Решение по делу № 12-97/2022 от 31.01.2022

Дело № 12-97/2022

59RS0007-01-2021-010953-06

Р Е Ш Е Н И Е

30 марта 2022 года г.Пермь

Судья Дзержинского районного суда г. Перми Богомолова Л.А.,

при секретаре судебного заседания Зайцевой А.В.,

с участием защитника МАДОУ «Детский сад № 165» г.Перми А.А., действующего на основании доверенности,

представителя административного органа – заместителя начальника отдела -начальника отделения надзорной деятельности и профилактической работы г.Перми по Дзержинскому району 1 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Перми управления НДПР Главного управления МЧС России по Пермскому краю И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 165» г.Перми (далее - МАДОУ «Детский сад № 165» г.Перми) на постановление по делу об административном правонарушении от Дата по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), вынесенное в отношении Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 165» г.Перми,

установил:

Постановлением заместителя начальника отдела - начальника отделения надзорной деятельности и профилактической работы г.Перми по Дзержинскому району 1 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Перми управления НДПР Главного управления МЧС России по Пермскому краю И.А. от Дата МАДОУ «Детский сад № 165» г.Перми признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 75000 рублей.

МАДОУ «Детский сад № 165» г.Перми не согласившись с указанным постановлением, обратилось в суд с жалобой, в которой просит постановление признать незаконным, указывая на то, что в действиях образовательного учреждения отсутствует состав административного правонарушения по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, так как со стороны образовательного учреждения предпринимались в соответствии с действующим законодательством меры, связанные с соблюдением законных прав и интересов работников учреждения в части соблюдения требований пожарной безопасности. Вина образовательного учреждения не установлена. Здание МАДОУ «Детский сад № 165» г.Перми было введено в эксплуатацию до 1980 года. С момента ввода здания в эксплуатацию по сегодняшний день не осуществлялись какие-либо работы по реконструкции или капитальному ремонту здания образовательного учреждения. Выполнение данных пунктов приведет к изменению объемно-планировочных решений, предусмотренных проектом на здание, что в свою очередь повлечет нарушение требований пожарной безопасности. Ссылка административного органа на СНиП 21-01-97* не может быть применена, поскольку указанный СНиП применяется к объектам вновь возведенным и сданным в эксплуатацию после утверждения указанного акта, в то время, как здание возведено и сдано в эксплуатацию до 1980 года, то есть до введения в действие указанного СНиП. Со стороны административного органа не представлено доказательств, что в образовательном учреждении создается угроза жизни и безопасности лиц, находящихся на объекте, не были учтены обстоятельства, что на данном объекте не представляется в соответствии с нормами СНиП произвести какого-либо рода технического изменения существующего конструктивного элемента здания по путям эвакуации и лестничных маршей, о чем было неоднократно заявлено в адрес административного органа при проведении проверки. Со стороны муниципального бюджетного учреждения, финансируемого за счет средств местного бюджета, был проведен расчет по оценке пожарного риска на объектах образовательного учреждения специализированной организацией. Указанные отчеты о соответствии зданий требованиям пожарной безопасности были предоставлены в адрес административного органа в период проведения внеплановой проверки, что подтверждается сопроводительным письмом учреждения от 19.10.2021 № 136. Со стороны административного органа при проведении административного расследования и привлечении к административной ответственности заявителя допущены нарушения в части процедуры, установленной действующим законодательством на момент вынесения постановления от 16.11.2021, а именно ст.10 Федерального закона № 294-ФЗ. Для привлечения учреждения к административной ответственности по иным основаниям, нежели ст.19.5 КоАП РФ отсутствуют. Положения ст.20.4 КоАП РФ могут быть применены при первичном обнаружении фактов нарушения требований пожарной безопасности. При этом указанные факты были выявлены еще в 2020 году, согласно ранее выданному предписанию от 30.10.2020 № 73/1/1, которым были выявлены указанные замечания в части ширины эвакуационных выходов в помещениях здания учреждения. В данном случае имеется факт применения по отношению к юридическому лицу за одни и те же правонарушения двойной меры ответственности, а именно по статье 19.5 и 20.4 КоАП РФ.

В судебном заседании защитник МАДОУ «Детский сад № 165» г.Перми доводы жалобы поддержал, дополнительно пояснив, что в постановлении о назначении наказания должностное лицо ссылается на недействующие Свод правил и СНиП, кроме того, обязанность по доказыванию наличия на объекте защиты недопустимого риска жизни и здоровью людей возлагается на административный орган.

Представитель административного органа И.А. с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения, дополнительно пояснив, что решением 2020 года расчет по оценке пожарного риска на объектах защиты по адресам: Адрес не был принят в связи с несоответствием предъявляемым требованиям, в частности за исходные данные взята минимальная ширина эвакуационного выхода 0,75м, тогда как на объекте защиты имеются выходы с меньшим размером, который при расчете не учтен. В постановлении содержатся ссылки на Свод правил 1.13130.2009 и СНиП 21-01-97*, поскольку учреждение задекларировало свой объект защиты по указанным правилам, в связи с чем, проверка в силу положения ч4 ст.4, ст.6 ФЗ №123-ФЗ осуществляется именно по данным правилам.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, в том числе, материалы административного дела №200, прихожу к следующему.

Ответственность по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ наступает за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон № 69-ФЗ).

В соответствии со ст. 1 Закона №69-ФЗ пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

В силу ст. 2 Закона №69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 38 Закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Исходя из положений статьи 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" организации и их руководители обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

Статьей 89 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент о требованиях пожарной безопасности) установлены требования пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам, которые должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390 "О противопожарном режиме" утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Правила противопожарного режима).

Пунктом 33 указанных Правил установлено, что при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями части 4 статьи 4 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности.

Из материалов дела следует, что на основании решения начальника ОНД и ПР по г. Перми Управления НДПР ГУ МЧС России по Пермскому краю от Дата должностными лицами указанного органа Дата проведена внеплановая выездная проверка с целью контроля выполнения МАДОУ «Детский сад № 165» г.Перми ранее выданного предписания от Дата , в ходе которой выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно ст.ст.4,6 Федерального закона от Дата «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановление Правительства РФ от Дата (взамен п.33 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства РФ от Дата ), п.Дата СП 1.13130.2009, п. 6.16 СНиП 21-01-97*, в частности:

- ширина эвакуационного выхода из спального помещения группы , , при числе эвакуирующихся более 15 человек; из помещения группы , , , при числе эвакуирующихся более 15 человек; из музыкального зала, при числе эвакуирующихся более 15 человек, по адресу: Адрес составляет менее 1,2 метра;

- из спального помещения группы для одновременного пребывания более 10 человек, по адресу: Адрес, отсутствует второй эвакуационный выход;

- ширина эвакуационного выхода из помещения группы , , , , при числе эвакуирующихся более 15 человек; ширины эвакуационного выхода из группы ; ширины эвакуационного выхода (выход на наружную лестницу) из группы , , , ; из музыкального зала, при числе эвакуирующихся более 15 человек, по адресу: Адрес составляет менее 1,2 метра;

- из спального помещения группы для одновременного пребывания более 10 человек, по адресу: Адрес, отсутствует второй эвакуационный выход.

Дата МАДОУ «Детский сад » вручено предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления должностным лицом ОНПР Адрес и Адрес 1 ОНПР по Адрес УНПР ГУ МЧС РФ по Адрес в отношении учреждения протокола от Дата об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.

Постановлением заместителя начальника отдела – заместителя главного государственного инспектора Адрес по пожарному надзору И.А. от Дата С-21 за совершение нарушений требований пожарной безопасности учреждение привлечено к административной ответственности, установленной данной нормой, к наказанию в виде административного штрафа в размере 75000 рублей.

Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу (часть 3 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Как следует из протокола об административном правонарушении и оспариваемом постановлении, ширина эвакуационных выходов из помещений МАДОУ «Детский сад № 165» выполнена менее 1,2 метра, в ряде помещений для одновременного пребывания более 10 человек отсутствуют вторые эвакуационные выходы.

В соответствии с п.п. 5.2.12, 5.2.14 СП 1.13130.2009 "Эвакуационные пути и выходы", действовавшим до 18 сентября 2020 года, не менее двух эвакуационных выходов должны иметь помещения, предназначенные для одновременного пребывания более 10 чел.; ширина эвакуационных выходов из помещений должна быть не менее 1,2 м при числе эвакуирующихся более 15 чел.

Согласно пункту 6.16 "СНиП 21-01-97*. Пожарная безопасность зданий и сооружений", принятых и введенных в действие Постановлением Минстроя РФ от 13 февраля 1997 г. N 18-7 (далее - СНиП 21-01-97*), которые в части размеров эвакуационных путей и выходов дублируют СП 1.13130.2009, высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 м, ширина не менее: 1,2 м - из помещений класса Ф1.1 при числе эвакуирующихся более 15 чел.

Во всех случаях ширина эвакуационного выхода должна быть такой, чтобы с учетом геометрии эвакуационного пути через проем или дверь можно было беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком.

С 01.01.2021 года "СНиП 21-01-97*. Пожарная безопасность зданий и сооружений" утратил силу, на момент рассмотрения дела новые СНиП не приняты.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" их несоблюдение не может являться основанием для привлечения к административной ответственности.

Учитывая, что на момент выявления правонарушения СП 1.13130.2009 "Эвакуационные пути и выходы", а также "СНиП 21-01-97*. Пожарная безопасность зданий и сооружений" утратили силу, указание на нарушение названных выше нормативно-правовых актов подлежит исключению из оспариваемого постановления.

Довод представителя административного органа о том, что при проведении проверки применяются нормы и правила, которые задекларированы самим юридическим лицом, основан на неверном толковании норм права. Сама по себе регистрация декларации пожарной безопасности не свидетельствует о фактическом соответствии объекта защиты требованиям пожарной безопасности, равно как не ставит в зависимость проведение проверки надзорным органом по указанным в ней нормам, с учетом положений ст.1.7 КоАП РФ. Доказательства, свидетельствующие о том, что Техническим регламентом установлены более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие ранее, отсутствуют.

Вместе с тем, на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения учреждения к административной ответственности, действовал свод правил СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденный Приказом МЧС России от 19 марта 2020 года N 194.

В соответствии с п.5.1.3, п.5.1.4 СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", не менее двух эвакуационных выходов должны иметь помещения, предназначенные для одновременного пребывания более 10 человек. Минимальная ширина эвакуационных выходов из помещений и зданий должна быть не менее 1,2 м при числе эвакуирующихся через указанные выходы более 15 человек.

В соответствии с п. 4.1.5 СП 1.13130.2020, установлена допустимость отклонения от геометрических параметров эвакуационных путей и выходов в пределах не более чем 5%.

С учетом допустимого отклонения от геометрических параметров эвакуационных путей и выходов, минимальная ширина эвакуационных выходов из помещений МАДОУ «Детский сад №165» должна быть не менее 1,14м (5% от 1,2 м).

Таким образом, эвакуационные пути и выходы не освобождены от нормативного регулирования требований пожарной безопасности, а с учетом действующего Свода правил 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", который в части выявленных нарушения является идентичным ранее действующему Своду правил 1.13130.2009, нарушения указанных требований, допущенные МАДОУ «Детский сад №165», имеют место быть.

Фактические обстоятельства совершения юридическим лицом нарушений требований пожарной безопасности подтверждены собранными по делу доказательствами: предписанием от Дата; решением о проведении внеплановой выездной проверки от Дата ; выпиской из ЕГРН; актом внеплановой выездной проверки от Дата; предписанием от Дата; протоколом об административном правонарушении от Дата.

Вывод должностного лица о наличии в деянии МАДОУ «Детский сад №165» состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе производства по делу об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вопреки доводам заявителя доказательств принятия МАДОУ «Детский сад №165» всех зависящих мер по соблюдению требований пожарной безопасности в материалы дела не представлено.

Довод жалобы о том, в рамках настоящего дела об административном правонарушении учреждение не могло быть привлечено к ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, поскольку проверка проводилась с целью проверки исполнения ранее выданного предписания, в связи с чем, юридическое лицо в рамках данной проверки могло быть привлечено только за неисполнение требований предписания, МАДОУ «Детский сад №165» повторно привлечено к административной ответственности, поскольку за аналогичные нарушение привлекалось по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ в 2020 году, а применение меры ответственности по ст.19.5 и 20.4 КоАП РФ влечет двойную меру ответственности, основан на неверном толковании норм закона и не влечет отмену постановления.

Вопреки утверждению заявителя факт привлечения лица к административной ответственности за невыполнение требований законодательства не исключает возможность его последующего привлечения к административной ответственности за аналогичное нарушение в случае невыполнения им после вынесения постановления о назначении административного наказания тех же требований закона или ненадлежащего их выполнения, в том числе при выявлении данного факта при проведении проверки, инициированной с целью проверки исполнения предписания.

В силу части 1 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

В связи с чем, при обнаружении в ходе проверки должностными лицами 1 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Пермскому краю достаточные данных, указывающих на наличие двух самостоятельных событий административных правонарушений, предусмотренных статьей 19.5 и статьей 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, привлечение к административной ответственности за каждое правонарушение соответствует требованиям названного Кодекса.

При изложенных обстоятельствах оснований для вывода о том, что учреждение дважды привлечено к административной ответственности за совершение одного и того же административного правонарушения, а также невозможности привлечения к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.20.4 КоАП РФ не имеется.

Доводы жалобы о том, что вменяемые санитарные правила и нормы, введены после ввода в эксплуатацию здания детского сада, не свидетельствуют об отсутствии состава правонарушения, поскольку доказательств того, что неисполнение требований к эвакуационным выходам, не влечет превышение пожарного риска и не создает опасности для детей, учреждением не представлено. При этом следует отметить, что законодательство при устранении нарушений требований пожарной безопасности, связанных с недопустимым риском для жизни и здоровья людей, требует при необходимости принимать меры к реконструкции, ремонту существующих зданий и сооружений.

В силу статьи 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.

Представленный в ходе судебного заседания защитником отчет об оценке пожарного риска, составленный в 2020 году ООО «Фортуна Плюс» в отношении объектов защиты МАДОУ «Детский сад №165» г.Перми, расположенных по адресам: Адрес, не свидетельствует об отсутствии риска для безопасности жизни и здоровья людей, в том числе детей, поскольку решениями старшего инспектора ОНПР Адрес и Адрес 1 ОНПР по городу Перми УНПР ГУ МЧС России по Пермскому краю государственного инспектора по пожарному надзору А.П. от Дата расчеты по оценке пожарного риска на указанных объектах защиты не были приняты по причине несоответствия исходных данных фактическим расчетам. Указанные решения в установленном порядке не оспорены.

Поскольку по настоящему делу расчет по оценке пожарного риска на рассматриваемом объекте защиты не были приняты, то учреждение, обязано было исполнять в полном объеме все положения, установленные нормативными документами по пожарной безопасности.

Ссылка защитника на необходимость доказывания административным органом наличия недопустимого риска и представления доказательств, свидетельствующих о том, что дальнейшая эксплуатация зданий детского сада может привести к возникновению пожара, не основана на Законе.

Наказание назначено с соблюдением требований ст.ст. 4.1, 4.4 КоАП РФ, с учетом отсутствия смягчающих и наличия отягчающих ответственность обстоятельств, имущественного и финансового положения юридического лица.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было.

Руководствуясь п.2 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л:

Постановление заместителя начальника отдела - начальника отделения надзорной деятельности и профилактической работы г.Перми по Дзержинскому району 1 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Перми управления НДПР Главного управления МЧС России по Пермскому краю, которым МАДОУ «Детский сад № 165» г.Перми признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ изменить: исключить ссылку на нарушение пунктов Дата, Дата «СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», пункта 6.16 «СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений», указав на нарушение пунктов 5.1.3, 5.1.4 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы».

В остальной части постановление оставить без изменения.

Решение в срок 10 дней с момента получения его копии может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми.

Судья (подпись)

Копия верна. Судья Л.А. Богомолова

Дело № 12-97/2022

59RS0007-01-2021-010953-06

Р Е Ш Е Н И Е

30 марта 2022 года г.Пермь

Судья Дзержинского районного суда г. Перми Богомолова Л.А.,

при секретаре судебного заседания Зайцевой А.В.,

с участием защитника МАДОУ «Детский сад № 165» г.Перми А.А., действующего на основании доверенности,

представителя административного органа – заместителя начальника отдела -начальника отделения надзорной деятельности и профилактической работы г.Перми по Дзержинскому району 1 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Перми управления НДПР Главного управления МЧС России по Пермскому краю И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 165» г.Перми (далее - МАДОУ «Детский сад № 165» г.Перми) на постановление по делу об административном правонарушении от Дата по ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), вынесенное в отношении Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 165» г.Перми,

установил:

Постановлением заместителя начальника отдела - начальника отделения надзорной деятельности и профилактической работы г.Перми по Дзержинскому району 1 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Перми управления НДПР Главного управления МЧС России по Пермскому краю И.А. от Дата МАДОУ «Детский сад № 165» г.Перми признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 75000 рублей.

МАДОУ «Детский сад № 165» г.Перми не согласившись с указанным постановлением, обратилось в суд с жалобой, в которой просит постановление признать незаконным, указывая на то, что в действиях образовательного учреждения отсутствует состав административного правонарушения по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, так как со стороны образовательного учреждения предпринимались в соответствии с действующим законодательством меры, связанные с соблюдением законных прав и интересов работников учреждения в части соблюдения требований пожарной безопасности. Вина образовательного учреждения не установлена. Здание МАДОУ «Детский сад № 165» г.Перми было введено в эксплуатацию до 1980 года. С момента ввода здания в эксплуатацию по сегодняшний день не осуществлялись какие-либо работы по реконструкции или капитальному ремонту здания образовательного учреждения. Выполнение данных пунктов приведет к изменению объемно-планировочных решений, предусмотренных проектом на здание, что в свою очередь повлечет нарушение требований пожарной безопасности. Ссылка административного органа на СНиП 21-01-97* не может быть применена, поскольку указанный СНиП применяется к объектам вновь возведенным и сданным в эксплуатацию после утверждения указанного акта, в то время, как здание возведено и сдано в эксплуатацию до 1980 года, то есть до введения в действие указанного СНиП. Со стороны административного органа не представлено доказательств, что в образовательном учреждении создается угроза жизни и безопасности лиц, находящихся на объекте, не были учтены обстоятельства, что на данном объекте не представляется в соответствии с нормами СНиП произвести какого-либо рода технического изменения существующего конструктивного элемента здания по путям эвакуации и лестничных маршей, о чем было неоднократно заявлено в адрес административного органа при проведении проверки. Со стороны муниципального бюджетного учреждения, финансируемого за счет средств местного бюджета, был проведен расчет по оценке пожарного риска на объектах образовательного учреждения специализированной организацией. Указанные отчеты о соответствии зданий требованиям пожарной безопасности были предоставлены в адрес административного органа в период проведения внеплановой проверки, что подтверждается сопроводительным письмом учреждения от 19.10.2021 № 136. Со стороны административного органа при проведении административного расследования и привлечении к административной ответственности заявителя допущены нарушения в части процедуры, установленной действующим законодательством на момент вынесения постановления от 16.11.2021, а именно ст.10 Федерального закона № 294-ФЗ. Для привлечения учреждения к административной ответственности по иным основаниям, нежели ст.19.5 КоАП РФ отсутствуют. Положения ст.20.4 КоАП РФ могут быть применены при первичном обнаружении фактов нарушения требований пожарной безопасности. При этом указанные факты были выявлены еще в 2020 году, согласно ранее выданному предписанию от 30.10.2020 № 73/1/1, которым были выявлены указанные замечания в части ширины эвакуационных выходов в помещениях здания учреждения. В данном случае имеется факт применения по отношению к юридическому лицу за одни и те же правонарушения двойной меры ответственности, а именно по статье 19.5 и 20.4 КоАП РФ.

В судебном заседании защитник МАДОУ «Детский сад № 165» г.Перми доводы жалобы поддержал, дополнительно пояснив, что в постановлении о назначении наказания должностное лицо ссылается на недействующие Свод правил и СНиП, кроме того, обязанность по доказыванию наличия на объекте защиты недопустимого риска жизни и здоровью людей возлагается на административный орган.

Представитель административного органа И.А. с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения, дополнительно пояснив, что решением 2020 года расчет по оценке пожарного риска на объектах защиты по адресам: Адрес не был принят в связи с несоответствием предъявляемым требованиям, в частности за исходные данные взята минимальная ширина эвакуационного выхода 0,75м, тогда как на объекте защиты имеются выходы с меньшим размером, который при расчете не учтен. В постановлении содержатся ссылки на Свод правил 1.13130.2009 и СНиП 21-01-97*, поскольку учреждение задекларировало свой объект защиты по указанным правилам, в связи с чем, проверка в силу положения ч4 ст.4, ст.6 ФЗ №123-ФЗ осуществляется именно по данным правилам.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, в том числе, материалы административного дела №200, прихожу к следующему.

Ответственность по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ наступает за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Закон № 69-ФЗ).

В соответствии со ст. 1 Закона №69-ФЗ пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

В силу ст. 2 Закона №69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

В соответствии со статьей 38 Закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Исходя из положений статьи 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" организации и их руководители обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

Статьей 89 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент о требованиях пожарной безопасности) установлены требования пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам, которые должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390 "О противопожарном режиме" утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Правила противопожарного режима).

Пунктом 33 указанных Правил установлено, что при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями части 4 статьи 4 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности.

Из материалов дела следует, что на основании решения начальника ОНД и ПР по г. Перми Управления НДПР ГУ МЧС России по Пермскому краю от Дата должностными лицами указанного органа Дата проведена внеплановая выездная проверка с целью контроля выполнения МАДОУ «Детский сад № 165» г.Перми ранее выданного предписания от Дата , в ходе которой выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно ст.ст.4,6 Федерального закона от Дата «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановление Правительства РФ от Дата (взамен п.33 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства РФ от Дата ), п.Дата СП 1.13130.2009, п. 6.16 СНиП 21-01-97*, в частности:

- ширина эвакуационного выхода из спального помещения группы , , при числе эвакуирующихся более 15 человек; из помещения группы , , , при числе эвакуирующихся более 15 человек; из музыкального зала, при числе эвакуирующихся более 15 человек, по адресу: Адрес составляет менее 1,2 метра;

- из спального помещения группы для одновременного пребывания более 10 человек, по адресу: Адрес, отсутствует второй эвакуационный выход;

- ширина эвакуационного выхода из помещения группы , , , , при числе эвакуирующихся более 15 человек; ширины эвакуационного выхода из группы ; ширины эвакуационного выхода (выход на наружную лестницу) из группы , , , ; из музыкального зала, при числе эвакуирующихся более 15 человек, по адресу: Адрес составляет менее 1,2 метра;

- из спального помещения группы для одновременного пребывания более 10 человек, по адресу: Адрес, отсутствует второй эвакуационный выход.

Дата МАДОУ «Детский сад » вручено предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления должностным лицом ОНПР Адрес и Адрес 1 ОНПР по Адрес УНПР ГУ МЧС РФ по Адрес в отношении учреждения протокола от Дата об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.

Постановлением заместителя начальника отдела – заместителя главного государственного инспектора Адрес по пожарному надзору И.А. от Дата С-21 за совершение нарушений требований пожарной безопасности учреждение привлечено к административной ответственности, установленной данной нормой, к наказанию в виде административного штрафа в размере 75000 рублей.

Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу (часть 3 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Как следует из протокола об административном правонарушении и оспариваемом постановлении, ширина эвакуационных выходов из помещений МАДОУ «Детский сад № 165» выполнена менее 1,2 метра, в ряде помещений для одновременного пребывания более 10 человек отсутствуют вторые эвакуационные выходы.

В соответствии с п.п. 5.2.12, 5.2.14 СП 1.13130.2009 "Эвакуационные пути и выходы", действовавшим до 18 сентября 2020 года, не менее двух эвакуационных выходов должны иметь помещения, предназначенные для одновременного пребывания более 10 чел.; ширина эвакуационных выходов из помещений должна быть не менее 1,2 м при числе эвакуирующихся более 15 чел.

Согласно пункту 6.16 "СНиП 21-01-97*. Пожарная безопасность зданий и сооружений", принятых и введенных в действие Постановлением Минстроя РФ от 13 февраля 1997 г. N 18-7 (далее - СНиП 21-01-97*), которые в части размеров эвакуационных путей и выходов дублируют СП 1.13130.2009, высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 м, ширина не менее: 1,2 м - из помещений класса Ф1.1 при числе эвакуирующихся более 15 чел.

Во всех случаях ширина эвакуационного выхода должна быть такой, чтобы с учетом геометрии эвакуационного пути через проем или дверь можно было беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком.

С 01.01.2021 года "СНиП 21-01-97*. Пожарная безопасность зданий и сооружений" утратил силу, на момент рассмотрения дела новые СНиП не приняты.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" их несоблюдение не может являться основанием для привлечения к административной ответственности.

Учитывая, что на момент выявления правонарушения СП 1.13130.2009 "Эвакуационные пути и выходы", а также "СНиП 21-01-97*. Пожарная безопасность зданий и сооружений" утратили силу, указание на нарушение названных выше нормативно-правовых актов подлежит исключению из оспариваемого постановления.

Довод представителя административного органа о том, что при проведении проверки применяются нормы и правила, которые задекларированы самим юридическим лицом, основан на неверном толковании норм права. Сама по себе регистрация декларации пожарной безопасности не свидетельствует о фактическом соответствии объекта защиты требованиям пожарной безопасности, равно как не ставит в зависимость проведение проверки надзорным органом по указанным в ней нормам, с учетом положений ст.1.7 КоАП РФ. Доказательства, свидетельствующие о том, что Техническим регламентом установлены более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие ранее, отсутствуют.

Вместе с тем, на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения учреждения к административной ответственности, действовал свод правил СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденный Приказом МЧС России от 19 марта 2020 года N 194.

В соответствии с п.5.1.3, п.5.1.4 СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", не менее двух эвакуационных выходов должны иметь помещения, предназначенные для одновременного пребывания более 10 человек. Минимальная ширина эвакуационных выходов из помещений и зданий должна быть не менее 1,2 м при числе эвакуирующихся через указанные выходы более 15 человек.

В соответствии с п. 4.1.5 СП 1.13130.2020, установлена допустимость отклонения от геометрических параметров эвакуационных путей и выходов в пределах не более чем 5%.

С учетом допустимого отклонения от геометрических параметров эвакуационных путей и выходов, минимальная ширина эвакуационных выходов из помещений МАДОУ «Детский сад №165» должна быть не менее 1,14м (5% от 1,2 м).

Таким образом, эвакуационные пути и выходы не освобождены от нормативного регулирования требований пожарной безопасности, а с учетом действующего Свода правил 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", который в части выявленных нарушения является идентичным ранее действующему Своду правил 1.13130.2009, нарушения указанных требований, допущенные МАДОУ «Детский сад №165», имеют место быть.

Фактические обстоятельства совершения юридическим лицом нарушений требований пожарной безопасности подтверждены собранными по делу доказательствами: предписанием от Дата; решением о проведении внеплановой выездной проверки от Дата ; выпиской из ЕГРН; актом внеплановой выездной проверки от Дата; предписанием от Дата; протоколом об административном правонарушении от Дата.

Вывод должностного лица о наличии в деянии МАДОУ «Детский сад №165» состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе производства по делу об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вопреки доводам заявителя доказательств принятия МАДОУ «Детский сад №165» всех зависящих мер по соблюдению требований пожарной безопасности в материалы дела не представлено.

Довод жалобы о том, в рамках настоящего дела об административном правонарушении учреждение не могло быть привлечено к ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, поскольку проверка проводилась с целью проверки исполнения ранее выданного предписания, в связи с чем, юридическое лицо в рамках данной проверки могло быть привлечено только за неисполнение требований предписания, МАДОУ «Детский сад №165» повторно привлечено к административной ответственности, поскольку за аналогичные нарушение привлекалось по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ в 2020 году, а применение меры ответственности по ст.19.5 и 20.4 КоАП РФ влечет двойную меру ответственности, основан на неверном толковании норм закона и не влечет отмену постановления.

Вопреки утверждению заявителя факт привлечения лица к административной ответственности за невыполнение требований законодательства не исключает возможность его последующего привлечения к административной ответственности за аналогичное нарушение в случае невыполнения им после вынесения постановления о назначении административного наказания тех же требований закона или ненадлежащего их выполнения, в том числе при выявлении данного факта при проведении проверки, инициированной с целью проверки исполнения предписания.

В силу части 1 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

В связи с чем, при обнаружении в ходе проверки должностными лицами 1 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Пермскому краю достаточные данных, указывающих на наличие двух самостоятельных событий административных правонарушений, предусмотренных статьей 19.5 и статьей 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, привлечение к административной ответственности за каждое правонарушение соответствует требованиям названного Кодекса.

При изложенных обстоятельствах оснований для вывода о том, что учреждение дважды привлечено к административной ответственности за совершение одного и того же административного правонарушения, а также невозможности привлечения к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.20.4 КоАП РФ не имеется.

Доводы жалобы о том, что вменяемые санитарные правила и нормы, введены после ввода в эксплуатацию здания детского сада, не свидетельствуют об отсутствии состава правонарушения, поскольку доказательств того, что неисполнение требований к эвакуационным выходам, не влечет превышение пожарного риска и не создает опасности для детей, учреждением не представлено. При этом следует отметить, что законодательство при устранении нарушений требований пожарной безопасности, связанных с недопустимым риском для жизни и здоровья людей, требует при необходимости принимать меры к реконструкции, ремонту существующих зданий и сооружений.

В силу статьи 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.

Представленный в ходе судебного заседания защитником отчет об оценке пожарного риска, составленный в 2020 году ООО «Фортуна Плюс» в отношении объектов защиты МАДОУ «Детский сад №165» г.Перми, расположенных по адресам: Адрес, не свидетельствует об отсутствии риска для безопасности жизни и здоровья людей, в том числе детей, поскольку решениями старшего инспектора ОНПР Адрес и Адрес 1 ОНПР по городу Перми УНПР ГУ МЧС России по Пермскому краю государственного инспектора по пожарному надзору А.П. от Дата расчеты по оценке пожарного риска на указанных объектах защиты не были приняты по причине несоответствия исходных данных фактическим расчетам. Указанные решения в установленном порядке не оспорены.

Поскольку по настоящему делу расчет по оценке пожарного риска на рассматриваемом объекте защиты не были приняты, то учреждение, обязано было исполнять в полном объеме все положения, установленные нормативными документами по пожарной безопасности.

Ссылка защитника на необходимость доказывания административным органом наличия недопустимого риска и представления доказательств, свидетельствующих о том, что дальнейшая эксплуатация зданий детского сада может привести к возникновению пожара, не основана на Законе.

Наказание назначено с соблюдением требований ст.ст. 4.1, 4.4 КоАП РФ, с учетом отсутствия смягчающих и наличия отягчающих ответственность обстоятельств, имущественного и финансового положения юридического лица.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было.

Руководствуясь п.2 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л:

Постановление заместителя начальника отдела - начальника отделения надзорной деятельности и профилактической работы г.Перми по Дзержинскому району 1 Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Перми управления НДПР Главного управления МЧС России по Пермскому краю, которым МАДОУ «Детский сад № 165» г.Перми признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ изменить: исключить ссылку на нарушение пунктов Дата, Дата «СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», пункта 6.16 «СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений», указав на нарушение пунктов 5.1.3, 5.1.4 СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы».

В остальной части постановление оставить без изменения.

Решение в срок 10 дней с момента получения его копии может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми.

Судья (подпись)

Копия верна. Судья Л.А. Богомолова

12-97/2022

Категория:
Административные
Ответчики
МАДОУ "Детский сад № 165" г. Перми
Другие
Мокрушин Андрей Алексеевич
Суд
Дзержинский районный суд г. Перми
Судья
Богомолова Л.А.
Статьи

20.4

Дело на странице суда
dzerjin.perm.sudrf.ru
31.01.2022Материалы переданы в производство судье
24.02.2022Судебное заседание
21.03.2022Судебное заседание
30.03.2022Судебное заседание
31.03.2022Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
07.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.04.2022Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
08.06.2022Вступило в законную силу
30.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее