Судья ФИО1 Дело № (2-1143/2024)
УИД 25RS0№-71
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р ЕД Е Л Е Н И Е
13 августа 2024 года г. Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Шульга С.В.
судей Веригиной И.Н., Вишневской С.С.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Манохиной Т.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Владивостокского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ «ИК №27 ГУФСИН по Приморскому краю», ГУФСИН по Приморскому краю, ФСИН России о возложении обязанностей
по апелляционным жалобам ФСИН России, ФКУ «ИК №27 ГУФСИН по Приморскому краю» на решение Советского районного суда г.Владивостока от 07.05.2024, которым исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Веригиной И.Н., пояснения старшего помощника Владивостокского межрайонного природоохранного прокурора Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры ФИО4, представителя ФСИН России, ГУФСИН России по <адрес> ФИО5, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Владивостокский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с названным иском, в обоснование заявленных требований указав, что в ходе проверки исполнения законодательства в сфере водных отношений установлено, что деятельность ФКУ «ИК № ГУФСИН по ПК» по использованию водного объекта – реки Волчанец для сброса сточных и дренажных вод осуществляется с нарушением законодательства об охране природы и природопользования. Владивостокским межрайонным природоохранным прокурором в адрес ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по <адрес> внесено представление об устранении нарушений закона от ДД.ММ.ГГГГ, согласно ответу на которое, нарушения законов не устранены.
С учетом уточненных требований истец просил возложить на ответчиков обязанность солидарно устранить нарушения законодательства путем организации финансирования обеспечить отведение и очистку образующихся в ФКУ «ИК № ГУФСИН по <адрес>» сточных вод в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства об охране окружающей среды, исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал, представители ответчиков иск не признали, представители третьих лиц в судебное заседание не явились.
Судом постановлено решение, которым исковые требования удовлетворены частично. На ФКУ «ИК № ГУФСИН по <адрес>», ФСИН России возложена обязанность по организации отведения и очистки образующихся в ФКУ «ИК № ГУФСИН по <адрес>» сточных вод без превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах в течение 24 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. В удовлетворении остальной части исковых требований, а также требований к ГУФСИН России по <адрес> отказано.
С решением не согласились ответчики ФСИН России, ФКУ «ИК № ГУФСИН по <адрес>», поданы апелляционные жалобы, в которых ставится вопрос об отмене решения как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.
В апелляционной жалобе ФКУ «ИК № ГУФСИН по Приморскому краю» указывается, что учреждение не имеет права самостоятельно распоряжаться денежными средствами, которые на его лицевых счетах. Для обеспечения отведения и очистки сточных вод необходимо привлечь администрацию поселка Волчанец Партизанского района.
В апелляционной жалобе ФСИН России указывается на неправомерность возложения на ФСИН России обязанности по организации отведения и очистки образующихся в ФКУ «ИК-№ ГУФСИН по <адрес>» сточных вод без превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах, поскольку очистные сооружения закреплены за ФКУ «ИК-№ ГУФСИН России по <адрес>» на праве оперативного управления, эксплуатация указанных сооружений осуществляется учреждением самостоятельно.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В заседании судебной коллегии представитель ФСИН России, ГУФСИН России по Приморскому краю ФИО6 поддержала доводы апелляционных жалоб, старший помощник Владивостокского межрайонного природоохранного прокурора Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры с апелляционными жалобами не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
В судебное заседание представители ответчика ФКУ «ИК-№ ГУФСИН по Приморскому краю», третьих лиц – администрации Партизанского муниципального округа Приморского края, Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, МКП «РХУ» Партизанского муниципального района не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Информация о рассмотрении дела своевременно размещена на интернет сайте Приморского краевого суда.
Судебная коллегия на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию об ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В силу пункта 1 статьи 34 Федерального закона "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Из положений статьи 8 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ следует, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В силу пункта 1 статьи 55 Федерального закона "Об охране окружающей среды" органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические лица при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного физического воздействия на окружающую среду в городских и сельских поселениях, зонах отдыха, местах обитания диких зверей и птиц, в том числе их размножения, на естественные экологические системы и природные ландшафты.
В соответствии с подпунктами 1, 2 части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны: не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения.
Статьями 55, 56 Водного кодекса Российской Федерации, статьями 22, 23 Федерального закона "Об охране окружающей среды" в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду природопользователям запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию, а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов.
В силу пункта 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса Российской Федерации при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах или технологических нормативов, установленных в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды").
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Российской Федерации на праве собственности, а ФКУ «ИК № ГУФСИН по <адрес>» на праве оперативного управления принадлежит сооружение – приемный резервуар, назначение: нежилое, общей площадью 278,3 кв.м., инв. № и сооружение канализационная система от станции очистки до сброса в реку, назначение: нежилое, протяженностью 250 п.м., инв. №, по адресу Приморский рай, <адрес>.
Решением департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края о предоставлении водного объекта в пользование от 18.04.2017 ФКУ ИК №27 ГУФСИН по Приморскому краю предоставлена р. Волчанец в совместное водопользование без забора водных ресурсов из водного объекта река Волчанец бассейна Японского моря для сброса сточных и (или) дренажных вод сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Из ответа Территориального отдела водных ресурсов по <адрес> следует, что указанное выше решение продлено на основании Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № до ДД.ММ.ГГГГ.
ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по ДФО» в присутствии госинспектора Дальневосточного межрайонного управления Росприроднадзора и инженера ФКУ ИК-27 ГУФСИН составлены протоколы результатов анализа сточных и природных вод № и № от ДД.ММ.ГГГГ и №-В от ДД.ММ.ГГГГ.
Исходя из заключения ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» – ЦЛАТИ по ПК следует, что по результатам лабораторных исследований, измерений и испытаний, проведенных в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора, сравнение выброса от источника с ПДВ и разрешением на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух не представляется возможным ввиду отсутствия нормативов.
ДД.ММ.ГГГГ прокурором в адрес начальника ФКУ ИК № ГУФСИН России по ПК направлено представление об устранении нарушений закона об охране окружающей среды и Водного кодекса РФ по предмету спора.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ ФКУ ИК № ГУФСИН России по ПК указало, что доводы, изложенные в представлении прокурора, нашли свое подтверждение.
Из протокола совещания ФКУ ИК № ГУФСИН России по ПК следует, что учреждение осуществляет сброс сточных вод в водный объект <адрес> с превышением допустимых концентраций веществ в водный объект.
При повторных результатах анализа сточных и природных вод оформленных протоколами №Н и №Н от ДД.ММ.ГГГГ, №Н от ДД.ММ.ГГГГ, №Н от ДД.ММ.ГГГГ установлено превышений загрязняющих веществ.
Из акта проверки Дальневосточным межрегиональным управлением Росприроднадзора ФКУ «ИК № ГУФСИН по ПК» № -КНД, следует, что в пробах зафиксировано превышение аммония; легко окисляемых; органических веществ (БПКполн), нефтепродуктов, фенолов летучих, железа общего растворенного, АПАВ.
В период проверки, учреждение являлось водопользователем, осуществляет сброс сточных вод в водный объект <адрес> в отсутствии разработанных (рассчитанных) нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ. Учреждение не предоставило для ознакомления действующего временного разрешения на сброс сточных вод в водный объект <адрес>.
В соответствии с ответом Амурского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов на направленный запрос, у учреждения отсутствуют действующие утвержденные нормативы допустимого сброса загрязняющих веществ. То есть учреждением не рассчитаны нормативы допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водный объект <адрес>.
ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по ПК при осуществлении сброса сточных вод по выпуску № в <адрес>, на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование для целей сброса сточных вод №-ДД.ММ.ГГГГ.003-Р-РСБХ-С-2017-02310/00 не провело инвентаризацию источника сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Согласно п. 1.3 решения о предоставлении водного объекта в пользование для целей сброса сточных вод №.0400.003-Р-РСБХ-С-2017-02310/00, водный объект река Волчанец относится к первой категории водопользования и является водным объектом рыбохозяйственного значения, очистка сточных вод при сбросе в реку должна быть до следующих показателей (в соответствии с ПДК для водного объекта рыбохозяйственного значения).
На основании вышеизложенного сброс сточных вод предприятия по выпуску № в водный объект <адрес> от объекта негативного воздействия № осуществляется с превышением предельно допустимой концентраций веществ в водный объект рыбохозяйственного назначения <адрес> по следующим загрязняющим веществам: аммоний, легко окисляемых органических веществ (БПКполн), фосфат-ион. нефтепродукты, фенолов летучих, железа общего растворенного, АПАВ. Учреждение обязано с ДД.ММ.ГГГГ осуществлять учет объема сточных вод в соответствии с Порядком ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных и (или) дренажных, вод, их качества, утвержденного Приказом Минприроды России 09.11.2020 №. Выпуск № в <адрес> не оборудован приборами учета сброса сточных вод. ФКУ ИК-№ ГУФСИН России по ПК при сбросе сточных вод на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование для целей сброса сточных вод №» не ведет в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, по утвержденным формам. Журнал учета водопотребления, журнал учета водоотведения по утвержденные формам Учреждением не ведется. Пунктом 2.3. решения о предоставлении водного объекта в пользование для целей сброса сточных вод №» установлены условия водопользования». В нарушение подпункта 17 учет объема сточных вод не ведется. Следовательно, нарушены условия водопользования. В ходе проведения проверки выявлены нарушения обязательных требований: в области обращения с отходами, в области охраны атмосферного воздуха, в области общих требований природоохранного законодательства, в части соблюдения требований водного законодательства.
Согласно заключениям по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний к протоколу от 12.05.2021, 14.10.2021, 01.02.2022 установлено наличие превышений загрязняющих веществ.
Дальневосточным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования проведены внеплановые проверки ФКУ ИК № ГУФСИН России по ПК, составлены акты от 15.10.2021, 04.02.2022 о нарушении требований природоохранного законодательства при сбросе сточных вод в <адрес>.
Постановлением о назначении административного наказания № от ДД.ММ.ГГГГ ФКУ ИК № ГУФСИН России по ПК признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования с назначением Административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Владивостокским межрайонным природоохранным прокурором принято решение от ДД.ММ.ГГГГ № о проведении проверки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с целью дать оценку исполнения ФКУ ИК № ГУФСИН России по ПК законодательства при осуществлении деятельности по сбросу сточных вод.
Согласно ответу администрации Партизанского муниципального округа Приморского края от 01.03.2024 следует, что на территории пос. Волчанец водоотведение осуществляется за счет канализационной системы, сточные воды с поселка транспортируются напрямую по системе канализации ИТК-27. Организацию водоотведения в пос. Волчанец с 01.01.2018 обеспечивает МКП «РХУ» Партизанского муниципального района на основании постановления №664 от 30.10.2017 «О закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления за муниципальным казенным предприятием «Районное хозяйственное управление» Партизанского муниципального района». Зона границы балансовой эксплуатационной ответственности МКП «РХУ» Партизанского муниципального района заканчивается на выходе из КНС сточных вод. Сточные воды, поступающие с территории пос. Волчанец, накапливаются на КНС и согласно фактически сооруженных инженерных сетей, передаются по трубе в ФКУ ИК-27 ГУФСИН России по Приморскому краю. Информации о дальнейшем водоотведении у администрации Партизанского муниципального округа не имеется ввиду режимного статуса объекта.
Сообщением от 03.04.2024 администрацией Партизанского муниципального округа Приморского края указано, что в настоящее время договор на прием сточных вод с ФКУ ИК №27 ГУФСИН России по ПК не заключен, информации о ранее заключенных договорах на прием сточных вод администрация Партизанского муниципального округа не располагает.
ФКУ ИК №27 ГУФСИН по ПК заказывало проверку сточных вод ФГБУ «Приморская МВД», что подтверждается протоколами испытаний от ДД.ММ.ГГГГ №/Н, №/Н, №/Н, №/Н и от ДД.ММ.ГГГГ №/Н на соответствие требованиям СанПиН 1.23685-21 Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания.
В качестве доказательств принятия мер по вопросу очистки сточных вод, ответчиком представлены запросы от 07.06.2022, 20.12.2022 заместителю начальника ГУФСИН России по ПК о предоставлении денежных средств в размере 2 743 943 рублей для проведения капитального ремонта очистительных сооружений ФКУ ИК №27 ГУФСИН по ПК, которые находятся в аварийном состоянии. Кроме того, в адрес главного инженера ГУФСИН России по ПК 13.07.2023 направлено уведомление в котором ФКУ ИК №27 ГУФСИН по ПК просит рассмотреть локальный сметный расчет на ремонт очистительных сооружений ФКУ ИК №27 ГУФСИН по ПК.
Исходя из протокола совещания ФКУ ИК №27 ГУФСИН по ПК и администрации Партизанского муниципального округа от 02.05.2024 принято совместное решение проработать вопрос получения краевой субсидии администрацией Партизанского муниципального округа, в срок до 03.06.2024 администрации решить вопрос организации оплаты за сбор сточных вод с жилого массива пос. Волчанец, поступающих в р. Волчанец на основании рассчитанного объема поступающий сточных вод.
Разрешая спор, суд, руководствуясь приведенными нормами права, регулирующими спорные отношения, пришел к выводу о доказанности нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства об охране окружающей среды со стороны ФКУ ИК №27 ГУФСИН по ПК, в связи с чем возложил на ФКУ ИК №27 ГУФСИН по ПК и ФСИН России как на собственников канализационной сети обязанность по выполнению действий по обеспечению нормативной степени очистки сточных вод, сбрасываемых в реку Волчанец с очистных сооружений учреждения.
Оснований не согласиться с данными выводами суда не имеется, поскольку они основаны на законе, соответствуют исследованным доказательствам, юридически значимые обстоятельства по делу судом первой инстанции определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Вопреки доводам апелляционной жалобы ФСИН России о неправомерность возложения на ФСИН России обязанности по организации отведения и очистки образующихся в ФКУ «ИК-27 ГУФСИН по Приморскому краю» сточных вод в связи с нахождением указанных сооружений в оперативном управлении ФКУ «ИК-27 ГУФСИН России по Приморскому краю» судом первой инстанции верно указано, что учредителем ФКУ ИК №27 ГУФСИН по ПК является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет ФСИН России. Собственником имущества Учреждения является Российская Федерация в лице ФСИН России. Полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного Учреждению на праве оперативного управления, осуществляет ФСИН России в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Довод апелляционной жалобы представителя ФКУ ИК №27 ГУФСИН по ПК о том, что учреждение не вправе самостоятельно распоряжаться денежными средствами, которые находятся на лицевых счетах учреждения, не является основанием для отмены решения и отказа в иске к ФКУ ИК №27 ГУФСИН, поскольку оспариваемым решением данное исправительное учреждение обязано осуществить мероприятия по организации отведения и очистки образующихся в ФКУ «ИК №27 ГУФСИН по Приморскому краю» сточных вод без превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах. Отсутствие на указанные мероприятия денежных средств не освобождает ФКУ «ИК №27 ГУФСИН по Приморскому краю» от обязанности по соблюдению законодательства в сфере водных отношений.
Ссылка апеллянта на то, что сброс сточных вод осуществляется не только ФКУ «ИК №27 ГУФСИН по Приморскому краю», но и всеми жителями поселка Волчанец, суд апелляционной инстанции не принимает во внимание, поскольку сооружение – приемный резервуар, назначение: нежилое, общей площадью 278,3 кв.м., инв. № и сооружение канализационная система от станции очистки до сброса в реку, назначение: нежилое, протяженностью 250 п.м., инв. №, по адресу Приморский рай, <адрес> принадлежит Российской Федерации на праве собственности, а ФКУ «ИК №27 ГУФСИН по Приморскому краю» на праве оперативного управления. В связи с чем, обязанность по очистке сточных вод, образующихся в ФКУ «ИК №27 ГУФСИН по Приморскому краю» не может быть возложена на администрацию Партизанского муниципального округа.
В целом доводы апелляционных жалоб не содержат каких-либо обстоятельств, которые опровергали бы правильные выводы судебного решения, а по существу сводятся к иному толкованию норм материального права, иной субъективной оценке исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем, на законность и обоснованность судебного постановления не влияют, а потому оснований для его отмены по доводам жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Советского районного суда г. Владивостока от 07.05.2024 оставить без изменения, апелляционные жалобы ФСИН России, ФКУ «ИК №27 ГУФСИН по Приморскому краю» – без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 20.08.2024.
Председательствующий Судьи