№12-326/2022
66RS0001-01-2022-002433-20
РЕШЕНИЕ
12.05.2022 гор. Екатеринбург
Судья Верх-Исетского районного суда города Екатеринбурга Свердловской области Черных О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Павлова Александра Сергеевича на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 04.03.2022 года по делу №066/04/9.21-57/2022 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу №.21-57/2022 заместителю директора по реализации услуг производственного отделения «Центральные электрические сети» филиала открытого акционерного общества «МРСК Урала» - «Свердловэнерго» Павлову А.С. по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
В жалобе Павлов А.С. просит об отмене постановления и прекращении производства по делу, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения. Указывает на то, что не является должностным лицом с точки зрения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку он не выполняет функции работодателя ни в ОАО «МРСК Урала», ни в ПО ЦЭС. Согласно п. 4 и 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» под административно-хозяйственными функциями надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий. Однако, в силу доверенности, оформленной на него, он не имеет права управлять, либо распоряжаться ничем из вышеперечисленного. Следовательно, Павлов А.С. не может быть признан должностным лицом ОАО «МРСК Урала», подлежащим привлечению к административной ответственности. Кроме того, связь правонарушения, допущенного организацией и другими должностными лицами этой организации, через факт подписания Павловым А.С. дополнительного соглашения к договору на технологическое присоединение, не доказана заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области Воробьевой Е.К. Также указывает на малозначительность совершенного правонарушения.
В судебном заседании Павлов А.С. доводы жалобы поддержал в полном объеме, просил постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу №.21-57/2022 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить, производство по делу прекратить.
В судебное заседание должностное лицо заместитель руководителя Свердловского УФАС России Воробьева Е.К. не явилась, извещена о дате, времени и месте слушания дела надлежащим образом, об отложении не ходатайствовала.
Заслушав Павлова А.С., проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, оснований для отмены постановления не нахожу.
Частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за повторное нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) в частности к газораспределительным сетям.
В соответствии с ч. 1 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным и федеральным органом исполнительной власти (абз. 3 ч. 1 ст. 26 Закона об электроэнергетике).
Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 26 Закона об электроэнергетике, договор об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемый между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом является публичным.
Публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.) (п. 1 ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 2 ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения.
Как следует из п. 2(2) Правил № действие Правил № распространяется случаи присоединения впервые завершенных строительством, ранее присоединенных энергопринимающих устройств и объектов электроэнергетики, относящихся к имуществу общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества либо принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, и иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, максимальная мощность которых изменяется.
Согласно п. 3 Правил № сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
В соответствии с п. 6 Правил № технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами №.
В п. 7 Правил № предусмотрена процедура технологического присоединения:
а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение по основаниям,предусмотренным пунктом 2 Правил №;
б) заключение договора;
в) выполнение сторонами договора мероприятий по технологическомуприсоединению, предусмотренных договором;
г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя. В случае технологического присоединения объектов лиц, указанных в пункте 12 Правил №, технологическое присоединение которых осуществляется по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, объектов лиц, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 Правил №, а также в отношении объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций классом напряжения до 20 кВ включительно, построенных (реконструированных) в рамках исполнения технических условий в целях осуществления технологического присоединения заявителя, получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя с учетом положений пунктов 18(1) - 18(4)Правил № не требуется;
д) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектовзаявителя (за исключением заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 Правил №, вслучае, если технологическое присоединение энергопринимающих устройств такихзаявителей осуществляется на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже) к электрическим сетям ифактического приема (подачи) напряжения и мощности. Для целей настоящих Правил подфактическим присоединением понимается комплекс технических и организационныхмероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектовэлектросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) заявителя без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении «отключено»). Фактический прием (подача) напряжения и мощности осуществляется путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении «включено»).
В отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 Правил №, в случае, если технологическое присоединение энергопринимающих устройств таких заявителей осуществляется на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже, - обеспечение сетевой организацией возможности осуществить действиями заявителя фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям и фактический прием (подачу) напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами и для выдачи объектами микрогенерации заявителя электрической энергии (мощности) в соответствии с законодательством Российской Федерации и на основании договоров, заключаемых заявителем на розничном рынке в целях обеспечения поставки электрической энергии.
Для целей Правил № под осуществлением действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) заявителя. Фактический прием напряжения и мощности осуществляется путем включения коммутационного аппарата, расположенного после прибора учета (фиксация коммутационного аппарата в положении «включено»);
е) составление акта об осуществлении технологического присоединения по форме согласно приложению №, а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14(2) Правил №).
Одним из существенных условий договора является срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 Правил №, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности (абз. 8 пп. «б» п. 16 Правил №).
Согласно п. 103 Правил № договор между сетевой организацией и заявителями, указанными в пунктах 12(1) и 14 Правил №, заключается путем направление заявителю выставляемого сетевой организацией счета для внесения платы (части платы) технологическое присоединение и оплаты заявителем указанного счета.
Наличие заключенного заявителями, указанными в пунктах 12(1) и 14 Правил №, договора подтверждается документом об оплате такими заявителями счета, предусмотренного пунктом 103 Правил № (п. 104 Правил №).
Договор считается заключенным на условиях, предусмотренных Правил №, со дня оплаты заявителем счета, предусмотренного пунктом 103 Правил №.
Как следует из п. 108 Правил № в обязательства сетевой организации по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с заявителями, указанными в пунктах 12(1) и 14 Правил № (в случае первичного присоединения), входят обеспечение учета электрической энергии (мощности) с использованием приборов учета электрической энергии, в том числе включенных в состав измерительных комплексов, в местах, определяемых в соответствии с разделом X Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии. Сетевой организацией должна быть произведена установка и допуск в эксплуатацию прибора учета электрической энергии в соответствии с пунктом 109 Правил №.
Если в соответствии с законодательством Российской Федерации установка приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, необходимого для обеспечения коммерческого учета электрической энергии и обеспечения сетевой организацией возможности действиями заявителя осуществить фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям и фактический прием (подачу) напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами заявителя электрической энергии (мощности), возможна только в границах участка заявителя или на объектах заявителя, заявитель обязан на безвозмездной основе обеспечить предоставление сетевой организации мест установки приборов учета электрической энергии и (или) иного указанного оборудования и доступ к таким местам.
Результатом исполнения обязательств сетевой организации по выполнению мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 Правил №, кроме случаев, если технологическое присоединение энергопринимающих устройств таких заявителей осуществляется на уровне напряжения выше 0,4 кВ, является обеспечение сетевой организацией возможности действиями заявителя осуществить фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям и фактический прием (подачу) напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами заявителя электрической энергии (мощности) в соответствии с законодательством Российской Федерации и на основании договоров, обеспечивающих продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке. Исполнение сетевой организацией указанных обязательств осуществляется вне зависимости от исполнения обязательств заявителем (за исключением обязательств по оплате счета, предусмотренного пунктом 103 настоящих Правил).
Согласно п. 109 Правил № в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 Правил №, сетевая организация обязана обеспечить установку и допуск в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и мощности, осуществляемых за счет сетевой организации.
Допуск в эксплуатацию установленных приборов учета сетевая организация осуществляет самостоятельно (без участия иных субъектов розничных рынков). После осуществления допуска в эксплуатацию прибора учета сетевая организация не позднее окончания рабочего дня, когда был осуществлен допуск в эксплуатацию прибора учета, обязана разместить в личном кабинете потребителя акт допуска прибора учета в эксплуатацию, оформленный в соответствии с требованиями раздела X Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, о чем сетевая организация в течение 1 рабочего дня со дня размещения в личном кабинете потребителя акта допуска прибора учета в эксплуатацию обязана уведомить заявителя и субъекта розничного рынка, указанного в заявке в соответствии с подпунктом «л» пункта 9 Правил №.
Со дня размещения акта допуска прибора учета в эксплуатацию в личном кабинете потребителя прибор учета считается введенным в эксплуатацию и с этого дня его показания учитываются при определении объема потребления электрической энергии (мощности).
В соответствии с п. 110 Правил № по результатам выполнения сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с техническими условиями (в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, технологическое присоединение энергопринимающих устройств которых осуществляется на уровне напряжения выше 0,4 кВ, - сетевой организацией и таким заявителем) сетевая организация составляет в электронной форме и размещает в личном кабинете потребителя акт о выполнении технических условий по форме, предусмотренной приложением № к настоящим Правилам, содержащий перечень мероприятий, реализованных в соответствии с техническими условиями, и акт об осуществлении технологического присоединения по форме, предусмотренной приложением № к Правил №, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица сетевой организации, о чем сетевая организация не позднее окончания рабочего дня, в течение которого были составлены и размещены указанные документы, обязана уведомить заявителя.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Большакова З.А. направила в адрес ОАО «МРСК Урала» заявку на технологическое присоединение № к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: Свердловская обл., <адрес> №, <адрес> кадастровым номером 66:25:1311001:332.
В ответ на заявку сетевая организация направила (посредством размещения в личном кабинете потребителя):
- счет на оплату ТП 5400050293 от ДД.ММ.ГГГГ;
- технические условия №-ТУ-47781.
Согласно представленным заявителем данным, счет, выставленный ОАО «МРСК Урала», Большаковой З.А. оплачен ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается уникальным номером платежа 351562846093LGZW.
Таким образом, наличие заключенного ДД.ММ.ГГГГ договора № об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям между ОАО «МРСК Урала» и Большаковой З.А. энергопринимающих устройств заявителя, расположенных по адресу: Свердловская обл., <адрес> №, <адрес> кадастровым номером 66:25:1311001:332, подтверждается вышеуказанным платежным документом.
Срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев, то есть с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, как следует из заявления ОАО «МРСК Урала» не соблюден срокосуществления мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренный пп.«б» п. 16 Правил № и публичным договором.
Срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, установленный в пп. «б» п. 16 Правил № является императивным.
Нормами действующего законодательства не предусмотрено оснований для продления указанного срока, либо оснований, освобождающих сетевую организацию об обязанности по осуществлению мероприятий направленных на технологическое присоединение объекта заявителя.
Согласно п. 19.1 Постановления Пленума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» в силу п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ одним из обстоятельств, отягчающих административную ответственность, является повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный ст. 4.6 КоАП РФ.
При применении указанной нормы следует учитывать, что однородными считаются правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена одной статьей Особенной части КоАП РФ.
Вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ постановлением Свердловского УФАС России по делу №.21-4433/2020 Павлов А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.
Указанное постановление было исполнено Павловым А.С. ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, считается подвергнутым административному наказанию с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
По факту выявленного нарушения должностным лицом УФАС по Свердловской области ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствующий требованиям статье 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения Павловым А.С. административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подтверждается документами, имеющимися материалами дела, в том числе постановлением Свердловского УФАС России по делу №.21-4433/2020, которое исполнено Павловым А.С. ДД.ММ.ГГГГ.
Оценив добытые доказательства, в совокупности с положениями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо пришло к обоснованному выводу о виновности Павлова А.С. в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, правильно квалифицировав его действия.
Судьей отклоняется довод Павлова А.С. о том, что он не является должностным лицом ОАО «МРСК Урала», поскольку установлено, что Павлов А.С. является должностным лицом - заместителем директора по реализации услуг ПО ЦЭС филиала ОАО «МРСК Урала» - «Свердловэнерго». Доводы Павлова А.С. о том, что он не является субъектом административного правонарушения, судьей отклонены, как необоснованные. Дополнительное соглашение № к договору № от ДД.ММ.ГГГГ об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от ДД.ММ.ГГГГ подписано заместителем директора по реализации услуг производственного отделения «Центральные электрические сети» филиала открытого акционерного общества «МРСК Урала» - «Свердловэнерго» Павловым А.С.
Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в муниципальных организациях (прим. к ст. 2.4 КоАП РФ).
Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица, т.е. подлежат административной ответственности в случае совершения ими административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (прим. к ст. 2.4 КоАП РФ).
Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.
Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (п. 4 и 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»).
Согласно положению о производственном отделении Центральные электрические сети филиала ОАО «МРСК Урала» - «Свердловэнерго», утвержденному заместителем генерального директора - директором филиала ОАО «МСРК Урала» - «Свердловэнерго» ДД.ММ.ГГГГ (далее - ПО ЦЭС), ПО ЦЭС создано в соответствии с приказом ОАО «МРСК Урала» от ДД.ММ.ГГГГ № (п. 1.2 Положения).
Производственное отделение оказывает, в том числе услуги по технологическому присоединению энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям (п. 2.2 Положения).
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № «О распределении обязанностей, прав и ответственности между заместителями директора, главным инженером ПО ЦЭС» предусмотрено, что заместитель директора по реализации услуг координирует, организует и контролирует деятельность Службы технологического присоединения (п. 4.6 Приказа).
На должность заместителя директора по реализации услуг ПО ЦЭС филиала ОАО «МРСК Урала» - «Свердловэнерго» приказом о переводе работника на другую работу от ДД.ММ.ГГГГ № ИС/К переведен с ДД.ММ.ГГГГ Павлов А.С. (трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ в редакции дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ).
Таким образом, причастность Павлова А.С. к совершенному административному правонарушению проявляется в его обязанности в качестве руководителя соблюдать требования действующего законодательства.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены, наказание назначено Павлова А.С. в минимальном размере санкции нормы частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признаков, характеризующих правонарушение как малозначительное, не имеется.
Основания для замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение на основании статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и основания для снижения размера штрафа на основании статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствуют.
Существенного нарушения процессуальных требований при производстве по делу не допущено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения постановления о назначении административного наказания не имеется.
Руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу №.21-57/2022 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя директора по реализации услуг производственного отделения «Центральные электрические сети» филиала открытого акционерного общества «МРСК Урала» - «Свердловэнерго» Павлова Александра Сергеевича оставить без изменения, жалобу Павлова А.С. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения в Свердловский областной суд с подачей жалобы через Верх-Исетский районный суд <адрес> Свердловской области.
Судья Черных О.А.