Дело № 3а-36/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Санкт-Петербург 16 февраля 2022 года
Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего судьи Астапенко С.А.
при секретаре Благополучной Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Усмановой Альбины Рустамовны об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной,
установил:
Усманова А.Р. обратилась в Ленинградский областной суд с административным иском, в котором просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 27 281 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости <данные изъяты> рублей по состоянию на 26.12.2020 г.
В обоснование требований административного иска указано, что административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером №. Согласно выписке из ЕГРН кадастровая стоимость данного объекта недвижимости составляет <данные изъяты> руб. Согласно отчета об оценке, рыночная стоимость спорного земельного участка определена в размере <данные изъяты> рублей. Кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость. Данное обстоятельство нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку влечет увеличение его налоговых обязательств, в частности по уплате налога на имущество, исчисляемого на основании кадастровой стоимости.
К участию в деле привлечены в качестве административных ответчиков: Управление Росреестра по Ленинградской области, Правительство Ленинградской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии». В качестве заинтересованного лица привлечена администрация муниципального образования Тосненский район Ленинградской области.
В письменном отзыве представитель Правительства Ленинградской области Яковлева Н.Н. оставила вопрос об удовлетворении требований административного иска на усмотрение суда, отметив, что Правительство Ленинградской области является ненадлежащим административным ответчиком по заявленным требованиям.
В письменном отзыве представитель Управления Росреестра по Ленинградской области Сердцева Д.Ю. указала, что результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ленинградской области утверждены постановлением Правительства Ленинградской области от 29.12.2007 №356. Спорный земельный участок не вошел в перечень объектов оценки и не прошел пообъектную оценку. Для расчёта кадастровой стоимости применялся удельный показатель кадастровой стоимости для 1 группы видов разрешенного использования земельных участков (земельные участки, предназначенные для размещения домов многоэтажной жилой застройки) земель населённых пунктов, расположенных в <адрес>, в размере <данные изъяты> руб./кв.м. Кадастровая стоимость земельного участка составляет <данные изъяты> руб. (исходя из площади 27 281 кв.м. и УПКС – <данные изъяты> руб./кв.м.) Дата определения кадастровой стоимости - 26.12.2020 г. Обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, возложена на административного истца. Управление не имеет самостоятельных возражений по существу предъявленных требований, просила рассмотреть дело в отсутствии представителя Управления.
В письменных возражениях административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» указано, что учреждение не является уполномоченным органом на самостоятельное принятие решения об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости. Учреждение может выступать лишь исполнителем принятого судом решения. Требование административного истца об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной его рыночной стоимости оставлено на усмотрение суда.
В судебном заседании представитель административного ответчика Правительства Ленинградской области Яковлева Н.Н. разрешение требований административного иска оставила на усмотрение суда.
Представители административного истца, административных ответчиков Управления Росреестра по Ленинградской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» и заинтересованного лица администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом.
Изложенное в силу ч.4 ст.247 КАС РФ не препятствует рассмотрению дела по существу в отсутствие названных представителей.
Согласно ст.65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии со ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. При этом в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу ст. 24 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» государственная кадастровая оценка, проведение которой начато до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, и оспаривание результатов такой государственной кадастровой оценки проводятся в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности).В соответствии со ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическим лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Исходя из положений ст.24.19 Закона об оценочной деятельности, при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Судом установлено, что согласно выписке ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 29.12.2020 г., Усманова А.Р. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 27281+/-1445 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель – земли населённых пунктов, вид разрешённого использования: обслуживание жилой застройки, для размещения иных обслуживающих сооружений и объектов.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 29.12.2007 года № 356 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ленинградской области.
Объект недвижимости административного истца не вошел в перечень объектов оценки и не прошел пообъектную оценку, результаты которой утверждены постановлением Правительства Ленинградской области от 29.12.2007 №356. Кадастровая стоимость земельного участка внесена (определена) исходя из удельного показателя кадастровой стоимости, площади участка.
В выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 01.02.2021 г. указано, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет <данные изъяты> руб. Дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость (дата определения кадастровой стоимости) – 26.12.2020 г.
Таким образом, датой, по состоянию на которую должна быть установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости в размере рыночной стоимости, в рассматриваемом случае является 26.12.2020 г.
Согласно отчета № от 30.11.2021 г., составленного оценщиком ООО «Гильдия экспертов Северо-Запада» ФИО7, являющейся членом саморегулируемой организации СОЮЗ оценщиков «Сибирь», рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № по состоянию на 26.12.2020 г. определена в размере <данные изъяты> рублей.
В отчете об оценке № от 30.11.2021 г. проведен анализ рынка объекта оценки и ценообразующих факторов, дано описание объекту оценки, изложены принятые допущения и ограничительные условия, приведены применяемые стандарты, проведен анализ наиболее эффективного использования, произведен выбор объектов-аналогов, применены котировки на параметры объекта на категорию земельного участка, торг), содержатся иные необходимые сведения, которые могут быть признаны достаточными.
Выводы отчёта об оценке мотивированы, изложены ясно, не допускают неоднозначного их толкования и не содержат противоречий.
Проанализировав отчёт и оценив его по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о его соответствии требованиям, установленным статьей 11 Закона об оценочной деятельности, в частности, требованиям к информации, используемой в отчете об оценке, а также требованиям к проведению оценки недвижимости, установленным федеральными стандартами оценки, а определённую рыночную стоимость признаёт достоверной.
Учитывая, что доказательств, опровергающих приведённую величину рыночной стоимости объекта недвижимости, и сведений о его рыночной стоимости в ином размере не представлено, суд находит требования административного истца об установлении в отношении объекта недвижимости кадастровой стоимости, равной его рыночной стоимости, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 103, 175 - 177, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
административное исковое заявление Усмановой Альбины Рустамовны об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 27281 кв.м с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости равной <данные изъяты> рублей по состоянию на 26.12.2020 года.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение 1 месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья С.А. Астапенко
Решение принято в окончательной форме 25.02.2022 г.