Гражданское дело № 2-114/2024
УИД 42RS0037-01-2023-003144-87
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Юрга Кемеровской области 15 января 2024 года
Юргинский городской суд Кемеровской области
в с о с т а в е:
председательствующего судьи Жилякова В.Г.,
при секретаре судебного заседания Ореховой А.А.,
с участием:
истца Самохвалова А.В.,
представителя ответчиков Эрнст Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Самохвалова А.В. к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония № 41 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Кемеровской области-Кузбассу, Федеральной службе исполнения наказаний России о взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Самохвалов А.В. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония № 41 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Кемеровской области-Кузбассу (далее – ФКУ ИК-41 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу) о взыскании компенсации морального вреда (л.д. 4).
Определением суда от 07.09.2023 к участию в деле в качестве соответчика привлечена Федеральная служба исполнения наказаний России (л.д. 32).
Исковые требования Самохвалова А.В. мотивированы следующим.
Решением Заводского районного суда г. Кемерово от 11.08.2022 по административному делу № 2а-2149/2022 было признано незаконным бездействие ответчиков по не предоставлению Самохвалову А.В. помывки с периодичностью два раза в семь дней.
Указанным бездействием ответчика нарушены права истца на надлежащие жилищно-бытовые и санитарно-гигиенические условия и охрану здоровья, вследствие чего истцу причинен моральный вред, а именно моральные и физические страдания, связанные с тем, что истец не мог поддерживать удовлетворительную степень личной гигиены, одежда пропитывалась потом и имела неприятный запах, что вызывало отвращение во время еды. Истец чесался, отмершая кожа забивалась под ногти, с головы сыпалась перхоть на одежду, вследствие чего истец имел не опрятный внешний вид. В некоторых местах кожа от раздражения покрывалась прыщами.
По мнению истца, ему всего не было предоставлено 176 помывок в период с 27.07.2016 по 24.07.2022.
Размер денежной компенсации морального вреда истец оценивает по 1000 рублей за не предоставление одной помывки, а всего 176000 рублей, которые истец просит взыскать с ответчиков.
Истец Самохвалов А.В., участвующий в судебном заседании посредством использования системы видеоконференц-связи с Прокопьевским районным судом Кемеровской области, поддержал исковые требования, просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчиков Эрнст Н.В., действующая на основании доверенностей (л.д. 77, 78, 79), в судебном заседании исковые требования Самохвалова А.В. не признала, возражала против их удовлетворения.
Ранее представителем ответчиков в суд представлены письменные возражения на исковое заявление (л.д. 13-14).
Выслушав истца и представителя ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу о том, что исковые требования Самохвалова А.В. подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
В силу статьи 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1070 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, не повлекший последствий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, возмещается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 1069 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Обязательными условиями наступления ответственности за причинение вреда в соответствии со статьей 1069 ГК РФ являются: наступление вреда, противоправное поведение причинителя вреда, причинная связь между наступившим вредом и противоправным поведением причинителя вреда, вина причинителя вреда.
Статьей 12 ГК РФ предусмотрены способы защиты гражданских прав, одним из которых является компенсация морального вреда.
Такой способ защиты права как денежная компенсация морального предусмотрен законом не для всех случаев причинения гражданину физических или нравственных страданий, а только для защиты от таких действий, которые нарушают личные неимущественные права гражданина, либо посягают на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага.
В соответствии с п. 1 ст. 150 ГК РФ под нематериальными благами следует понимать: жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
В соответствии с требованиями статьи 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 ГК РФ «Обязательства вследствие причинения вреда» и статьей 151 ГК РФ. Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.
В силу статьи 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Судом установлено, что осужденный Самохвалов А.В. отбывал наказание в ФКУ ИК-41 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу, освобожден 06.12.2023.
Решением Заводского районного суда г. Кемерово от 11.08.2022 по административному делу № 2а-2149/2022 было признано незаконным бездействие ответчиков по не предоставлению Самохвалову А.В. помывки с периодичностью два раза с семь дней (л.д. 49-52).
Апелляционным определением Кемеровского областного суда от 17.11.2022 решение Заводского районного суда г. Кемерово от 11.08.2022 по административному делу № 2а-2149/2022 оставлено без изменения (л.д. 53-56).
Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ч. 3 ст. 101 Уголовно-исполнительного кодекса РФ администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
В соответствии с п. 48 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказ Минюста России от 04.07.2022 N 110, помывка осужденных к лишению свободы обеспечивается не менее двух раз в неделю с еженедельной сменой нательного белья и постельных принадлежностей (простыни, наволочка, полотенца).
Как установлено решением Заводского районного суда г. Кемерово от 11.08.2022 по административному делу № 2а-2149/2022, имеющим преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела, доказательств предоставления осужденному Самохвалову А.В. помывки не менее двух раз в неделю ФКУ ИК-41 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу не представлено.
Вследствие изложенного суд приходит к выводу о том, что факт нарушения права истца Самохвалова А.В. на благоприятные санитарно-гигиенические и бытовые условия содержания нарушены, что является основанием для взыскания в пользу Самохвалова А.В. денежной компенсации морального вреда.
Суд отклоняет доводы представителя ответчиков о том, что истцом не доказан факт причинения ему морального вреда, так как не предоставление истцу помывки с установленной периодичностью повлекло для него неблагоприятные последствия в виде невозможности поддержания должного уровня личной гигиены.
В тоже время суд считает, что истцом Самохваловым А.В. не представлено убедительных доказательств, обосновывающих размер денежной компенсации морального вреда в сумме 176000 рублей.
Решением Заводского районного суда г. Кемерово от 11.08.2022 по административному делу № 2а-2149/2022 не установлено количество непредоставленных истцу помывок. Доказательств указанного истцом количества непредоставленных ему помывок (176) суду истцом не представлено.
Истцом также не представлено каких-либо доказательств об ухудшении состояния здоровья истца в связи с тем, что ему не были предоставлены помывки с вышеуказанной периодичностью.
Согласно статье 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств дела, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальные особенности потерпевшего.
Суд не может согласиться с предложенным Самохвалов А.В. алгоритмом расчета размера компенсации морального вреда, так как размер компенсации морального вреда имеет оценочный характер и не обусловлен каким-либо математическим расчетом.
Суд полагает, что заявленная истцом сумма денежной компенсации морального вреда в размере 176000 рублей чрезмерно завышена и не соответствует степени и характеру физических и нравственных страданий, причиненных истцу, не соответствует требованиям разумности и справедливости. Истцом не представлено в суд убедительных доказательств заявленного размера причиненного морального вреда.
Решая вопрос о размере денежной компенсации морального вреда, подлежащей взысканию в пользу истца, оценивая степень физических и нравственных страданий, суд учитывает обстоятельства, послужившие основанием для признания незаконным бездействия должностного лица, объем и характер нарушений прав истца, их продолжительность, индивидуальные особенности осужденного, руководствуется требованиями разумности и справедливости, и полагает, что заявленный истцом Самохваловым А.В. размер денежной компенсации морального вреда завышен и должен быть уменьшен до 25000 рублей, которые и подлежат взысканию в пользу истца Самохвалова А.В.
В удовлетворении исковых требований Самохвалова А.В. в части взыскания денежной компенсации морального вреда в сумме, превышающей 25000 рублей, суд отказывает.
Положения статьи 1071 ГК РФ предусматривают, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В силу пункта 3 статьи 125 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
В соответствии с подпунктом 12.1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств и согласно пункту 3 указанной статьи выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
Согласно подпункту 6 пункта 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1314, Федеральная служба исполнения наказаний России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
Руководствуясь вышеназванными положениями закона, суд приходит к вводу о том, что денежную компенсацию морального вреда в вышеуказанной сумме следует взыскать в пользу Самохвалова А.В. с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний России за счет казны Российской Федерации, так как иск о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов предъявляется к Российской Федерации, от имени которой в суде выступает главный распорядитель бюджетных средств - Федеральная служба исполнения наказаний России.
В удовлетворении исковых требований Самохвалова А.В. к ФКУ ИК-41 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу суд отказывает.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Самохвалова А.В. к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония № 41 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Кемеровской области-Кузбассу и Федеральной службе исполнения наказаний России о взыскании денежной компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний России (ОГРН ***, ИНН ***) за счет казны Российской Федерации в пользу Самохвалова А.В. (*** рождения, уроженец п. ***, паспорт серии ***) денежную компенсацию морального вреда в сумме 25000 (двадцать пять тысяч) рублей.
В удовлетворении исковых требований Самохвалова А.В. о взыскании денежной компенсации морального вреда в остальной части отказать.
В удовлетворении исковых требований Самохвалова А.В. к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония № 41 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Кемеровской области-Кузбассу - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Юргинский городской суд Кемеровской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Юргинского городского суда В.Г. Жиляков
Решение принято в окончательной форме 22 января 2023 года