гор. Звенигово 05 ноября 2015 года
Звениговский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Юпуртышкиной С.В., при секретаре Калининой А.Г., с участием истца Плотникова П.В., его представителя Лобко О.Н., действующей также в интересах Комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес>, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Плотникова П. В. к администрации муниципального образования «Кокшайское сельское поселение» о признании договора аренды земельного участка недействительной сделкой,
У С Т А Н О В И Л:
Плотников П.В. обратился в суд к администрации муниципального образования «Кокшайское сельское поселение» с иском о признании недействительной ничтожной сделкой договора аренды от <дата> №н земельного участка с кадастровым номером № из земель поселений, расположенный по адресу: <адрес> примерно в 275 метрах от <адрес> по направлению на северо-запад (поз. 6), погашении записи регистрации № от <дата>.
В обоснование требований указано, что на основании постановления главы администрации <адрес> от <дата> Плотникову П.В. предоставлен земельный участок из земель поселений, расположенный по адресу: <адрес>, примерно в 275 метрах от <адрес> по направлению на северо-запад (поз. 6), для строительства дачи (с учетом изменений индивидуальный жилой дом) в границах, указанных в кадастровом паспорте, в связи с чем сторонами в этот же день заключен договор аренды земельного участка сроком на 49 лет – до <дата>. В связи с несоответствием принятых актов нормам федерального законодательства администрацией <адрес> постановление от <дата> в порядке самоконтроля отменено. Договор аренды земельного участка от <дата> в связи с несоответствием ч. 1 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ является ничтожной сделкой. С 01 января 2006 года полномочия по распоряжению земельным участком с кадастровым номером № с вступлением в силу Закона Республики Марий Эл от 18 июня 2004 года № 15-З «О статусе, границах и составе муниципальных районов, городских округов в Республике Марий Эл» перешли к администрации муниципального образования «Звениговский муниципальный район». Полагая договор аренды незаключенным, земельным участком с кадастровым номером № не пользовался, арендных платежей не вносил. Узнал в <дата> о том, что запись о регистрации договора аренды от <дата> не погашена. В целях погашения записи о государственной регистрации договора аренды <дата> заключил с администрацией муниципального образования «Кокшайское сельское поселение» соглашение, которым стороны подтвердили, что договор от <дата> является незаключенным. Получив отказ в государственной регистрации прекращения договора аренды земельного участка, обратился в суд с упомянутыми требованиями.
Истец Плотников П.В., его представитель по устному ходатайству, занесенному в протокол судебного заседания Лобко О.Н., исковые требования и доводы в их обоснование поддержали.
Ответчик администрация муниципального образования «Кокшайское сельское поселение» явку представителя в судебное заседание не обеспечил, письменных возражений относительно заявленных требований не представил.
Третье лицо Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «<адрес>» в лице председателя ККМИ Лобко О.Н. полагал требования истца подлежащими удовлетворению.
Управление Росреестра по <адрес> ходатайствовало о рассмотрении гражданского дела без участия своего представителя, в письменном отзыве указывало о наличии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о регистрации <дата> договора аренды №н. Со ссылкой на пункт 52 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ, Пленума Верховного суда РФ № 10/22 от 29 апреля 2010 года для внесения записи в ЕГРП полагало требования истца подлежащими уточнению в части необходимости применения последствий недействительности сделки.
Суд счел возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте проведения судебного разбирательства, по правилам ст. ст. 113, 167 ГПК РФ.
Заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Судом по материалам дела установлено, что постановлением главы администрации <адрес> № от <дата> утвержден акт выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта строительства № от <дата>, проект границ земельного участка площадью 1380 кв.м. (л.д. 15).
Согласно постановлению главы администрации <адрес> № от <дата> Плотникову П.В. предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером № из земель поселений, расположенный по адресу: <адрес>, примерно в 275 метрах от <адрес> по направлению на северо-запад (поз. 6), общей площадью 1500 кв.м., для строительства дачи (л.д. 11).
<дата> между КУМИ <адрес> и Плотниковым П.В. в письменной форме заключен договор №н аренды указанного земельного участка сроком на 49 лет – до <дата> (л.д. 6-7).
Договор №н аренды земельного участка от <дата> зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) <дата> №.
В соответствии со ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ), введенной Федеральным законом от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" и вступившей в силу с 01 октября 2005 (ст. 18 данного Федерального закона), земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах.
В связи с несоответствием постановления главы администрации <адрес> № от <дата> земельному законодательству постановлением мэра <адрес> № от <дата> оно отменено (л.д. 12), о чем Плотников П.В. уведомлен письмом от <дата> № (л.д. 14).
С вступлением в силу Закона Республики Марий Эл от 28 декабря 2004 года № 62-З «О статусе, границах и составе муниципальных районов, городских округов в Республике Марий Эл», Закона Республики Марий Эл от 05.07.2005 N 22-З «Об изменениях в составе сельских поселений Республики Марий Эл и об изменении и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Марий Эл» Кокшайское сельское поселение включено в состав Звениговского муниципального района.
Согласно п. 2 ст. 3.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в редакции, действующей с 01 марта 2015 года, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения.
<дата> между администрацией муниципального образования «Кокшайское сельское поселение» и Плотниковым П.В. заключено соглашение, согласно которому стороны подтверждают, что у Плотникова П.В. не возникло право пользования земельным участком, расположенным по адресу: <адрес>, примерно в 275 метрах от <адрес> по направлению на северо-запад (поз. 6).
<дата> Плотникову П.В. сообщено (л.д. 10) об отказе в государственной регистрации соглашения о расторжении договора аренды земельного участка от <дата> со ссылкой на то, что договор аренды №н зарегистрирован в установленном законом порядке, а потому незаключенным не является. Договор подлежит расторжению в соответствии с гражданским законодательством.
Суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований исходя из того, что оспариваемый договор аренды земельного участка заключен с нарушением установленного порядка предоставления земельного участка для жилищного строительства (ст. 447 ГК РФ, ст. 30.1 ЗК РФ, п. 15 ст. 3 Вводного закона), в силу чего на основании ст. 168 ГК РФ является ничтожным.
Согласно пункту 1 статьи 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 указанного Кодекса.
В соответствии со ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, введенной Федеральным законом от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" и вступившей в силу с 01.10.2005 (ст. 18 данного Федерального закона), земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах.
Абзацем 4, 5 п. 15 ст. 3 Вводного закона установлено, что до 01 марта 2007 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое принято до 01 октября 2005 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
В случае, если в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации частично или полностью выполнены процедуры по выбору земельного участка для строительства, но до 01 октября 2005 года не принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, такой земельный участок не может быть предоставлен для жилищного строительства в аренду или собственность без проведения аукциона.
Согласно п. 6 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В силу ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Пунктом 3 ст. 447 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, указанных в данном Кодексе или ином законе, договоры о продаже вещи или имущественного права могут быть заключены только путем проведения торгов.
Таким образом, между КУМИ <адрес> и Плотниковым П.В. в нарушение требований закона заключен договоры аренды земельного участка с кадастровым номером №, который является ничтожным.
Относительно доводов Управления Росреестра по <адрес> суд считает необходимым отметить следующее.
Действительно в пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 (ред. от 23.06.2015) "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" указано, что оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В то же время решение суда о признании сделки недействительной, которым не применены последствия ее недействительности, не является основанием для внесения записи в ЕГРП.
Судом установлено, что зарегистрированный <дата> договор аренды является ничтожной сделкой, земельный участок Плотниковым П.В. не используется, в его владении не находится, что подтверждается соглашением от <дата>, заключенным между Администрацией муниципального образования «Кокшайское сельское поселение» и Плотниковым П.В.
При таких обстоятельствах оснований для применения последствий недействительности ничтожной сделки, по мнению суда, не имеется.
Запись о регистрации № от <дата> подлежит погашению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Плотникова П.В. удовлетворить.
Признать договор аренды от <дата> №н земельного участка с кадастровым номером № из земель поселений, расположенный по адресу: <адрес>, примерно в 275 метрах от <адрес> по направлению на северо-запад (поз. 6), недействительным (ничтожным).
Настоящее решение является основанием для погашения записи о регистрации № от <дата>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме с подачей жалобы через Звениговский районный суд.
Председательствующий судья С.В. Юпуртышкина
Мотивированное решение изготовлено 10 ноября 2015 года