Дело № 2-272/2019 |
12 февраля 2019 года |
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Приморский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Петухова Д.В.,
при секретаре Кононенко Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мазура Ильи Андреевича к СПАО «РЕСО-Гарантия» о взыскании страхового возмещения, неустойки, судебных издержек,
У С Т А Н О В И Л :
Мазур И.А. обратился в Приморский районный суд Санкт-Петербурга с иском к СПАО «РЕСО-Гарантия» о взыскании страхового возмещения в размере 73412,10 рублей, неустойки в размере 25886,07 рублей, расходов на оплату услуг представителя в размере 49300 рублей, компенсации морального вреда в размере 20000 рублей, указав в обоснование иска, что 05 февраля 2017 года по вине водителя Новоселова Е.А. произошло дорожно-транспортное происшествие с участием принадлежащего истцу транспортного средства №. Истец обратился к ответчику с заявлением о наступлении страхового случая, ответчик произвел страховую выплату в размере 35419 рублей в размере 50 % от определенного страховщиком размера ущерба, поскольку состав административного правонарушения в действиях водителей не установлен.
Истец, не согласившись с указанным размером, обратился в независимую оценочную компанию, согласно отчету которой величина причиненного транспортному средству ущерба составляет 108831,10 рублей, в связи с чем полагал, что имеется недоплата страхового возмещения. Претензионное письмо с требованием осуществить доплату оставлено страховщиком без удовлетворения.
В судебном заседании представитель истца действующий на основании доверенности, иск поддержал, просил его удовлетворить по изложенным в нем основаниям.
Представитель ответчика страховой компании, действующий на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражал, указывая на то, что комплекс заявленных истцом повреждений ТС не соответствует заявленным обстоятельствам ДТП, соглашаясь с выводами проведенной по делу экспертизы, ходатайствовал о распределении судебных расходов.
Третье лицо Новоселов Е.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения извещался судом надлежащим образом, доказательств уважительности неявки в судебное заседание не представил, ходатайств об отложении дела слушанием от третьего лица не поступало в связи с чем, в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы настоящего гражданского дела, обозрев материал проверки по факту дорожно-транспортного происшествия, допросив эксперта Борисова Е.В., оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
В соответствии с ч. 4 ст. 931 ГК РФ в случае, когда ответственность за причинение вреда застрахована в силу того, что ее страхование обязательно, а также в других случаях, предусмотренных законом или договором страхования такой ответственности, лицо, в пользу которого считается заключенным договор страхования, вправе предъявить непосредственно страховщику требование о возмещении вреда в пределах страховой суммы.
В силу ст. 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 настоящего Кодекса.
На основании ст. 1 Федерального закона РФ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" под страховым случаем понимается наступление гражданской ответственности владельца транспортного средства за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, влекущее за собой в соответствии с договором обязательного страхования обязанность страховщика осуществить страховую выплату.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" от 27 ноября 1992 года N 4015-1.. . событие, рассматриваемое в качестве страхового риска, должно обладать признаками вероятности и случайности его наступления.
Пункт 2 статьи 9 этого же Закона определяет страховой риск как предполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страхование, а страховой случай - как совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю либо иным лицам.
Из вышеприведенных норм права следует, что страховым случаем является объективно совершившееся событие. Его наступление или не наступление не зависит от действий (бездействия) и субъективного отношения страхователя (застрахованного лица) к этому факту. Законом не предусмотрено, что причина наступления страхового случая может иметь юридическое значение при определении события страховым случаем.
Кроме того, анализируя вышеизложенные нормы права, при предъявлении требования о страховой выплате факт наступления страхового случая подлежит доказыванию и бремя доказывания этого факта лежит на лице, предъявившем требование о страховой выплате, при этом страховщик вправе доказывать, что имели место обстоятельства, освобождающие его от обязанности произвести страховую выплату.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из материалов дела усматривается, что 05 февраля 2017 года в результате дорожно-транспортного происшествия принадлежащему истцу транспортному средству №, были причинены механические повреждения.
Вторым участником дорожно-транспортного происшествия являлся автомобиль №, чья ответственность по договору страхования ОСАГО была застрахована в ПАО СК «Росгосстрах», в свою очередь автогражданская ответственность истца на момент дорожно-транспортного происшествия, была застрахована у ответчика.
Постановлением инспектора ИАЗ ОГИБДД УМВД по Всеволожскому району Санкт-Петербурга от 03 марта 2017 года прекращено производство по делу об административном правонарушении в связи с недоказанностью состава административного правонарушения в действиях участников ДТП, а именно, инспектором указано, что объяснения водителей не лишены реальности, однако при этом версии не совместимы и не могут быть приняты одновременно, установить состав правонарушения не представилось возможным.
Решением судьи Всеволожского городского суда Ленинградской области от 19 апреля 2017 года по результатам рассмотрения жалобы Мазура И.А. на постановление от 03 марта 2017 года, указанное постановление отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Полагая водителя Новоселова Е.А. виновным в произошедшем ДТП истец обратился в страховую компанию с заявлением о наступлении страхового случая в порядке прямого урегулирования убытка.
По результатам осмотра поврежденного транспортного средства, ответчик произвел частичную выплату страхового возмещения в размере 35419 рублей, что составило 50% от установленного размера ущерба, с разъяснением истцу размера такой выплаты отсутствием акта устанавливающего состав административного правонарушения в действиях обоих водителей.
Между сторонами возник спор относительно обстоятельств образования повреждений транспортного средства истца по описанному в заявлении о страховом случае событию.
Поскольку разрешение данного вопроса зависит от природы повреждений, требует специальных познаний в области трасологии и автотехники, материалы представленные сторонами содержат противоречивые выводы, судом была назначена экспертиза.
Согласно заключению судебной экспертизы №№ в рамках предоставленных на исследование материалов дела, эксперт пришел к выводу о том, что повреждения автомобиля № с технической точки зрения не соответствует заявленным обстоятельствам дорожно-транспортного происшествия от 05 февраля 2017 года.
Оспаривая результаты проведенной экспертизы истец представил ходатайство о вызове эксперта, со ссылкой на то, что при проведении судебной экспертизы эксперт не исследовал транспортное средство второго участника ДТП, что могло повлиять на его выводы.
В силу ч. 1 ст. 85 ГПК РФ эксперт обязан дать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ним вопросам и направить его в суд, назначивший экспертизу.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме. Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных. По смыслу ст. 16 указанного закона эксперт обязан провести полное исследование представленных ему объектов и материалов дела, дать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ним вопросам.
Согласно положениям ст. 86 ГПК РФ эксперт дает заключение в письменной форме. Заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.
Исходя из содержания ст. 80 ГПК РФ за дачу заведомо ложного заключения эксперт предупреждается судом или руководителем судебно-экспертного учреждения, если экспертиза проводится специалистом этого учреждения, об ответственности, предусмотренной ст. 307 УК РФ.
Допрошенный в судебном заседании эксперт Борисов Е.В., подтвердил выводы, изложенные в представленном заключении, указав, что геометрические параметры исследуемых автомобилей, а также повреждения зафиксированные в материале административной проверки по факту ДТП позволяют установить зону объекта следообразования на автомобиле Шевроле и следовосприятия на автомобиле Мерседес, сопоставление которых не выявило деформаций, соответствующих контактированию вышеуказанных автомобилей. Кроме того, эксперт указал, что на автомобиле Шевроле отсутствуют выступающие элементы, которые могли образовать разрывы заднего крыла автомобиля Мерседес.
Отвечая на поставленные судом вопросы отраженные стороной истца в ходатайстве о вызове эксперта, последний указал, что исследование произведено на основании представленных в материалы дела фотоматериалов, достаточно четко и подробно отражающих характер, объем и локализацию повреждений. Осмотр транспортных средств участников ДТП не являлся целесообразным с учетом длительного периода с момента ДТП до момента исследования, кроме того автомобиль истца согласно его пояснениям продан, в связи с чем не представлялось возможным произвести его осмотр. Представленных на исследование материалов было достаточно для утвердительного заключения по поставленным судом на разрешение экспертом вопросам.
Отклоняя доводы истца о наличии следов красной краски на автомобиле Мерседес на представленных в деле фотоматериалах, эксперт указал, что данные следы не свидетельствуют безусловно о появлении в результате взаимодействия с автомобилем Шевроле только потому, что цвет заявленного к контактному воздействую автомобиля красный при условии несовпадения контактирующих поверхностей.
Проанализировав содержание заключения судебной экспертизы, суд приходит к выводу о том, что оно содержит подробное описание произведенных исследований, сделанные в результате их выводы и научно обоснованные ответы на вопросы, требующие специальных познаний, в обоснование сделанных выводов экспертом приведены соответствующие данные из имеющихся в распоряжении эксперта документов, основываются на исходных объективных данных, учитывая имеющуюся в совокупности документацию, а также на использованной при проведении исследования научной и методической литературе, в заключении указаны данные о квалификации эксперта, его образовании, стаже работы.
Не доверять заключению эксперта, предупрежденного судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, у суда оснований не имеется.
Поскольку правильность выводов заключения судебной экспертизы не опровергнута какими-либо доказательствами со стороны истца, при этом несогласие истца с выводами эксперта, является субъективной оценкой и не может по умолчанию, без наличия каких-либо выявленных нарушений при составлении экспертного заключения служить основанием для не принятия его судом.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что истцовой стороной не представлено убедительных и достоверных доказательств причинения застрахованному автомобилю убытков в результате заявленного им события.
Согласно ст. 1 Федерального закона № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» страховой случай - наступление гражданской ответственности владельца транспортного средства за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, влекущее за собой в соответствии с договором обязательного страхования обязанность страховщика осуществить страховое возмещение.
По договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховую выплату) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).
Таким образом, основанием для выплаты страхового возмещения является наступление события, в результате которого возникает гражданская ответственность страхователя в настоящем случае Новоселова Е.А.
Согласно ч. 3 ст. 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный в результате взаимодействия источников повышенной опасности их владельцам, возмещается на общих основаниях (статья 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Исходя из приведенных правовых норм обстоятельствами, имеющими значение при рассмотрении настоящего дела, являются наличие и размер вреда, противоправность действий его причинителя, причинно-следственная связь между такими действиями и возникновением вреда, вина причинителя.
Следовательно, право на получение страховой выплаты от страховой компании по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств имеет потерпевший в случае противоправных виновных действий причинителя вреда, повлекших причинение вреда имуществу потерпевшего.
На основании изложенного, оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на ответчика СПАО «РЕСО-Гарантия» обязанности по возмещению истцу ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия 05 февраля 2017 года, поскольку в нарушение требований ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истцом не представлено суду доказательств, неопровержимо свидетельствующих о противоправном поведении причинителя вреда и о наличии причинно-следственной связи между его виновными действиями и наступившими последствиями, а следовательно и наступлении страхового случая.
При этом судом также принимается во внимание, что фиксирование повреждений в справке о дорожно-транспортном происшествии от 05 февраля 2017 года не подтверждает факт причинения заявленных истцом повреждений автомобиля № 178 именно при обстоятельствах указанного происшествия.
Материалы проверки являются лишь фиксацией, со слов водителей, обстоятельств дорожно-транспортного происшествия с участием вышеуказанных автомобилей, но не подтверждают реального дорожного происшествия 05 февраля 2017 года с указанными транспортными средствами, и получения именно в этот день технических повреждений транспортных средств. При этом сотрудниками ГИБДД не решался вопрос о соответствии повреждений автомобиля №, обстоятельствам дорожно-транспортного происшествия.
При таких обстоятельствах, учитывая, что в удовлетворении требований о взыскании страхового возмещения отказано, не подлежат удовлетворению и производные исковые требования о взыскании с СПАО «РЕСО-Гарантия» неустойки и штрафа.
Учитывая, что в ходе рассмотрения дела судом не установлено нарушений ответчиком прав и законных интересов истца как потребителя, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований иска в части взыскания денежной компенсации морального вреда.
Распределение судебных расходов между сторонами регламентировано главой 7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в частности статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Принимая во внимание, что в удовлетворении требований отказано в полном объеме, то судебные расходы в виде оплаты услуг оценки, услуг представителя, нотариальных услуг, понесенные истцом возмещению за счет ответчиков не подлежат.
Кроме того, ответчиком заявлено о взыскании с истца судебных расходов, понесенных на оплату проведения судебной экспертизы в размере 24000 руб.
В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Учитывая, что исковые требования не подлежат удовлетворению, с истца в пользу ответчика подлежат взысканию судебные расходы в размере 24000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 67, 98, 100, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ «░░░░-░░░░░░░░» ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 24000 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 12 ░░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░