Решение по делу № 33-5475/2024 от 14.10.2024

Судья ФИО2                       УИД 39RS0-69                                                                                     дело № 2-1822/2024

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

№ 33-5475/2024

6 ноября 2024 года                                                              г. Калининград

Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:

Председательствующего судьи Поникаровской Н.В.

судей Алексенко Л.В., Нартя Е.А.,

при секретаре Макаревской А.В.,

    с участием прокурора Смирновой Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Калининградской области на решение Центрального районного суда г. Калининграда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску Прокурора города Калининграда в интересах ФИО1 к Министерству здравоохранения Калининградской области, третьи лица – Министерство финансов Калининградской области, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Социальный фонд Российской Федерации, Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Калининградской области, ГБУЗ КО «Городская больница № 4», об обязании обеспечить льготными лекарственными препаратами, взыскании затрат на их самостоятельное приобретение и компенсации морального вреда,

    заслушав доклад судьи ФИО8, объяснения представителя Министерства здравоохранения Калининградской области по доверенности ФИО7, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения истца ФИО1 и пояснения прокурора, возражавших против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор города Калининграда обратился в суд с настоящим иском в интересах ФИО1, мотивируя свои требования тем, что в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» ФИО1 имеет право на обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского обеспечения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» по рецептам на лекарственные препараты. При этом, в случае отказа гражданина, больного сахарным диабетом от набора социальных услуг в части лекарственного обеспечения, он имеет право на обеспечение противодиабетическими препаратами согласно постановлению Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Так, постановлением Правительства № 890 утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. В Перечне поименован диабет, при амбулаторном лечении которого все лекарственные средства: этиловый спирт (100 г в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

09.11.2022 ФИО1 прикреплен для медицинского обслуживания к поликлиническому отделению № 2 ГБУЗ КО «Городская больница № 4», где до настоящего времени состоит на диспансерном учете у врача-эндокринолога с диагнозом «сахарный диабет 1 типа», инсулинозависимый, имеет группу инвалидности.

Согласно заключению ГБУЗ «Областная клиническая больница Калининградской области» от 30.05.2022 ФИО1 рекомендовано лечение в соответствии с алгоритмами специализированной помощи больным сахарным диабетом, применение лекарственных препаратов МНН Инсулин Гларгин, МНН Инсулин Глулизин; контроль гликемии не менее 4 раз в день.

Сахарный диабет входит в перечень социально значимых заболеваний (код по МБК:Е10-Е14). ФИО1 является получателем единовременной денежной выплаты (ЕДВ) по категории «инвалид второй группы» в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Министерством здравоохранения Калининградской области ФИО1 отказано в выписке льготных лекарственных препаратов в связи с получением им ежемесячной денежной выплаты. Считая данный отказ незаконным, прокурор обратился в суд с иском в интересах ФИО1

Истцом неоднократно уточнялись исковые требования, в окончательном виде прокурор просил суд обязать Министерство здравоохранения Калининградской области обеспечить ФИО1 льготными лекарственными препаратами по заболеванию «Сахарный диабет» в соответствии с алгоритмами специализированной помощи больным сахарным диабетом за счет средств бюджета Калининградской области; взыскать с Министерства здравоохранения Калининградской области в пользу ФИО1 расходы на самостоятельное приобретение инсулиновых препаратов и тест-полосок для глюкометра на общую сумму 61 509,17 руб.; взыскать с Министерства здравоохранения Калининградской области в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 50000 руб.

        Решением Центрального районного суда г. Калининграда от 4 июля 2024 г. (с учетом определения от 04 октября 2024г. об исправлении описки) исковые требования прокурора города Калининграда были удовлетворены частично. На Министерство здравоохранения Калининградской области возложена обязанность обеспечивать ФИО1 льготными лекарственными препаратами по заболеванию «Сахарный диабет» в соответствии медицинским назначением лечащего врача и до их отмены, с Министерства здравоохранения Калининградской области в пользу ФИО1 взыскана стоимость убытков в размере 61 373,21 руб., сумма компенсации морального вреда в размере 25 000 руб., а всего 86 373,21 руб.

С решением суда не согласился ответчик – Министерство здравоохранения Калининградской области. В апелляционной жалобе ответчик просит отменить решение суда, вынести новое решение об отказе в удовлетворении иска. Ссылается на то, что ФИО1 имеет право получать бесплатные лекарственные препараты как по Федеральному закону № 178-ФЗ, так и по постановлению Правительства Российской Федерации № 890, и федеральный закон и постановление Правительства Российской Федерации являются нормативно-правовыми актами федерального уровня.

ФИО1 выбрал возможность получения мер социальной поддержки в порядке, определенном Федеральном законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ, предусматривающем в случае сохранения права на получение мер социальной поддержки в натуральном выражении, получение набора социальных услуг в виде льготного лекарственного обеспечения. ФИО1 обратился в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации с заявлением об отказе от социальной услуги в виде обеспечения лекарственными препаратами, заменив ее денежными выплатами, в связи с чем утратил право на получение набора социальных услуг в натуральном выражении и согласился на самостоятельное обеспечение себя необходимыми лекарственными препаратами.

Кроме того, ФИО1 внесен в Федеральный регистр под уникальным номером регистровой записи с указанием категории «инвалид» (подпункт «а» пункта 12 Правил). Для того, чтобы внести изменения в Федеральный регистр в отношении ФИО1 с указанием категории «з» пункта 12 Правил – граждан, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, и Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890 (подпункт «з» пункта 12 Правил), ФИО1 необходимо отказаться от статуса инвалида. Основанием для внесения соответствующих изменений в Федеральный регистр является выполнение вышеуказанных условий, при выполнении которых у ФИО1 прекратиться право на получение льгот по инвалидности и возникнет право на обеспечение лекарственными препаратами по другим основаниям за счет средств областного бюджета. В Федеральном регистре гражданин не может иметь два уникальных номера регистровой записи и относиться одновременно к двум разным категориям граждан. Без внесения изменений в указанные Федеральные регистры, выписка электронных рецептов для обеспечения ФИО1 лекарственными препаратами невозможна, поскольку программное обеспечение «Асулон аптека» не позволяет выписать рецепт, поскольку в Федеральных регистрах стоит отметка о том, что в текущем году у ФИО1 отсутствует право на получение социальной услуги в виде обеспечения лекарственными препаратами, медицинскими изделиями в связи с монетизацией льготы (подпункт «т» пункта 11 Федерального регистра).

В возражениях на апелляционную жалобу и.о. прокуратура города Калининграда не согласился с доводами Министерства здравоохранения Калининградской области, настаивал на отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции.

В судебном заседании представитель Министерства здравоохранения Калининградской области ФИО7 поддержал доводы апелляционной жалобы.

В судебном заседании прокурор возражала против доводов апелляционной жалобы, полагала решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании ФИО1 просил оставить решение суда без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Третьи лица – Министерство финансов Калининградской области, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Социальный фонд Российской Федерации, Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Калининградской области, ГБУЗ КО «Городская больница № 4», извещенные надлежаще, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще, с заявлением об отложении судебного заседания не обращались, в связи с чем суд апелляционной инстанции, руководствуясь ч. 3 ст. 167, ч. 1, 2 ст. 327 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с требованиями статьи 327.1 ГПК РФ – исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.

Судом установлено, что с 09.11.2022 ФИО1 прикреплен для медицинского обслуживания к поликлиническому отделению № 2 ГБУЗ КО «Городская больница № 4», где до настоящего времени состоит на диспансерном учете у врача-эндокринолога с диагнозом «сахарный диабет 1 типа», инсулинозависимый, имеет 2-ую группу инвалидности.

Согласно заключению ГБУЗ «Областная клиническая больница Калининградской области» от 30.05.2022, ФИО1 рекомендовано лечение в соответствии с алгоритмами специализированной помощи больным сахарным диабетом, применение лекарственных препаратов МНН Инсулин Гларгин, МНН Инсулин Глулизин; контроль гликемии не менее 4 раз в день.

С 01.01.2005 ФИО1 по инвалидности 2 группы установлена ежемесячная денежная выплата (далее ЕДВ), к которой, на основании поданного им заявления от 23.08.2016, с 01.01.2017 присоединен денежный эквивалент набора социальных услуг (НСУ), который с 01.02.2022 составил 3 164,22 руб. в месяц.

В связи с получением ФИО1 указанной ЕДВ, включающую в себя в том числе НСУ, Министерством здравоохранения Калининградской области было отказано в выписке льготных лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, что подтверждается представленными в материалами дела ответом Министерства здравоохранения Калининградской области от 09.11.2022.

В связи с ненадлежащим обеспечением медицинскими изделиями ФИО1 для защиты своих прав был вынужден обращаться в различные органы, в том числе в прокуратуру, территориальное отделение Росздравнадзора по Калининградской области.

На основании обращений прокуратурой и Росздравнадзором проводились проверки по факту ненадлежащего обеспечения лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения, ТО Росздравнадзора по Калининградской области в адрес Министерства здравоохранения Калининградской области 04.04.2023 внесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, в соответствии с которым было установлено, что ФИО1 со дня постановки на диспансерный учет в ГБУЗ КО ГБ №4 по социально значимому заболеванию «Сахарный диабет» льготные рецепты не выписывались, на текущую дату льготными препаратами он не обеспечен.

Поскольку ответчик по причине того, что законом не предусмотрена двойная мера социальной защиты граждан в части одновременного получения выплаты и предоставления пакета социальных услуг, требования предостережения не удовлетворил, прокурор г. Калининграда в интересах ФИО1 обратился в суд с настоящим исковым заявлением.

Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", проанализировав Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", установив, что имеющееся у истца заболевание "сахарный диабет" включено в Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715 (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10-Е14), исходил из того, что отказ истца от получения государственной социальной помощи виде набора социальных услуг, предусмотренных Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ, не влияет на реализацию его права на получение бесплатно лекарственного препарата, относящегося к жизненно необходимым лекарствам, гарантированного Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и принятыми во исполнение его требований иными подзаконными актами, в частности Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", которым препараты для лечения сахарного диабета отнесены к числу жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, которыми граждане должны обеспечиваться бесплатно.

Кроме того, при принятии решения судом первой инстанции учтена позиция, изложенная в письме Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 20 февраля 2009 г. N 14-3/10/2-1116, согласно которой раздел "Категории заболеваний" Перечня групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", предусматривает бесплатный за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации отпуск всех лекарственных средств указанным больным - инвалидам I и II групп, а также больным шизофренией и эпилепсией.

Такие выводы суда первой инстанции признаются судебной коллегией правильными, соответствующими обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.

Конституцией Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, гарантирует государственную поддержку инвалидов и пожилых граждан, устанавливает гарантии социальной защиты. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2, ст. 7).

В Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39). Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч. 1 ст. 41).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей и гарантирует каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определяет Федеральный законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Статья 5.1 данного федерального закона предусматривает ведение федерального реестра инвалидов, который является федеральной государственной информационной системой и ведется в целях учета сведений об инвалидах, в том числе о детях-инвалидах, включая сведения о группе инвалидности, об ограничениях жизнедеятельности, о нарушенных функциях организма и степени утраты профессиональной трудоспособности инвалида, о проводимых реабилитационных или абилитационных мероприятиях, производимых инвалиду денежных выплатах и об иных мерах социальной защиты, а также в целях использования содержащихся в нем сведений, необходимых для предоставления государственных и муниципальных услуг, и в иных случаях, установленных законодательством Российской Федерации. Оператором федерального реестра инвалидов является Пенсионный фонд Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", согласно ст. 4 которого охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, что следует из ч. 2 ст. 19 Федерального закона об основах охраны здоровья граждан).

В ст. 29 данного Федерального закона указано, что организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь. Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждаются Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (ч. 1 и ч. 2 ст. 43 названного закона).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих" в перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе, сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10): Е10-Е14).

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (п. 8 ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6.2 названного федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

Порядок предоставления набора социальных услуг установлен ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", согласно которому учет права граждан на предоставление социальных услуг осуществляется по месту жительства гражданина, периодом предоставления социальных услуг является календарный год.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.

Этим же постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение N 1).

В Перечне (раздел "категории заболеваний") поименован диабет, при амбулаторном лечении которого все лекарственные средства, этиловый спирт (100 г в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа "Новопен", "Пливапен" 1 и 2, игла к ним, средства диагностики отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

В силу п. 5 ч. 2 ст. 81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2022 N 2497 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов".

Эта программа устанавливает, в числе прочего, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Программами разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включая территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.

В данной Программе в разделе V "Финансовое обеспечение Программы" предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (ч. 1 ст. 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ).

В ч. 3 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ предусмотрено, что гражданин, имеющий право на получение социальных услуг в соответствии с настоящим Федеральным законом, может отказаться от их получения, путем замены на денежную компенсацию, обратившись с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату, непосредственно в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг или иным способом (в том числе направить заявление в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации и который направляется с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая единый портал государственных и муниципальных услуг).

В силу ст. 31 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в случаях, если другими правовыми актами для инвалидов предусмотрены нормы, повышающие по сравнению с данным Федеральным законом уровень социальной защиты инвалидов, применяются положения этих правовых актов.

Постановлением Правительства Калининградской области от 13.02.2023 N 61 утверждена территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Калининградской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, согласно которой за счет бюджетных ассигнований областного бюджета осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно (пункт 59 Постановления).

Исходя из приведенных нормативных положений отказ лица, признанного инвалидом, от получения государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, предусмотренных ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ, не влияет на реализацию им права на получение бесплатно лекарственного препарата, относящегося к жизненно необходимым лекарствам, гарантированного Федеральным законом об основах охраны здоровья граждан и принятыми во исполнение его требований иными подзаконными актами, в частности постановлением Правительства Российской Федерации N 890, которым препараты для лечения сахарного диабета отнесены к числу жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, которыми граждане обеспечиваются бесплатно, что согласуется с позицией, изложенный в кассационном определении судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 14 апреля 2021 года N 56-КАД21-2-К9.

Таким образом, для граждан Российской Федерации, признанных в установленном порядке инвалидами, предусмотрено лекарственное обеспечение как из разных уровней бюджетной системы Российской Федерации, так и по разным правовым основаниям.

Соответственно, отказ ФИО1 как неработающего инвалида II группы от получения социальной услуги в виде обеспечения лекарственными препаратами в пользу получения соответствующих денежных выплат из федерального бюджета не лишает его возможности получить льготные жизненно необходимые лекарства в натуральной форме за счет бюджетных ассигнований областного бюджета.

При таких обстоятельствах отказ в таком обеспечении со стороны Министерства здравоохранения Калининградской области нарушает законные права ФИО1

Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая, что обеспечение инвалида, проживающего в г. Калининграде, бесплатными лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения, необходимыми по жизненным показаниям, действующим законодательством возложено на субъект Российской Федерации в лице его компетентного исполнительного органа, в данном случае – Министерство здравоохранения Калининградской области, с осуществлением финансирования за счет бюджета субъекта и иных источников, привлекаемых на эти цели, суд первой инстанции возложил обязанность на Министерство здравоохранения Калининградской области организовать обеспечение истца льготными лекарственными препаратами по заболеванию «Сахарный диабет» в соответствии медицинским назначением лечащего врача и до их отмены.

Разрешая спор о взыскании убытков и взыскивая с ответчика в пользу истца понесенные им расходы на приобретение тест-полосок для глюкометра, шприц-ручек и игл за свой счет в общей сумме 61 373,21 руб., суд, руководствуясь ст.ст. 15, 1064 ГК РФ, обоснованно исходил из того, что Министерством здравоохранения Калининградской области с января 2023 года не выполнило обязанность по организации обеспечения истца медицинскими изделиями в полном объеме, в связи с чем, истец был вынужден приобретать их за свой счет. Расчет взыскиваемых денежных средств произведен судом первой инстанции на основании приложенных к иску платежных документов, является верным.

Согласно ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция РФ относит к числу конституционно значимых ценностей и гарантирует каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

В соответствии с п.9 ч.5 ст.19 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ пациент имеет право на возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи. С учетом изложенного право истца на обеспечение его жизненно необходимым медицинским препаратом носит, не только имущественный характер, но и тесно связано с личными неимущественными правами гражданина и другими нематериальными благами, соответственно, действия, нарушающие это право, лишают гражданина получить эффективное лечение в связи с имеющимся заболеванием, отрицательно сказываются на его здоровье, эмоциональном состоянии, затрагивают достоинство личности, то есть одновременно нарушают личные неимущественные права гражданина и другие нематериальные блага, причиняя ему тем самым моральный вред (физические и нравственные страдания).

Как разъяснено в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.01.2010 №1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни и здоровью гражданина», по общему правилу, установленному пунктами 1 и 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, ответственность за причинение вреда возлагается на лицо, причинившее вред, если оно не докажет отсутствие своей вины. Установленная статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт увечья или иного повреждения здоровья, размер причиненного вреда, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.

Размер компенсации морального вреда определяется судом с учетом положений статьи 1101 ГК РФ, а также разъяснений Верховного Суда РФ, изложенных в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 №10 и от 15.11.2022 №33, в зависимости от характера и степени причиненных истцу нравственных страданий, фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, требований разумности и справедливости, других заслуживающих внимания обстоятельств.

В соответствии со статьей 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 №33 разъяснено, что суду при разрешении спора о компенсации морального вреда, исходя из статей 151, 1101 ГК РФ, устанавливающих общие принципы определения размера такой компенсации, необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав (п.25). При определении размера компенсации морального вреда судам следует принимать во внимание, в частности: существо и значимость тех прав и нематериальных благ потерпевшего, которым причинен вред (например, характер родственных связей между потерпевшим и истцом); характер и степень умаления таких прав и благ (интенсивность, масштаб и длительность неблагоприятного воздействия), которые подлежат оценке с учетом способа причинения вреда (например, причинение вреда здоровью способом, носящим характер истязания, унижение чести и достоинства родителей в присутствии их детей), а также поведение самого потерпевшего при причинении вреда (например, причинение вреда вследствие провокации потерпевшего в отношении причинителя вреда); последствия причинения потерпевшему страданий, определяемые, помимо прочего, видом и степенью тяжести повреждения здоровья, длительностью (продолжительностью) расстройства здоровья, степенью стойкости утраты трудоспособности, необходимостью амбулаторного или стационарного лечения потерпевшего, сохранением либо утратой возможности ведения прежнего образа жизни. При определении размера компенсации морального вреда суду необходимо устанавливать, допущено причинителем вреда единичное или множественное нарушение прав гражданина или посягательство на принадлежащие ему нематериальные блага (п.27). Под индивидуальными особенностями потерпевшего, влияющими на размер компенсации морального вреда, следует понимать, в частности, его возраст и состояние здоровья, наличие отношений между причинителем вреда и потерпевшим, профессию и род занятий потерпевшего (п.28). При определении размера компенсации морального вреда судом должны учитываться требования разумности и справедливости. В связи с этим сумма компенсации морального вреда, подлежащая взысканию с ответчика, должна быть соразмерной последствиям нарушения и компенсировать потерпевшему перенесенные им физические или нравственные страдания, устранить эти страдания либо сгладить их остроту (п. 30).

Удовлетворяя частично исковые требования о взыскании с ответчика компенсации морального вреда и определяя размер такой компенсации в сумме 25000 руб., суд учитывал обстоятельства дела, степень вины ответчика, характер и длительность необеспечения его необходимыми лекарственными препаратами, характер нравственных страданий истца с учетом его возраста и состояния здоровья, а также требования разумности и справедливости.

Заявленную истцом сумму компенсации морального вреда в размере 50000 руб. суд нашел чрезмерно завышенной и не соответствующей обстоятельствам дела.

При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы ответчика основаны на неверном толковании норм материального права, выводов суда первой инстанции не опровергают, не ставят под сомнение законность и обоснованность постановленного судом первой инстанции решения, вследствие чего удовлетворению не подлежат.

Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судебной коллегией не установлено.

При таком положении судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным, оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Центрального районного суда г. Калининграда от 4 июля 2024 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 11 ноября 2024г.

Председательствующий:

Судьи:

33-5475/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокуратура города Калининграда в интересах Щепкина Юрия Валентиновича
Щепкин Юрий Валентинович
Ответчики
Социальный фонд РФ
Министерство финансов Калининградской области
Министерство здравоохранения РФ
Министерство здравоохранения Калининградской области
Другие
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОРГАН ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБУЗ КО «Городская больница № 4»
Суд
Калининградский областной суд
Судья
Нартя Елена Алексеевна
Дело на странице суда
oblsud.kln.sudrf.ru
17.10.2024Передача дела судье
06.11.2024Судебное заседание
13.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.11.2024Передано в экспедицию
06.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее