РЕШЕНИЕ
г. Иркутск 28 мая 2021 года
Судья Октябрьского районного суда г. Иркутска Сергеева Т.И.,
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Т, ее защитника Усачевой А.С., Поповой Е.В.,
рассмотрев дело по жалобе Т и ее защитников Поповой Е.В., Усачевой А.С. на постановление мирового судьи судебного участка №1 Октябрьского района г. Иркутска Кушнарева А.А. от 15 марта 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 КоАП РФ в отношении
Т, ........
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка №1 Октябрьского района г. Иркутска Кушнарева А.А. 15 марта 2021 года Т признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок 1 год 6 месяцев.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Т и ее защитники обратились в суд с жалобой, в которой просят отменить данное постановление, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях Т состава административного правонарушения. В обоснование жалобы указывают, что Т прошла освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, результат которого был отрицательным, в связи с чем оснований для направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения у инспектора ДПС не имелось. Инспектор ДПС ОБДПС ГИБДД МУ МВД России «Иркутское» К, не разъяснил Т, что она может находиться в каком-либо ином состоянии опьянения, то Т расценила бы это как законное требование и согласилась бы его выполнить.
В судебном заседании Т и её защитники доводы жалобы поддержали, просили её удовлетворить.
В соответствии с ч.3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Проверив, с учетом требований ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, материалы дела, проанализировав доводы жалобы, выслушав Т, её защитника, нахожу жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Данное требование Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Т мировым судьей соблюдено в полной мере.
В соответствии с п. 1.3 Правил дорожного движения РФ, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.
В соответствии с пунктом 2.7 Правил дорожного движения РФ водителю запрещается управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения.
Пункт 2.3.2 указанных выше Правил дорожного движения РФ, устанавливает обязанность водителя по требованию должностных лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Административная ответственность за невыполнение водителем законного требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения установлена ч. 1 ст. 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исходя из положений ст.12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях состав данного административного правонарушения образует сам факт отказа водителя от выполнения законного требования работника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, вне зависимости от наличия такого состоянии в действительности.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения в соответствии с частью 6 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо несогласии указанного лица с результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения указанное лицо подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Частью 6 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и оформление его результатов, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 26 июня 2008 года № 475 утверждены Правила освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов.
Порядок освидетельствования водителя транспортного средства на состояние алкогольного опьянения также определен пунктами 128-135 «Административного регламента МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного Приказом МВД РФ от 06 октября 2017 года N 48459.
В соответствии с пунктами 2, 3 «Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 июня 2008 года № 475, освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения, медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения подлежит водитель транспортного средства, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он находится в состоянии опьянения.
Достаточными основаниями полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, является наличие одного или нескольких следующих признаков: запах алкоголя изо рта; неустойчивость позы; нарушение речи; резкое изменение окраски кожных покровов лица; поведение, не соответствующее обстановке.
В соответствии с пунктами 10, 11 «Правил освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов» одним из оснований направления водителя транспортного средства на медицинское освидетельствование на состояние опьянения является отказ от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.
Согласно ч. 2 ст. 27.12 КоАП РФ отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения осуществляются должностными лицами, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.
О направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, форма которого утверждается Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации. Копия протокола вручается водителю транспортного средства, направляемому на медицинское освидетельствование на состояние опьянения
Из представленных материалов следует, что 13 февраля 2021 года в 00 час. 25 мин. возле дома №26/2 по ул. Ширямова в г. Иркутске Т управляла транспортным средством Хендэ Элантра, государственный регистрационный знак №. При наличии достаточных оснований полагать, что она находится в состоянии опьянения–запах алкоголя изо рта, с применением видеозаписи, была отстранена от управления транспортным средством, о чем должностным лицом ГИБДД 13.02.2021 в 00.33час. составлен протокол № об отстранении от управления транспортным средством.
Протокол отстранения от управления транспортным средством подписан должностным лицом ГИБДД. Т должностным лицом ГИБДД были разъяснены ст. 51 Конституции РФ, ст. 25.1 КАП РФ, что подтверждается видеозаписью, а также подписью Т в указанном протоколе. Копия протокола ей вручена.
ДТ
олжностным лицом ГИБДД Т было предложено пройти освидетельствование на состояние опьянения с применением технического средства измерения, пройти которое Т согласилась.
Из акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения № от 13 февраля 2021 года следует, что при наличии у водителя транспортного средства Т признака опьянения – запах алкоголя изо рта, дающего основания для освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, освидетельствование Т на состояние алкогольного опьянения проведено с применением видеозаписи должностным лицом, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида, с применением технического средства измерения Юпитер, заводской №, в результате которого не было установлено состояние алкогольного опьянения.
Согласно бумажному носителю с записью результатов исследования, приобщенного к акту освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, концентрация абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе у Т составила 0, 000 мг/л.
С результатами технического средства Т согласилась, о чем собственноручно указала в акте освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, написав, что с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения «согласна», удостоверив данный факт своей подписью.
Однако, в связи с наличием достаточных оснований полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, должностным лицом ГИБДД был составлен протокол № о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
В соответствии с данным протоколом Т 13.02.2021 в 01час. 10мин., с применением видеофиксации, при наличии признака опьянения: запах алкоголя изо рта, направлена для прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Основанием направления на медицинское освидетельствование послужило наличие достаточных оснований полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. Пройти медицинское освидетельствование Т отказалась, при этом свой отказ зафиксировала письменно в соответствующей графе, копия указанного протокола ей вручена.
После отказа Т от прохождения медицинского освидетельствования, должностным лицом ГИБДД был составлен протокол об административном правонарушении №, который был Т подписан. При этом в графе объяснения лица Т собственноручно указала «Так как показатель прибора на алкоголь показывает отрицательный результат, я не отказывалась проходить освидетельствование». Копия протокола Т вручена.
Из представленной видеозаписи, следует, что Т находится в служебном автомобиле с сотрудниками ДПС, уведомлена о том, что применяется видеофиксация. Должностным лицом ГИБДД Т были разъяснены ст. 51 Конституции РФ, ст. 25.1 КоАП РФ, разъяснен порядок освидетельствования на состояние алкогольного опьянения с использованием технического средства измерения. В том числе и последствия отказа от медицинского освидетельствования, при отрицательно результате освидетельствования. Т было предложено пройти освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, на что последняя согласилась, ей были продемонстрированы целостность клейма государственного поверителя, наличие свидетельства о поверке на техническое средство измерения.
После прохождения процедуры освидетельствования Т с показаниями технического средства измерения 0,000мг/л согласилась, ей было предложено пройти медицинское освидетельствование, от прохождения которого она отказалась. Видеозапись согласуется с составленными в отношении Т документами. Данных, свидетельствующих о нарушении инспектором ДПС правил применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и порядка осуществления административных процедур, из материалов дела не усматривается.
Таким образом, инспектор ДПС ОБДПС ГИБДД МУ МВД России «Иркутское» К, являясь должностным лицом, уполномоченным на осуществление федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, при наличии законных оснований для направления водителя на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, а именно с наличием достаточных оснований полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, направил Т для прохождения медицинского освидетельствования.
При таких обстоятельствах судья приходит к выводу, что вопреки доводам заявителя, направление Т на медицинское освидетельствование на состояние опьянения должностным лицом ГИБДД произведено в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Правилами освидетельствования лица, которое управляет транспортным средством, на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления указанного лица на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и оформления его результатов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 июня 2008 года № 475.
Отказ водителя Т от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянение зафиксирован должностным лицом ГИБДД в установленном законом порядке в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения и протоколе об административном правонарушении.
Изучение материалов дела об административном правонарушении показало, что выводы мирового судьи о виновности Т в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 КоАП РФ, подтверждаются письменными доказательствами, имеющимися в материалах дела.
Существенных нарушений норм административного законодательства, препятствовавших полно и объективно рассмотреть дело, и влекущих по своим правовым последствиям отмену постановления мирового судьи, по делу не допущено.
В соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья осуществляющий производство по делу об административном правонарушении оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Оценка всех доказательств виновности Т в совершении правонарушения, приведенная в постановлении судьи, соответствует требованиям статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Вывод мирового судьи о наличии в действиях Т состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ, основан на совокупности исследованных по делу доказательств.
Мировым судьей при вынесении обжалуемого постановления вопреки доводам заявителя всем доказательствам, положенным в доказательство вины Т в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 КоАП РФ, дана надлежащая оценка, вынесенное постановление отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
Мировой судья обоснованно признала составленные в отношении Т процессуальные документы достоверными, сославшись на то, что они составлены сотрудником полиции, находившимся при исполнении своих служебных обязанностей, оснований не доверять им не усматривает, поскольку инспектор ДПС К является должностным лицом и на него возложена обязанность по исполнению обязанностей в области охраны дорожной безопасности. Сведений о заинтересованности в исходе дела не имеется. С данными выводами соглашается и суд второй инстанции.
В соответствии с положениями пункта 2.3.2 Правил дорожного движения Российской Федерации водитель транспортного средства обязан по требованию сотрудников полиции проходить медицинское освидетельствование на состояние опьянения, тогда как в силу пункта 1.3 Правил дорожного движения Российской Федерации участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил дорожного движения Российской Федерации.
Субъективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ, характеризуется виной в форме прямого умысла, то есть лицо, его совершившее, должно сознавать противоправный характер своего действия (бездействия), предвидеть его вредные последствия и желать наступления таких последствий.
Из материалов дела следует, что водитель Т, имея внешние признаки опьянения–запах алкоголя изо рта, отказалась от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
При этом, доказательств того, что Т во время совершения противоправных действий (бездействия) находилась в состоянии невменяемости, то есть не могла осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики, суду не представлено.
Т, будучи совершеннолетним, дееспособным лицом, управляя транспортным средством, являющимся источником повышенной опасности, должна понимать значение своих действий, руководить ими, соблюдать требования Правил дорожного движения и предвидеть наступление негативных юридических последствий в случае их нарушения. Содержание составленных в отношении Т процессуальных документов изложено в достаточной степени ясности, поводов, которые давали бы основания полагать, что Т выражая добровольно отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, не понимала значение своих действий, не имеется.
Вопреки доводам жалобы, из представленных материалов дела не усматривается наличие противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность выводов мирового судьи о доказанности вины Т в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.26 КоАП РФ.
Доводы Т о том, что она отказалась от медицинского освидетельствования на состояние опьянения в связи с тем, что результат освидетельствования на состояние алкогольного опьянения был отрицательным, не влекут отмену вынесенного в отношении Т постановления, поскольку не свидетельствуют об отсутствии в её действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.26 КоАП РФ. Кроме того, инспектором ей были разъяснены последствия отказа от медицинского освидетельствования при отрицательном результате.
Жалоба заявителя не содержит правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судьей при рассмотрении дела об административном правонарушении, и получили надлежащую правовую оценку, соответствующую требованиям ст. 26.11 КоАП РФ.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Срок давности привлечения Т к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.26 КоАП РФ, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не нарушен, административное наказание назначено Т в соответствии с санкцией ч.1 ст. 12.26 КоАП РФ в минимальном размере.
При таких обстоятельствах жалоба Т, защитников Поповой Е.В., Усачевой А.С. удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Жалобу Т, защитников Поповой Е.В., Усачевой А.С. оставить без удовлетворения.
Постановление мирового судьи судебного участка №1 Октябрьского района г. Иркутска Кушнарева А.А. от 15 марта 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 КоАП РФ в отношении Т оставить без изменения.
Решение вступает в силу немедленно и может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в порядке ст. 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Т.И. Сергеева