Мотивированное решение
изготовлено 10.02.2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 февраля 2014 года
Верх-Исетский районный суд г.Екатеринбурга в составе:
председательствующего судьи Майоровой И.В.
при секретаре Титовой А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению <ФИО>1 о признании незаконным решения УФМС России по Свердловской области,
У С Т А Н О В И Л :
Заявитель <ФИО>1 обратился в суд с вышеназванным заявлением, в обоснование которого указал следующее. По решению Верхнепышминского суда от ДД.ММ.ГГГГ брак между заявителем и <ФИО>2 расторгнут. Согласно этому же решению место несовершеннолетних детей заявителя <ФИО>3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и <ФИО>4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения определено с заявителем.
Заявитель поясняет, что в начале июля ДД.ММ.ГГГГ он обращался в УФМС России по Свердловской области с просьбой принять документы на его несовершеннолетних детей для получения гражданства РФ.
После получения устного отказа, заявитель обратился Уполномоченному по правам ребенка в Свердловской области и в Администрацию Президента РФ с просьбой помочь разрешить данный вопрос. И Администрация Президента РФ и Уполномоченный по правам ребенка в Свердловской области письменно обратились в УФМС России по Свердловской области для разрешения данного вопроса.
ДД.ММ.ГГГГ заявитель получил письменный ответ от УФМС России по Свердловской области в котором указано, что согласно ч.6 ст. 14 Федерального закона от 31.05.2002 № 62 ФЗ «О гражданства РФ» и пунктом 17 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 14.11.2002 № 1325 с заявлением о приеме в гражданство имеет право обратится один из родителей состоящий в гражданстве РФ.
Заявитель поясняет, поскольку он является гражданином Армении, то он не имеет право обращаться с таким заявлением. Заявитель отказ УФМС России по свердловской области необоснованным, потому что в представленных заявителем документах имеется нотариально заверенная доверенность, согласно которой мать несовершеннолетних детей заявителя <ФИО>2 уполномочила заявителя быть ее представителем во всех отделах УФМС по Свердловской области по вопросам оформления и получения гражданства РФ детей <ФИО>3 и <ФИО>4.
Заявитель поясняет, что получение гражданства российской Федерации является очень важным для них, так как дети родились с рождения проживают на территории Свердловской области. Учатся в русской школе. Кроме того, у заявителя есть намерение постоянно проживать на территории Свердловской области.
Указав изложенные выше фактические обстоятельства в своем заявлении, заявитель просит признать незаконным отказ УФМС России по Свердловской области в принятии документов для получения гражданства РФ несовершеннолетних детей. Обязать УФМС России по Свердловской области принять документы по доверенности, для получения гражданства несовершеннолетних детей заявителя.
В судебном заседании заявитель и его представитель <ФИО>9, допущенный судом по устному ходатайству заявителя, требования заявления поддержали по предмету и основаниям, просили удовлетворить их в полном объеме.
Представитель УФМС России по Свердловской области, <ФИО>10, действующий на основании доверенности, с требованиями заявления <ФИО>1 не согласился, считает их не подлежащими удовлетворению. Свою позицию по делу изложил в отзыве, приобщенном к материалам дела.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно ст.255 Гражданского процессуального кодекса РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Судом установлено следующее. ДД.ММ.ГГГГ в УФМС России по Свердловской области поступило обращение <ФИО>1, адресованное Президенту Российской Федерации, в котором просил обязать УФМС России по Свердловской области принять от него заявление для оформления гражданства Российской Федерации на его несовершеннолетних детей. В своем обращении заявитель также указал, что он является гражданином Армении, со своей женой (гражданкой Российской Федерации) он развелся, дети проживают с ним.
Данное обращение заявителя ДД.ММ.ГГГГ было направлено из Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций в УФМС России по Свердловской области.
ДД.ММ.ГГГГ УФМС России по Свердловской области заявителю дан ответ, в котором был разъяснен порядок получения гражданства Российской Федерации несовершеннолетними детьми, а также разъяснено, что поскольку заявитель является гражданином Армении, он обратится с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации своих детей не может.
Согласно п. а ч.6 ст.14 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» в гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных частью первой статьи 13 настоящего Федерального закона, ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства, ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации.
В соответствии с п.А ч.ч.1,2,3 ст.32 вышеприведенного закона «О гражданстве» заявление по вопросам гражданства Российской Федерации подается по месту жительства заявителя лицом, проживающим на территории Российской Федерации, - в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
Заявление подается заявителем лично.
В случае, если заявитель не может лично подать заявление в связи с обстоятельствами, имеющими исключительный характер и подтвержденными документально, заявление и необходимые документы могут быть переданы для рассмотрения через другое лицо либо направлены по почте. В этом случае подлинность подписи лица, подписавшего заявление, и соответствие копии документа, прилагаемого к заявлению, его подлиннику удостоверяются нотариальными записями.
Согласно п.17,18 Положения «О порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации», утвержденного Указом Президента РФ от 14.11. 2002 № 1325 ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства, принимаются в гражданство Российской Федерации на основании части шестой статьи 14, части первой статьи 24, частей первой - четвертой статьи 25, части третьей статьи 26, частей первой - третьей статьи 27, статьи 41.3 Федерального закона по заявлениям указанных в настоящем пункте лиц.
Заявление о приеме в гражданство Российской Федерации ребенка, один из родителей либо единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, а также ребенка или недееспособного лица, над которым установлены опека или попечительство, подается соответственно родителем ребенка, опекуном или попечителем, имеющими гражданство Российской Федерации (приложение N 3), в полномочный орган по месту жительства заявителя либо по месту жительства ребенка или недееспособного лица.
Вместе с заявлением родителей, одного из родителей или единственного родителя о приеме в гражданство Российской Федерации ребенка, проживающего на территории Российской Федерации, представляются: свидетельство о рождении ребенка, а также паспорт ребенка (при его наличии); документ, подтверждающий проживание ребенка на территории Российской Федерации (вид на жительство либо разрешение на временное проживание ребенка, вид на жительство либо разрешение на временное проживание одного из родителей или единственного родителя с указанием сведений о ребенке, выписка из домовой книги или копия поквартирной карточки, копия финансового лицевого счета, копия отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания);
Как пояснил заявитель в судебном заседании, он обратился в УФМС России по Свердловской области устно за получением консультации. Там ему было разъяснено, что у него, как гражданина Армении, документы на получение его детьми Российского гражданства документы приняты не будут. После этого, ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением в Администрацию Президента Российской Федерации.
Непосредственно в УФМС России по Свердловской области заявление о приме в гражданство Российской Федерации своих детей с документами, которые указаны в Положении «О порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации», заявитель не подавал. Данный факт заявителем не оспаривается.
Более того, доверенность, уполномочивающая заявителя на обращение в УФМС России по Свердловской области с заявлением о приеме в гражданство детей заявителя, его бывшей супругой <ФИО>2 выдана ДД.ММ.ГГГГ, то есть спустя два с половиной месяца, после обращения заявителя к Президенту Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст. 249 Гражданского процессуального Кодекса РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Таким образом, Гражданское процессуальное законодательство РФ возлагает обязанность по доказыванию законности принятого решения, либо действий на орган, действия которого оспариваются. В то же время, факт надлежащего обращения в орган государственной власти в установленном законом порядке, должен доказать заявитель.
Заявитель в своих требованиях просит признать незаконным отказ УФМС России по Свердловской области в принятии документов для получения гражданства РФ несовершеннолетних детей. Но, как было установлено в судебном заседании и не оспаривается заявителем, в установленном Федеральным законом «О гражданстве» он не обращался.
Проанализировав ответ, данный УФМС России по Свердловской области на обращение <ФИО>1, суд не соглашается с доводами заявителя о том, что ему отказано в принятии документов для приобретения гражданства его детьми. В оспариваемом ответе заявителю разъяснен порядок обращения в органы УФМС Росси по Свердловской области для решения вопроса о приобретении детьми заявителя гражданства Российской Федерации.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения требований о признании незаконным отказа УФМС России по Свердловской области в принятии документов для получения гражданства детьми заявителя у суда не имеется.
Что касается требования заявителя о возложении обязанности на УФМС России по Свердловской области принять документы по доверенности для получения гражданства несовершеннолетних детей заявителя, суд также не усматривает оснований для его удовлетворения, поскольку в соответствии с положениями ч.1 ст.258 Гражданского процессуального Кодекса РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. В данном судебном заседании не было установлено факта нарушения прав заявителя со стороны УФМС России по Свердловской области, и, кроме того, заявителем не соблюден установленный законом порядок обращения в органы миграционной службы.
На основании изложенного, суд отказывает заявителю в удовлетворении его требований в полном объеме.
Дело рассмотрено в пределах заявленных требований. Иных требований суду не заявлено.
Руководствуясь ст.ст.12,56,194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░>1 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░