УИД 77RS0004-02-2022-000160-50
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
адрес 27 июня 2022 года
Гагаринский районный суд адрес, в составе председательствующего судьи Шестакова Д.Г., при помощнике судьи Данзыл-оол С.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2149/2022 по иску Кричевцова Дмитрия Анатольевича к Военному комиссариату адрес, Военному комиссариату адрес, ФКУ «Управление финансового обеспечения фио РФ по адрес и адрес» о признании права на пенсионное обеспечение,
УСТАНОВИЛ:
Истец Кричевцов Д.А. обратился в суд с иском к ответчикам к Военному комиссариату адрес, Военному комиссариату адрес, ФКУ «Управление финансового обеспечения фио РФ по адрес и адрес» о признании за Кричевцовым Д.А. права на получение пенсии за период с 13.06.2019 по 30.12.2019, обязании Военного комиссариата адрес совершить необходимые действия, направленные на назначение и выплату Кричевцову Д.А. пенсии за указанный период в размере сумма, указав в обоснование заявленных требований, что 13.06.2019 Кричевцов Д.А. был уволен с военной службы по тяжёлому состоянию здоровья, однако подать соответствующее заявление и получать причитающиеся ему выплаты он не имел возможности, поскольку его личное дело находилось в неустановленном месте, т.е. фактически на год было утеряно по месту службы. В период с 14.07.2019 по 23.03.2020 Кричевцов Д.А. неоднократно обращался в военный комиссариат адрес, а также к должностному лицу Министерства обороны РФ, ответственному за оформление и передачу его личного дела начальнику отдела кадров и делопроизводства фио РФ для реализации права на подачу заявления о назначении пенсии. Устно Кричевцову Д.А. было сообщено, что его личное дело в военный комиссариат с места службы не поступило, никаких разъяснений по указанному вопросу дано не было, а также не имелось возможности подать заявление о назначении пенсии без приложения необходимых документов. Личное дело Кричевцова Д.А. поступило в военный комиссариат 23.03.2020, однако в связи с введениям Указом мэра Москвы противоэпидемиологических мероприятий в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в тот же день пенсионный отдел военного комиссариата адрес прекратил приём граждан, о чём Кричевцову Д.А. по телефону сообщил начальник пенсионного отдела. В связи с указанными событиями в течение года у Кричевцова Д.А. не было возможности в установленные законом сроки реализовать своё право на пенсионное обеспечение. В июне 2020 года при первой возможности Кричевцов Д.А. подал пакет документов; в августе был вызван для получения военного билета и учётной карточки офицера запаса, а также получил очередной список документов, которые необходимо было собрать для подачи самого заявления на оформления выплаты пенсии. Осенью 2020 года в связи с перенесённой коронавирусной инфекцией Кричевцов Д.А. и члены его семьи соблюдали режим самоизоляции, в связи с чем собрать второй пакет документов и получить заявление о выплате пенсии Кричевцову Д.А. удалось только 30.12.2020.
Истец Кричевцов Д.А. в судебном заседании исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.
Представители ответчиков Военного комиссариата адрес, Военного комиссариата адрес, ФКУ «Управление финансового обеспечения фио РФ по адрес и адрес» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались судом надлежащим образом, направили в адрес суда письменные возражения, в соответствие с которыми просили суд отказать в удовлетворении иска в полном объеме.
Третье лицо ФКУ «Управление финансового обеспечения фио РФ по адрес», о времени и месте рассмотрения дела, извещенное надлежащим образом, явку в судебное заседание представителя не обеспечило, ходатайств об отложении слушания по делу не заявлял.
Суд, выслушав истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему:
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы, в том числе и военнослужащих, проходивших военную службы в Вооружённых силах Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».
В силу п.11 ст.38 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
В соответствии с положениями ст.52 Закона РФ от 12.02.1993 №4468-1, заявления и поступившие вместе с ними документы для назначения пенсий лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям рассматриваются пенсионными органами не позднее десяти дней со дня поступления заявления либо не позднее десяти дней после поступления недостающих документов, не представленных при подаче заявления, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Пенсии в соответствии с настоящим Законом назначаются: а) лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, – со дня увольнения со службы, но не ранее дня, до которого им выплачено денежное довольствие при увольнении, кроме следующих случаев назначения им пенсии с более поздних сроков: при установлении инвалидности по истечении трех месяцев со дня увольнения со службы либо вследствие несчастного случая или заболевания, полученных после увольнения, – со дня установления инвалидности; б) семьям лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и пенсионеров из числа этих лиц – со дня смерти кормильца, но не ранее дня, до которого ему выплачены денежное довольствие или пенсия, кроме следующих случаев назначения пенсии членам семьи с более поздних сроков: членам семьи, приобретшим право на пенсию после смерти кормильца в связи с достижением пенсионного возраста или установлением им инвалидности, – со дня достижения этого возраста или установления инвалидности; родителям или супругу, приобретшим право на пенсию в связи с утратой ими источника средств к существованию, – со дня обращения за пенсией. При несвоевременном обращении пенсия за прошлое время назначается со дня возникновения права на пенсию, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за ней (ст.53 Закона).
Согласно ст.54 указанного закона, днем обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий пенсионный орган заявления о назначении пенсии с приложенными необходимыми документами, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, а при пересылке заявления и документов по почте – дата их отправления.
В соответствии с п.2 Положения о военных комиссариатах, утверждённого Указом Президента РФ от 07.12.2021 №1609, пенсионными органами в Министерстве обороны РФ являются военные комиссариаты Российской Федерации.
В силу положений пп.пп. 39, 40 п.17 Положения, основными задачами военных комиссариатов являются, в том числе: осуществление пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, назначение указанным лицам пенсий, пособий, предоставление компенсаций и осуществление других выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации; реализация мер правовой и социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, в том числе осуществление информационной работы по этим вопросам.
При обращении гражданина в уполномоченный пенсионный орган по вопросам пенсионного обеспечения и предоставления мер социальной поддержки такой гражданин имеет право на получение от этого органа в соответствии с установленными нормативными предписаниями разъяснений его прав, в том числе о возможности получения мер социальной поддержки, возникающих в связи с жизненным событием, по поводу которого он обратился в уполномоченный пенсионный, и условиях их реализации, и этому праву корреспондирует обязанность уполномоченного пенсионного органа дать гражданину соответствующие разъяснения.
В случае невыполнения уполномоченным пенсионным органом обязанности дать гражданину разъяснения о полагающихся ему мерах социальной поддержки, приведшего к его несвоевременному обращению в пенсионный орган с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации, данное лицо применительно к части второй ст.58 Закона РФ от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» (согласно которой сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком) имеет право на выплату ежемесячной денежной компенсации за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ч.3 ст.67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Как усматривается из материалов дела, 13.07.2019 Кричевцов Д.А. был уволен с военной службы, по указанную дату удовлетворён денежным довольствием при увольнении.
23.03.2020 личное дело Кричевцова Д.А. поступило в военный комиссариат адрес.
30.12.2020 Кричевцов Д.А. обратился в военный комиссариат адрес с заявлением и необходимыми документами для назначения пенсии за выслугу лет; с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет в военный комиссариат адрес Кричевцов Д.А. не обращался.
На основании заявления Кричевцова Д.А. от 30.12.2020 с выплатой за прошлое время, с 30.12.2019 ему назначена и выплачивается пенсия за выслугу лет.
Суд не может согласится с доводами иска об уважительности пропуска срока для обращения с заявлением о назначении пенсии.
Личное дело военнослужащего храниться в воинской части и пересылается в военный комиссариат в связи с его увольнением с военной службы без его участия. В соответствии со ст.51 Закона РФ от 12.02.1993 №4468-1, лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, и члены их семей (кроме указанных в части второй статьи 2) с заявлениями о назначении пенсий обращаются в пенсионные органы Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Следственного комитета Российской Федерации.
Заявления о назначении пенсий представляются в пенсионные органы вместе с соответствующими документами, необходимыми для решения данного вопроса. Указанные лица вправе не представлять необходимые для назначения пенсий документы, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный частью 4 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов. В этих случаях пенсионный орган запрашивает необходимые документы (сведения, содержащиеся в них) в иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, на заявителя не возлагается обязанность предоставления личного дела, при этом сам по себе факт непоступления личного дела в военный комиссариат не создаёт препятствий к подаче заявления о назначении пенсии.
Кроме того, объявленные с 30.03.2020 нерабочие дни в соответствии с Указом Президента РФ от 26.03.2020 №206 в отношении Военного комиссариата адрес, а также его структурных подразделений не применялись, деятельность военных комиссариатов муниципальных образований не приостанавливалась.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, учитывая вышеприведённые нормы права, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 04 ░░░░ 2022 ░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
1