№
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 сентября 2022 г. г. Оренбург
Оренбургский областной суд в составе:
председательствующего судьи Кучаева Р.Р.,
при секретаре Щукиной Н.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «им. Ленина» (далее – ООО «им. Ленина») к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» в лице филиала по Оренбургской области, Правительству Оренбургской области, государственному бюджетному учреждению «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области», Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной,
У С Т А Н О В И Л:
ООО «им. Ленина» обратилось в суд с административным исковым заявлением, указав, что является арендатором земельных участков со следующими кадастровыми номерами:
- №, расположенного по адресу: (адрес) категория земель: земли сельскохозяйственного назначения;
- №, расположенного по адресу: (адрес), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения.
Утверждая, что кадастровая стоимость земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость, и это нарушает его права и законные интересы, поскольку влечет увеличение размера арендных платежей и выкупной стоимости земельных участков, административный истец просит суд установить кадастровую стоимость земельных участков в размере их рыночной стоимости по состоянию на дату определения кадастровой стоимости.
Представитель административного истца ООО «им. Ленина», представители административных ответчиков, заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, о явке в суд извещены надлежащим образом.
Представителями администрации Северного района Оренбургской области и Управления Росреестра по Оренбургской области представлены отзывы на административное исковое заявление от 12 сентября 2022 г. и 14 сентября 2022 г., согласно которым против удовлетворения исковых требований не возражают, просят рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель Правительства Оренбургской области и Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области в отзывах на иск от 20 сентября 2022 г. просит рассмотреть дело в его отсутствие, в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на то, что кадастровая стоимость спорного участка определена методом массовой оценки и утверждена постановлением Правительства Оренбургской области от 29.11.2019 года №881-пп, которое не оспорено и обязательно к применению на всей территории Оренбургской области.
На основании ч. 4 ст. 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) суд вынес определение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, принимая во внимание отзывы представителей административных ответчиков, суд приходит к следующим выводам.
Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка регулируются нормами ст. ст.65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее-ЗК РФ), Федеральным законом от 03 июля 2016 года № 237 – ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - ФЗ «О государственной кадастровой оценке») и относятся к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
В соответствии с п.1 ст. 22 ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации, или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (пункт 7 статьи 22 ФЗ «О государственной кадастровой оценке»).
Аналогичные положения содержатся в п.1 ст.245 КАС РФ.
Правительством Оренбургской области постановлением от 29 ноября 2019 г. №881-пп утверждены результаты определения кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения и земель особо охраняемых территорий и объектов на территории Оренбургской области по состоянию на 1 января 2019 г.
Согласно п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости.
Из материалов дела следует, что ООО «им. Ленина» является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами №, №, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости (далее-ЕГРН) о зарегистрированных правах на земельные участки от 23 августа 2022 года, а также договорами аренды № от (дата), № от (дата).
Согласно приложению № к вышеуказанному договору аренды № от (дата), расчет арендной платы в отношении земельного участка с кадастровым номером № производится исходя из 0,11 % ставки кадастровой стоимости земельного участка.
Кроме того, в силу пункта 9 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации административный истец вправе выкупить земельные участки в собственность без проведения торгов, при этом размер выкупной цены определяется исходя из кадастровой стоимости. Таким образом, административный истец обладает правом на оспаривание кадастровой стоимости земельных участков.
Согласно выписке из ЕГРН кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена по состоянию на 1 января 2019 г. в размере 18 696 621,7 рубля.
Согласно выписке из ЕГРН кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена по состоянию на 1 января 2019 г. в размере 27 819 277,61 рубля.
Заявленное в настоящем деле требование по существу имеет своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. При этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельных участков и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Пунктом 2HYPERLINK consultantplus://offline/ref=2684303009419B77B6C06F7671237185E9832BDF09B40EEEE8D144FF9993F27C22EC2FC7D827D4E7c55EI ст. 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка.
В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (п.3 ст. 66 ЗК РФ).
В подтверждение доводов к административному исковому заявлению приложен отчёт № от 25 августа 2022 г. об оценке рыночной стоимости земельного участка, выполненный оценщиком *** согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2019 г. определена в размере 1 638 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2019 г. определена в размере 2 351 000 рублей.
Исследовав и оценив имеющиеся доказательства, суд приходит к выводу о том, что кадастровая стоимость вышеуказанных земельных участков существенно отличается от их рыночной стоимости.
Отчет о рыночной стоимости объектов никем не оспорен. Доказательств, опровергающих выводы, сделанные в отчёте, административными ответчиками не представлено, ходатайств о назначении оценочной экспертизы не поступало.
Отчёт о рыночной стоимости земельных участков составлен лицом, обладающим правом на проведение экспертиз в данной области, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных участков, подробное описание проведенного исследования, приведены выводы. Оценщик руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
При определении рыночной стоимости земельных участков оценщик применил метод сравнения продаж, провел изучение рынка земельных участков в разных районах Оренбургской области, подбор и сравнительный анализ аналогов, с учётом корректировок и ценообразующих факторов, влияющих на стоимость объектов оценки.
Оценив отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков по правилам, установленным в ст. 84 КАС РФ, суд соглашается с изложенными в отчете выводами.
Суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению заявленные административные исковые требования, поскольку рыночная стоимость земельных участков определена на дату определения их кадастровой стоимости.
Доводы возражений административных ответчиков суд отклоняет как необоснованные, поскольку п. 2 ч. 1 ст. 248 КАС РФ установлено, что установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 3 июля 2016 г. №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», в ЕГРН подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Датой обращения административного истца с требованием об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной необходимо считать дату его обращения в суд – 26 августа 2022 г.
В силу п.5 ч.2 ст. 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.
Таким образом, установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для органа регистрации права внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «им. Ленина» об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной – удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: (адрес) категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 г. в размере 1 638 000 рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: (адрес), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 г. в размере 2 351 000 рублей.
Датой подачи заявления считать 26 августа 2022 г.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Оренбургский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Оренбургского
областного суда Р.Р. Кучаев
В окончательной форме решение изготовлено 07 октября 2022 г.
Судья Оренбургского
областного суда Р.Р. Кучаев