МО «<адрес>»» денежное вознаграждение главе МО «<адрес>» сформировано по пункту 5 указанного постановления Правительства РД, когда как согласно указанному Постановлению Правительства РД денежное вознаграждение глав МО городских и сельских поселений должно формироваться по пункту 6 постановления Правительства РД, а не по пункту 5.

Как усматривается из материалов дела, решением Собрания депутатов сельского поселения МО «<адрес>», Каякентского района РД, в соответствии с ч. 2 ст. 53 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 2 ст. 55 Устава МО «<адрес>» и постановлением Правительства РД от 14.07.2010 № 252, утверждены нормативы формирования расходов на оплату труда лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы в муниципальном образовании «<адрес>».

Согласно п. 4 раздела 1 указанных нормативов, нормативы формирования расходов на оплату труда главы муниципального образования включают в себя расходы на выплату денежного вознаграждения из расчета 9210 рублей, к которому предусматриваются расходы на следующие дополнительные выплаты: - ежемесячное денежное поощрение - из расчета 1,7 денежного вознаграждения; - ежеквартальное денежное поощрение - из расчета 1 денежного вознаграждения; - материальная помощь - из расчета 2-х денежных вознаграждений в год; - единовременная выплата (пособие на лечение) при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска - из расчета 2-х денежных вознаграждений в год; - ежемесячная выплата за работу со сведениями, составляющими государственную <данные изъяты> - из расчета 0,33 денежного вознаграждения: - премии - из расчета 3-х денежных вознаграждений в год.

В соответствии с п. 5.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации органов местного самоуправления» гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 2 ст. 53 указанного закона установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда, в том числе выборных должностных лиц местного самоуправления.

Согласно п. 1 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления.

Нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и (или) содержание органов местного самоуправления и обеспечения их соблюдения органами местного самоуправления (далее - нормативы), устанавливаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации для муниципальных образований, которые указаны в п. 2, п. 3 и п. 4 ст. 136 Бюджетного кодекса РФ.

Пунктом 4 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом РФ. Данные требования содержатся в п. 2 ст. 136 Бюджетного кодекса РФ.

Требования Бюджетного кодекса РФ позволяют высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливать как нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, так и нормативы формирования расходов на содержание органов местного самоуправления, причем как по отдельности, так и одновременно.

Учитывая норму п. 2 ст. 136 Бюджетного кодекса РФ, под нормативом в данном случае может пониматься как абсолютная, так и относительная величина, характеризующая расходы на оплату груда вышеуказанных категорий работников и (или) содержание органов местного самоуправления.

При установлении нормативов на содержание органов местного самоуправления и/или оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, необходимо учитывать, что полномочие, которым наделен высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в силу норм, содержащихся в п. 2 ст. 136 Бюджетного кодекса, не позволяет субъекту Российской Федерации напрямую ограничивать, а по сути устанавливать размер оплаты груда лиц, замещающих муниципальные должности, и муниципальных служащих путем установления максимальных размеров должностных окладов, ежемесячных и иных дополнительных выплат по соответствующим должностям, порядка формирования фонда оплаты труда, а также штатную численность органов местного самоуправления.    

Данное подтверждается и Методическими рекомендациями Министерства финансов РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления по регулированию межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях» (Письмо Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ ).

Положения о самостоятельности органов местного самоуправления в определении размера и условий оплаты труда муниципальных служащих закреплены и в Федеральном законе от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Таким образом, установление условий оплаты труда должностных лиц органов местного самоуправления относится к компетенции соответствующего муниципального образования.

Согласно п. 2 постановления Правительства РД от 14.07.2010 № 252 «О нормативе формирования расходов на оплату труда лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы в Республике Дагестан» органам местного самоуправления рекомендовано устанавливать размеры денежного вознаграждения и дополнительных выплат лицам, замещающим муниципальные должности, а также размеры должностных окладов, окладов за классный чин, ежемесячных и иных дополнительных выплат лицам, замещающим должности муниципальной службы, применительно к нормативам, утвержденным настоящим постановлением.

В числе рекомендованных нормативов предусмотрены и условия оплаты труда лиц, замещающих должность главы муниципального образования, которые определены пунктами 4 и 5 Нормативов формирования расходов на оплату труда лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы в Республике Дагестан, утвержденных постановлением Правительства РД от 14.07.2010 № 252.

Министерству труда и социального развития РД по согласованию с Министерством финансов РД предписано давать разъяснения по вопросам, связанным с применением настоящего постановления (п. 3 указанного постановления Правительства РД от 14.07.2010 № 252).

Как следует из письма Министерства финансов РД от 06 июля 2015 года № 47 в ответ на обращение администрации МО «сельсовет Нововикринский», установление нормативным правовым актом сельского поселения условий оплаты труда лица, замещающего должность главы муниципального поселения, с учетом нормативов, установленных пунктами 4 и 5 Нормативов формирования расходов на оплату труда лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы в Республике Дагестан, утвержденных постановлением Правительства РД от 14.07.2010 № 252, соответствует действующему законодательству Российской Федерации.

Законом Республики Дагестан от 29 декабря 2006 года №78 установлены денежное вознаграждение и дополнительные выплаты для лиц, замещающих государственные должности в Республике Дагестан, аналогичное содержится и в пункте 5 Постановления Правительства РД №252, для лиц замещающих должность Главы муниципального образования.

Пунктом 2 Постановления Правительства РД от 14.07.2010 года № 252 рекомендуется органам местного самоуправления устанавливать размеры денежного вознаграждения и дополнительных выплат лицам, замещающим муниципальные должности, а также размеры должностных окладов, окладов за классный чин, ежемесячных и иных дополнительных выплат лицам, замещающим должности муниципальной службы, применительно к нормативам, утвержденным настоящим постановлением.

В соответствии с п.3 данных нормативов конкретные размеры денежного вознаграждения и дополнительных выплат лицам, замещающим муниципальные должности, должностных окладов, окладов за классный чин, ежемесячных и иных дополнительных выплат муниципальным служащим, а также порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством.

В соответствии с п.2 ст.53 ФЗ-131 «Об общих принципах местного самоуправления в РФ», п.2 ст.52 Закона Республики Дагестан «О местном самоуправления в Республике Дагестан» и п.2 ст.55 Устава МО «<адрес>», решением Собрания депутатов сельского поселения определяются размеры и условия оплаты труда депутатов, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, Главы муниципального образования, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливаются муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения. Пунктом 5 Постановления Правительства РД от 14.07.2010г №252 предусматриваются дополнительные выплаты для лиц, замещающих должность главы муниципального образования, который и в МО «<адрес>» предусмотрен и является высшим должностным лицом муниципального образования.

Решением Собрания депутатов МО «<адрес>»» от ДД.ММ.ГГГГ установлены нормативы формирования расходов на оплату труда Главе МО «<адрес>». Правильность принятого решения также подтверждает и Министерство Финансов РД в своем письме от 07.07.2015 года № 05-18\15 на обращение Администрации МО «сельсовет Нововикринский», в котором сообщается, что установление нормативным актом сельского поселения условий оплаты груда лица, замещающего должность главы муниципального поселения, с учетом нормативов, установленных пунктами 4 и 5 Нормативов формирования расходов на оплату труда лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы в Республике Дагестан, утвержденных Постановлением Правительства Республики Дагестан от 14 июля 2010 года №252, соответствует действующему законодательству Российской Федерации.

Согласно ст.47 Бюджетного кодекса РФ, к собственным доходам бюджетов относятся:

налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством о налогах и сборах; неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований;(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ); доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных поступлений, за исключением субвенций(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ).

Процедура повышения оплаты труда глав соответствующих сельских муниципальных образований в МР «Каякентский район» одинакова во всех сельских поселениях по форме, содержанию, порядку реализации, по ссылке на нормативные акты и т.д. Действиям соответствующих муниципальных образований сельских поселений по формированию расходов на оплату труда главы соответствующих МО дана оценка Верховным судом Республики Дагестан, а именно приговор Каякентского районного суда от 08.06.2015года в отношении главы МО «<адрес>» Алиева Дж.А. осужденного по ч.3 ст.160 УК РФ по факту незаконного превышения и получения заработной платы на сумму 821 295рублей отменён судебной коллегией по уголовным делам Верховного суда РД за отсутствием состава преступления в действиях Алиева Дж. А. и он оправдан. Данное апелляционное определение Верховного суда РД вступило в законную силу, что свидетельствует тому, что бюджету МО «<адрес>» действиями Алиева Дж. А. ущерб не причинён.

Более того, апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда РД от 06.10.2015года отменено решение Каякентского районного суда РД от 16 июля 2015года о признании решения Собрания депутатов МО «сельсовет Нововикринский» от 20.01.2012 № 11-3 «О нормативах формирования расходов на оплату труда лиц, замещающих муниципальные должности и должности муниципальной службы в МО «сельсовет Нововикринский» Каякентского района РД в части установления нормативов формирования расходов на оплату груда главы МО «сельсовет Нововикринский» недействующим со дня его принятия. Данным определением судебной коллегии Верховного суда РД указанное решение собрания депутатов МО «сельсовет Нововикринский» от 20.01.2012 № 11-3 о повышении денежного вознаграждения главе МО «сельсовет Нововикринский», признано обоснованным и соответствующим действующему законодательству.

В соответствии с ч.2 ст.61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Согласно ч.4 указанной статьи, вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесен приговор суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.

Таким образом, суд приходит к выводу, что аналогичными действиями главы МО «<адрес>» <адрес> РД Б.Б.М., бюджету МО «<адрес>» ущерб не причинён.

Анализируя приведенные положения законодательства, суд приходит к выводу, что оспариваемые прокурором положения решения Собрания депутатов сельского поселения «<адрес>» им не противоречат.

При таких обстоятельствах, требования прокурора <адрес> о взыскании с главы МО «<адрес>» Б.Б.М., полученную им заработную плату в сумме 120 319 рублей, суд считает не обоснованным и не подлежащими удовлетворению, поскольку решение Собрания депутатов о повышении денежного вознаграждения главе МО «<адрес>» принято в пределах полномочий сельского Собрания депутатов, установленные размеры оплаты и условия труда определены самостоятельно при наличии кворума, в соответствии с действующим законодательством.

Суд считает доводы, заявленные истцом как основание для удовлетворения требований, нормативно не обоснованными и не имеющими значения, для удовлетворения искового заявления. Следовательно, исковые требования прокурора района являются не обоснованными и в их удовлетворении следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, районный суд,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> РД к главе МО «<адрес>» » Б.Б.М. о возмещении имущественного вреда причинённого МО «<адрес>» в сумме 120 319 рублей, отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                  А.М.Магомедов.

2-536/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокуратура Каякентского района РД
Ответчики
Булатов Б.М.
Суд
Каякентский районный суд Республики Дагестан
Дело на странице суда
kajakentskiy.dag.sudrf.ru
07.08.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.08.2015Передача материалов судье
10.08.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.08.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.08.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.08.2015Судебное заседание
21.09.2015Судебное заседание
05.10.2015Судебное заседание
27.10.2015Судебное заседание
27.10.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее