Решение по делу № 2-441/2018 от 11.01.2018

Дело № 2-441/2018 04 апреля 2018 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ломоносовский районный суд г. Архангельска в составе:

председательствующего судьи Ж.С. Кочиной,

при секретаре судебного заседания Н.А. Белозеровой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Полоскова Ю.А. к администрации муниципального образования «Приморский муниципальный район» о предоставлении жилого помещения, как лицу из числа детей – сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей,

УСТАНОВИЛ:

Юрий А. П. обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования «Приморский муниципальный район» о предоставлении жилого помещения, как лицу из числа детей – сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей. А именно, просит суд обязать администрацию муниципального образования «Приморский муниципальный район» предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда в виде отдельного дома или квартиры, отвечающее санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта Архангельской области, общей площадью не ниже установленной органами местного самоуправления нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, в пределах муниципального образования «Приморский муниципальный район» за счет средств субвенции бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

В обоснование исковых требований указано, что истец Ю.А. Полосков является лицом из числа детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей. Ю.А. Полосков родился <Дата> в ..., отец и мать умерли, опекуном являлась бабушка истца, какого-либо закрепленного жилья не имел. В январе 2002 года обращался с заявлением к главе Строевской сельской администрации Устьянского района Архангельской области о предоставлении жилья. В ответе указано, что жилья, пригодного для проживания, нет. С 2008 года постоянно проживает на территории Приморского района Архангельской области, в связи с чем требования и заявлены к ответчику. Иного жилья ни в собственности, ни по договору социального найма не имеет.

В судебное заседание не явились представители третьих лиц Администрации муниципального образования «Устьянский муниципальный район», Правительства Архангельской области, Министерства образования и науки Архангельской области, Администрации муниципального образования «Строевское» Устьянского района Архангельской области, Министерства финансов Архангельской области, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения спора. По определению суда дело рассмотрено в их отсутствие.

В судебном заседании истец на удовлетворении требований настаивал по основаниям и доводам, указанным в иске. Дополнил, что требования заявлены к ответчику, поскольку он длительное время проживает на территории Приморского района Архангельской области, его дети в данном районе посещают образовательные учреждения.

Представитель ответчика администрации муниципального образования «Приморский муниципальный район» Е.В. Жигарева, действующая на основании доверенности, с требованиями не согласилась, поскольку, по ее мнению, истец не доказал наличие права на жилье в соответствии с заявленными требованиями, до 23 лет на учет как ребенок – сирота и ребенок, оставшийся без попечения родителей ни в Администрацию муниципального образования «Приморский муниципальный район» не встал, в иной компетентный орган не обращался. Представитель полагает, что истцом не принимались меры для реализации права на получение жилого помещения.

Из отзыва Правительства Архангельской области следует, что отсутствие на территории муниципального образования «Приморский район» свободного жилого помещения делает невозможным его исполнение сразу после вступления в законную силу. Заключение договора найма с истцом возможно только после регистрации права собственности ответчика на жилое помещение, приобретенное в результате открытого аукциона в электронной форме. Просят установить разумный срок для исполнения решения суда.

Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, и в силу ст.ст. 56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Согласно ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Согласно п. 13 Постановления Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 года № 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия" при рассмотрении дел, вытекающих из жилищных правоотношений, судам необходимо учитывать, что Конституция Российской Федерации предоставила каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище (ч. 1 ст. 27, ч. 1 ст. 40).

В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке".

В силу положений ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии с ч. 9 ст. 8 указанного Федерального закона в действующей на дату разрешения спора редакции, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В ходе судебного заседания установлено, что Ю.А. Полосков родился <Дата> в ..., поскольку мать истца была признана безвестно отсутствующей, а до выше указанного самоустранилась от воспитания детей, отец истца умер, то опекуном истца и его сестры являлась бабушка Л.С. Черняева. Сведений о том, что какое – либо конкретное жилье было закреплено за истцом, нет. В период с декабря 1999 года (18 лет) до декабря 2001 года (20 лет) истец проходил службу по призыву.

Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет.

Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, абз. 4 ст. 1 и п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), основано на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения.

Суд полагает, что истец в возрасте до 23 лет выразил желание реализации своего права на обеспечение жилым помещением, поскольку через месяц после того, как истцом была окончена служба по призыву, в январе 2002 года (истцу 21 год), он обращался с заявлением от <Дата> к главе Строевской сельской администрации Устьянского района Архангельской области о предоставлении жилья. Из ответа Строевской сельской администрации Устьянского района Архангельской области следует, что какого-либо жилья нет. В ответе также указано, что в соответствии с постановлением главы администрации МО «Устьянский район» от <Дата> <№> предоставить жилье возможности нет. Должностными лицами администрации не был разъяснен порядок постановки на учет, а сразу же был выдан отказ в реализации права на получение жилья. Поскольку сроков для обращения в суд относительно предоставления жилья не предусмотрено действующим законодательством, а истец до 23 лет обратился с надлежащим заявлением, то требования должны подлежать удовлетворению.

Как указано в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20 ноября 2013 года,

отсутствие лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им жилого помещения. В случае признания причин, в силу которых истец своевременно не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, уважительными, требование об обеспечении жилым помещением подлежит удовлетворению.

Суд полагает, что причины, по которым истец не был поставлен на соответствующий учет, являются уважительными, свидетельствуют о незаконности действий Строевской сельской администрации Устьянского района Архангельской области.

Кроме того, в период обращения истца с заявлением о выделении ему жилья действовала норма права, не предусматривающая конкретного вида заявления и требования постановки на учет. А именно, Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" было установлено, что по заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. А орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации был обязан самостоятельно формировать список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) при поступлении обращения. В рассматриваемом споре должностными лицами были нарушены требования законодательства, истец не был включен в список указанной категории лиц, ему просто был дан отказ в реализации права.

Из представленных документов следует, что договор социального найма не заключался с истцом, Ю.А. Полосков собственником какого-либо жилого помещения не является, что не оспаривается стороной ответчика. В настоящее время истец проживает в квартире, расположенной в Приморском районе Архангельской области, которая принадлежит по праву собственности Шелгачевой Е.М. (матери супруги истца), дети Ю.А. Полоскова посещают образовательные учреждения, расположенные на территории указанного района. На территории Приморского муниципального района истец проживает с 2008 года, т.е. более 10 лет.

Согласно выписке из похозяйственной книги следует, что с <Дата> по <Дата> Ю.А. Полосков проживал и был зарегистрирован в д. Щапинская Устьянского района Архангельской области. Дом принадлежит Н.А. Соколову. На территории МО «Строевское» Устьянского района Архангельской области Ю.А. Полосков жилья в собственности не имеет.

Из справки заместителя главы администрации МО «Строевское» Устьянского района Архангельской области следует, что двухэтажного двенадцатиквартирного дома в ... (без адреса), жилье в котором, по всей видимости, было закреплено за истцом и его сестрой, нет, дом списан и разобран.

Из решения Устьянского районного суда Архангельской области от <Дата>, вступившего в законную силу, следует, что право сестры истца Е.А. Кузнецовой на получение жилья по аналогичным основаниям было реализовано в .... В решении суда также указано, что дом, в котором была закреплена квартира за Ю.А. Полосковым и Е.А. Полосковой, снесен в связи с ветхостью.

Разрешая спор по существу, суд руководствуется положениями ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ, Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и приходит к выводу о том, что истец имеет право на обеспечение жилым помещением по договору найма жилого помещения в специализированном жилищном фонде.

При разрешении спора суд учитывает, что обстоятельства достижения 23 лет не может лишать истца гарантированного законом права на обеспечение жилом помещением, при том положении, что таковое право не было реализовано истцом ранее в связи с незаконностью отказа органа местного самоуправления в реализации права на жилье при надлежащем обращении в компетентный орган.

Доводы стороны ответчика о том, что жилье не может быть предоставлено по месту жительства истца, поскольку на учет в возрасте до 23 лет в указанную администрацию Ю.А. Полосков не обращался, не основаны на материалах дела и нормах права, поскольку Приморский муниципальный район является местом постоянного жительства истца на протяжении более 10 лет, что не оспаривалось стороной ответчика, следовательно, и реализация права должна быть на территории постоянного проживания лица. В "Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ <Дата>) указано, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.

Установление неравных правовых возможностей по данным признакам запрещено ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации; установление условий дискриминационного характера при регламентации вопросов предоставления жилых помещений детям-сиротам, равно как и иным категориям граждан, - недопустимо.

Заявление истца, поступившее в Администрацию муниципального образования «Приморский муниципальный район», о выделении ему жилья по льготному основанию, суд расценивает не как вновь поступившее о предоставлении жилья, а как заявление в надлежащий орган в связи с изменением места жительства с учетом поступившего в 2002 году заявления, адресованного главе Строевской сельской администрации Устьянского района Архангельской области о предоставлении жилья.

Суд полагает необходимым установить срок исполнения решения суда с учетом доводов, указанных в отзыве Правительства Архангельской области о необходимости выделения денежных средств ответчику, подбора соответствующего жилья, регистрации права собственности на недвижимость – до <Дата>.

Согласно подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков от уплаты государственной пошлины освобождаются.

Таким образом, администрация муниципального образования «Приморский муниципальный район» освобождена от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Полоскова к администрации муниципального образования «Приморский муниципальный район» о предоставлении жилого помещения, как лицу из числа детей – сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей - удовлетворить.

Возложить обязанность на Администрацию муниципального образования «Приморский муниципальный район» предоставить в срок до <Дата> Полоскову жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда в виде отдельного дома или квартиры, отвечающее санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта Архангельской области, общей площадью не ниже установленной органами местного самоуправления нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, в пределах муниципального образования «Приморский муниципальный район» за счет средств субвенции бюджета Архангельской области, выделяемых на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

Апелляционная жалоба может быть подана в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Ж.С. Кочина

2-441/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Полосков Ю.А.
Ответчики
Администрация МО "Приморский мунийципальный район"
Другие
Министерство образования и науки Архангельской области
Администрация МО "Строевское"
Правительство Ао
Министерство финансов Архангельской области
Администрация МО "Устьянский муниципальный район"
Суд
Ломоносовский районный суд г. Архангельск
Дело на странице суда
lomonosovsky.arh.sudrf.ru
11.01.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.01.2018Передача материалов судье
15.01.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.01.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.01.2018Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
07.02.2018Предварительное судебное заседание
13.03.2018Судебное заседание
04.04.2018Судебное заседание
09.04.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.04.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее