Дело № 2-286/2022 (УИД № 65RS0001-02-2021-003831-53)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 марта 2022 года г. Южно-Сахалинск
Южно-Сахалинский городской суд
В составе:
председательствующего судьи Моталыгиной Е.А.,
при секретаре Макаровой А.С.,
с участием:
представителя истца ФИО,
представителя ответчика ФИО,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента городского хозяйства администрации г. Южно-Сахалинска к Обществу с ограниченной ответственностью «СНВ» о возложении обязанности включить в состав общего имущества собственников помещений многоквартирных домов детские площадки
У С Т А Н О В И Л:
Департамент городского хозяйства Администрации города Южно-Сахалинска обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «СНВ» (далее по тексту ООО «СНВ») о возложении обязанности включить в состав общего имущества собственников помещений жилых домов детскую площадку, в обоснование иска указав, что в целях реализации на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды», постановлением Администрации г. Южно-Сахалинска № была утверждена муниципальная программа «Жилищное хозяйство и благоустройство на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск на 2015-2021 годы», основной целью которой являлось создание благоприятных, безопасных и комфортных условий жизни, трудовой деятельности и досуга населения, проживающего на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск». В перечень дополнительных видов работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов входило в том числе устройство детских и (или) спортивных площадок. В рамках исполнения программы ДГХ Администрации г. Южно-Сахалинска, как исполнителем, на придомовой территории многоквартирных домов № и № <адрес> были выполнены работы по обустройству детской площадки в составе 17 единиц малых игровых форм.
Отметили, что в соответствии с нормами действующего законодательства ответственность за содержание прилегающей территории, в том числе детских площадок несет управляющая компания. В данном случае которой является ООО «СНВ», поэтому обязаны включить в состав общего имущества собственников помещений жилых домов вышеуказанную детскую площадку.
Просили обязать ООО «СНВ» включить в состав общего имущества собственников помещений многоквартирных домов № и № <адрес> детскую площадку в составе 17 единиц малых игровых форм, в том числе скамья – 8 шт., урна круглая металлическая – 4 шт., качалка-балансир-1 шт., игровой комплекс – 1 шт., качалка на пружине – 1 шт., карусель – 1 шт., качели двойные – 1 шт., расположенную на придомовой территории многоквартирных домов № <адрес>.
Также, Департамент городского хозяйства Администрации города Южно-Сахалинска обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «СНВ» (далее по тексту ООО «СНВ») о возложении обязанности включить в состав общего имущества собственников помещений жилых домов детскую площадку, в обоснование иска указав, что в целях реализации на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды», постановлением Администрации г. Южно-Сахалинска № была утверждена муниципальная программа «Жилищное хозяйство и благоустройство на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск на 2015-2021 годы», основной целью которой являлось создание благоприятных, безопасных и комфортных условий жизни, трудовой деятельности и досуга населения, проживающего на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск». В перечень дополнительных видов работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов входило в том числе устройство детских и (или) спортивных площадок. В рамках исполнения программы ДГХ Администрации г. Южно-Сахалинска, как исполнителем, на придомовой территории многоквартирных домов № и № <адрес> были выполнены работы по обустройству детской площадки в составе 17 единиц малых игровых форм.
Отметили, что в соответствии с нормами действующего законодательства ответственность за содержание прилегающей территории, в том числе детских площадок несет управляющая компания. В данном случае которой является ООО «СНВ», поэтому обязаны включить в состав общего имущества собственников помещений жилых домов вышеуказанную детскую площадку.
Просили обязать ООО «СНВ» включить в состав общего имущества собственников помещений многоквартирных домов № и № <адрес> детскую площадку в составе 17 единиц малых игровых форм, в том числе скамья – 8 шт., урна круглая металлическая – 4 шт., качалка-балансир-1 шт., игровой комплекс – 1 шт., качалка на пружине – 1 шт., карусель – 1 шт., веревочная стена – 1 шт., расположенную на придомовой территории многоквартирных домов № и № <адрес>.
Также, Департамент городского хозяйства Администрации города Южно-Сахалинска обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «СНВ» (далее по тексту ООО «СНВ») о возложении обязанности включить в состав общего имущества собственников помещений жилых домов детскую площадку, в обоснование иска указав, что в целях реализации на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды», постановлением Администрации г. Южно-Сахалинска № была утверждена муниципальная программа «Жилищное хозяйство и благоустройство на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск на 2015-2021 годы», основной целью которой являлось создание благоприятных, безопасных и комфортных условий жизни, трудовой деятельности и досуга населения, проживающего на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск». В перечень дополнительных видов работ по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов входило в том числе устройство детских и (или) спортивных площадок. В рамках исполнения программы ДГХ Администрации г. Южно-Сахалинска, как исполнителем, на придомовой территории многоквартирного <адрес> были выполнены работы по обустройству детской площадки в составе 4 единиц малых игровых форм.
Отметили, что в соответствии с нормами действующего законодательства ответственность за содержание прилегающей территории, в том числе детских площадок несет управляющая компания. В данном случае которой является ООО «СНВ», поэтому обязаны включить в состав общего имущества собственников помещений жилых домов вышеуказанную детскую площадку.
Просили обязать ООО «СНВ» включить в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного <адрес> детскую площадку в составе 4 единиц малых игровых форм, в том числе скамья – 1 шт., урна круглая металлическая – 1 шт., качели двухпролетные -1 шт., игровой комплекс – 1 шт., расположенную на придомовой территории многоквартирного <адрес>.
Определением Южно-Сахалинского городского суда от 13 сентября 2021 года гражданские дела (№, № и №) объединены в одно производство.
В судебном заседании представитель истца ДГХ Администрации г. Южно-Сахалинска ФИО, действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ООО «СНВ» ФИО, действующий на основании доверенности, в судебном заседании с иском не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, пояснив, что земельные участки под игровые площадки не сформированы, поэтому не находится на придомовой территории. Заключены договоры управления многоквартирным домом между собственниками многоквартирного дома и управляющей компанией, утвержден перечень имущества, который должны содержать собственники, в указанном перечне отсутствуют детские площадки. Общие собрания собственников многоквартирных домов по включению имущества – детских площадок не проводились.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Статьей 210 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
В соответствии с нормами пунктов 2, 2.1, 3, 4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса РФ к компетенции общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома относится принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом; принятие решений о благоустройстве земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и который относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе о размещении, об обслуживании и эксплуатации элементов озеленения и благоустройства на указанном земельном участке; принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами; выбор способа управления многоквартирным домом.
Распоряжение земельными участками должно осуществляться с учетом установленных обязанностей соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, а также требование об использовании земельных участков в соответствии с их целевым назначением (подпункт 8 пункта 1 статьи 1, статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Подпунктом "ж" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, предусмотрено, что в состав общего имущества включаются детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Собственники жилых помещений дома несут бремя содержания общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме (часть 3 статьи 30, статья 39 Жилищного кодекса РФ).
В целях обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, решения вопросов пользования указанным имуществом, собственники помещений многоквартирного дома обязаны осуществлять управление многоквартирным домом одним из предусмотренных законом способов, в том числе управление управляющей организацией (статья 161 Жилищного кодекса РФ).
Правоотношения между собственниками помещений многоквартирного дома и управляющей организацией возникают на основании решения общего собрания собственников помещений дома и договора управления многоквартирным домом, заключаемого с управляющей организацией (статья 162 Жилищного кодекса РФ).
Права, обязанности и пределы ответственности управляющей организации определяются условиями указанного договора, согласно которым управляющая организация по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме и др.) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (часть 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (пункт 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).
Как следует из материалов дела многоквартирные дома по <адрес> находятся в управлении ООО <данные изъяты> на основании решений общего собрания собственников указанных домов, что подтверждается договорами управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ., от ДД.ММ.ГГГГ., от ДД.ММ.ГГГГ.,
В соответствии с частью 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ в состав общего имущества в многоквартирном доме входит, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В силу ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Причем под земельным участком в данном случае понимается не только участок земли, непосредственно занятый многоквартирным домом, но и придомовая территория.
Придомовая территория - это участок около жилого многоквартирного здания, включающий пешеходные пути ко входам, подъезды к нему и площадки для жильцов данного дома - детские, спортивные, для отдыха, для контейнеров, для выгула собак и т.п. (СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001, утвержденному приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 г. N 605).
В силу приведенных правовых норм, управляющая организация обязана содержать общее имущество многоквартирного дома, в состав которого включены детские игровые и спортивные площадки, в надлежащем и исправном состоянии независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия, и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Судом установлено, что земельные участки возле спорных домов не сформированы.
На основании п. 67 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 года №10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" следует, что если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем, по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 года №189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ. В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 ГК РФ имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка.
Таким образом, собственники помещений в многоквартирном доме, земельный участок под которым не сформирован, фактически осуществляют владение и пользование несформированным земельным участком наравне с собственниками помещений в многоквартирном доме, земельный участок под которым сформирован.
В связи с чем, то обстоятельство, что детская площадка находится на земельном участке, относящемся к муниципальной собственности, не освобождает управляющую организацию от исполнения обязанностей по содержанию прилегающей к дому территории.
Наличие государственного кадастрового учета земельного участка под многоквартирным жилым домом имеет значение для определения собственника земельного участка, но не влияет на обязанность управляющей организации поддерживать порядок на придомовой территории, обеспечивать надлежащее состояние детской площадки как элемента благоустройства.
Как следует из материалов гражданского дела, в целях реализации муниципальной программы «Жилищное хозяйство и благоустройство на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск» на 2015-2021 годы» ДД.ММ.ГГГГ заключен муниципальный контракт № на выполнение работ по содержанию объектов внутриквартального благоустройства на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск».
Согласно техническому заданию на выполнение работ (Приложение № к муниципальному контракту №) местом выполнения обустройства детских игровых площадок является городской округ «Южно-Сахалинск» <адрес>.
18 сентября 2017 года заключен муниципальный контракт № на выполнение работ по содержанию объектов внутриквартального благоустройства на территории городского округа «Город Южно-Сахалинск».
Согласно техническому заданию на выполнение работ (Приложение № 1 к муниципальному контракту №) местом выполнения обустройства детских игровых площадок является городской округ «Южно-Сахалинск» г. Южно-Сахалинск в районе домов № по <адрес>.
Судом установлено, что детские площадки, расположенные по вышеуказанным адресам, являются муниципальной собственностью, что подтверждается выписками из Реестра муниципального имущества городского округа «Город Южно-Сахалинск». Балансодержателем является Департамент городского хозяйства администрации г. Южно-Сахалинска.
Детские площадки, на передаче которой в состав общего имущества многоквартирного дома настаивает истец, расположены на придомовой территории домов по <адрес>.
На основании решения Городского Собрания городского округа "Город Южно-Сахалинск" № "Об утверждении Положения о текущем содержании объектов внутриквартального благоустройства городского округа "Город Южно-Сахалинск" объекты внутриквартального благоустройства городского округа "Город Южно-Сахалинск" - проезды с усовершенствованным и неусовершенствованным покрытием, газоны, зеленые насаждения, сети дренажа и ливневой канализации, детские игровые площадки, контейнерные площадки - находящиеся вне границ земельных участков, отведенных под жилые дома, здания, сооружения и состоящие в Реестре муниципальной собственности городского округа "Город Южно-Сахалинск";
Пунктом 4 статьи 36 Жилищного кодекса РФ определено, что к общему имущему многоквартирного дома относятся земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года №491 об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила №491) в состав общего имущества, в том числе включаются объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
В соответствии с пунктом 16 Правил №491 надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается: а) собственниками помещений: б) товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при управлении многоквартирным домом); в) застройщиком (лицом, обеспечивающим строительство многоквартирного дома); г) лицом, принявшим от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещение в этом доме по передаточному акту или иному документу о передаче.
Согласно статье 215 Гражданского кодекса РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.
Как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами, Истцом детские игровые площадки, расположенные в районе многоквартирных домов по <адрес> в управление и содержание управляющей компании, либо иным лицам, не передавались. Доказательств этому суду не представлено.
Согласно п. 11 статьи 1 Положения о Департаменте городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска", утвержденного Решением Городской Думы города Южно-Сахалинска № Департамент наделяется муниципальным имуществом на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом.
Одной из основных функций ДГХ г. Южно-Сахалинска является осуществление благоустройства в части содержания и текущего ремонта детских игровых площадок, находящихся в муниципальной собственности и расположенных на территории городского округа "Город Южно-Сахалинск" (п. 35 ст. 3 Положения)
Таким образом, в силу вышеприведенных норм и Положения Департамент городского хозяйства администрации г. Южно-Сахалинска обязан осуществлять надлежащим образом права владения и пользования предоставленным имуществом в соответствии с целями своей деятельности, функциями собственника имущества и назначением имущества.
Оценивая представленные сторонами доказательства в их совокупности, по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, судом установлено, что работы по обустройству детской площадки выполнены в рамках муниципальной программы, спорные детские площадки являются муниципальной собственностью, Общее собрание собственников МКД по вопросу установки (обустройства) детских площадок на придомовой территории не проводилось, детские площадки в управление и содержание управляющей компании ООО «СНВ» не передавались, в связи с чем суд приходит к выводу, что правовых оснований для возложения обязанности на управляющую компанию ООО «СНВ» включить в состав общего имущества собственников помещений многоквартирных домов детские площадки не имеется.
На основании изложенного, суд считает, что исковые требования Департамента городского хозяйства Администрации города Южно-Сахалинска удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░-░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░