Судьи Антонов Н.И., Варламова В.Л. |
№21-82/2020 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
16 апреля 2020 г. |
г.Петрозаводск |
Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобы Мисько Я. Г. на постановления временно исполняющего обязанности начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в городе Костомукша, Муезерском, Калевальском, Суоярвском районах, главного государственного врача в городе Костомукша, Муезерском, Калевальском, Суоярвском районах от 07 ноября 2019 г. и решения судей Муезерского районного суда Республики Карелия от 14 января
2020 г. и от 31 января 2020 г. по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.3 и 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Мисько Я. Г.,
установил:
постановлениями должностного лица Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия в городе Костомукша, Муезерском, Калевальском, Суоярвском районах от
07 ноября 2019 г. №№162/2019 и 163/2019, оставленными без изменения решениями судей Муезерского районного суда РК от 14 января и от 31 января 2020 г., директор
ООО «Муезерский водоканал» Мисько Я.Г. привлечен к административной ответственности за совершение противоправных деяний, предусмотренных ст.ст.6.3 и 6.5 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 1500 рублей и 2500 рублей соответственно за каждое вменяемое правонарушение.
В поданных в вышестоящий суд жалобах Мисько Я.Г. ставится вопрос об отмене принятых субъектами административной юрисдикции актов и прекращении производства по делам об административных правонарушениях в связи с недоказанностью в конкретной сложившейся ситуации наличия составов инкриминируемых противоправных деяний.
Определением судьи Верховного Суда РК от 09 апреля 2020 г. материалы дел по жалобам привлекаемого лица на основании ч.2 ст.4.4 КоАП РФ объединены в одно производство для совместного их разрешения.
Заслушав объяснения Мисько Я.Г., поддержавшего изложенные в жалобах доводы, проверив материалы дел, прихожу к следующему.
В силу положений ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Статьей 6.3 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения вменяемого противоправного деяния) предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Статьей 6.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.
В соответствии с п.1 ст.18 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты (пп.3, 4 ст.18 Федерального закона
«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Пунктами 1, 2 ст.32 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с пп.1.11, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 №10 (далее - СанПиН 2.1.4.1110-02), проект зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения разрабатывается специально. Проект зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
Положения СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001 №24 (далее - СанПиН 2.1.4.1074-01), применяются в отношении воды, подаваемой системами водоснабжения и предназначенной для потребления населением в питьевых и бытовых целях, для использования в процессах переработки продовольственного сырья и производства пищевых продуктов, их хранения и торговли, а также для производства продукции, требующей применения воды питьевого качества (п.1.4).
Согласно пп.2.1, 2.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 требования настоящих санитарных правил должны выполняться при разработке государственных стандартов, строительных норм и правил в области питьевого водоснабжения населения, проектной и технической документации систем водоснабжения, а также при строительстве и эксплуатации систем водоснабжения. Качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать требованиям настоящих Санитарных правил.
В п.4.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 установлено, что производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе.
Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, в соответствии с рабочей программой постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
Исследование материалов дела показало, что основным источником питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения пгт.Муезерский Муезерского района Республики Карелия является река Муезерка, расположенная на территории городского поселения, и относящаяся к поверхностным источникам водоснабжения. При этом часть населения пгт.Муезерский обеспечивается питьевой водой из артезианской скважины, относящейся к подземным источникам водоснабжения, также расположенной на территории городского поселения (в районе старого поселка).
В целях обеспечения потребителей на территории пгт.Муезерский коммунальными услугами холодного водоснабжения на основании договоров аренды от 26 декабря 2018 г. №№19-2018, 20-2018 ООО «Муезерский водоканал» (арендатору) переданы во временное владение и пользование объекты водоснабжения и водоотведения, перечисленные в актах приема-передачи, в силу п.2.3.4 которых арендатор принял на себя обязательства по соблюдению требований отраслевых правил и норм, действующих в отношении видов деятельности арендатора и арендуемого им имущества.
Также установлено, что по распоряжению временно исполняющего обязанности руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия от 06 мая 2019 г. в соответствии с п.1 ч.2 ст.10 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора в период с 22 мая по 19 июня 2019 г. была проведена внеплановая выездная проверка хозяйственной деятельности
ООО «Муезерский водоканал».
При проведении контрольного мероприятия, включающего в себя проверку 18 июня 2019 г. территорий, непосредственно прилегающих к артезианской скважине пгт.Муезерский (в районе старого поселка), и к водозаборным сооружениям (район реки Муезерка), выявлены следующие нарушения санитарно-эпидемиологических требований при использовании источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения:
- в нарушение пп.3, 4 ст.18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пп.1.11, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 отсутствуют санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии поверхностного источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (река Муезерка) санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, проект зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения указанного поверхностного источника водоснабжения и санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии данного проекта требованиям санитарных правил;
- в нарушение пп.3, 4 ст.18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пп.1.11, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 отсутствуют санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии подземного источника водоснабжения - артезианской скважины, расположенной на территории пгт.Муезерский в районе старого поселка, санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, проект зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения данного подземного источника водоснабжения и санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии данного проекта требованиям санитарных правил.
В связи с перечисленными выше нарушениями постановлением уполномоченного должностного лица Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия в городе Костомукша, Муезерском, Калевальском, Суоярвском районах от 07 ноября 2019 г. №162/2019 директор ООО «Муезерский водоканал» Мисько Я.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ, которое в судебном порядке оставлено без изменения.
Также в ходе проведения проверки установлен факт несоблюдения санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде и водоснабжению, что выразилось в следующем:
- в нарушение требований СанПиН 2.1.4.1074-01 проба воды питьевой перед подачей в распределительную сеть, отобранная на водозаборных сооружениях из реки Муезерки, не соответствует органолептическим показателям (цветность составляет 72,2±7,2 град. при нормативе не более 20 град.) и бактериологическим показателям (термотолерантные колиформные бактерии, общие колиформные бактерии - 5,7 КОЕ в 100 мл при недопустимости их наличия в указанном объеме воды);
- в нарушение требований СанПиН 2.1.4.1074-01 пробы воды питьевой из распределительной сети, отобранные в пгт.Муезерский по адресам: ул.Правды, д.13а,
ул.Строителей, д.2, ул.Первомайская в районе д.11, не соответствуют органолептическим показателям (цветности) и бактериологическим показателям (термотолерантные колиформные бактерии, общие колиформные бактерии); пробы воды питьевой из распределительной сети, отобранные по адресам: ул.Привокзальная в районе д.4; ул.Карельская в районе д.28, не соответствуют органолептическим показателям (цветности);
- в нарушение ст.32 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», раздела 4 СанПиН 2.1.4.1074-01 производственный контроль качества питьевой воды в местах водозабора перед поступлением в распределительную сеть, в точках водоразбора наружной и внутренний водопроводной сети пгт.Муезерский не осуществляется; программа производственного контроля качества питьевой воды не представлена и не согласована с территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия.
По результатам рассмотрения материалов проверки 07 ноября 2019 г. тем же должностным лицом вынесено постановление №163/2019 о привлечении Мисько Я.Г. к административной ответственности, предусмотренной ст.6.5 КоАП РФ, которое судьей Муезерского районного суда РК оставлено без изменения.
Подвергнув анализу установленные обстоятельства и собранные по настоящему делу доказательства в их совокупности, которым дана надлежащая правовая оценка по правилам ст.26.11 КоАП РФ, субъекты административной юрисдикции пришли к правильным выводам о наличии событий и квалифицирующих признаков составов вменяемых деяний.
Доказательств объективной невозможности соблюдения требований санитарного законодательства не представлено, и какие-либо иные обстоятельства, исключающие виновность директора предприятия, осуществляющего деятельность по обеспечению муниципального образования водоснабжением, в совершении выявленных правонарушений, не установлены.
Доводы подателя жалоб относительно ничтожности заключенных с органом местного самоуправления договоров аренды используемых в процессе хозяйственной деятельности имущественных объектов подверглись судебной проверке при пересмотре вынесенных должностным лицом постановлений и они правомерно отклонены по приведенным в судебных актах мотивам.
Ссылка в жалобах на недоказанность факта передачи ООО «Муезерский водоканал» артезианской скважины об отсутствии составов инкриминируемых правонарушений не свидетельствует, поскольку при осуществлении своей деятельности по водоснабжению и водоотведению юридическим лицом эксплуатируется указанный объект.
Поскольку принятие мер по обеспечению соответствия качества воды в силу прямого указания законодателя возложено на хозяйствующие субъекты и не может находиться в зависимости от каких-либо внешних факторов и согласно положениям ст.8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или правовыми актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, директор ООО «Муезерский водоканал» обоснованно признан субъектом выявленных правонарушений.
Неустранимых сомнений в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, в рассматриваемом случае не усматривается.
Однако при рассмотрении дел об административных правонарушениях должностным лицом и судьями не учтено следующее.
Согласно ч.2 ст.4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) данного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
При вынесении должностным лицом 07 ноября 2019 г. постановлений №№162/2019 и 163/2019 по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст.6.3, 6.5 КоАП РФ, а также при их пересмотре судьями Муезерского районного суда РК положения ч.2 ст.4.4 КоАП РФ учтены не были.
Вместе с тем исследование материалов дел показало, что обязательные санитарно-эпидемиологические требования нарушены в результате совершения одного бездействия и имеющие общий родовой объект нарушения выявлены в ходе проведения одной проверки, по результатам которой были возбуждены два дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст.6.3, 6.5 КоАП РФ, рассмотрение которых подведомственно одному и тому же должностному лицу.
Следовательно, директор ООО «Муезерский водоканал» подлежал привлечению к административной ответственности с назначением административного наказания в пределах санкции, предусматривающей назначение более строгого административного наказания.
В отношении должностных лиц санкцией ст.6.3 КоАП РФ предусмотрено наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей, санкцией ст.6.5 КоАП РФ - в виде наложения административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.
Исходя из положений ст.ст.30.7, 30.9 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении и пересмотра решения, вынесенного по жалобе лица на постановление по делу об административном правонарушении, выносится решение об изменении акта, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление и решение.
Поскольку должностным лицом правила ч.2 ст.4.4 КоАП РФ не применены и при пересмотре судьями постановлений по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст.ст.6.3, 6.5 КоАП РФ, данное процессуальное нарушение не устранено, состоявшиеся по делу акты следует изменить путем назначения Мисько Я.Г. наказания в пределах санкции ст.6.5 КоАП РФ, предусматривающей назначение более строгого административного наказания, в виде административного штрафа в размере 2500 рублей, в остальной части оставить их без изменения, жалобы привлекаемого к ответственности лица - без удовлетворения.
Руководствуясь требованиями ст.ст.30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановления временно исполняющего обязанности начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в городе Костомукша, Муезерском, Калевальском, Суоярвском районах, главного государственного врача в городе Костомукша, Муезерском, Калевальском, Суоярвском районах от 07 ноября 2019 г. и решения судей Муезерского районного суда Республики Карелия от 14 января 2020 г. и от 31 января 2020 г. по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.3 и 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Мисько Я. Г. изменить путем назначения Мисько Я.Г. наказания в виде административного штрафа в размере 2500 рублей за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 6.3 и 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в остальной части состоявшиеся по делу акты оставить без изменения, жалобы - без удовлетворения.
Решение судьи может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: ВОХ №1413, г.Санкт-Петербург, 190900, фактический адрес: г.Санкт-Петербург, ул.Садовая, д.26).
Судья Н.А.Колбасова