№5-116/2019
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Судья Сыктывдинского районного суда Республики Коми Долгих Е.А.,
при секретаре судебного заседания Анисовец А.А.,
рассмотрев в открытом судебном в с.Выльгорт 15 мая 2019 года дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст.19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Палевицкая средняя общеобразовательная школа», расположенного по адресу: Республика Коми, Сыктывдинский район, с. Палевицы, ул. Советская, д. 1 (ИНН – 1109005577, ОГРН – 1021100971088),
установил:
22.03.2019 начальником отдела надзора и контроля в сфере образования Управления по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Палевицкая средняя общеобразовательная школа», в соответствии с которым в период с 01.03.2019 по 20.03.2019 с целью осуществления федерального государственного надзора в сфере образования, федерального государственного контроля качества образования, лицензионного контроля образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Республики Коми проведена плановая выездная проверка. В ходе проверки установлено, что в нарушение пункта 6 «а» Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. № 966 у образовательной организации отсутствует на праве собственности или ином законном основании территория, необходимая для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам.
Представитель юридического лица МБОУ «Палевицкая средняя общеобразовательная школа», в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Кидора Л.Л. в судебном заседании возражала против привлечения Школы к административной ответственности, поддержав доводы, изложенные в письменных пояснениях, указав, что с 2010 года муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Палевицкая средняя общеобразовательная школа» выполняются действия, направленные на передачу земельного участка в постоянное бессрочное пользование школы.
Начальник отдела надзора и контроля в сфере образования Управления по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми Корсакова М.А., надлежащим образом извещенная о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие.
Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, исследовав письменные материалы дела, судья приходит к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом, установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния. Следовательно, необходимо доказать, что именно это лицо совершило данное административное правонарушение.
Согласно ч. 4 ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица, что также соответствует положению ч. 3 ст. 49 Конституции РФ.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом РФ об административных правонарушениях, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В соответствии с административным законодательством, обязанность по доказыванию вины в суде в совершении административного правонарушения лица, привлекаемого к административной ответственности, лежит на должностном лице, возбудившем дело об административном правонарушении либо на административном органе.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
Согласно протоколу №8 об административном правонарушении от 22.03.2019 в ходе плановой проверки МБОУ «Палевицкая средняя общеобразовательная школа», проведенной в период с 01.03.2019 по 20.03.2019 на основании приказа Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми от 11.02.2019 №78-у, выявлено грубое нарушение МБОУ «Палевицкая средняя общеобразовательная школа» лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности, а именно нарушение пункта 6 «а» Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 №966, выразившееся в отсутствии у образовательной организации на праве собственности или ином законном основании территории, необходимой для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, что указывает на наличие в действиях юридического лица признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Примечанием к указанной статье установлено, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона №99-ФЗ от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности).
Согласно пункту 40 части 1 статьи 12 указанного Закона образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково») подлежит лицензированию.
В соответствии с частью 2 статьи 12 данного Закона перечни выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.
Порядок лицензирования образовательной деятельности, а также лицензионные требования и условия осуществления образовательной деятельности определены в Положении о лицензировании образовательной деятельности, утвержденном постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 г. №966.
В силу пп. "а" п. 6 Постановления Правительства РФ №966 от 28.10.2013 г. "О лицензировании образовательной деятельности" лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются: наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" система образования включает в себя федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности; организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Из содержания вышеприведенных нормативных актов не следует, что для осуществления образовательной деятельности необходимо осуществить постановку на кадастровый учет и зарегистрировать право собственности на земельный участок, на котором размещается образовательное учреждение.
Согласно статьи 15 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" процедура кадастрового учета и государственной регистрации прав с внесением соответствующих сведений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним носит заявительный характер.
Согласно уставу МБОУ «Палевицкая средняя общеобразовательная школа», утвержденного постановлением администрации МО МР «Сыктывдинский» от 07.10.2014 №10/1928 учредителем Школы и собственником ее имущества является администрация МО МР «Сыктывдинский», к компетенции которой, в том числе, относится: передача школе на праве оперативного управления имущества, находящегося в муниципальной собственности (п.п. 3 п.4.2 устава), осуществление контроля за использованием по назначению и сохранностью закрепленного за Школой имущества (п.п.4 п. 4.2), согласование и контроль условий аренды зданий, помещений и иного имущества Школы, подготовка документов для выдачи уполномоченным органом актов экспертной оценки в соответствии с п.2 ст. 13 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (п.п.6 п. 4.2), финансовое обеспечение Школы в соответствии с нормативами и законодательством Российской Федерации (п.п.10 п. 4.2), а также закрепление определенной территории муниципального района за Школой (п.п.15 п. 4.2).
В разделе 5.1 Устава «Имущество, финансовая и хозяйственная деятельность» указано, что Школа имеет на праве оперативного управления имущество, необходимое для осуществления образовательной деятельности (п.5.1.1). Учредитель закрепляет за Школой движимое и недвижимое имущество на праве оперативного управления (п.5.1.4). Земельный участок, необходимый для выполнения Школой своих уставных задач, предоставляется Школе на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Таким образом, находящиеся в пользовании Школы здание и земельный участок являются муниципальной собственностью, и закреплены за Школой: здание - на праве оперативного управления (свидетельство о государственной регистрации права от 22.04.2015), участок – на праве постоянного (бессрочного) пользования, последнее в Управлении Росреестра по Республике Коми не зарегистрировано.
Вместе с тем, МБОУ «Палевицкая средняя общеобразовательная школа» полномочиями по оформлению соответствующего права на муниципальное недвижимое имущество не обладает, указанными полномочиями в соответствии с уставом Школы и положениями ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обладает учредитель – администрация МО МР «Сыктывдинский».
Из материалов дела следует, что постановлением администрации МО МР «Сыктывдинский» от 06.03.2013 №3/589 утверждена схема расположения земельного участка площадью 5,26 га в составе земель сельскохозяйственного назначения по адресу: Сыктывдинский район, с. Палевицы, ул. Советская, для ведения личного подсобного хозяйства, в указанную схему вошел земельный участок, предоставленный в пользование МБОУ «Палевицкая СОШ».
Решениями Совета сельского поселения «Палевицы» от 28.11.2015 №47/11-03/07 и от 16.09.2015 №44/09-03-402 утверждены генеральный план сельского поселения «Палевицы» и Правила землепользования и застройки в данном сельском поселении с внесением земельного участка Школы в черту населенного пункта.
На основании Постановления администрации МО МР «Сыктьывдинский» от 14.06.2018 №6/529 «О разрешении подготовки межевания территории и проекта планировки территории» ООО «Комзем» осуществлена подготовка проекта межевания территории и проекта планировки территории в отношении элемента планировочной структуры в составе земель населенных пунктов в с. Палевицы ул. Советская, для осуществления постановки на кадастровый учет земельных участков.
Решением Совета МО МР «Сыктывдинский» от 27.09.2018 №31/9-2 «О внесении изменений в решение Совета МО МР «Сыктывдинский» от 22.12.2017 №23/12-2 «О бюджете МО МР «Сыктывдинский» на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов» администрации МО МР «Сыктывдинский» выделены денежные средства в размере 150 000 рублей на проведение межевания, подготовки проекта планировки и постановки на кадастровый учет земельного участка с целью передачи земельного участка в постоянное бессрочное пользование школе.
06.05.2019 состоялись публичные слушанья по проекту межевания территории для формирования земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных по адресу: Республика Коми, Сыктывдинский район с. Палевицы, ул. Советская, м. Школа.
Поле постановки земельного участка под зданием школы на кадастровый учет будут проведены мероприятия по передаче земельного участка в постоянное бессрочное пользование муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Палевицкая средняя общеобразовательная школа».
Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами и свидетельствуют об отсутствии в действиях МБОУ «Палевицкая средняя общеобразовательная школа» состава вмененного административного правонарушения, поскольку отсутствие у МБОУ «Палевицкая средняя общеобразовательная школа» зарегистрированного права на предоставленный ей в пользование администрацией МО МР «Сыктывдинский» земельный участок, необходимый для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам, не является следствием неправомерных действий МБОУ «Палевицкая средняя общеобразовательная школа». МБОУ «Палевицкая средняя общеобразовательная школа» является бюджетным учреждением и собственных денежных средств, а также полномочий на проведение мероприятий по постановке на кадастровый учет территории используемого земельного участка и оформлению его в собственность не имеет.
При таких обстоятельствах, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. 23.1, 29.7, 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
постановил:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении юридического лица - муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Палевицкая средняя общеобразовательная школа» прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Резолютивная часть постановления оглашена 13.05.2019.
Судья Е.А. Долгих