№
УИД 63RS0№-90
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 декабря 2024г. г.Самара
Промышленный районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Лагода Е.В.,
с участим помощника прокурора – Кузичевой Н.Е.,
при секретаре Петровой Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению заместителя Прокурора ФИО1 <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к Департаменту образования Администрации городского округа Самара, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Школа № углубленным изучением отдельных предметов» г.о.Самара о возложении обязанности на проведение мероприятий по укомплектованию оконных блоков замками безопасности, обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно-вдвижного открывания створок.
УСТАНОВЛ:
Заместитель прокурора ФИО1 <адрес> обратился в суд с иском о возложении обязанности к ответчикам Департаменту образования Администрации городского округа Самара, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Школа № углубленным изучением отдельных предметов» г.о. Самара о возложении обязанности на проведение мероприятий по укомплектованию оконных блоков замками безопасности, обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно-вдвижного открывания створок, в обоснование исковых требований указал, что ФИО1 <адрес> проверено исполнение требований законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, об антитеррористической защищенности образовательных организаций. В ходе проведенной проверки было установлено, что в нарушение требований, установленных ст.ст. 28,41 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пункта 5.1.8. «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия», пункта 6.1.1 ГОСТ 231-66-2021 «Конструкции оконные балконные светопрозрачные ограждающие. Общие технические условия» в МБОУ «Школа № углубленным изучением отдельных предметов» г.о.Самара, оконные блоки не укомплектованы замками безопасности, обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открытия створок. Указанные обстоятельства являются недопустимыми, поскольку нарушение указанных требований создает угрозу безопасности большого количества детей, может привести к причинению вреда их здоровью. Таким образом, нарушены права, свободы и законные интересы несовершеннолетних на обеспечение условий, гарантирующих охрану их жизни и здоровья. Просит суд, с учетом уточнений, обязать МБОУ «Школа № углубленным изучением отдельных предметов» г.о.Самара в течение 6 месяцев со дня выделения денежных средств, провести мероприятия по укомплектованию оконных блоков замками безопасности, обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок, возложить материальные расходы на проведение мероприятий по укомплектованию оконных блоков замками безопасности, обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок на Департамент образования Администрации г.о.Самара.
ФИО1 <адрес> в лице помощника прокурора ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить.
Директор МДОУ «Школа № углубленным изучением отдельных предметов» г.о. Самара ФИО5 в судебном заседании с исковые требования признала частично, пояснила, что в настоящий момент образовательной организацией заключается контракт на монтаж систем блокировки оконных пластиковых конструкций для устранения выявленных нарушений.
ФИО1 ответчика Департамента образования Администрации г.о. Самара в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом, направил письменный отзыв на исковое заявление с ходатайством о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 45 ГПК РФ прокурору предоставлено право на обращение в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Пунктом 6 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» на образовательное учреждение возложена обязанность создания безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Частью 7 ст. 28 ФЗ №-Ф3 определено, что образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
В силу ст. 41 Закона №273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Закона № 35-ФЗ) юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Согласно п. 1 ч. 13 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных учреждений, должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
В целях обеспечения детских, дошкольных и школьных учреждений безопасными условиями пребывания детей, разработан и принят ГОСТ 23166-99 «Блоки оконные. Общие технические условия», введенный в действие Постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГг. №.
Настоящий стандарт распространяется на оконные и балконные дверные блоки из древесины, пластмасс и металлических сплавов для зданий и сооружений различного назначения.
В силу п. 5.1.8. указанного ГОСТа, для обеспечения безопасности, в целях предотвращения травматизма и возможности выпадения детей из окон в детских, дошкольных и школьных учреждениях, оконные блоки должны быть укомплектованы замками безопасности, установленными в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок.
В справочной информации в Единому перечню продукции, подлежащей декларации соответствия указано, что до ДД.ММ.ГГГГг. для целей обязательного подтверждения соответствия допускается применение ГОСТ 23166-99 «Блоки оконные. Общие технические условия», при этом, ГОСТ 23166-2021 «Конструкции оконные и балконные светопрозрачные ограждающие. Общие технические условия», для целей обязательного подтверждения соответствия применяется после ДД.ММ.ГГГГг.
В соответствии с п.6.1.1 ГОСТ 23166-2021 «Конструкции оконные и балконные светопрозрачные ограждающие. Общие технические условия» оконные и балконные блоки, балконное остекленение должны быть безопасными при эксплуатации и обслуживании и соответствовать общим требованиям, предъявляемым к безопасности зданий в соответствии с нормативными правовыми документами, действующими на территории государства – участника соглашения, принявшего настоящий стандарт.
Требования к безопасной эксплуатации, в том числе к наличию детского замка безопасности, должны быть установлены в проектной документации на здание либо в техническом задании на изготовление оконных и балконных блоков и отражены в паспорте изделия и/или в общей документе на эксплуатацию здания, включающем в себя требования к системам безопасности, в том числе безопасной эксплуатации оконных блоков.
Реализация прокурором полномочий, предусмотренных ст. 45 ГПК РФ в части предъявления заявлений в интересах инвалидов, служит гарантией защиты прав несовершеннолетних, и свидетельствует о заботе и охране интересов данной категории граждан со стороны государства.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО1 <адрес> проверено исполнение МДОУ «Школа № углубленным изучением отдельных предметов» г.о.Самара требований законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, об антитеррористической защищенности образовательных организаций.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Закона № 35-ФЗ) юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Согласно п. 1 ч. 13 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных учреждений, должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
По правилам п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу ст. 41 Закона № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
На основании и. 4 ч. 2 ст. 5 Закона № 35-ФЗ 11равительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Актом проверки от 27.06.2024г. установлено, что в объекте образования - МДОУ «Школа № углубленным изучением отдельных предметов» г.о.Самара в нарушение требований федерального законодательства оконные блоки не комплектованы замками безопасности, обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания сворок.
По результатам проведенной ФИО1 района проверки заведующей образовательной организации ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, об антитеррористической защищенности образовательной организации в связи с вышеуказанным фактом.
Согласно пояснениям ФИО1 МБОУ «Школа № углубленным изучением отдельных предметов» г.о.Самара видно, что образовательное учреждение приступило к устранению нарушений, путем заключения контракта на монтаж систем блокировки оконных пластиковых конструкций.
До настоящего времени выявленные проверкой нарушения учреждением не устранены.
В соответствии с н.п. 2.1, 2.2. Положения о Департаменте образования администрации г.о. Самара, утвержденного решением Думы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №, основными задачами департамента является общее руководство муниципальными учреждениями городского округа Самара в сфере образования, создание и обеспечение условий для реализации прав граждан на общедоступное, бесплатное и качественное образование. Осуществление перспективного развития сферы образования городского округа Самара.
Ненадлежащее исполнение законодательства о противодействии терроризму может послужить причиной причинении вреда здоровью и жизни неопределенного круга лиц, посещающих объекты указанного образовательного учреждения, в том числе обучающихся, воспитанников, педагогического коллектива и иных посетителей.
Вместе с тем, в силу требований законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, об антитеррористической защищенности образовательных учреждений обеспечение оконных блоков замками безопасности, обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок здания МДОУ «Школа № углубленным изучением отдельных предметов» г.о. Самара является одним из комплекса мероприятий, направленных на повышение уровня безопасности детей в детском учреждении.
При этом, суд учитывает, что конструкцией деревянных оконных блоков не предусмотрено функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок. В случае укомплектования данных деревянных конструкций замками безопасности, при отсутствии возможности функционирования откидного положения либо использования параллельно-выдвижного открывания створок, исключит возможность проветривания помещений.
В силу требований статьи 13 ГПК РФ об обязательности судебных постановлений, статьи 210 ГПК РФ об исполнении решения суда во взаимосвязи с разъяснениями, содержащимися в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О судебном решении", решение суда должно быть исполнимым.
Ввиду вышеуказанных положений закона, суд полагает возможным удовлетворить заявленные требования частично, возложив обязанность по укомплектованию оконных блоков замками безопасности, обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок, оконных блоков, изготовленных из пластиковых (ПВХ) стеклопакетов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя Прокурора ФИО1 <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к Департаменту образования Администрации городского округа Самара, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Школа № углубленным изучением отдельных предметов» г.о. Самара о возложении обязанности на проведение мероприятий по укомплектованию оконных блоков замками безопасности, обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно-вдвижного открывания створок удовлетворить частично.
Обязать МБОУ «Школа № углубленным изучением отдельных предметов» г.о.Самара в течение 6 месяцев со дня выделения денежных средств, провести мероприятия по укомплектованию оконных блоков замками безопасности, обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок, изготовленных из пластиковых (ПВХ) стеклопакетов.
Возложить материальные расходы на проведение мероприятий по укомплектованию оконных блоков замками безопасности, обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок на Департамент образования Администрации г.о.Самара.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение изготовлено 19.12.2024г.
Председательствующий: Е.В.Лагода