К делу № 2а-12290/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 ноября 2018 г. г. Краснодар
Прикубанский районный суд г. Краснодара в составе
председательствующего судьи Дворникова В.Н.
секретаря судебного заседания Смирнова А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Столыпина К.А. к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар о признании отказа незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Столыпин К.А. обратилcя в суд с административным иском к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар о признании незаконным отказа от ДД.ММ.ГГГГ в формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом <адрес>; обязании осуществить весь комплекс мер по формированию и постановке на кадастровый учет земельного участка под многоквартирным жилым домом <адрес>
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ департамент архитектуры и градостроительства администрации МО г. Краснодар в очередной раз отказал в формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом <адрес>, в котором на праве общей долевой собственности Столыпину К.А. принадлежит <данные изъяты> доли квартиры №. Данный отказ мотивирован тем, что согласно Правилам землепользования и застройки на территории МО город Краснодар, утв. решением Городской Думы Краснодара от ДД.ММ.ГГГГ № п. 6 (далее - Правила землепользования и застройки) земельный участок по <адрес> расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами в границах застройки Ж.1.1.), которая не предусматривает образование земельных участков с видом разрешенного использования «Малоэтажные жилые застройки». В соответствии с п. 4 ст. 7 Правил землепользования и застройки, виды разрешенного земельных участков и объектов капитального строительства, не предусмотренные п. II указанных Правил, являются не разрешенными для соответствующей территориальной зоны и не могут быть разрешены, в том числе и путем процедур специальных согласований. Учитывая изложенное, сформировать указанный земельный участок не представляется возможным.
По мнению административного истца, данный отказ административного ответчика является незаконным по следующим основаниям. Административному истцу принадлежит на праве обшей долевой собственности <данные изъяты> доли квартиры № в многоквартирном жилом доме <адрес>. Согласно исторической справке, выданной Филиалом ГУП КК «Крайтехинвентаризация-Краевое БТИ» по г. Краснодару от ДД.ММ.ГГГГ, собственниками квартир в многоквартирном жилом доме <адрес> являются: 1) Кв. № - Столыпин К.А. и ФИО3 по <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности; 2) Кв. № - ФИО4 и ФИО5 по 1/2 доли в праве общей долевой собственности; 3) Кв. №- ФИО6; 4) Кв. № - Местный Совет. Данный жилой дом является многоквартирным (4-х-квартирный), 1957 года постройки, возведенный на основании Протокола № заседания исполнительного комитета Краснодарского городского Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ В состав возведенного домовладения, согласно данным технической инвентаризации того периода, входили: основное строение литер «А» - многоквартирный жилой дом, а также многочисленные строения вспомогательного назначения, к которым относились, в том числе, сараи, гаражи, уборные. Согласно данным технической инвентаризации того периода, экспликация земельного участка следующая: по фактическому пользованию <данные изъяты> кв.м.; застроенная <данные изъяты> кв.м.; не застроенная <данные изъяты> кв.м. Инвентаризация данного домовладения и земельного участка проводилась в 1957, 1970, 1971, 1987 и 1993 годах. На сегодняшний день, согласно актуальным данным технической инвентаризации, состав домовладения и экспликация земельного участка не изменились. В интересах собственников квартир многоквартирного жилого дома в адрес административного ответчика ДД.ММ.ГГГГ обратилась ФИО9 по поводу формирования земельного участка под многоквартирным жилым домом. Письмом заместителя директора департамента архитектуры и градостроительства администрации МО город Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ (исх. №доп.) собственникам квартир отказано в формировании земельного участка под данным многоквартирным жилым домом. Отказ мотивирован тем, что согласно имеющейся в департаменте архитектуры информации ЕГРН содержит сведения о земельном участке с кадастровым номером № по <адрес> декларированной площадью <данные изъяты> кв.м, и видом разрешенного использования - «ИЖС». Исходя из полученного письма, следует вывод, что земельный участок был поставлен на кадастровый учет в противоречие правоустанавливающему документу и в противоречие техническим документам на домовладение и земельный участок, содержащим сведения о занимаемой территории. Данные противоречия заключались в площади земельного участка, а также в виде разрешенного использования. По результатам личного приема представителя собственников квартир многоквартирного жилого дома в департаменте архитектуры и градостроительства администрации МО город Краснодар было разъяснено, что в целях приведения сведений о земельном участке в соответствии с его соответствии с техническими документами на домовладение и земельный участок, необходимо сперва снять земельный участок с кадастрового учета, а затем вновь его поставить, но уже с учетом представленной соответствующей документацией. Прикубанского районного суда г. Краснодара от ДД.ММ.ГГГГ по делу л №, вступившее в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, сведения о земельном участке с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, из сведений ЕГРН, исключены (снят). В интересах собственников квартир многоквартирного жилого дома ФИО9 вновь обратилась в адрес административного ответчика по поводу формирования земельного участка под многоквартирным жилым домом, но уже с учетом представленной соответствующей документацией. Письмом исполняющего обязанности директора департамента архитектуры и градостроительства администрации МО город Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ (исх. №) собственникам квартир вновь отказано в формировании земельного участка под данным многоквартирным жилым домом. Отказ мотивирован тем, что в ходе рассмотрения возможности формирования земельного участка под многоквартирным жилым домом департаментом направлено письмо в адрес Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю с приложением заверенной копии решения Прикубанского районного суда г. Краснодара от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, для снятия с государственного кадастрового учета земельного участка. В тоже время, в мае 2018 г. в департаменте прошло совещание с участием структурных подразделений администрации МО город Краснодар, а также УФС государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, по результатам которого было установлено, что согласно Правилам землепользования и застройки на территории МО город Краснодар, земельный участок по <адрес> расположен в зоне застройки Ж. 1.1. Данная территориальная зона не предусматривает образование земельного участка с видом разрешенного использования - «малоэтажные жилые дома». Учитывая указанные обстоятельства, сформировать ЗУ по ул. им. Гастелло, 65/1 не представляется возможным. В интересах собственников квартир многоквартирного жилого дома ФИО9 обратилась в адрес административного ответчика с заявлением о нарушении прав жильцов многоквартирного жилого дома, расположенного на территории МО город Краснодар (вхд. № от ДД.ММ.ГГГГ), в котором собственниками квартир были подробно изложены все существенные обстоятельства, а также предложены возможные варианты разрешения сложившейся спорной ситуации в досудебном порядке. Письмом заместителя директора департамента архитектуры и градостроительства администрации МО город Краснодар, начальника отдела территориального планирования от ДД.ММ.ГГГГ (исх. №) собственникам квартир в удовлетворении заявления и, соответственно, в принятии мер по разрешению сложившейся спорной ситуации в досудебном порядке отказано. Отказ мотивирован тем, что прежде чем вносить изменения в Правила землепользования и застройки, необходимо внести изменения в генеральный план, в части изменения функциональной зоны с зоны малоэтажной индивидуальной жилой застройки на зону застройки малоэтажными жилыми домами (2-4 этажа), и в дальнейшем привести Правила землепользования и застройки в соответствии с генеральным планом. ДД.ММ.ГГГГ состоялся личный прием ФИО9, действующей в интересах собственников квартир многоквартирного жилого дома, в департаменте архитектуры и градостроительства администрации МО город Краснодар, по результатам которого исполняющим обязанности директора департамента было вновь отказано в формировании земельного участка по вышеуказанным основаниям. В рамках данного личного приема ФИО9 обращалась в адрес административного ответчика письменной форме (вхд. № от ДД.ММ.ГГГГ). Письмом исполняющего обязанности директора департамента от ДД.ММ.ГГГГ (исх. №) в формировании земельного участка отказано по тем же основаниям. Письмом первого заместителя руководителя департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ (исх. №) сообщено, что положениями ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, а также осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа относятся к вопросам местного значения городского округа. Полномочия органов местного самоуправления осуществляются ими самостоятельно. В рамках подпрограммы «Подготовка градостроительной землеустроительной документации на территории Краснодарского края» государственной программы Краснодарского края «Комплексное и устойчивое развитие Краснодарского края в сфере строительства и архитектуры» запланировано выделение субсидий за счет краевого бюджета МО город Краснодар на подготовку изменений в генеральный план города. По информации администрации города, для выполнения условий софинансирования указанной подпрограммы в местном бюджете расходы предусмотрены в полном объеме. Работа по внесению изменений в генеральный план МО город Краснодар будет продолжена после выделения средств бюджета. Письмом заместителя директора департамента архитектуры и градостроительства администрации МО город Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ (исх. №) собственникам квартир в многоквартирном жилом доме в формировании земельного участка в очередной раз отказано по тем же основаниям. По мнению административного истца, отказ административного ответчика в формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом по основаниям, изложенным в вышеуказанных письмах, является незаконным по следующим основаниям. Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие ЖК РФ, и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. В случае если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие ЖК РФ, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Административный истец Столыпин К.А. в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика по доверенности Батлук А.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.
Заинтересованное лицо – Управление Росреестра по Краснодарскому краю в судебное заседание не явилось, о месте и времени его проведения было уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщило.
В соответствии с ч. 2 ст. 150 КАС РФ, лица, участвующие в деле, а также их представители в случаях, если представители извещены судом и (или) ведение гражданами административного дела с участием представителя является обязательным, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Лица, участие которых при рассмотрении административного дела в силу закона является обязательным или признано судом обязательным, должны сообщить о причинах неявки в судебное заседание и представить суду соответствующие доказательства. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.
Согласно ч. 6 ст. 226 КАС РФ, лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
На основании изложенного, суд посчитал возможным рассмотреть настоящее административное дело в отсутствие заинтересованного лица.
Суд, выслушав позиции сторон, считает что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ департамент архитектуры и градостроительства администрации МО г. Краснодар отказал в формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом <адрес>, в котором на праве общей долевой собственности Столыпину К.А. принадлежит <данные изъяты> доли квартиры №
Данный отказ мотивирован тем, что согласно Правилам землепользования и застройки на территории МО город Краснодар, утв. решением Городской Думы Краснодара от ДД.ММ.ГГГГ № п. 6 (далее - Правила землепользования и застройки) земельный участок по <адрес> расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами в границах застройки Ж.1.1.), которая не предусматривает образование земельных участков с видом разрешенного использования «Малоэтажные жилые застройки». В соответствии с п. 4 ст. 7 Правил землепользования и застройки, виды разрешенного земельных участков и объектов капитального строительства, не предусмотренные п. II указанных Правил, являются не разрешенными для соответствующей территориальной зоны и не могут быть разрешены, в том числе и путем процедур специальных согласований. Учитывая изложенное, сформировать указанный земельный участок не представляется возможным.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Кроме того, в соответствии со ст. 226 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; обстоятельств соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения – возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Однако административным ответчиком в нарушение указанной нормы суду не представлено доказательств, свидетельствующих о законности его действий, не представлено отзыва на исковое заявление и каких-либо иных доказательств по делу.
В судебном заседании установлено, что административному истцу принадлежит на праве обшей долевой собственности <данные изъяты> доли квартиры <адрес>
Согласно исторической справке, выданной Филиалом ГУП КК «Крайтехинвентаризация-Краевое БТИ» по г. Краснодару от ДД.ММ.ГГГГ, собственниками квартир в многоквартирном жилом доме <адрес> являются: 1) Кв. № - Столыпин К.А. и ФИО3 по <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности; 2) Кв. № - ФИО4 и ФИО5 по <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности; 3) Кв. №- ФИО6; 4) Кв. № - Местный Совет.
Данный жилой дом является многоквартирным (4-х-квартирный), 1957 года постройки, возведенный на основании Протокола № заседания исполнительного комитета Краснодарского городского Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ
В состав возведенного домовладения, согласно данным технической инвентаризации того периода, входили: основное строение литер «А» - многоквартирный жилой дом, а также многочисленные строения вспомогательного назначения, к которым относились, в том числе, сараи, гаражи, уборные.
Согласно данным технической инвентаризации того периода, экспликация земельного участка следующая: по фактическому пользованию <данные изъяты> кв.м.; застроенная <данные изъяты> кв.м.; не застроенная <данные изъяты> кв.м. Инвентаризация данного домовладения и земельного участка проводилась в 1957, 1970, 1971, 1987 и 1993 годах.
На сегодняшний день, согласно актуальным данным технической инвентаризации, состав домовладения и экспликация земельного участка не изменились.
В интересах собственников квартир многоквартирного жилого дома в адрес административного ответчика ДД.ММ.ГГГГ обратилась ФИО9 по поводу формирования земельного участка под многоквартирным жилым домом.
Письмом заместителя директора департамента архитектуры и градостроительства администрации МО город Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ (исх. №доп.) собственникам квартир отказано в формировании земельного участка под данным многоквартирным жилым домом.
Отказ мотивирован тем, что согласно имеющейся в департаменте архитектуры информации ЕГРН содержит сведения о земельном участке с кадастровым номером 23:43:0139078:34 по ул. им. Гастелло, 65/1, декларированной площадью 348 кв.м, и видом разрешенного использования - «ИЖС». Исходя из полученного письма, следует вывод, что земельный участок был поставлен на кадастровый учет в противоречие правоустанавливающему документу и в противоречие техническим документам на домовладение и земельный участок, содержащим сведения о занимаемой территории. Данные противоречия заключались в площади земельного участка, а также в виде разрешенного использования.
Решением Прикубанского районного суда г. Краснодара от ДД.ММ.ГГГГ по делу л №, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, сведения о земельном участке с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенном по адресу: <адрес>, из сведений ЕГРН, исключены (снят).
В интересах собственников квартир многоквартирного жилого дома ФИО9 вновь обратилась в адрес административного ответчика по поводу формирования земельного участка под многоквартирным жилым домом, но уже с учетом представленной соответствующей документацией.
Письмом исполняющего обязанности директора департамента архитектуры и градостроительства администрации МО город Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ (исх. №) собственникам квартир вновь отказано в формировании земельного участка под данным многоквартирным жилым домом.
Отказ мотивирован тем, что в ходе рассмотрения возможности формирования земельного участка под многоквартирным жилым домом департаментом направлено письмо в адрес Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю с приложением заверенной копии решения Прикубанского районного суда г. Краснодара от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, для снятия с государственного кадастрового учета земельного участка.
В тоже время, в мае 2018 г. в департаменте прошло совещание с участием структурных подразделений администрации МО город Краснодар, а также УФС государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, по результатам которого было установлено, что согласно Правилам землепользования и застройки на территории МО город Краснодар, земельный участок по <адрес> расположен в зоне застройки Ж. 1.1. Данная территориальная зона не предусматривает образование земельного участка с видом разрешенного использования - «малоэтажные жилые дома». Учитывая указанные обстоятельства, сформировать ЗУ по ул. им. Гастелло, 65/1 не представляется возможным.
В интересах собственников квартир многоквартирного жилого дома ФИО9 обратилась в адрес административного ответчика с заявлением о нарушении прав жильцов многоквартирного жилого дома, расположенного на территории МО город Краснодар (вхд. № от ДД.ММ.ГГГГ), в котором собственниками квартир были подробно изложены все существенные обстоятельства, а также предложены возможные варианты разрешения сложившейся спорной ситуации в досудебном порядке.
Письмом заместителя директора департамента архитектуры и градостроительства администрации МО город Краснодар, начальника отдела территориального планирования от ДД.ММ.ГГГГ (исх. №) собственникам квартир в удовлетворении заявления и, соответственно, в принятии мер по разрешению сложившейся спорной ситуации в досудебном порядке отказано.
Отказ мотивирован тем, что прежде чем вносить изменения в Правила землепользования и застройки, необходимо внести изменения в генеральный план, в части изменения функциональной зоны с зоны малоэтажной индивидуальной жилой застройки на зону застройки малоэтажными жилыми домами (2-4 этажа), и в дальнейшем привести Правила землепользования и застройки в соответствии с генеральным планом.
ДД.ММ.ГГГГ состоялся личный прием ФИО9, действующей в интересах собственников квартир многоквартирного жилого дома, в департаменте архитектуры и градостроительства администрации МО город Краснодар, по результатам которого исполняющим обязанности директора департамента было вновь отказано в формировании земельного участка по вышеуказанным основаниям.
В рамках данного личного приема ФИО9 обращалась в адрес административного ответчика письменной форме (вхд. № от ДД.ММ.ГГГГ).
Письмом исполняющего обязанности директора департамента от ДД.ММ.ГГГГ (исх. №) в формировании земельного участка отказано по тем же основаниям.
Письмом первого заместителя руководителя департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ (исх. №) сообщено, что положениями ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, а также осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа относятся к вопросам местного значения городского округа. Полномочия органов местного самоуправления осуществляются ими самостоятельно. В рамках подпрограммы «Подготовка градостроительной землеустроительной документации на территории Краснодарского края» государственной программы Краснодарского края «Комплексное и устойчивое развитие Краснодарского края в сфере строительства и архитектуры» запланировано выделение субсидий за счет краевого бюджета МО город Краснодар на подготовку изменений в генеральный план города. По информации администрации города, для выполнения условий софинансирования указанной подпрограммы в местном бюджете расходы предусмотрены в полном объеме. Работа по внесению изменений в генеральный план МО город Краснодар будет продолжена после выделения средств бюджета.
Письмом заместителя директора департамента архитектуры и градостроительства администрации МО город Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ (исх. №) собственникам квартир в многоквартирном жилом доме в формировании земельного участка в очередной раз отказано по тем же основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии с положениями ст. 16 ФЗ от 29.12.2004 г N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 г. Ц 12-П «По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса РФ, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ.,.», следует, что федеральный законодатель обусловил переход земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимостью формирования данного земельного участка по правилам земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, возложив его осуществление на органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Предусмотрев в ч. 3 ст. 16 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», что в случае если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, не был сформирован до 01.03.2005 г., любое уполномоченное общим собранием собственников помещений в этом доме лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании такого земельного участка, федеральный законодатель преследовал цель обеспечить предоставление собственникам помещений в многоквартирном доме права собственности на общее имущество в этом доме, включая земельный участок, предусмотренное ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 67 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении вопросов, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», следует, что, если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования, однако, по смыслу ч.ч. 3 и 4 ст. 16 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу ст. 305 ГК РФ имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка.
Собственники помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не сформированы, вправе в индивидуальном порядке обращаться в уполномоченные органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлениями о формировании этих земельных участков. Такие заявления являются основанием для осуществления соответствующим органом публичной власти формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. При этом обращение с заявлением о формировании земельного участка имеет целью исключительно юридическое оформление уже существующих отношений. Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания.
В соответствии с постановлением администрации МО город Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка формирования земельных участков под многоквартирными домами за счет средств местного бюджета» проведение работ по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома и иные входящие в состав таких домов объекты недвижимого имущества, в случае если до ДД.ММ.ГГГГ такие земельные участки были не сформированы, осуществляется департаментом архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар на основании обращения лиц, указанных в подп. 2.2.1-2.2.4 п. 2 настоящего постановления. Указанные работы проводятся за счёт средств местного бюджета (бюджета МО город Краснодар на соответствующий финансовый год) и включают в себя проведение полного комплекса работ по формированию указанных земельных участков.
Как следует из полученных от административного ответчика письменных ответов административным истцом в департамент архитектуры и градостроительства были предоставлены все документы, предусмотренные п.п. 2.2.3. и 2.2.4. постановления администрации МО город Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка формирования земельных участков под многоквартирными домами за счет средств местного бюджета» необходимые для оказания данной муниципальной услуги. При этом, перечень необходимых документов является исчерпывающим.
Вместе с тем, административным ответчиком в формировании земельного участка было отказано по причине, независящей от заявителя и иных собственников помещений данного многоквартирного жилого дома, тогда как федеральным законодателем именно на департамент архитектуры и градостроительства муниципального образования возложена обязанность проведения полного комплекса работ, необходимых для формирования земельного участка.
Пунктом 2.2 вышеуказанного постановления Конституционного Суда РФ, разъяснено, что как следует из ст. 16 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка, на котором расположен этот дом, связывается с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета (ч.ч. 2, 3 и 5) и не предполагает принятие органами государственной власти или органами местного самоуправления специального решения о предоставлении конкретного земельного участка, ограничивая их участие в процессе передачи права собственности исключительно вопросами формирования земельного участка (ч. 4).
Учитывая вышеизложенное, суд полагает, что факт расположения спорного многоквартирного жилого дома, введенного в эксплуатацию еще в 1957 году, в зоне застройки индивидуальными жилыми домами в границах г. Краснодара (зона застройки Ж. 1.1.)» не может являться препятствием для формирования и постановки на кадастровый учет земельного участка под указанным многоквартирным жилым номом.
Вопрос, касающийся видов разрешенного использования земельного участка в данной зоне также относится к компетенции местных органов самоуправления.
Из вышеизложенного следует, что органы местного самоуправления, не избрали в досудебном порядке ни один путь решения проблемы, касающейся образования земельного участка под спорным многоквартирным жилым домом, расположенном в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж. 1.1.), чем нарушили право собственников квартир спорного многоквартирного малоэтажного жилого дома, и в частности право административного истца, на образование земельного участка и, соответственно, право на возникновение права общедолевой собственности на земельный участок под многоквартирным жилым домом с момента его формирования и постановки на кадастровый учет.
Кроме того, формирование земельного участка и оформление его в собственность жильцов многоквартирного жилого дома не препятствует органам государственной власти решать вопрос внесения соответствующих изменений в градостроительное и территориальное зонирование города для приведения их в соответствии с настоящим целевым использованием земельного участка.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о незаконности отказа департамента архитектуры и градостроительства администрации МО город Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ в формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом <адрес>.
В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175–181, 218–228 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Столыпина К.А, к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар о признании отказа незаконным удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар от ДД.ММ.ГГГГ в формировании земельного участка под многоквартирным жилым домом <адрес>
Обязать Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар осуществить весь комплекс мер по формированию и постановке на кадастровый учет земельного участка под многоквартирным жилым домом <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Прикубанский районный суд г. Краснодара в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 22.11.2018 г.
Председательствующий: