Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Большеуковский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Немцовой Н.Д., при секретаре Зибировой И.А., с участием сторон, рассмотрел в открытом судебном заседании в селе Большие Уки
20 апреля 2015 года
гражданское дело № 2-171 по иску прокурора Большеуковского района Омской области в интересах Чурсиной Г.С. к администрации муниципального образования «Чернецовское сельское поселение» Большеуковского муниципального района Омской области о возложении обязанности оформить право муниципальной собственности на недвижимое имущество
у с т а н о в и л:
Прокурор района обратился в суд с указанным иском. Обосновывая заявленные требования, ссылается на то, что на основании решения Совета народных депутатов МО «Большеуковский район» от 15.11.2005 № 71 и договора № КУМИ-09 от 19.12.2005, заключенного между МО «Большеуковский район» и Чернецовским сельским поселением, последнему в муниципальную собственность безвозмездно передано имущество, в число которого входит жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. В этот же день был подписан акт приема-передачи имущества. В соответствии с п.2.2 договора от 19.12.2005 администрация Чернецовского сельского поселения была обязана в течение 5 дней с момента подписания акта приема-передачи имущества обратиться в соответствующее подразделение Федеральной регистрационной службы для государственной регистрации права муниципальной собственности поселения на принятые объекты недвижимости. Однако до настоящего времени ответчиком указанная обязанность не исполнена, несмотря на внесенное в её адрес 11.06.2014 представление. Считая, что при этом нарушаются права Чурсиной Г.С. на приватизацию жилого помещения, проживающей в спорной квартире на основании договора социального найма, просит обязать администрацию Чернецовского сельского поселения принять на баланс муниципального образования спорную квартиру с последующим оформлением её в собственность.
В судебном заседании старший помощник прокурора района Румянцев Р.А. заявленные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.
Истец Чурсина Г.С. в судебное заседание не явилась. Просила рассмотреть дело без её участия.
В силу ч.5 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело без участия истца Чурсиной Г.С.
Представитель ответчика глава Чернецовского сельского поселения Землянская Р.С. исковые требования признала. Пояснила, что в сельское поселение обратилась Чурсина Г.С., проживающая по адресу: д. Чугунлы ул. Новая, д.20/2, с заявлением о заключении с ней договора социального найма. Однако заключить договор социального найма с Чурсиной Г.С. невозможно, поскольку из-за отсутствия средств в бюджете поселения на данное жилое помещение не оформлено право собственности.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходить к следующему:
В соответствии с п.2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Как следует из п.1 приложения № 3, к объектам муниципальной собственности относятся жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.
Согласно п.4 Постановления от 27.12.1991 № 3020-1 объекты, переданные в муниципальную собственность районов (кроме районов в городах), могут быть по решению их Советов народных депутатов переданы в муниципальную собственность административно-территориальных образований, входящих в их состав.
Совет народных депутатов муниципального образования «Большеуковский район» 15 ноября 2005г принял решение № 71 о безвозмездной передаче имущества из муниципальной собственности муниципального образования «Большеуковский район» в муниципальную собственность поселений (л.д.6).
Во исполнение указанного решения Совета 19 декабря 2005 года был заключен договор № КУМИ-09 о безвозмездной передаче имущества, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования «Большеуковский район» в муниципальную собственность Чернецовского поселения (л.д.10-11)
В соответствии с положениями статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании сделки об отчуждении этого имущества.
В силу ч.1 ст.556 ГК РФ передача недвижимости продавцом и принятие ее покупателем осуществляются по подписываемому сторонами передаточному акту или иному документу о передаче.
Если иное не предусмотрено законом или договором, обязательство продавца передать недвижимость покупателю считается исполненным после вручения этого имущества покупателю и подписания сторонами соответствующего документа о передаче.
19.12.2005 был составлен акт приема-передачи имущества, из содержания которого следует, что муниципальным образованием «Большеуковский район» в собственность Чернецовского сельского поселения в числе прочего имущества, передан жилой дом в <адрес>, 1980 года постройки, площадью <данные изъяты> кв.м (л.д.13-15)
В соответствии с положениями ч.2 ст. 223 ГК РФ предусмотрено, что в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Из п.2.2 договора от 19.12.2005 следует, что принимающая сторона в течение 5 дней с момента подписания акта приема-передачи имущества обязуется обратиться в соответствующее подразделение Федеральной регистрационной службы для государственной регистрации права муниципальной собственности Чернецовского поселения на принятые объекты недвижимости (л.д.10)
Фактически сторонами в требуемой форме создан юридический состав (заключена и исполнена сделка), влекущий основания для возникновения права собственности у приобретателя по договору.
Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав проводится на основании заявления сторон договора.
В соответствии с пунктом 3 статьи 551 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, также по требованию судебного пристава-исполнителя вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности.
В судебном заседании установлено, что право собственности на спорное жилое помещение не зарегистрировано (л.д.21)
В соответствии со ст.2 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно ст.6 Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В силу ст.11 Закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Вместе с тем, отсутствие регистрации права собственности на спорное жилое помещение лишает Чурсину Г.С. права на приватизацию жилого помещения.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и интересов муниципальных образований или законных интересов граждан, обратившихся к нему о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
Таким образом, суд приходит к выводу, что надлежащим способом защиты гражданских прав является иск о государственной регистрации перехода права собственности, в связи с чем, заявленные прокурором района требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░: ░.░.░░░░░░░