Решение по делу № 3а-257/2019 от 28.11.2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 июля 2019 года                                                               г. Красногорск

                                                                                            Московская область

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Вердияна Г.В.,

при секретаре Сорокине Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а– 257/2019 по административному исковому заявлению Григорьева В. Е. об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости

у с т а н о в и л:

    Григорьев В.Е. обратился в Московский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащих ему на праве собственности помещения с кадастровым номером 50:04:0130209:1159 и земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> расположенных в Дмитровском районе Московской области.

    В обоснование своих требований, административный истец указывает, что кадастровая стоимость указанных объектов недвижимости значительно превышает их рыночную стоимость, что влечет увеличение налогового бремени и, соответственно, нарушает его (истца) права налогоплательщика.

    Административный истец просил суд установить кадастровую стоимость принадлежащих ему объектов недвижимости равной их рыночной стоимости, определенной по состоянию на даты государственной кадастровой оценки в отчетах об оценке.

    В ходе судебного разбирательства, в связи с оспариванием представителем административного ответчика - Министерства имущественных отношений Московской области достоверности величины рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, определенной в отчете об оценке, судом назначалась экспертиза для проверки отчета на соответствие законодательству об оценочной деятельности и определения, в случае необходимости, действительной рыночной стоимости спорных объектов (т. 2 л.д. 178-181).

    По результатам судебной экспертизы рыночная стоимость спорных объектов недвижимости была определена в ином размере, отличном от размера рыночной стоимости определенной в отчете об оценке.

Григорьев В.Е. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. В суд поступило уточненное административное исковое заявление, в соответствии с которым Григорьев В.Е. просит суд установить кадастровую стоимость спорных объектов недвижимости равной их рыночной стоимости, определенной в заключении эксперта, а именно: нежилого помещения с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 6442542 рублей и земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере 1524932 рубля (т.3 л.д. 5-145). Одновременно в суд поступило ходатайство административного истца о рассмотрении дела в его отсутствие.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не обеспечили явку в суд своих представителей.

От представителя административного ответчика – Министерства имущественных отношений Московской области в суд поступили письменные пояснения в соответствии с которыми, Министерство полагает возможным установить кадастровую стоимость спорных объектов недвижимости равной их рыночной стоимости определенной по результатам судебной экспертизы, полагая данную стоимость достоверной (т.3 л.д. 147).

При таких обстоятельствах суд полагает возможным, в соответствии со ст. 150 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.

    Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу положений п. 1, 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) п. 1 ст. 390, п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), кадастровая стоимость устанавливается, прежде всего, для целей налогообложения, так как налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога.

Согласно п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, указанных в п. 3 данной статьи.

В силу положений п. 3-7, 16-23 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объекта недвижимости (ФСО № 4)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 года № 508 (в редакции Приказа Минэкономразвития России от 22 июня 2015 года № 388) при проведении государственной кадастровой оценки основным методом определения кадастровой стоимости объектов недвижимости является метод массовой оценки.

Пункт 3 ст. 66 ЗК РФ предусматривает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Таким образом, действующее законодательство допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка, установленного в результате государственной кадастровой оценки, в случае определения рыночной стоимости данного земельного участка.

    Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости, направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.

    Порядок рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости предусмотрен в ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 361-ФЗ).

    В соответствии с абз. 1, 37 названной нормы, результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

    Учитывая порядок определения налоговой базы земельного налога, несоответствие внесенной в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости затрагивает права и обязанности физического лица - собственника данного земельного участка.

    В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абз. 4 ст. 24.18). Кадастровая стоимость объектов оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки (абз. 2 ст. 24.15 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», п. 8 ФСО № 4).

Согласно положениям статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (с последующими изменениями) результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если данные результаты затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

В соответствии с названной нормой одним из оснований пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Кадастровая стоимость объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки определяется на дату формирования перечня объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки (абз 2 ст. 24.15 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (абз. 5 ст. 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Таким образом, действующее законодательство допускает возможность пересмотра физическими лицами кадастровой стоимости объекта недвижимости, установленного в результате государственной кадастровой оценки, в случае определения рыночной стоимости данного объекта недвижимости и при условии, что результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.

В силу положений п. 3-7, 16-23 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объекта недвижимости (ФСО № 4)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 года № 508 (в редакции Приказа Минэкономразвития России от 22 июня 2015 года № 388) при проведении государственной кадастровой оценки основным методом определения кадастровой стоимости объектов недвижимости является метод массовой оценки.

Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости.

В соответствии со статьями 15, 399 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налог на имущество физических лиц является местным налогом, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Согласно ст. 402 НК РФ налоговая база для данного налога в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 ст. 402 НК РФ.

Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 НК РФ.

Законом Московской области от 18 октября 2014 года № 136/2014-ОЗ установлена единая дата начала применения на территории Московской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения – 1 января 2015 года.

Таким образом, учитывая порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, несоответствие внесенной в Единый государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости квартиры ее рыночной стоимости затрагивает права и обязанности собственника данного объекта недвижимости.

Судом установлено, что Григорьев В. Е. является собственником двух объектов недвижимости: 1) помещения с кадастровым номером 50:04:0130209:1159, наименование: нежилое помещение, назначение: нежилое помещение, общей площадью 245,7 кв.м., этаж №01, адрес: <данные изъяты> 2) земельного участка с кадастровым номером 50:04:0130412:28, общей площадью 1285 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения магазина и площадки по продаже строительных материалов, адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка. Почтовый адрес ориентира: <данные изъяты>, г/п Дмитров, <данные изъяты>, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости (т. 1 л.д. 10, 12).

Судом также установлено, что на территории <данные изъяты> в 2015 году была проведена государственная кадастровая оценка объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории <данные изъяты>, результаты которой утверждены распоряжением Министерства имущественных отношений <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>ВР-1998 Кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости указанным распоряжением была установлена по состоянию на <данные изъяты> - дату формирования перечня объектов недвижимого имущества, подлежащего кадастровой оценке.

Кроме того, в 2013 году на территории <данные изъяты> была проведена государственная кадастровая оценка земельных участков в составе земель населенных пунктов <данные изъяты>, результаты которой утверждены Распоряжением Министерства экологии и природопользования <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов <данные изъяты>». Кадастровая стоимость земельных участков была определена по состоянию на <данные изъяты> (дата формирования перечня земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке).

Как следует из выписок из ЕГРН о кадастровой стоимости, кадастровая стоимость объектов недвижимости, принадлежащих административному истцу, составляет: помещения – 12703667,89 рублей, земельного участка – 3437285,05 рублей (т. 1 л.д. 11, 13).

Согласно заключению эксперта № СЭ-50/19    от <данные изъяты> ООО «Объективная оценка» Белова И.В., которому судом было поручено проведение экспертизы по проверке отчетов об оценке на соответствие законодательству об оценочной деятельности и определению рыночной стоимости спорного объектов недвижимости, оценщиком при составления отчетов об оценке были допущены нарушения законодательства об оценочной деятельности, которые могли повлиять на определение итоговой рыночной стоимости помещения и земельного участка, принадлежащих административному истцу. Экспертом рыночная стоимость спорных объектов определена в следующих размерах: рыночная стоимость помещения определена по состоянию на <данные изъяты> в размере 6442542 рублей, рыночная стоимость земельного участка определена по состоянию на <данные изъяты> в размере 1524932рублей (т. 3 л.д. 5-135).

Исследовав данное экспертное заключение, суд находит его соответствующим требованиям ч. 1-3 ст. 82 КАС РФ. Заключение содержит подробное описание проведенного исследования, выводы, сделанные по результатам исследования и ответ на поставленные судом вопросы.

    Суд, оценив названное экспертное заключение в совокупности с другими доказательствами по делу, приходит к выводу о том, что оснований не довеять заключению эксперта у суда не имеется. Эксперт Белов И.В. предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, обладает достаточным профессиональным стажем и необходимой квалификацией для данной деятельности, что подтверждается соответствующими документами.

    Выводы эксперта лицами, участвующими в деле, не оспариваются.

    Исходя из изложенного, требования Григорьева В. Е. об установлении кадастровой стоимости принадлежащих ему объектов недвижимости равной их рыночной стоимости являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 175 – 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление Григорьева В. Е. об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость помещения с кадастровым номером 50:04:0130209:1159, наименование: нежилое помещение, назначение: нежилое помещение, общей площадью 245,7 кв.м., этаж <данные изъяты>, адрес: <данные изъяты>, д. Орево, <данные изъяты>, пом. 1, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на <данные изъяты> в размере 6442542 (шесть миллионов четыреста сорок две тысячи пятьсот сорок два) рубля.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:04:0130412:28, общей площадью 1285 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения магазина и площадки по продаже строительных материалов, адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка. Почтовый адрес ориентира: <данные изъяты>, г/п Дмитров, <данные изъяты>, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на <данные изъяты> в размере 1524932 (один миллион пятьсот двадцать четыре тысячи девятьсот тридцать два) рубля.

Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости данных объектов недвижимости, включая дату подачи Григорьевым В. Е. административного искового заявления о пересмотре их кадастровой стоимости в Московский областной суд <данные изъяты>.

    Сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с <данные изъяты>.

    На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                             Вердиян Г.В.

3а-257/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Григорьев В.Е.
Ответчики
Управление Росреестра по МО
Министерство имущественных МО
Администрация Дмитровского муниципального района МО
Другие
Деобольд Л.А.
Суд
Московский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.mo.sudrf.ru
28.11.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
29.11.2018[Адм.] Передача материалов судье
30.11.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
30.11.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.11.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
26.12.2018[Адм.] Предварительное судебное заседание
13.02.2019[Адм.] Предварительное судебное заседание
18.03.2019[Адм.] Производство по делу возобновлено
17.04.2019[Адм.] Предварительное судебное заседание
10.06.2019[Адм.] Производство по делу возобновлено
10.06.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.07.2019[Адм.] Судебное заседание
29.11.2018Регистрация административного искового заявления
29.11.2018Передача материалов судье
06.12.2018Решение вопроса о принятии к производству
06.12.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.12.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
06.12.2018Предварительное судебное заседание
26.12.2018Предварительное судебное заседание
10.04.2019Производство по делу возобновлено
10.04.2019Предварительное судебное заседание
13.06.2019Производство по делу возобновлено
13.06.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.06.2019Судебное заседание
22.08.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.08.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.07.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее