Судья Каралаш З.Ю. Дело №33а-9565/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Симферополь 28 октября 2019 г.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Мостовенко Н.Р.,
судей Тимошенко Е.Г., Павловского Е.Г.,
при секретаре Прокошкиной Ю.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело
по административному исковому заявлению Юнусова Рустема Меметовича об оспаривании решения государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Карабаш А.А. от 6 мая 2019 г., возложении обязанности совершить определённые действия
по апелляционной жалобе Юнусова Рустема Меметовича на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 28 июня 2019 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано
Заслушав доклад судьи Мостовенко Н.Р., пояснения Юнусова Р.М., его представителя Климашевского В.А., судебная коллегия
установила:
Юнусов Р.М. обратился в Центральный районный суд г. Симферополя Республики Крым с вышеуказанным административным исковым заявлением в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в котором просил признать незаконным отказ Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в регистрации за ним права собственности на земельный участок, расположенный по <адрес>, и возложить на административного ответчика обязанность совершить действия по регистрации за Юнусовым Р.М. права собственности на вышеуказанный земельный участок.
В обоснование административного искового заявления указал, что право собственности на вышеуказанный земельный участок подтверждается соответствующим Государственным актом от 25 апреля 2006 г. серии №, полученным им в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством Украины.
К участию в деле в качестве административного соответчика привлечён государственный регистратор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Карабаш А.А.
Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 28 июня 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления Юнусова Р.М. отказано.
В апелляционной жалобе, поданной Юнусовым Р.М. ставится вопрос об отмене судебного акта ввиду неправильного применения судом первой инстанции норм материального права.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что обращаясь в Государственным комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок, административным истцом были приложены все необходимые документы, а именно: Государственный акт на право собственности на земельный участок от 25 апреля 2006 г. серии №, решение 18-й сессии 24-го созыва Молодёжненского поселкового совета от 28 апреля 2004 г. «О даче согласия на разработку технической документации на земельный участок» и решение 29-й сессии 4-го созыва Молодёжненского поселкового совета от 12 октября 2005 г. «Об утверждении технической документации на земельный участок и передаче в собственность земельного участка». То обстоятельство, что администрация Молодёжненского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым и архивный отдел (муниципальный архив) администрации Симферопольского района Республики Крым не подтвердили наличие у них вторых экземпляров вышеуказанных документов не опровергают обоснованность доводов Юнусова Р.М.
В судебном заседании Юнусов Р.М. и его представитель Климашевский В.А. поддержали доводы апелляционной жалобы.
Остальные лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены заблаговременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явились, с ходатайствами об отложении судебного заседания не обращались.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещённых надлежащим образом.
Заслушав пояснения административного истца и его представителя, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым полагает, что судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела допущено такого характера нарушение норм материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пункта 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, суд принимает в том случае, если признает их соответствующими нормативным правовым актам и не нарушающими права и законные интересы административного истца.
Таким образом, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления принципиальное значение имеет выявление совокупности двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов административного истца.
Как усматривается из материалов дела, решением 18-й сессии 24-го созыва Молодёжненского поселкового совета от 28 апреля 2004 г. Юнусову Р.М. дано согласие на разработку проекта отвода и технического отчёта по установлению границ земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений, площадью 0,08 га в <адрес>. На Юнусова Р.М. возложена обязанность предоставить технический отчёт на рассмотрение Молодёжненского поселкового совета.
Решением 29-й сессии 4-го созыва Молодёжненского поселкового совета от 12 октября 2005 г. утверждена техническая документация по землеустройству в части составления документов, удостоверяющих право собственности на земельный участок. Юнусову Р.М. передан бесплатно в собственность земельный участок для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений площадью 0,0800 га, из них сельскохозяйственных угодий 0,08 га, в т.ч.: пашня 0,0800 га в <адрес>, и постановлено выдать государственный акт на право собственности на землю.
25 апреля 2006 г. Юнусову Р.М. выдан государственный акт на право собственности на земельный участок серии №.
7 мая 2016 г., на основании вышеуказанного государственного акта, данный земельный участок поставлен на кадастровый учёт и ему присвоен кадастровый №.
25 января 2019 г. Юнусов Р.М. обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью 800 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №, приложив к нему вышеуказанные документы.
Уведомлением государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Карабаш А.А. от 6 февраля 2018 г. государственная регистрация права собственности на вышеуказанный объект недвижимого имущества приостановлена до 6 мая 2019 г., в связи с непоступлением ответов на межведомственные запросы в администрацию Молодёжненского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым и администрацию Симферопольского района Республики Крым. При проведении правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию установлено, что согласно сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в архивной документации, переданной Госземагенством, отсутствует государственный акт серии № от 25 апреля 2006 г. на истребуемый земельный участок. А также в архивном фонде Молодёжненского сельского поселкового совета и его исполнительного комитета, администрации Симферопольского района Республики Крым, в решениях 29-й сессии 4-го созыва от 12 октября 2005 г. данные Юнусова Р.М. не значатся. Таким образом, государственным регистратором сделан вывод, что представленные документы не являются подлинными или сведения, содержащиеся в них, недостоверны.
Решением государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Карабаш А.А. от 6 мая 2019 г., в связи с истечением срока приостановления, указанного в уведомлении от 6 февраля 2018 г. и не устранением приведённых в нём причин, административному истцу отказано в государственной регистрации права собственности на основании статьи 27 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». При проведении правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию установлено, что согласно сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в архивной документации, переданной Госземагенством, отсутствует государственный акт серии № от 25 апреля 2006 г. на истребуемый земельный участок. А также в архивном фонде Молодёжненского сельского поселкового совета и его исполнительного комитета, администрации Симферопольского района Республики Крым, в решениях 29-й сессии 4-го созыва от 12 октября 2005 г. данные Юнусова Р.М. не значатся. Таким образом, государственным регистратором сделан вывод, что представленные документы не являются подлинными или сведения, содержащиеся в них, недостоверны.
Полагая, что данный отказ государственного регистратора является незаконным, административный истец обратился в суд.
Суд первой инстанции, отказывая в признании незаконным решения государственного регистратора Карабаш А.А. от 6 мая 2019 г. об отказе в осуществлении государственной регистрации права собственности на земельный участок, исходил из не устранения административным истцом в установленный срок причин, послуживших основанием для приостановления осуществления государственной регистрации, а из ответов, поступивших по межведомственным запросам следует, что согласно сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в архивной документации, переданной Госземагенством, отсутствует государственный акт серии № от 25 апреля 2006 г. на указанный земельный участок. А также в архивном фонде Молодёжненского сельского поселкового совета и его исполнительного комитета, администрации Симферопольского района Республики Крым, в решениях 29-й сессии 4-го созыва от 12 октября 2005 г. данные Юнусова Р.М. не значатся.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции, исходя из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
Согласно статье 1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» установлено, что Республика Крым принимается в Российскую Федерацию в соответствии с Конституцией Российской Федерации и статьей 4 Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 г. N 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».
В соответствии со статьёй 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Основания государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав установлены статьёй 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В силу пункта 3 части 1 статьи 29 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учёт и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Основания и сроки приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав установлены ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии со статьёй 27 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».
Согласно части 4 статьи 8 названного Закона Республики Крым перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, устанавливается нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 11 августа 2014 г. N 264 утвержден Перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 Перечня документами, подтверждающими наличие ранее возникшего права на объект недвижимого имущества и необходимыми для государственной регистрации, является изданные (выданные) в установленном порядке на территории Республики Крым до 16 марта 2014 г. является, в т.ч. государственный акт на право собственности на землю (земельный участок).
Из материалов административного дела следует, что при обращении с заявлением о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, Юнусовым Р.М. был представлен, в т.ч. государственный акт на право собственности серии № от 25 апреля 2006 г. на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 0,0800 га. Данный государственный акт выдан на основании решения 29-й сессии 4-го созыва Молодёжненского поселкового совета от 12 октября 2005 г. Данный факт не оспаривается административным ответчиком.
Доказательств того, что вышеуказанный государственный акт в установленном законом порядке признан недействительным материалы административного дела не содержат и административным ответчиком не представлено.
То обстоятельство, что администрация Молодёжненского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым и архивный отдел (муниципальный архив) администрации Симферопольского района Республики Крым не подтвердили наличие у них вторых экземпляров вышеуказанных документов, не может свидетельствовать об отсутствии права собственности у административного истца на спорный земельный участок.
Указанные документы были изъяты у администрации по причинам, не зависящим от Юнусова Р.М.
С выводом государственного регистратора об отсутствии зарегистрированного права, изложенном в оспариваемом решении от 6 мая 2019 г. согласиться нельзя.
Кроме того, оспариваемое решение административного ответчика от 6 мая 2019 г. фактически дублирует выводы государственного регистратора, изложенные в решении о приостановлении государственной регистрации от 6 февраля 2019 г., и не содержит ссылки на то, какие именно не были устранены обстоятельства, послужившие основанием для приостановления осуществления государственной регистрации права собственности.
Учитывая вышеизложенное, у административного ответчика отсутствовали основания для отказа в осуществлении государственной регистрации права собственности по причине, указанной в оспариваемом решении должностного лица регистрирующего органа от 6 мая 2019 г.
Требование в части возложения обязанности осуществить государственную регистрацию права собственности на земельный участок не может быть удовлетворено, поскольку данный вопрос относится к компетенции регистрирующего органа, в которую суд не вправе вмешиваться.
Исходя из обстоятельств дела, восстановительной мерой, соответствующей допущенному нарушению прав и законных интересов заявителя и направленной на его устранение, будет повторное рассмотрение административным ответчиком заявления Юнусова Р.М. о государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью 800 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы Юнусова Р.М. в указанной части заслуживают внимания.
При таком положении, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 28 июня 2019 г. полностью и принятии по делу нового решения о частичном удовлетворении административного искового заявления (пункт 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 28 июня 2019 г. – отменить.
Принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление Юнусова Рустема Меметовича удовлетворить частично.
Признать незаконным решение государственного регистратора Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Крым Карабаш А.А. от 6 мая 2019 г. об отказе в осуществлении государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью 800 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №.
Возложить на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым обязанность повторно рассмотреть заявление Юнусова Рустема Меметовича о государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью 800 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №.
В удовлетворении остальной части административного искового заявления – отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий Н.Р. Мостовенко
Судьи Е.Г. Тимошенко
Е.Г. Павловский