Гражданское дело № 2-4941/2019
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
12 декабря 2019 года г. Ногинск, Московская область
Ногинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Жуковой О.В.,
при секретаре Горбуновой А.А., помощнике судьи Дроздюк Л.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костенко Т. В. к ГУ-УПФР № по <адрес> и <адрес> о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, обязании выполнить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Костенко Т.В. обратилась в суд с настоящим иском к ГУ-УПФР № по <адрес> и <адрес> о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, обязании выполнить определенные действия, просила суд:
- признать решение Управления Пенсионного фонда РФ ГУ-УПФР № по <адрес> и <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении пенсии незаконным;
- признать за Костенко Т. В. право на досрочную трудовую пенсию по старости;
- обязать Управления Пенсионного фонда РФ ГУ-УПФР № по <адрес> и <адрес> назначить Костенко Т. В. трудовую пенсию досрочно, с даты обращения за ее назначением «06»августа 2019 г.;
- взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ ГУ-УПФР № по <адрес> и <адрес> судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, в размере 300 рублей.
В обоснование иска истец Костенко Т.В. ссылается на то, что в связи с достижением пенсионного возраста, ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ГУ-УПФР № по <адрес> и <адрес> с заявлением о назначении трудовой пенсии. К заявлению приложила документы, подтверждающие наличие необходимого стажа работы: копию трудовой книжки; справку, выданную городским исполнительным комитетом <адрес> Республики Беларусь от 01.07.1996г. №, подтверждающую факт проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом в период с 1982г. по 31.08.1986г.; справку, выданную окружным Управлением социальной защиты населения Министерства социального развития <адрес> от 25.07.2019г. №.50 Исх-2002/04, подтверждающую соответствие зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, предусмотренной Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Решением Управления Пенсионного фонда РФ ГУ-УПФР № по <адрес> и <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ в досрочном назначении трудовой пенсии по старости ей было отказано, по причине невозможности предоставления права на льготное обеспечение на основании документов, выданных уполномоченными органами других государств, в частности Республики Беларусь и подтверждающих право на льготы в соответствии с законодательством этих государств. Считает отказ в назначении пенсии незаконным. Ссылаясь на «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о совместных действиях в 1995 году по минимизации и преодолению последствий чернобыльской катастрофы», Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", истец Костенко Т.В. считает, что ответчик обязан был назначить ей трудовую пенсию с момента обращения за ее назначением с «06» августа 2019 г., однако отказал, не имея на это оснований, чем нарушил мое право на получение пенсии.
Истец Костенко Т.В. и ее представитель Костенко Н.Н. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ГУ-УПФР № по <адрес> и <адрес> Крылова Я.В. исковые требования Костенко Т.В. не признала по доводам, изложенным в решении об отказе в установлении пенсии № от ДД.ММ.ГГГГ.
Выслушав объяснения истца, его представителя, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, отказное пенсионное дело на Костенко Т.В., суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно ст. 3 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки. При наличии у гражданина Российской Федерации права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, по различным основаниям ему возмещается вред и предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные по всем имеющимся основаниям. При этом одинаковый вред возмещается, а одинаковые меры социальной поддержки предоставляются гражданину Российской Федерации только по одному из оснований по его выбору. Если гражданин имеет право на возмещение вреда и меры социальной поддержки по настоящему Закону и одновременно на такое же возмещение вреда и меры социальной поддержки по иному нормативному правовому акту, возмещение вреда и меры социальной поддержки независимо от основания, по которому они устанавливаются, предоставляются либо по настоящему Закону, либо по иному нормативному правовому акту по выбору гражданина, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное.
В соответствии со ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие Закона, отнесены, в том числе граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (п. 8).
Пенсионное обеспечение указанных категорий граждан регулируется разделом IV "Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы" названного Закона, а также Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 01.07.2017) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в силу ст. 5 которого, одним из видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению является пенсия по старости, которая назначается гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф.
Согласно пп. 7 п. 1, п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", устанавливающей условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, пенсия по старости гражданам, постоянно проживающим в зоне с льготным социально-экономическим статусом, назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию, предусмотренного Федеральным законом "О трудовых пенсиях в РФ", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно ст. 34 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в п. 8 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 7 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Согласно ст. 35 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения
Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ Костенко Т.В. обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости с применением Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с уменьшением возрастных требований. Решением ГУ-УПФР № по <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1416308/19 истцу отказано в назначении пенсии по старости ввиду того, что законодательством Российской Федерации не предусмотрена возможность предоставления права на льготное пенсионное обеспечение на основании документов, выданных уполномоченными органами других государств, в частности Республики Беларусь и подтверждающих право на льготы в соответствии с законодательством этих государств. Для назначения пенсии истцом в ГУ-УПФР № по <адрес> и <адрес> представлены следующие документы: справка от ДД.ММ.ГГГГ №, подтверждающая факт проживания в <адрес> Республики Беларусь; справка от ДД.ММ.ГГГГ №.50 исх-2002/04, выданная Министерством социального развития <адрес> «окружным управлением социальной защиты населения».
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ №, Костенко Т.В. с 1982 г. по 1986 г. проживала в <адрес> Республики Беларусь, который отнесен к зоне проживания в периодическим радиационным контролем (территория с плотностью загрязнения почв Цезием-137 от 1 до 5 кюри на км.кв) и имеет право на льготы, предусмотренные п.1-6 ст.25; п.11 ст. 19; п.12-16 ст. 22; п.3-5,8,11 ст. 23 Закона Республики Беларусь «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ №.50 исх-2002/04, выданной окружным управлением социальной защиты населения Министерства социального развития <адрес>, в имеющемся у органов в сфере социальной защиты населения Перечне территорий (населенных пунктов и других объектов), относящихся к зонам радиоактивного загрязнения, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от ДД.ММ.ГГГГ №, в разделе «Объекты, расположенные на территории <адрес>, относящиеся к зонам радиоактивного загрязнения» указан <адрес>, который относится к зоне проживания с периодическим радиационным контролем, что соответствует зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, предусмотренной Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Согласно справке военного комиссариата городов Ногинск, Электросталь и Черноголовка, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № полковник Костенко Н.Н. проходил военную службу по контракту с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Вместе с ним проживала супруга Костенко Т.В., которая не работала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в свзи с отсутствием возможности трудоустроиться.
Согласно архивной справке от ДД.ММ.ГГГГ №/П-335449 ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации» в книге алфавитного учета офицеров войсковой части 15550 за 1979- 1994 гг. значится: «Костенко Н. Н.ч, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лейтенант, ст. лейтенант, авиационный техник.. ., ст. авиационный техник самолета.. ., зачислен ДД.ММ.ГГГГ № (год так в документе),.. ., Зачислен с ДД.ММ.ГГГГ слушателем ВВИА им. Н.Е. Жуковского на 1 курс 1 факультета,.. . исключен из списков л/с части ДД.ММ.ГГГГ № (так в документе), состав семьи: жена - Костенко (Деревянко) Т. В.; сын - Александр, ДД.ММ.ГГГГ (место проживания не указано)». Основание: ЦА МО РФ, опись 1/11867с, дело 8, лист 109. Войсковая часть 15550 в 1984-1986 гт. дислоцировалась - <адрес>, БССР. Основание: ЦА МО РФ, опись 1/11866с, дело 1, лист 319. Других запрашиваемых сведений в документах войсковой части 15550 за 1984-1986 гг. не имеется.
Согласно ответа Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от ДД.ММ.ГГГГ № доаварийная обстановка на территории Белорусской ССР характеризовалась следующими параметрами: мощность дозы гамма-излучения - до 0,2 мкЗв/ч (20 мкР/ч); содержание цезия-137 в почве - до 3,7 кБк/м2 (0,1 Ки/км2); содержание стронция-90 в почве - до 1,5 кБк/м2 (0,04 Ки/км2); содержание плутония-238, 239, 240 в почве - до 0,059 кБк/м2 (0,0016 Ки/км2). Сведениями о доаварийном радиоактивном загрязнении территории <адрес> МЧС не располагает. Средняя плотность загрязнения радионуклидами цезия-137, стронция-90, плутония-238, 239, 240 территории <адрес> по состоянию на 1986 год (после аварии на Чернобыльской АЭС) в 1986 г. составляла соответственно: 1,23; 0,14; 0,0020. Уровень загрязнения <адрес> в указанный период соответствовал зоне проживания с периодическим радиационным контролем. Первым нормативным правовым актом, определяющим отнесение населенных пунктов к зонам радиоактивного загрязнения, является постановление Совета Министров Республики Беларусь от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня территорий (населенных пунктов и других объектов), относящихся к зонам радиоактивного загрязнения». <адрес> включен в указанный перечень и отнесен к зоне проживания с периодическим радиационным контролем. В соответствии со статьей 6 Закона Республики Беларусь от ДД.ММ.ГГГГ № «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС» к зоне проживания с периодическим радиационным контролем относится территория с плотностью загрязнения почв радионуклидами цезия-137 от 37 до 185 кБк/км2 (от 1 до 5 Ки/км ) либо стронция-90 от 5,55 до 18,5 кБк/км (от 0,15 до 5 Ки/км2) или плутония-238, 239, 240 от 0,37 до 0,74 кБк/км2 (от 0,01 до 0,02 Ки/км ), на которой средняя годовая эффективная доза облучения населения не должна превышать (над уровнем естественного и техногенного фона) 1 мЗв.
Таким образом, истцом представлены доказательства, подтверждающие проживание истца в зоне с периодическим радиационным контролем в период с 1982 г. по 1986 г.
Согласно ст. 11 указанного Закона зона проживания с льготным социально-экономическим статусом - часть Территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, зоны отселения и зоны проживания с правом на отселение с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием - 137 от 1 до 5 Ки/кв. км. В указанной зоне среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения не должна превышать 1 мЗв (0,1 бэр).
На территории Российской Федерации такие зоны в настоящее время определены Постановлением Правительства РФ N 1582 от ДД.ММ.ГГГГ. Город не значится в Перечне населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденном указанным Постановлением, поскольку находится на территории другого государства бывшего Союза ССР.
Согласно ст. 49 Закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территории Украины, Республики Беларусь и др. государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом.
Законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и переселившимся с территории Украины и Республики Беларусь, при условии предъявления соответствующих документов, в числе удостоверения, порядок выдачи которого является единым как для граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, так и переселившихся из других бывших республик СССР, или при подтверждении их статусав соответствии с требованиями российского законодательства и оформлении ими удостоверения установленного образца радиоактивного загрязнения" относился к зоне проживания с периодическим радиационным контролем-территория с плотностью загрязнения почвы цезием - 137 от 1 до 5 Ки/кВ. км либо стронцием - 90 от 0,15 до 0,5 Ки/кВ. км или плутонием - 238, 239, 240 от 0,01 до 0,02 Ки/кВ. км, где среднегодовая эффективная доза облучения населения не должна превышать 1 мЗв в год.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что зона радиоактивного загрязнения на территории Республики Беларусь с которой выехала истец по своим характеристикам идентична зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом в РФ. В законодательстве Республики Беларусь применены критерии зонирования, аналогичные показателям зон радиоактивного загрязнения, установленные ст. 6 - 11 Закона РФ N 1244-1 от ДД.ММ.ГГГГ, что позволяет сопоставлять зоны на территории Республики Беларусь и Российской Федерации на основании положений вышеуказанного Закона и перечней населенных пунктов, расположенных в зонах радиоактивного загрязнения и отнести зону проживания с периодическим радиационным контролем по законодательству Республики Беларусь к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом по законодательству Российской Федерации.
Согласно ст. 7 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о совместных действиях в 1995 году по минимизации и преодолению последствий чернобыльской катастрофы" Стороны признают действительными на территориях своих государств документы, удостоверяющие участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, наличие лучевой болезни и инвалидности, связанных с чернобыльской катастрофой, а также проживание (работу) на загрязненных территориях, выданные в надлежащем порядке гражданам государства одной Стороны. Стороны распространяют на лиц, прибывших с территории государства другой Стороны с такими документами (без их специальной перерегистрации), льготы и компенсации, предусмотренные для этих категорий граждан законодательством принимающего государства.
Согласно разъяснениям, содержащимся в Письме Госкомчернобыля РФ от ДД.ММ.ГГГГ N ВД-10-2079 "О порядке подтверждения пребывания в зоне с льготным социально-экономическим статусом" (Зарегистрировано в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ N 253) у граждан, выезжающих из зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (в контексте Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 3061-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"), удостоверение проживающего(ей) на загрязненной радиацией территории изымается. Взамен его местными органами власти выдается справка установленного образца о проживании (работе) в данной зоне (для решения вопросов пенсионного обеспечения).
Таким образом, истцом ответчику были представлены документы, подтверждающие право истца Костенко Т.В. на льготное пенсионное обеспечение с ДД.ММ.ГГГГ.
Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что отказывая в назначении истцу досрочно страховой пенсии по старости ГУ УПФ РФ № по <адрес> и <адрес> нарушает конституционное право истца на своевременное получение в полном объеме пенсионного обеспечения.
Следовательно, исковые требования Костенко Т.В. к ГУ-УПФР № по <адрес> и <адрес> о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, обязании выполнить определенные действия подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Костенко Т. В. к ГУ-УПФР №13 по г. Москве и Московской области о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, обязании выполнить определенные действия удовлетворить.
Признать незаконным решение ГУ-УПФР № 13 по г. Москве и Московской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении Костенко Т. В. пенсии.
Обязать ГУ-УПФР № 13 по г. Москве и Московской области назначить Костенко Т. В. пенсию по старости в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с ГУ-УПФР № 13 по г. Москве и Московской области в пользу Костенко Т. В. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Ногинский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: О.В. Жукова
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья: О.В. Жукова