Дело № 2а-3288/19 Великий Новгород
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 июня 2019 года Новгородский районный суд Новгородской области в составе: председательствующего судьи Никоновой Ж.Ю., при секретаре Ивановой В.А., с участием прокурора Санарова А.Н., административного ответчика Яковлева А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФКУ ИК-7 УФСИН России по Новгородской области к Яковлеву А.Н. об установлении административного надзора,
установил::
ФКУ ИК-7 УФСИН России по Новгородской области обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении осужденного Яковлева А.Н., ДД.ММ.ГГГГ на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости и установлении в отношении поднадзорного административных ограничений в виде явки два раза в месяц в органы внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, запрещения выезда за пределы пункта проживания без разрешения органа внутренних дел, запрещения пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства, в ночное время с 22.00 до 06.00 час., запрещения посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участие в указанных мероприятиях, запрещения пребывания в учреждениях общественного питания, реализующих алкогольную продукцию. В обоснование указав, что Яковлев А.Н. осужден: ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> по ст.<данные изъяты> сроком на <данные изъяты> Начало срока - ДД.ММ.ГГГГ. Осужденный освобождается ДД.ММ.ГГГГ. по отбытию срока наказания, с адресом убытия осужденный не определился, вместе с тем зарегистрирован по адресу: <адрес> Осужденный Яковлев А.Н. имеет не снятую и не погашенную судимость по статье, <данные изъяты>
Представитель административного истца ФКУ ИК-7 УФСИН России по Новгородской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен. Учитывая, что участие в судебном заседании представителя административного истца судом обязательным не признавалось, в соответствии с ч.4 ст.272 КАС РФ суд счет возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца.
Административный ответчик Яковлев А.Н. возражал против удовлетворения административного иска, сославшись на то, что административный надзор стеснит его жизнь.
Выслушав объяснения административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации определено, что в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы, если это лицо отбывало наказание за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, либо за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, либо за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного пунктом "л" части второй статьи 105, пунктом "е" части второй статьи 111, пунктом "з" части второй статьи 117, частью четвертой статьи 150 (в случае совершения преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), статьями 205 - 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277 - 279, 282 - 282.3, 295, 317, 357, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания, судом устанавливается административный надзор в соответствии с федеральным законом.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы, установлены Федеральным законом от 06.04.2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Федеральный закон №64-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона № 64-ФЗ административный надзор – это осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с данным Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных тем же законом.
Административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов (статья 2 Федерального закона «Об административном надзоре»).
Согласно пункту 4 части 2 статьи 3 Федерального закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).
В судебном заседании из объяснений административного ответчика и письменных материалов дела установлено, что приговором <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Яковлев А.Н. осужден к <данные изъяты> за совершение преступления предусмотренного <данные изъяты>
Ранее Яковлев А.Н. осужден приговором <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ по <данные изъяты> и ему назначено наказание в виде <данные изъяты>
Приговором <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Яковлев А.Н. осужден по <данные изъяты> и ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок <данные изъяты>. В соответствии с <данные изъяты> к назначенному наказанию присоединено наказание по приговору <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и определено к отбытию <данные изъяты>
Постановлением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ приговор от ДД.ММ.ГГГГ изменен и постановлено: считать Яковлева А.Н. осужденным по п<данные изъяты> назначить наказание в виде <данные изъяты>; приговор от ДД.ММ.ГГГГ изменен и постановлено: считать Яковлева А.Н. осужденным по <данные изъяты>, снизить назначенное наказание до <данные изъяты>
Решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Яковлева А.Н. установлен административный надзор сроком на <данные изъяты> по приговору <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ
Таким образом, в период нахождения под административным надзором Яковлев А.Н. совершил преступления, за которые осужден к лишению свободы и направлен к месту отбытия наказания по приговору <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, следовательно в соответствии с п. 4 ч.2 ст.3 Закона № 64-ФЗ имеются основания для установления административного надзора в отношении Яковлева А.Н.
В определении Конституционного Суда РФ от 22.11.2012 N 2064-О отмечено, что административный надзор как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Федеральным законом "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных этим Федеральным законом (п. 1 ст. 1), относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия (ст. 2), а не к мерам ответственности за совершенное правонарушение. При этом применение административного надзора, в отличие от уголовной ответственности, связывается не со временем совершения преступления, а с освобождением лица из мест лишения свободы и с наличием непогашенной либо неснятой судимости, которая влечет за собой правовые последствия в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами (ст. 86 УК РФ). Установление судом административных ограничений не может рассматриваться как возложение ответственности за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением, или ее отягчение. Соответственно, и положениям Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" при их применении в отношении лиц, имеющих судимость, не придается обратная сила.
Совершенное Яковлевым А.Н. преступление относится <данные изъяты>. Яковлев А.Н. отбывает наказание в <данные изъяты> и подлежит освобождению ДД.ММ.ГГГГ
Согласно пункту 3 части 1 статьи 9 Федерального закона № 64-ФЗ осуждение поднадзорного лица к лишению свободы и направление его к месту отбывания наказания является основанием для прекращения административного надзора.
Административный надзор, установленный Яковлеву А.Н. решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, был прекращен ДД.ММ.ГГГГ в связи с его осуждением приговором <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ
В связи с освобождением Яковлева А.Н. имеются два основания для установления в отношении него административного надзора: <данные изъяты>
Как разъяснено в п.26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в случае, когда лицо, освобождаемое или освобожденное из мест лишения свободы, имеет неснятую или непогашенную судимость за совершение преступление различных категорий, срок административного надзора определяется из срока погашения судимости только за то преступление в связи с совершением которого назначается административный надзор (часть 1 статьи 5 Закона, статья 86 УК РФ). При одновременном наличии нескольких оснований для установления административного надзора он устанавливается исходя из основания, по которому законом предусмотрен более длительный срок административного надзора (статья 3, часть 1 статьи 5 Закона).
В соответствии с п.2 ч.1 ст.5 Федерального закона №64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Следовательно, в связи наличием у Яковлева А.Н. судимости за совершение <данные изъяты> и за которое он осужден к лишению свободы приговором <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, исходя из срока погашения судимости и даты освобождения по отбытии срока наказания, срок административного надзора составит <данные изъяты> за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, и истечет ДД.ММ.ГГГГ
Учитывая, что названный срок административного надзора является более длительным, то административный надзор по настоящему делу подлежит установлению именно по этому основанию - наличие непогашенной судимости за <данные изъяты>, совершенное <данные изъяты>, на срок <данные изъяты> за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания по приговору <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ
Установленный административному ответчику срок административного надзора надлежит исчислять со дня его постановки на учет в органе внутренних дел по избранному поднадзорным после освобождения месту жительства, пребывания или фактического нахождения (п.1 ч.3 ст.5 Федерального закона №64-ФЗ).
Часть 1 ст. 4 Закона № 64-ФЗ содержит исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут быть применены к поднадзорному лицу. К ним относятся: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
При этом, из положений ч. 2 ст. 4 Закона № 64-ФЗ следует, что обязательным административным ограничением является обязательная явка поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
При определении административных ограничений, которые следует установить административному ответчику, суд учитывает обстоятельства, характер и степень общественной опасности совершенных им преступлений, а также данные о личности осужденного и о его поведении за весь период отбывания наказания.
При определении ограничительных мер, которые следует установить Яковлеву А.Н. после освобождения из мест лишения свободы, суд учитывает обстоятельства совершенных им преступлений, данные о личности осужденного, его характеристику, представленную исправительным учреждением.
Как следует из приговора <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, Яковлев А.Н. совершил преступление <данные изъяты>, ранее в ДД.ММ.ГГГГ был осужден за преступление, <данные изъяты>
Согласно характеристике и другим документам личного дела осужденного Яковлева А.Н., исследованным в судебном заседании, он характеризуется за период отбывания наказания <данные изъяты>
Принимая во внимание вышеизложенное, а также намерение административного ответчика проживать после отбытия наказания в <адрес>, при этом как пояснил Яковлев А.Н. в судебном заседании с адресом убытия он не определился, в целях оказания воспитательного воздействия на него, предотвращения совершения им правонарушений и создания условий, исключающих его антиобщественное поведение, суд полагает необходимым установить в отношении Яковлева А.Н. административные ограничения в виде запрета посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях, запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного, в период с 22.00 до 06.00 часов, запрета выезда за пределы <адрес>
Кроме того, в целях достижения целей установленного в отношении административного ответчика административного надзора суд полагает необходимым установить Яковлеву А.Н. административное ограничение в виде обязанности являться в орган внутренних дел для регистрации по избранному поднадзорным после освобождения месту жительства, пребывания или фактического нахождения с периодичностью 2 раза в месяц.
В то же время не подлежит удовлетворению требование административного истца об установлении административного ограничения в виде запрета посещать организации общественного питания, реализующие алкогольную продукцию, поскольку установление данного административного ограничения должно быть направлено на обеспечение достижения основных задач административного надзора, а именно предупреждение совершения Яковлевым А.Н. преступлений и других правонарушений, а также оказание на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Между тем материалы дела не содержат сведений о том, что Яковлев А.Н. склонен к злоупотреблению спиртными напитками либо к совершению антиобщественных или противоправных поступков после употребления спиртного.
Из материалов дела также не следует, что преступления были совершены им в состоянии алкогольного опьянения.
При таких обстоятельствах предусмотренных законом оснований для установления Яковлеву А.Н. названного административного ограничения не имеется.
Таким образом, суд полагает административное исковое заявление об установлении административного надзора в отношении осужденного Яковлева А.Н. подлежащим частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.174-180, 273 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ФКУ ИК-7 УФСИН России по Новгородской области удовлетворить частично.
Установить административный надзор в отношении Яковлева А.Н., ДД.ММ.ГГГГ, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес> сроком на <данные изъяты> по приговору <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ за вычетом срока истекшего после отбытия наказания.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки Яковлева А.Н. на учет в органе внутренних дел по избранному поднадзорным после освобождения месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Установить Яковлеву А.Н. следующие административные ограничения:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
В удовлетворении административного иска в остальной части отказать.
На решение лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено представление в Новгородский областной суд через Новгородский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Ж.Ю. Никонова
Решение принято в окончательной форме 10 июня 2019 года.