Дело №2а-162/2021 (2а-2239/2020)
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
город Кинешма Ивановской области 15 января 2021 года
Кинешемский городской суд Ивановской области в составе
председательствующего судьи Быковой О.А.,
при секретаре Лапшиной Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Ивановской области к Высочинской Ольге Алексеевне о взыскании земельного налога, налога на имущество физических лиц, пени,
На основании ст. 48 НК РФ, руководствуясь ч. 5 ст. 138, ст. ст. 175 - 180, 290 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении ходатайства административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Ивановской области о восстановлении пропущенного срока подачи административного искового заявления о взыскании с Высочинской Ольги Алексеевны земельного налога, налога на имущество физических лиц, пени – отказать.
В удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Ивановской области к Высочинской Ольге Алексеевне о взыскании земельного налога, налога на имущество физических лиц, пени – отказать, в связи с пропуском срока обращения в суд.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Кинешемский городской суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.А.Быкова
Уникальный идентификатор дела 37RS0007-01-2020-004509-84
Дело №2а-162/2021 (2а-2239/2020)
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
город Кинешма Ивановской области 15 января 2021 года
Кинешемский городской суд Ивановской области в составе
председательствующего судьи Быковой О.А.,
при секретаре Лапшиной Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Ивановской области к Высочинской Ольге Алексеевне о взыскании земельного налога, налога на имущество физических лиц, пени,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 5 по Ивановской области (далее - МИФНС № 5, налоговый орган) обратилась в суд с административным иском к Высочинской О.А. о взыскании земельного налога за 2014 год в размере <данные изъяты>, пени на задолженность за 2014 год за период с 02 октября 2015 года по 27 октября 2015 года в размере <данные изъяты>, налог на имущество физических лиц за 2014 год в размере <данные изъяты>, пени на задолженность за 2014 год за период с 02 октября 2015 года по 27 октября 2015 года в размере <данные изъяты>, а всего на сумму <данные изъяты>
Одновременно налоговым органом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока подачи административного иска, мотивированное тем, что вышеперечисленная задолженность не была выявлена своевременно, в отношении должника неоднократно формировались заявления о вынесении судебных приказов, которые направлялись в адрес мирового судьи, но судебные приказы получены не были. В связи с изменением места жительства налогоплательщика, его лицевые счета 26 октября 2020 года переданы из МИФНС России №1 по Республике Адыгея в МИФНС России п№5 по Ивановской области, то есть у инспекции отсутствовала реальная возможность принять в установленные сроки меры принудительного взыскания задолженности.
В судебное заседание представитель административного истца МИ ФНС России №5 по Ивановской области, извещенный своевременно и надлежащим образом не явился. От представителя МИ ФНС Колининой Е.В., в суд поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного истца.
Административный ответчик Высочинская О.А. о месте и времени судебного заседания извещалась путём направления судебной повестки по месту ее регистрации заказным письмом с уведомлением о вручении, однако судебная корреспонденция возвращена в суд за истечением срока хранения. Учитывая то, что ответчик не принял мер к получению указанной корреспонденции, применяя по аналогии положения ст.ст. 20, 165.1 ГК РФ, а также правовую позицию, изложенную в п. 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации», суд признаёт указанную корреспонденцию вручённой и считает возможным рассмотреть ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи административного искового заявления без участия сторон.
Изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
С учётом положений ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие не явившегося ответчика.
Изучив ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи административного искового заявления, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст.57 Конституции Российской Федерации, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу п.1 ч.1 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с ч.ч.1, 2 ст.45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Согласно ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделённые в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Аналогичное положение содержится в абз.1 ч.1 ст. 48 НК РФ, предусматривающем, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учёта в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счёт имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учётом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно ч.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подаётся в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Согласно ч.6 ст.69 НК РФ в случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Таким образом, процедура взыскания не может быть начата без восстановления срока обращения в суд с заявлением при пропуске установленного шестимесячного срока.
В судебном заседании установлено, что в период с 16 мая 2009 года до 02 октября 2020 года Высочинская О.А. осуществляла предпринимательскую деятельность.
25 мая 2015 года Высочинской О.А. направлены налоговые уведомления №№№ где указано, что сумма подлежащих уплате за 2014 год земельного налога и налога на имущество физических лиц составила <данные изъяты>, которая должна быть уплачена не позднее 01 октября 2015 года.
В связи с тем, что административный ответчик не уплатил указанные налоги в срок, на сумму недоимки в соответствии с правилами п. 3 ст. 75 НК РФ были начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, а в адрес налогоплательщика направлены требования №40204 и №36581 об уплате налогов и пени в срок до 02 февраля 2016 года. Однако административным ответчиком указанное требование также не исполнено.
Как усматривается из имеющихся материалов дела, административное исковое заявление было подготовлено 08 декабря 2020 года, получено судом 14 декабря 2020 года, то есть за пределами срока, установленного ч.2 ст.48 НК РФ, что не отрицается стороной административного истца.
Судебный приказ о взыскании указанных выше сумм не выносился, доказательств обратного суду не представлено.
Бремя доказывания уважительности причин пропуска срока возложено на административного истца в силу общего правила распределения обязанности по доказыванию, установленного ст. 62 КАС РФ.
Анализируя доводы административного истца о причинах пропуска срока на обращение в суд, суд не усматривает обстоятельств, которые свидетельствовали об уважительности причин пропуска срока.
Суд не может признать уважительной причину пропуска срока на обращение в суд, указанную административным истцом.
Столь существенное несоблюдение срока, установленного для обращения в суд, не может быть мотивировано изменением места жительства административным ответчиком в октябре 2020 года.
Исходя из положений ч. 2 ст. 286 КАС РФ о сроке подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций и даты подачи настоящего заявления пропущенный срок является длительным. Заявленные административным истцом в обоснование уважительности его пропуска причины не могут быть отнесены к таковым, поскольку касаются внутренних организационных моментов работы налогового органа. Доказательств того, что административный истец был лишён возможности своевременно обратиться в суд, не представлено. Своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на обращение в суд с административным иском в срок, установленный законом.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что доказательств уважительных причин пропуска срока для обращения в суд налоговым органом не представлено, следовательно, в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока подачи административного искового заявления необходимо отказать. Указанное, является достаточным основанием для вывода о том, что административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 о взыскании с Высочинской О.А. земельного налога, налога на имущество физических лиц, пени удовлетворению не подлежат.
На основании ст. 48 НК РФ, руководствуясь ч. 5 ст. 138, ст. ст. 175 - 180, 290 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении ходатайства административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Ивановской области о восстановлении пропущенного срока подачи административного искового заявления о взыскании с Высочинской Ольги Алексеевны земельного налога, налога на имущество физических лиц, пени – отказать.
В удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 5 по Ивановской области к Высочинской Ольге Алексеевне о взыскании земельного налога, налога на имущество физических лиц, пени – отказать, в связи с пропуском срока обращения в суд.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Кинешемский городской суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.А.Быкова
Решение в окончательной форме изготовлено 15 января 2021 года
Уникальный идентификатор дела 37RS0007-01-2020-004509-84