Решение по делу № 2-125/2021 от 25.03.2021

Дело № 2-125/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 апреля 2021 года п. Змиевка

Свердловский районный суд Орловской области в составе:

председательствующего судьи Воловиковой И.В.,

при секретаре судебного заседания Свириной Н.В.,

с участием истца – помощника Орловского природоохранного межрайонного прокурора Орловской области Шелпакова П.С.,

представителя ответчика Калмыковой Л.В.,

третьего лица Третьякова А.В.,

представителя третьего лица Трошкина А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Орловского природоохранного межрайонного прокурора Орловской области к администрации Свердловского района Орловской области о понуждении к устранению нарушений законодательства об отходах производства и потребления,

установил:

Орловский природоохранный межрайонный прокурор Орловской области обратился в суд с иском к администрации Свердловского района Орловской области о понуждении к устранению нарушений законодательства об отходах производства и потребления.

В обоснование заявленных исковых требований указано, что в рамках проверки Орловской природоохранной межрайонной прокуратурой в администрациях муниципальных районов истребованы сведения об эксплуатируемых до ДД.ММ.ГГГГ года районных свалках (объектов хранения, захоронения отходов). Согласно информации администрации Свердловского района Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ, на основании постановления администрации Свердловского района от ДД.ММ.ГГГГ для организации санкционированной свалки отходов администрацией ООО «Жилсервис» предоставлен в долгосрочную аренду земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>. Данная свалка эксплуатировалась в период 2008-2016 гг., располагается в границах земельного участка с кадастровым номером , фактическим заполнена на <данные изъяты> га, не рекультивирована, не законсервирована и в настоящий момент не эксплуатируется. Несмотря на фактическое отсутствие эксплуатации указанной свалки в период более четырех лет, результаты проверки показали, что складирование отходов на объекте, не предназначенном для целей хранения и захоронения отходов, осуществляется до настоящего времени. Установлено, что на земельных участках из земель, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных вблизи <адрес>, полномочия публичного собственника в отношении которого осуществляются администрацией Свердловского района Орловской области, имеется несанкционированное место размещения отходов общей площадью <данные изъяты> кв.м. Непринятие мер органом местного самоуправления по ликвидации несанкционированной свалки влечет угрозу причинения вреда окружающей среде, почве, здоровью граждан. Просил обязать администрацию Свердловского района Орловской области в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить ликвидацию несанкционированной свалки отходов на площади <данные изъяты> кв.м в границах земельного участка с кадастровым номером общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, из земель населенных пунктов с разрешенным использованием – для организации несанкционированной свалки, из земель, государственная собственность на которые не разграничена, на площади <данные изъяты> кв.м в границах земельного участка с кадастровым номером общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования - ремонтные мастерские, из земель, государственная собственность на которые не разграничена, а также на площади <данные изъяты> кв.м в границах сопредельного с земельным участком с кадастровым номером несформированного земельного участка из земель,
государственная собственность на которые не разграничена.

В судебном заседании помощник Орловского природоохранного межрайонного прокурора Орловской области Шелпаков П.С. поддержал заявленные исковые требования, дал объяснения по обстоятельствам, изложенным в иске.

Представитель ответчика – администрации Свердловского района Орловской области Калмыкова Л.В. признала исковые требования, указала, что в настоящее время предпринимаются меры к ликвидации несанкционированной свалки отходов. ДД.ММ.ГГГГ администрацией     Свердловского района принято постановление о внесении изменений в муниципальную программу «Отходы», установлен перечень мероприятий на ДД.ММ.ГГГГ гг., в том числе включена рекультивация недействующего полигона ТБО в д. Сорочьи Кусты. ДД.ММ.ГГГГ администрацией района с ИП С. заключен договор , предметом которого является ликвидация несанкционированной свалки отходов рядом с д. Сорочьи Кусты.

Третье лицо Третьяков В.В. и представитель третьего лица – ООО «Жилсервис Змиевка» Трошкин А.В. в принятии решения полагались на усмотрение суда.

Представители третьих лиц – Управления Роспотребнадзора по Орловской области и Приокского межрегионального Управления Росприроднадзора в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

Выслушав объяснения сторон, исследовав представленные доказательства, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах
производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В силу ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране
окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы
подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке,
хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ "О
санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке,
утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны
быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны
осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу п. 2.5 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-03. 2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту - СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-03), к основным способам складирования отходов относится, в том числе, складирование вне производственной территории – на усовершенствованных полигонах промышленных отходов, шламохранилищах, в отвалах пустой породы, террикониках, золошлакоотвалах, а также в специально оборудованных комплексах по их переработке и захоронению.

В силу ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах
производства и потребления» (далее по тексту - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ) объекты размещения отходов - это специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

Согласно ч. 6, 7 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в
государственный реестр объектов размещения отходов.

В силу ст.12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются
предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи,
уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для
восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и
улучшения земель.

Согласно п.2 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель
собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и
арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите
земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания,
вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими
веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и
микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации
собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно- гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

В силу п. 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.Согласно п.14 ч.1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 «Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится
участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному
накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации,
обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях
соответствующих муниципальных районов.

Судом установлено, что на основании постановления администрации
Свердловского района от ДД.ММ.ГГГГ для организации санкционированной
свалки отходов администрацией ООО «Жилсервис» предоставлен в долгосрочную аренду земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.

Данная свалка эксплуатировалась в период ДД.ММ.ГГГГ гг., располагается в границах земельного участка с кадастровым номером , фактически заполнена на <данные изъяты> га, не рекультивирована, не законсервирована и в настоящий момент не эксплуатируется.

Согласно сведениям, содержащимся в государственном реестре
объектов размещения отходов, указанный объект в реестр не внесен,
территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми
коммунальными отходами, утвержденной приказом Департамента строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ размещение отходов на указанном объекте также не предусмотрено.

Несмотря на фактическое отсутствие эксплуатации указанной
свалки в период более четырех лет, складирование отходов на объекте, не предназначенном для целей хранения и захоронения отходов осуществляется до настоящего времени.

Согласно акту обследования Управлением Росреестра по Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ, в результате проведенных замеров установлено, что складирование отходов осуществляется в границах земельного участка с кадастровым номером: общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, рядом с деревней <адрес>, из земель населенных пунктов с разрешенным использованием - для организации несанкционированной свалки на площади <данные изъяты> кв.м, земельного участка с кадастровым номером из земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства по адресу:     <адрес> на площади <данные изъяты> кв.м, земельного участка с кадастровым номером общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, на площади <данные изъяты> кв.м из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования - ремонтные мастерские, а также в границах
территории, не сформированной в самостоятельный земельный участок,
предположительно относящейся к землям, государственная собственность не
разграничена на площади <данные изъяты> кв.м. (л.д.7-8).

В соответствии с актом санитарно-эпидемиологического обследования
Управления Роспотребнадзора по Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ, место
временного хранения отходов расположено вблизи н.<адрес>
<адрес>, в границах участка хранятся
картонная, алюминиевая, пластиковая тара из-под пищевых продуктов, бумага, картон, строительные отходы, бой кирпича и шифера, древесные отходы, хранение отходов осуществляется на открытой площадке беспорядочными насыпями. Свалка не соответствует санитарным правилам и нормам, а именно не соблюдены требования к хранению отходов - защите отходов от воздействия осадков и ветров, о наличии водонепроницаемого покрытия, обваловки, наличия обособленной системы ливнестоков с автономными очистными сооружениями, размещения площадки хранения отходов с подветренной стороны, что противоречит п.п.3.7 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-03, отходы складируются на участке с природным или искусственным понижением рельефа, что противоречит п. 3.9 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 (л.д.9-11).

Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми
коммунальными отходами, утвержденной приказом Департамента строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ территория в <адрес> также определена в качестве несанкционированного объекта размещения отходов (л.д. 12-17).

Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок с
кадастровым номером , данные о правообладателях в
отношении указанного земельного участка отсутствуют, указанный участок относится к землям, государственная собственность на которые не
разграничена. В отношении данного земельного участка администрацией Свердловского района Орловской области с Третьяковым А.В. заключен договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.20-22).

Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок с
кадастровым номером , сведения о праве собственности на
указанный участок не зарегистрированы, указанный участок
относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
ДД.ММ.ГГГГ погашена запись о государственной регистрации договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ в отношении данного участка между администрацией Свердловского района Орловской области и ООО «Жилсервис» (л.д. 23-24).

Поскольку в отношении земельных участков, на которых
расположена свалка отходов, помимо земельного участка с кадастровым номером: , входящего в состав единого землепользования,
принадлежащего иным лицам на праве общей долевой собственности, сведения о правах, в том числе в органе, осуществляющем государственный земельный
надзор, отсутствуют, указанные участки, государственная собственность на
которые не разграничена, находятся на территории Свердловского района
Орловской области, полномочия публичного собственника в отношении данных
земель осуществляют органы местного самоуправления Свердловского района
Орловской области.

Непринятие мер органом местного самоуправления по ликвидации
несанкционированной свалки влечет угрозу причинения вреда окружающей
среде, почве, здоровью граждан, нарушает гарантированные ст. 42
Конституции РФ, ст. ст. 3, 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» права граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания и условия жизнедеятельности, безопасную санитарно-эпидемиологическую обстановку в близлежащих населенных пунктах.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией Свердловского района Орловской области принято постановление о внесении изменений в муниципальную программу «Отходы», установлен перечень мероприятий на ДД.ММ.ГГГГ гг., в которые включена рекультивация недействующего полигона ТБО в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ администрацией Свердловского района Орловской области с ИП С. заключен договор , предметом которого является ликвидация несанкционированной свалки отходов рядом с <адрес>, срок действия договора до ДД.ММ.ГГГГ

При указанных обстоятельствах, суд находит исковые требования Орловского природоохранного межрайонного прокурора Орловской области законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд в этом же решении устанавливает срок, в течение которого оно должно быть исполнено.

Суд считает разумным установить трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу для его исполнения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Орловского природоохранного межрайонного прокурора Орловской области к администрации Свердловского района Орловской области о понуждении к устранению нарушений законодательства об отходах производства и потребления, удовлетворить.

Обязать администрацию Свердловского района Орловской области в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить ликвидацию несанкционированной свалки отходов на площади <данные изъяты> кв.м в границах земельного участка с кадастровым номером общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, из земель населенных пунктов с разрешенным использованием – для организации несанкционированной свалки, из земель, государственная собственность на которые не разграничена, на площади <данные изъяты> кв.м в границах земельного участка с кадастровым номером общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования - ремонтные мастерские, из земель, государственная собственность на которые не разграничена, а также на площади <данные изъяты> кв.м в границах сопредельного с земельным участком с кадастровым номером несформированного земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд в течение месяца со дня его вынесения в мотивированном виде, подачей жалобы через Свердловский районный суд Орловской области.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий И.В. Воловикова

2-125/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Орловской природоохранной межрайонной прокуратуры
Ответчики
Администрация Свердловского района Орловской области
Другие
Третьяков Алексей Викторович
ООО "Жилсервис Змиевка"
Приокское межрегиональное управление Росприроднадзора
Управление Роспотребнадзора по орловской области
Суд
Свердловский районный суд Орловской области
Судья
Воловикова Ирина Витальевна
Дело на странице суда
sverdlovsky.orl.sudrf.ru
25.03.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.03.2021Передача материалов судье
29.03.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.04.2021Судебное заседание
19.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.04.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее