Решение по делу № 8а-24360/2020 от 10.09.2020

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 2а-272/2020

8а-24360/2020

г. Краснодар                             5 ноября 2020 года

Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего судьи     Монмаря Д.В.,

судей                      Мальмановой Э.К. и Капункина Ю.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу
Салех О.В. на решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя от 18 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 2 июня 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Салех О.В. к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, специалисту эксперту Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Голубеву Д.А., заинтересованное лицо «Межрегиональное бюро кадастровых работ» о признании незаконными решения, возложении обязанности совершить определенные действия,

заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмаря Д.В.,

установила:

Салех О.В. обратилась суд с административным исковым заявлением к административным ответчикам, в котором просила признать незаконным решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 16 октября 2019 года № 90/01/2019-139267 об отклонении заявления административного истца об исправлении технической ошибки по объекту недвижимости, расположенного по адресу:
<адрес>, Симферопольского района, Республики Крым, с кадастровыми номерами .

Также, просила возложить на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым обязанность в пятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу исправить техническую ошибку, допущенную в сведениях государственного кадастра недвижимости о годе завершения строительства и годе ввода в эксплуатацию здания с кадастровым номером , путём исключения из ГКН ошибочных сведений;

Заявленные требования мотивированы тем, что Салех О.В. на праве собственности принадлежит объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, Симферопольского района, Республики Крым. 9 декабря 2019 года административный истец обратилась в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением об исправлении технических ошибок, допущенных в указании года завершения строительства и года ввода в эксплуатацию здания при постановке на кадастровый учёт по результатам оцифровки архивов БТИ. Салех О.В. указывает, что согласно приложенным к заявлениям документам принадлежащее ей здание было построено в 1972 году, а введено в эксплуатацию в 1978 году однако в кадастре недвижимости указано, что здания построены и введены в эксплуатацию в 2008 году. Решением заявление административного истца об исправлении технической ошибки было отклонено. По мнению Салех О.В., оспариваемое решение противоречат требованиям статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в связи с чем, являются незаконными и нарушают права и законные интересы административного истца.

Решением Железнодорожного районного суда г. Симферополя от 18 февраля 2020 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии административным делам Верховного Суда Республики Крым от 2 июня 2020 года решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя от 18 февраля 2020 года оставлено без изменения.

В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 31.08.2020, Салех О.В. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, как незаконных, принятых с нарушением норм материального права. По ее мнению, выводы, изложенные в судебных актах, не соответствуют обстоятельствам административного дела.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений действующего законодательства допущено не было.

На основании части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как усматривается из материалов дела, 9 октября 2019 года
Салех О.В. обратилась в Государственное бюджетное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» с заявлением об исправлении технической ошибки, допущенной в сведениях Единого государственного реестра недвижимости указав, что в сведениях кадастра недвижимости с кадастровым номером <адрес> внесены сведения относительно года завершения строительства и года ввода в эксплуатацию по завершении строительства – 2008 год, а правильными сведениями являются 1972 год и 1978 год соответственно, приложив к заявлению акт приёма-передачи основных фондов № 1, инвентаризационную опись № 13, копию решения Хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 15 февраля 2008 года.

Решением специалиста эксперта Голубева Д.А. от 16 октября 2019 года № 90/01/2019-139267, заявление об исправлении технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости отклонено, в соответствии со статьёй 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», поскольку технической ошибки, допущенной органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учёта объектов недвижимости и приведшей к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости и сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером <адрес>, не выявлено.

В рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учёта» недвижимости (2014-2019 года), утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 октября 2013 года № 903 (в редакции от 1 декабря 2015 года) предусмотрен комплекс мероприятий, обеспечивающих создание на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя информационных ресурсов, содержащих полные и достоверные сведения об объектах недвижимого имущества и зарегистрированных правах, внедрение системы государственной кадастровой оценки недвижимости.

В целях реализации указанной программы, 9 августа 2016 года между Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым и Публичным акционерным обществом «Межрегиональное бюро кадастровых работ» был заключён государственный контракт № 2016.9 на перенос сведений о ранее учтённых зданиях, сооружениях, помещениях, об объектах незавершённого строительства, расположенных на территории Республики Крым в государственный кадастр недвижимости.

Из служебной записки заведующего отделом учёта ОКС № 1 от 25 декабря 2019 года следует, что сведения о ранее учтённых объектах недвижимости с кадастровым номером 90:12:150102:515 были включены в Единый государственный реестр недвижимости сведений в результате завершения работ по внесению в государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтённых объектах капитального строительства, расположенных в границах кадастрового округа «Крымский», в рамках реализации вышеуказанной федеральной целевой программы, по материалам инвентарного дела № 5-01044, в соответствии с которыми первичная инвентаризация объектов недвижимости, расположенных по адресу: Республика Крым, Симферопольский район, с. Родниково, ул. Евпаторийская, 23А, была проведена 24 ноября 2006 года; согласно технического заключения, подготовленного 3 апреля 2008 года в отношении здания конторы стройцеха по ул. Евпаториская, 23А, объект в целом пригоден к эксплуатации; иные данные, подтверждающие дату окончания строительства (ввода объектов в эксплуатацию), в материалах инвентарного дела отсутствуют.

Согласно технического заключения от 3 апреля 2008 года, утверждённого начальником СР БТИ, проведённого в отношении конторы стройцеха по <адрес>, содержащегося в материалах инвентарного дела № 23375383, объект пригоден к эксплуатации.

Документов, содержащих иные сведения относительно даты завершения строительства и ввода объекта в эксплуатацию (кадастровый номер <адрес> ), материалы инвентарного дела № 23375383 не содержат.

В соответствии с частями 2, 4 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе из реестра объектов недвижимости. Орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

В силу части 1 статьи 8 Федерального закона № 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.

К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определёной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений (часть 2 статьи 8 Федерального закона № 218-ФЗ).

В соответствии с пунктом 18 части 4 указанной статьи в кадастр недвижимости вносятся основные сведения об объекте недвижимости, в том числе, год ввода в эксплуатацию здания или сооружения по завершении его строительства, если объектом недвижимости является здание или сооружение, либо год завершения строительства таких объектов недвижимости, если в соответствии с федеральным законом выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не предусматривается.

Внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав в результате государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации (пункт 1 статьи 13 Федерального закона № 218-ФЗ).

В соответствии со статьёй 14 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учёт и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

В соответствии с пунктом 1 статьи 61 Федерального закона № 218-ФЗ техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости, исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трёх рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трёх рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечёт за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

Частью 1 статьи 69 Федерального закона № 218-ФЗ предусматривается, что права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.

Сведения о ранее учтённых объектах недвижимости вносятся в государственный кадастр недвижимости в порядке, предусмотренном статьёй 69 Федерального закона № 218-ФЗ.

Постановлением Совета министров Республики Крым № 301 от 1 сентября 2014 года утверждён порядок включения в государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих такие сведения документов об объектах недвижимости, расположенных на территории Республики Крым.

В соответствии с пунктом 4 указанного порядка, источниками для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих такие сведения документов о ранее учтённых объектах недвижимости являются составленные в соответствии с действовавшими до вступления в силу Федерального конституционного закона требованиями: документы, подтверждающие государственную регистрацию земельных участков, техническую инвентаризацию объектов технического учёта, государственную регистрацию прав на ранее учтённые объекты недвижимости, осуществлённые до вступления в силу Федерального конституционного закона (в том числе государственные акты, поземельные книги, технические паспорта объектов технического учёта, регистрационные дела), хранящиеся в архивах органа кадастрового учёта, организаций технической инвентаризации, а в случае передачи указанных архивов в ведение иных органов (организаций) - хранящиеся в архивах соответствующих органов (организаций) (далее - учетные документы); документы, устанавливающие или подтверждающие в соответствии с законодательством, действовавшим на территории Республики Крым до вступления в силу Федерального конституционного закона, права на ранее учтённые объекты недвижимости, перечень которых утверждается нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым в соответствии с частью 4 статьи 8 Закона об особенностях регулирования.

Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, о том, что оспариваемое решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 16 октября 2019 г. № 90/01/2019-139267 являются законным, принятым в пределах предоставленных ему полномочий.

С данным выводом обоснованно согласился суд апелляционной инстанции.

Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными в точном соответствии с нормами материального права, регулирующего возникшие правоотношения. Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судам не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты судом в качестве оснований к отмене решения суда первой и определение суда апелляционной инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.

С учетом изложенного, решение суда первой и апелляционное определение второй инстанции подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.

На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

определила:

решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя от 18 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 2 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

На кассационное определение может быть подана жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Председательствующий                          Д.В. Монмарь

Судьи                                     Э.К. Мальманова

    

                                          Ю.Б. Капункин

8а-24360/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
Истцы
Салех Ольга Викторовна
Ответчики
Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым
Суд
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Монмарь Д. В.
Дело на странице суда
4kas.sudrf.ru
05.11.2020Судебное заседание
05.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее