Дело №2а-598/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 августа 2021 года г. Карасук
Карасукский районный суд Новосибирской области в составе:
председательствующего судьи Недобор С.Н.
при секретаре Кузменко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 14 по Новосибирской области к Григорьеву Вадиму Сергеевичу о взыскании недоимки,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная ИФНС России №14 по Новосибирской области обратилась в суд с административным иском к Григорьеву В.с. о взыскании недоимки, в обоснование требований указав, что на налоговом учете в качестве налогоплательщика состоит Григорьев В.С. В период с 16.01.2020 г. по 13.08.2020 г. ответчик был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и являлся плательщиком страховых взносов.
В связи с тем, что в установленные сроки налогоплательщиком взносы уплачены не были, на сумму недоимки налоговым органом начислены пени за каждый день просрочки в размере 1/300 ставки рефинансирования, действующей в соответствующем периоде. Налогоплательщику было выставлено требование об уплате налога и пени от 08.09.2020 №24497 и направлено в его адрес в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика. В установленные в требовании сроки налогоплательщик не исполнил обязанность по уплате в бюджеты задолженностей. Налоговым органом принимались меры по взысканию в установленном законом порядке, уполномоченным государственном органом была выражена воля на взыскание задолженности по налогам и сборам в принудительном порядке с налогоплательщика. Отмена судебного приказа (определение мирового судьи от 03.05.2021 г.), позволила налоговому органу предъявить исковые требования в течение шести месяцев с момента отмены судебного приказа. Налогоплательщиком до настоящего времени не погашена задолженность. За налогоплательщиком числится задолженность в размере 23 656,89 руб.
На основании ст.ст. 31,48 Налогового кодекса Российской Федерации, главами 11.1, 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец просит взыскать с Григорьева В.С., ИНН № недоимки по: страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года: налог в размере 4869,87 руб. (за 2020 г.), пеня в размере 6.9 руб., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (сумма платежа за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года): налог в размере 18 753,55 руб. (за 2020 г.), пеня в размере 26,57 руб., на общую сумму 23 656,89 рублей.
Стороны в судебное заседание не явились, были надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела, исходя из требований законодательства, обязательной явка сторон не является и судом не признавалась. Ответчик Григорьев В.С. извещался судом по месту регистрации, где почтовую корреспонденцию, неоднократно направленную, не получал, что дает суду основания считать ответчика надлежащим образом извещенным о месте и времени рассмотрения дела.
Суд, исследовав письменные материалы дела, находит административный иск подлежащим удовлетворению.
Согласно ст.286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно п.1 ч.1 ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений и утратившего силу с 01 января 2017 года, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов).
С 01 января 2017 года органом контроля за уплатой страховых взносов является Федеральная налоговая служба Российской Федерации.
До 01 января 2017 года взыскание страховых взносов осуществлялось в сроки и порядке, установленные статьей 21 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» пенсионным фондом и его территориальными органам, после 01 января 2017 года - в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации - налоговыми органами.
В силу подпункта «б» пункта 1 статьи 5, пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (действовавшего до 01 января 2017 года в период спорных правоотношений), статей 6,28 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» плательщиками страховых взносов являются, в том числе индивидуальные предприниматели.
Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом (часть 2 статьи 16 ФЗ №212).
Согласно статье 25 указанного Федерального закона в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки плательщик страховых взносов должен выплатить пени.
В силу статьи 22 ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» при наличии недоимки по страховым взносам, пеней и штрафам в адрес плательщика страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи, направляется требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.
Аналогичные положения предусмотрены статьями 57,69,70 Налогового кодекса Российской Федерации, положения которого к отношениям по взысканию страховых взносов применяются с 01 января 2017 года.
Согласно пп.1,6 ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога, а также для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.
В порядке п.2 ст.69, п.1 ст.70 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога в срок не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, которое в соответствии с п.6 ст.69 Налогового кодекса Российской Федерации в случае направления указанного требования по почте заказным письмом считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Налоговым органом обязанность по направлению в адрес административного ответчика требований об уплате налога была исполнена надлежащим образом, что подтверждается содержаниями указанных документов и списками отправлений, уведомлением.
В соответствии с п.1 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов.
Согласно абз.1 п.2 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Абзацем 2 п.3 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что
требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Требование №24497 об уплате налога и задолженности по состоянию на 8 сентября 2020 г. со сроком исполнения до 03.11.2020 г.
Судебный приказ о взыскании с Григорьева В.С. обязательных платежей и санкций от 15.04.2021 года отменен определением от 3 мая 2021 года. Следовательно, налоговым органом соблюден срок обращения в суд.
Согласно ст.72 Налогового кодекса Российской Федерации пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
В соответствии со ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Обязанность по уплате пеней является не самостоятельной, а обеспечивающей обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Пени подлежат принудительному взысканию в том де порядке, что и задолженность, на которую они начислены.
Начисление пени по требованиям подтверждается расшифровкой задолженности. Расчет пени судом принимается. Доказательств наличия у административного ответчика необоснованности исчисления пени, последний ни в налоговый орган, ни суду не представил
Таким образом, требования административного истца законны и обоснованы, подтверждены документально.
Судом также учитывается, что обязанность по уплате страховых взносов индивидуальными предпринимателями в фиксированном размере установлена Федеральными законами от 24 июля 2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», утратившим силу с 1 января 2017 года и от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Такая обязанность возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве. При этом, факт получения индивидуальным предпринимателем дохода либо его отсутствие не влияют на изменение или прекращение обязанности по уплате страховых взносов.
В ч.6 ст.14 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ, утратившим силу с 1 января 2017 года «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» указано, что плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированных размерах за периоды, указанные в пунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3,6-8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления документов, подтверждающих отсутствие деятельности в указанные периоды.
С 1 января 2017 года вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование регулируются главой 34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 25 января 2018 года №03-154-05/4029, не предприняв действий по исключению из ЕГРИП, предприниматель сохраняет статус индивидуального предпринимателя и обязан уплачивать упомянутые страховые взносы независимо от того, осуществляет он предпринимательскую деятельность или нет, и, соответственно, независимо от факта получения дохода.
Судом установлено, что в соответствии с законодательством административный истец обратился с заявлением о выдаче судебного приказа в апреле 2021 года, 15 апреля 2021 года судебный приказ был вынесен, однако 3 мая 2021 года отменен в связи с поступившими возражениями должника. В Карасукский районный суд с иском административный истец обратился 29.06.2021 года.
Из представленных документов следует, что административный ответчик осуществлял предпринимательскую деятельность в период с 16.01.2020 года по 13.08.2020 года. Ввиду осуществления предпринимательской деятельности административный ответчик являлся плательщиком взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, которые подлежали уплате в сумме, определяемой ст.430 Налогового кодекса Российской Федерации в соответствующие периоды.
Из представленных суду документов следует, что за административным ответчиком числиться задолженность по налогу и пене по страховым взносам.
Налоговым органом в адрес административного ответчика направлялось требование №24497 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей).
Начисление налога, пени по требованию подтверждается расшифровкой задолженности, расчетом.
Таким образом, требования административного истца законны и обоснованы, подтверждены документально.
Расчет размера страховых взносов и пени судом принимается. Доказательств наличия у административного ответчика льгот по уплате страховых взносов, необоснованности исчисления пени, последний ни в налоговый орган, ни суду не представил.
В соответствии с положениями ст.114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Размер госпошлины, подлежащей уплате при подаче административного искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, установлен положениями ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с требованиями ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации и ст.114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 909 рублей 71 копейку.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 290, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 14 по Новосибирской области удовлетворить.
Взыскать с Григорьева Вадима Сергеевича, ИНН № недоимки по: страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года: налог в размере 4869,87 руб. (за 2020 г.), пеня в размере 6,9 руб., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года): налог в размере 18 753,55 руб. (за 2020 г.), пеня в размере 26,57 руб., на общую сумму 23 656,89 рублей (двадцать три тысячи шестьсот пятьдесят шесть рублей 89 копеек).
Взыскать с Григорьева Вадима Сергеевича в доход местного бюджета госпошлину в размере 909 рублей 71 копейку.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи жалобы через Карасукский районный суд Новосибирской области.
Решение в окончательной форме принято 18 августа 2021 года.
СУДЬЯ: подпись
Решение не вступило в законную силу.
Подлинное решение вшито в материалы гражданского дела №2а-598/2021, которое находится в производстве Карасукского районного суда Новосибирской области.