Дело № 2-5766/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Машкалевой О.А.
при секретаре Гороховской А.О.,
с участием истца Быковой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сыктывкаре
12 июля 2017 года гражданское дело по иску Быковой В.В. к ГУП РК «Государственные аптеки Республики Коми» о взыскании выплат стимулирующего характера, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Быкова В.В. обратилась в суд с иском к ГУП РК «Государственные аптеки Республики Коми» о взыскании надбавки за напряженность и интенсивный труд за ** ** ** в размере 15000 рублей, компенсации морального вреда в сумме 2000 рублей. В обоснование иска указала, что она работала ... ГУП РК «ГАРК», ежемесячно получала выплату стимулирующего характера за напряженность и интенсивный труд. 14.04.2017 года получила уведомление о сокращении, с марта 2017 года перестала получать выплату стимулирующего характера. Полагает, что ее трудовые права в части оплаты труда нарушены.
Истец в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В представленном отзыве ответчик возражает против удовлетворения исковых требований.
Выслушав объяснение истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что на основании приказа № ... от ** ** ** истец с ** ** ** принята на работу в ГУП РК «ГАРК» на должность ... с окладом 6000 рублей, с районным коэффициентом – 20 % и северной надбавкой – 50 %. Приказом № ... от ** ** ** истец с ** ** ** переведена на должность ...
14.04.2017 истец получила уведомление о сокращении штата. С 16.06.2017 истец уволена с ГУП РК «ГАРК» по сокращению штатов.
В соответствии со ст. 3 Трудового кодекса РФ каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Исходя из положений статьи 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии с ч. 2 ст. 135 Трудового кодекса РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров. Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению (ст. 9 ТК РФ).
К числу основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений ст. 2 Трудового кодекса РФ относит обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
В силу ст. 57 Трудового кодекса РФ обязательными для включения в трудовой договор являются, в частности, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте.
Таким образом, система оплаты труда применительно к ст. 135 Трудового кодекса РФ включает:
- фиксированный размер оплаты труда (оклад, тарифные ставки) с учетом квалификации, сложности, количества и качества выполненной работы (ст. 143 ТК РФ);
- доплаты, надбавки компенсационного характера (например, ст. 146 ТК РФ - оплата труда в особых условиях; ст. 147 ТК РФ - оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; ст. 148 ТК РФ - оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями; ст. 149 ТК РФ - оплата труда в других случаях выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных);
- доплаты и надбавки стимулирующего характера (ст. 191 ТК РФ - поощрения за труд).
Согласно части 1 статьи 22 Трудового кодекса РФ работодатель имеет право поощрять работников за добросовестный эффективный труд.
В силу ст. 191 Трудового кодекса РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.
Согласно ст. 8 Трудового кодекса РФ принятые локальные нормативные акты относятся к исключительной компетенции работодателя.
В соответствии с п.5.1 Положения об оплате труда работников ГУП РК «ГАРК» к выплатам стимулирующего характера относится, в том числе надбавка за сложность, интенсивность и качество работы.
Выплаты могут устанавливаться в целях материального стимулирования труда наиболее квалифицированных, компетентных и ответственных работников предприятия. На сумму выплат начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (п. 5.2 Положения).
Надбавки могут быть установлены к основному должностному окладу и к окладам, занимаемым в порядке совмещения, внутреннего или внешнего совместительства (п. 5.3 Положения).
Надбавки за сложность, интенсивность и качество работы могут устанавливаться ежемесячно или ежеквартально, в исключительных случаях до года, приказом генерального директора на основании представлений руководителей структурных подразделений ГУП РК «ГАРК». Надбавки могут отменяться при ухудшении показателей в работе или окончании соответствующих заданий, работ (п. 5.4 Положения).
Анализируя Положение об оплате труда работников ГУП РК «ГАРК», суд приходит к выводу, что ежемесячная надбавка за сложность, интенсивность и качество работы является поощрением за труд, выплачивается на основании приказа генерального директора на основании представлений руководителей структурных подразделений.
Из представленных расчетных листков следует, что истцу производились начисления и выплата ежемесячной надбавки за интенсивный и напряженный труд в ноябре, декабре 2016 года, в январе и феврале 2017 года в размере 3250 рублей в месяц (50% должностного оклада). Из расчетных листков за март, апрель, май 2017 года следует, что ежемесячная надбавка за интенсивный и напряженный труд истцу не начислялась и не выплачивалась.
Учитывая, что с марта 2017 года перестали выплачивать ежемесячную надбавку за интенсивный и напряженный труд, истец обратилась в суд с настоящим иском.
Ответчик, возражая против удовлетворения исковых требований, указал, что начисление и выплата надбавки за интенсивный и напряженный труд – это право, а не обязанность учреждения. При этом финансовые показатели предприятия не стабильны, деятельность учреждения продолжает оставаться преимущественно убыточной. Другим работникам предприятия данная выплата также не производилась.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суду ответчиком представлены расчетные листки за март, апрель, май 2017 года других работников аптеки, из которых усматривается начисление и выплата работникам надбавки за интенсивный и напряженный труд.
При этом, начальник складского комплекса Сурнина С.Е. подавала на имя генерального директора представления о произведении истцу оплаты за интенсивный труда в размере 50% за март, апрель, май 2017 года.
Несмотря на то, что ежемесячная надбавка за интенсивный и напряженный труд за март, апрель, май 2017 года была выплачена сотрудникам ГУП РК «ГАРК», истцу указанная надбавка не была выплачена, тогда как истец к дисциплинарной ответственности не привлекалась, ранее регулярно получала ежемесячно надбавка за интенсивный и напряженный труд в размере установленной Положением. Доказательств того, что истец ненадлежащим образом исполняла свои трудовые обязанности или имелись иные основания для лишения ее надбавки за интенсивный и напряженный труд, ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах, суд считает, что действия работодателя по лишению истца в марте, апреле и мае 2017 года надбавки стимулирующего характера в виде ежемесячной надбавки за интенсивный и напряженный труд носят дискриминационный характер, поскольку положения трудового законодательства не позволяют работодателю совершать действия по не начислению размера надбавок при условии равенства оценки квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда работниками по равнозначной должности.
Вышеперечисленное дает основание полагать о несостоятельности довода ответчика, что начисление и выплата надбавки за интенсивный и напряженный труд сотрудникам является правом, а не обязанностью.
Таким образом, подлежат удовлетворению требования истца о взыскании не начисленной и не выплаченной ежемесячной надбавки за интенсивный и напряженный труд за март, апрель, май 2017 года.
Из представленных документов следует, что в марте 2017 года истцом отработан полный месяц и оклад составил 6500 рублей, в апреле 2017 года – 5200 рублей за 16 рабочих дней, в мае 2017 года – 6175 рублей за 19 рабочих дней.
Ежемесячная надбавка за интенсивный и напряженный труд по результатам работы за март, апрель, май 2017 года составит в сумме 15193,75 рублей (5525 рублей за март + 4420 рублей за апрель + 5248,75 рублей за май).
В силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ требования истца подлежат удовлетворению в пределах заявленных требований и с ответчика в пользу истца подлежит взысканию надбавка в размере 15000 рублей.
В силу ст. 21 Трудового кодекса РФ работник имеет право на компенсацию морального вреда в порядке, установленном данным Кодексом, иными федеральными законами.
На основании ст. 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учётом объема и характера, причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Учитывая, что ответчик незаконно лишил истца надбавки за интенсивный и напряженный труд, в связи с чем, истец недополучила заработную плату, суд находит подлежащим удовлетворению требования истца о взыскании компенсации морального вреда.
Принимая во внимание обстоятельства дела, объём и характер нравственных страданий истца, суд определяет размер компенсации морального вреда в размере 1000 рублей, находя данную сумму разумной и справедливой.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования Быковой В.В. удовлетворить.
Взыскать с ГУП РК «Государственный аптеки Республики Коми» в пользу Быковой В.В. надбавку за сложность, интенсивность и качество работы за март, апрель, май 2017 года в сумме 15000 рублей, компенсацию морального вреда в сумме 1000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Судья О.А. Машкалева