Судья – Карташова О.А.
Дело № 33 - 894
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
Председательствующего Пьянкова Д.А.
и судей Петуховой Е.В., Абашевой Д.В.
при секретаре Араслановой О.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 30 января 2019 года дело по апелляционной жалобе Министерства строительства и архитектуры Пермского края на решение Гайнского районного суда Пермского края от 12 ноября 2018 года, которым постановлено:
исковые требования Овчинникова Николая Николаевича удовлетворить.
Обязать администрацию Гайнского муниципального района восстановить Овчинникова Николая Николаевича в списке граждан-участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на 2015-2020 годы, по дате постановки на учет 27 октября 1999 года, категории «пенсионеры».
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Петуховой Е.В., пояснения представителя Министерства строительства и архитектуры Пермского края Петровой Ю.Ю., настаивавшей на удовлетворении апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Овчинников Н.Н. обратился в суд с иском к администрации Гайнского муниципального района о возложении на ответчика обязанности восстановить в очереди на получение жилищной субсидии.
В обоснование заявленных требований истец указал, что он являлся участником программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на 2015-2020 годы, был поставлен на учет 27.10.1999 года под № ** в категории «пенсионеры». Решением комиссии администрации Гайнского муниципального района от 10.10.2018 года он был исключен из списков участников программы с указанием на то, что на период постановки на учет он имел стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях 8 лет 7 месяцев 6 дней. С данным решением он не согласен, так как в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не был включен стаж службы его в Гайнском райвоенкомате с 27.05.1972 года по 11.10.1992 года. Просил суд обязать ответчика восстановить его в списках участников программы на получение жилищной субсидии с даты первоначальной постановки на учет, то есть с 27.10.1999 года.
В судебном заседании Овчинников Н.Н. заявленные требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель администрации Гайнского муниципального района – Ванькова Л.М. в судебном заседании с исковыми требованиями истца не согласилась.
Представитель Министерства строительства и архитектуры Пермского края, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, просил рассмотреть дело без его участия, возражал против заявленных требований.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Министерство строительства и архитектуры Пермского края.
Заявитель в апелляционной жалобе, ссылаясь на положения Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", указывает на неправомерность вывода суда о том, что при определении права лица на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета требуется установить наличие трудового стажа именно в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а не наличие специального трудового стажа за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. В обоснование данного довода указывает на то, что, исходя из положений Трудового кодекса Российской Федерации, стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях является одним из видов специального трудового стажа, так как он включает часть времени трудовой деятельности работника, выделенного из общей длительности его стажа по признаку работы в определенном географическом районе: в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к Крайнему Северу.
Далее заявитель, ссылаясь на положения законодательства, регулирующего спорные правоотношения, указывает, что предусмотренный законом стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях является специальным стажем, в который не может быть включен период прохождения истцом срочной военной службы и военной службы по контракту.
В нарушение ст. 67 ГПК РФ судом первой инстанции не дана оценка всем доказательствам, которые были представлены сторонами, а именно письму Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю от 26.09.2018 № 09/18510; письму Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 10.10.2018 № 41375-СБ/05, согласно которым стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях является одним из видов специального стажа.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность состоявшегося решения по правилам статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не нашла оснований к отмене решения.
Разрешая спор, суд правильно установил характер правоотношений сторон, определил все обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального права, дал надлежащую оценку представленным доказательствам в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Из копии трудовой книжки Овчинникова Н.Н. (л.д. 14-15), справки военного комиссариата Гайнского района от 09.10.2018 года № ** (л.д. 8), подлинник которой находится в учетном деле Овчинникова Н.Н. на получение государственного жилищного сертификата, следует, что Овчинников Н.Н. в период с 09.11.1968 по 19.12.1970 проходил срочную службу, в период с 27.05.1972 по 11.10.1992 - службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, в Гайнском райвоенкомате.
Решением комиссии по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, № 93 от 10.10.2018 года истец был исключен из списка граждан-участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на 2015-2020 годы. В качестве основания для принятия такого решения указано, что на первоначальную дату постановки стаж работы истца в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям составлял 8 лет 7 месяцев 6 дней (л.д. 5-6).
Удовлетворяя иск Овчинникова Н.Н. и обязывая ответчика восстановить истца в списке граждан-участников программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на 2015-2020 годы, по дате постановки на учет 27 октября 1999 года, суд исходил из того, что на дату постановки истца на учет в качестве участника программы время проживания Овчинникова Н.Н. и общая продолжительность стажа его работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с учетом его службы в Гайнском райвоенкомате, составила более 25 лет. При этом суд учитывал, что в период с 09.11.1968 по 19.12.1970 истец проходил срочную службу, в период с 27.05.1972 по 11.10.1992 - службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации в Гайнском райвоенкомате.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда, поскольку оснований для иного толкования закона и установленных обстоятельств дела не усматривает.
Согласно преамбуле Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" данный Федеральный закон устанавливает условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года.
Данным законом, в частности, установлено, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г., имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели.
Согласно положению ст. 314 Трудового кодекса Российской Федерации порядок исчисления трудового стажа, необходимого для получения гарантий и компенсаций, определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1999 года № 692 "О порядке зачета срока военной службы в местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями в стаж работы для получения процентной надбавки к оплате труда" предусмотрено, что с 1 января 1998 года гражданам, уволенным с военной службы, засчитывается срок военной службы в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в трудовой стаж в календарном исчислении независимо от продолжительности перерыва в работе и мотивов прекращения трудовых отношений. Исчисление суммарного стажа работы осуществляется на основании выданных воинскими частями по последнему месту военной службы справок об основаниях увольнения и сроке военной службы в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями.
Спорный период стажа работы истца подтвержден справкой Военного комиссариата Гайнского района от 09.10.2018 г. и сведениями трудовой книжки истца (л.д. 8,14-15).
Доводы апелляционной жалобы о том, что предусмотренный законом стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях является специальным стажем, в который не может быть включен период прохождения истцом срочной военной службы и военной службы по контракту, не могут быть приняты во внимание, поскольку данные правила применяются при назначении пенсии, а по настоящему делу разрешен вопрос о праве истца состоять на учете на получение социальной гарантии, предусмотренной Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". Иное толкование ГУ - Отделением Пенсионного Фонда РФ по Пермскому краю порядка определения стажа истца, на чем основывает свои доводы заявитель апелляционной жалобы, не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального права и не может повлечь за собой отмену решения суда.
Каких-либо безусловных доказательств отсутствия у истца требуемого стажа работы ответчиком суду не представлено.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст.199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Гайнского районного суда Пермского края от 12 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства строительства и архитектуры Пермского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: