Дело № 2-258/2023
УИД 16RS0035-01-2023-000093-05
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
20 марта 2023 года г. Азнакаево РТ
Азнакаевский городской суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Абдуллина И.И.,
при секретаре Афзаловой Р.Р.,
с участием прокурора – помощника Азнакаевского городского прокурора Камалиевой И.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Абдрахимовой к Фазылзянову о признании лица утратившим право пользования жилым помещением и выселении,
У С Т А Н О В И Л:
Абдрахимова Г.А. (далее по тексту истец) обратилась в суд с иском к Фазылзянову Ф.Р. (далее по тексту ответчик) о признании утратившим право пользования жилым помещением, расположенным <адрес>. В обоснование иска указано, что истец является собственником вышеуказанного жилого помещения на основании договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ. Брак между сторонами расторгнут ДД.ММ.ГГГГ. Ответчик в данном доме зарегистрирован, коммунальные платежи не оплачивает, членом семьи истца не является. Истец просит признать ответчика утратившим право пользования жилым помещением <адрес> и выселить ответчика.
Истец Абдрахимова Г.А. в суд не явилась, ее представитель Хамидуллин И.Х. в судебном заседании иск поддержал, показал суду, что ответчик Фазылзянов Ф.Р. является бывшим супругом истца, брак расторгнут ДД.ММ.ГГГГ Квартира <адрес> куплена истцом в 2022 году, то есть после расторжения брака. Уточняя требования, просили признать ответчика утратившим право пользования жилым помещением <адрес> и выселить ответчика без предоставления другого жилого помещения.
Ответчик Фазылзянов Ф.Р. в судебном заседании с иском не согласился, показал суду, что квартира была приобретена его мамой по договору приватизации, в последующем оформили по 1/2 доли ему и его матери. Он и его мама в 2013 году прописали в квартире внука. В 2017 году мама заболела, за ней ухаживал он. С их стороны никто не помогал. В этой квартире всегда проживал он. Внук там никогда не проживал, они проживали <адрес> Квартплату он оплачивает полностью, имеются платежные документы. Изначально квартира была приватизационная, в 1990 году примерно в приватизации участвовали он и его мама. Ему переезжать некуда, родственников у него в пгт. Актюбинский нет. Он предлагал истцу дом <адрес> она отказалась, данное жилое помещение не пригодно для проживания.
Суд, выслушав стороны по делу, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, приходит к выводу, что иск Абдрахимовой Г.А. удовлетворению не подлежит.
В ст. 8 Гражданского кодекса РФ приведены основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
1. Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают:
1) из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему;
3) из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности;
4) в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.
Судом установлено следующее. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости квартира общей площадью 50,4 кв.м. <адрес> принадлежит на праве собственности истцу Абдрахимовой Г.А., приобретена на основании договора купли продажи заключенному между истцом и ответчиком 24.11.2022. По вышеуказанному адресу зарегистрирован ответчик Фазылзянов Ф.Р., который в настоящее время проживает в вышеуказанной квартире.
Из договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от 04.01.1995 следует, что жилое помещение <адрес> передано в совместную собственность проживающим в нем гражданам: Фазылзянову Ф.Р.(ответчик), его матери Камаловой Р.К.
Решением мирового судьи судебного участка №3 по Азнакаевскому судебному району РТ от 20.10.2017 расторгнут брак между истцом и ответчиком.
В соответствии с частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
На основании части 4 статьи 31 ЖК РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи. Если у бывшего члена семьи собственника жилого помещения отсутствуют основания приобретения или осуществления права пользования иным жилым помещением, а также если имущественное положение бывшего члена семьи собственника жилого помещения и другие заслуживающие внимания обстоятельства не позволяют ему обеспечить себя иным жилым помещением, право пользования жилым помещением, принадлежащим указанному собственнику, может быть сохранено за бывшим членом его семьи на определенный срок на основании решения суда. При этом суд вправе обязать собственника жилого помещения обеспечить иным жилым помещением бывшего супруга и других членов его семьи, в пользу которых собственник исполняет алиментные обязательства, по их требованию.
Как указал Верховный Суд Российской Федерации в пункте 13 постановления Пленума от 02 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - постановление Пленума N 14), по общему правилу, в соответствии с частью 4 статьи 31 ЖК РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением собственника с бывшим членом его семьи. Это означает, что бывшие члены семьи собственника утрачивают право пользования жилым помещением и должны освободить его (часть 1 статьи 35 ЖК РФ). В противном случае собственник жилого помещения вправе требовать их выселения в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения.
По смыслу частей 1 и 4 статьи 31 ЖК РФ, к бывшим членам семьи собственника жилого помещения относятся лица, с которыми у собственника прекращены семейные отношения. Под прекращением семейных отношений между супругами следует понимать расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния, в суде, признание брака недействительным. Отказ от ведения общего хозяйства иных лиц с собственником жилого помещения, отсутствие у них с собственником общего бюджета, общих предметов быта, неоказание взаимной поддержки друг другу и т.п., а также выезд в другое место жительства могут свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения, но должны оцениваться в совокупности с другими доказательствами, представленными сторонами.
Согласно статье 19 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) действие положений части 4 статьи 31 ЖК РФ не распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором.
В силу разъяснений, данных в пункте 18 постановления Пленума N 14, судам следует учитывать, что если правоотношения по пользованию жилым помещением носят длящийся характер, то положения части 4 статьи 31 ЖК РФ в силу статьи 5 Вводного закона могут применяться и в том случае, если семейные отношения между собственником жилого помещения и членом его семьи, проживающим совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении, были прекращены до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем при рассмотрении иска собственника жилого помещения о признании бывшего члена его семьи утратившим право пользования этим жилым помещением необходимо иметь в виду, что в соответствии со статьей 19 Вводного закона действие положений части 4 статьи 31 ЖК РФ не распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором. Согласно частям 2 и 4 статьи 69 ЖК РФ (до 01 марта 2005 г. - статья 53 Жилищного кодекса РСФСР, далее - ЖК РСФСР) равные права с нанимателем жилого помещения по договору социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде, в том числе право пользования этим помещением, имеют члены семьи нанимателя и бывшие члены семьи нанимателя, продолжающие проживать в занимаемом жилом помещении.
К названным в статье 19 Вводного закона бывшим членам семьи собственника жилого помещения не может быть применен пункт 2 статьи 292 ГК РФ, так как, давая согласие на приватизацию занимаемого по договору социального найма жилого помещения, без которого она была бы невозможна (статья 2 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"), они исходили из того, что право пользования данным жилым помещением для них будет носить бессрочный характер и, следовательно, оно должно учитываться при переходе права собственности на жилое помещение по соответствующему основанию к другому лицу (например, купля-продажа, мена, дарение, рента, наследование).
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 24 марта 2015 г. N 5-П статья 19 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 19, 35, 40, 46, 55, в той мере, в какой на основании содержащейся в ней нормы разрешается вопрос о возможности сохранения права пользования жилым помещением в доме жилищно-строительного кооператива за лицами, которые были включены в ордер на его предоставление, в случае обращения взыскания на данное жилое помещение как на заложенное имущество и его реализации с публичных торгов, что в системе сохраняющего неопределенность правового регулирования препятствует эффективной судебной защите прав и законных интересов собственника (приобретателя) жилого помещения, который при заключении договора купли-продажи не знал и не должен был знать о наличии права пользования приобретаемым им жилым помещением у членов семьи его прежнего собственника.
Учитывая необходимость обеспечения баланса интересов членов семьи прежнего собственника жилого помещения и его приобретателя, в том числе при его реализации как заложенного имущества с публичных торгов, впредь до внесения в действующее правовое регулирование надлежащих изменений, вытекающих из указанного Постановления, судам при разрешении вопроса о возможности сохранения права пользования этим жилым помещением за членами семьи прежнего собственника, включенными в ордер на его предоставление в соответствии с ранее действовавшим законодательством, следует учитывать фактические обстоятельства конкретного дела, а именно: наличие у членов семьи прежнего собственника права пользования иным жилым помещением, разницу между суммой, вырученной в ходе реализации жилого помещения, и суммой взысканного долга, обеспеченного залогом, возможность использования этих средств для приобретения иного жилого помещения в собственность или его найма и т.д.
Совокупность приведенных норм и положений актов легального толкования предполагает, что бывший член семьи собственника, участвовавший в приватизации, обладает универсальной гарантией - он сохраняет право пользования приватизированным жилым помещением и не может быть принудительно лишен такого права по правилам части 4 статьи 31 ЖК РФ.
Анализируя в совокупности исследованные доказательства в контексте вышеназванных положений действующего законодательства, суд правовых оснований для признании лица утратившим право пользования жилым помещением и выселении не находит, приходит к выводу в удовлетворении иска отказать.
Порядок, основания возмещения судебных расходов, понесенных сторонами и судом при рассмотрении гражданского дела, регламентированы гл.7 ГПК РФ.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении искового заявления Абдрахимовой к Фазылзянову о признании лица утратившим право пользования жилым помещением и выселении отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Азнакаевский городской суд РТ в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья: И.И.Абдуллин