Дело № 2а-1607/2019
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Петропавловск-Камчатский 18 февраля 2019 года
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:
судьи Фоменко С.В.,
при секретаре Шпилевой Е.С.,
с участием административного истца Гридина А.Н.,
представителя административных ответчиков Мосиенко С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Гридина Александра Николаевича к начальнику 3 отдела Федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации Марченко В.М., Федеральному государственному казенному учреждению «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании требования о предоставлении обязательства, подписанного Домрачевой И.Г. незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Гридин А.Н. обратился в суд с иском к начальнику 3 отдела Федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации Марченко В.М., Федеральному государственному казенному учреждению «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании требования о предоставлении обязательства, подписанного Домрачевой И.Г. незаконным, возложении обязанности на Федеральное государственное казенное учреждение «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации принять решение о выплате жилищной субсидии.
В обоснование исковых требований указал, что 01 декабря 2018 года им было получено уведомление № 09-14/10511 от 19 ноября 2018 года о предоставлении обязательства о сдаче жилого помещения, расположенного по адресу: г. Петропавловск - Камчатский <адрес>, подписанное Домрачевой И.В., в соответствии с апелляционным определением Камчатского краевого суда от 18 октября 2018 года. Вышеуказанное требование из апелляционного определения суда от 18 октября 2018 года не следует, его нельзя считать законным, так как оно не предусмотрено нормативными правовыми актами. Кроме того, в связи с утратой бывшей супругой Домрачевой И.В. права пользования жилым помещением, её добровольным выездом и снятием с регистрационного учета более 3 лет, что в соответствии с нормами ст. 83 ЖК РФ является добровольным отказом от договора социального найма и его расторжением, бывшая супруга отношения к жилому помещению не имеет, соответственно не указание в обязательстве Домрачевой И.В. правового значения не имеет, так как это не может создать препятствий к сдаче жилого помещения после получения жилищной субсидии. Из ответа начальника ФГКУ «Востокрегионжилье» от 22 ноября 2018 года следует, что основанием для непринятия решения о выплате жилищной субсидии является не предоставление обязательства, требуемое начальником отдела, вышеуказанными действиями должностных лиц ФГКУ «Востокрегионжилье» МО РФ нарушается право на своевременное принятие решения на выплату жилищной субсидии.
В судебном заседании административный истец Гридин А.Н. иск поддержал, по основаниям в нем изложенным.
Представитель административных ответчиков начальника 3 отдела ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ Марченко В.М., ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ Мосиенко С.А., действующий на основании доверенности исковые требования не признал в полном объеме. Пояснил, что на момент оспариваемого требования от 19 ноября 2018 года Гридиным А.Н. в отдел не было представлено сведений о снятии Домрачевой И.В. с регистрационного учета адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>. После получения 21 января 2019 года представленных Гридиным А.Н. соответствующих документов в ФГКУ "Востокрегионжилье" в Хабаровск, подтверждающих исключение Домрачевой И.В. из договора социального найма необходимость в предоставлении обязательства от Домрачевой И.В. отпала, Гридину А.Н. было направлено извещение о необходимости предоставления обязательства Домрачевой И.В. как законного представителя несовершеннолетнего ФИО1, зарегистрированного в жилом помещении по адресу Петропавловск-Камчатский, <адрес>. В настоящее время соглашение о сдаче жилого помещения подписаны и Гридиным А.Н. и Домрачевой И.В., как законным представителем несовершеннолетнего ФИО1
Административный ответчик начальник 3 отдела ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ Марченко В.М в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Заинтересованное лицо Домрачева И.В. в судебном заседании участия не принимала, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону.
Основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются нормами Федерального закона от 27.05.1998г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Закон о статусе военнослужащих), в соответствии с п.1 ст.15 которого государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с указанным законом военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Военнослужащие - граждане признаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Согласно п.5 ст.2 Закона социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются: военнослужащим и членам их семей; гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, Объединенных Вооруженных Силах государств - участников Содружества Независимых Государств, и членам их семей; гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Союза ССР, пограничных, внутренних и железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, органах и войсках государственной безопасности, других воинских формированиях Союза ССР, и членам их семей.
К членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
В силу положений п. 16 ст. 15 Федерального закона при предоставлении гражданам, указанным в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 настоящей статьи, жилищной субсидии её размер определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определённого в соответствии с пунктом 4 статьи 15.1 настоящего Федерального закона, норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и поправочных коэффициентов с учётом общей продолжительности военной службы, устанавливаемых Правительством Российской Федераций.
В силу пункта 16 статьи 15 Закона N 76-ФЗ порядок предоставления жилищной субсидии и жилого помещения устанавливается федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Во исполнение предписаний приведенной федеральной нормы приказом Министра обороны Российской Федерации от 21.07.2014 г. N 510 утвержден Порядок предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы.
Согласно п. 3 указанного Порядка, предоставленная военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей жилищная субсидия может быть использована ими исключительно в целях приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений) на условиях, при которых они утратят основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях.
Из приведённых норм следует, что при обеспечении военнослужащего жилищной субсидией ранее предоставленное на период военной службы служебное жилое помещение должно быть освобождено, поскольку военнослужащий имеет возможность приобретения жилого помещения для постоянного проживания, утрачивая нуждаемость в предоставлении служебного жилья по месту прохождения службы.
В судебном заседании установлено, что 19 ноября 2018 года административному истицу за подписью начальника 3 отдела ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации Марченко В.М было направлено уведомление №09-14/10511 о восстановлении Гридина А.Н. на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в избранном месте жительства <адрес> с формой обеспечения жилищная субсидия, с составом семьи 1 человек, указано, что в соответствии с апелляционным определением Камчатского краевого суда от 18 октября 2018 года необходимо представить обязательство о сдаче жилого помещения расположенного по адресу: <адрес>, подписанное в том числе Домрачевой И.В.
Согласно договору социального найма №378 от 28 февраля 2013 года, Комитетом по управлению имуществом Петропавловск-Камчатского городского округа Гридину А.Н. предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> Совместно с нанимателем Гридиным А.Н. были вселены Гридина И.В., ФИО1
Решением городской думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 14 февраля 2018 года № 113-р Комитет по управлению жилищным фондом администрации Петропавловск-Камчатского городского округа переименован в Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа.
Согласно дополнительному соглашению от 19 сентября 2018 года №1 к договору социального найма от 28 февраля 2013 №378, заключенному между Управлением коммунального хозяйства администрации ПКГО и Гридиным А.Н. п. 3 изложен в следующей редакции: «совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются следующие члены семьи: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р.» остальные условия соглашения остаются неизменными.
Как следует из обязательства о сдаче (отчуждении) жилого помещения от 19 сентября 2018 года, Гридин А.Н. в связи с предоставлением жилищной субсидии на себя и на несовершеннолетнего члена семьи для приобретения жилого помещения обязался в течение двух месяцев сдать жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>
Письмом Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации ПКГО от 28 декабря 2018 года Гридину А.Н. разъяснено, что Гридина И.В. не может быть указана в обязательстве о сдаче (отчуждении) жилого помещения, поскольку не является членом семьи Гридина А.Н. и с 19 сентября 2018 года утратила право пользования жилым помещением №<адрес>
Письмо административного ответчика от 19 ноября 2018 года №09-14/10511 направлено во исполнение решения суда, которым Гридин А.Н. восстановлен на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Письмом врио начальника 3 отдела ФГКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ от 05 февраля 2019 года Гридину А.Н. разъяснено, что обязательство должно быть подписано Домрачевой И.В. как законным представителем несовершеннолетнего ФИО1
Таким образом, подписав 19 сентября 2018 года обязательство о сдаче жилого помещения, административный истец по своему усмотрению реализовал свои жилищные права и самостоятельно определил свои права и обязанности в отношении квартиры, расположенной по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, обязавшись освободить квартиру не позднее 2 месяцев с даты подписания акта приема-передачи предоставляемого жилого помещения.
При рассмотрении дела установлено, что не отрицается административным истцом, что Домрачева И.В. 18 февраля 2019 года подписала обязательство о сдаче жилого помещения расположенной по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, как законный представитель несовершеннолетнего ФИО1
Нарушение прав, свобод или законных интересов административного истца судом не установлено.
Учитывая приведенные нормы материального закона, регламентирующего спорные правоотношения, суд считает, что административным ответчиком в ходе рассмотрения дела в соответствии с правилами частей 9 и 11 статьи 226 КАС РФ доказана законность требования от 19 ноября 2018 года в части предоставления обязательства, подписанного Домрачевой И.В., так как Гридиным А.Н. документы, свидетельствующие о прекращении права пользования Домрачевой И.В. жилым помещением были представлены позднее даты направления оспариваемого требования, в связи с чем не доказано нарушения прав административного истца.
Таким образом, суд приходит выводу, что оснований для удовлетворения требования Гридина А.Н. о признании требования о предоставлении обязательства, подписанного Домрачевой И.Г. незаконным не имеется.
Основания для возложения обязанности на административных ответчиков о принятии решения о предоставлении жилищной субсидии у суда не имеется.
Поскольку требования административного истца о возложении обязанности на административного ответчика, как способ восстановления нарушенного права, являются производными от первого требования о признании незаконным требования о предоставлении обязательства, подписанного Домрачевой И.Г. незаконным, которое не подлежит удовлетворению, то и вышеназванные требования о возложении обязанности не могут быть признаны судом законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, в связи с чем иск Гридина А.Н. не подлежит удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
отказать в удовлетворении иска Гридина Александра Николаевича к начальнику 3 отдела Федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации Марченко В.М., Федеральному государственному казенному учреждению «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании требования о предоставлении обязательства, подписанного Домрачевой И.Г. незаконным, возложении обязанности на Федеральное государственное казенное учреждение «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации принять решение о выплате жилищной субсидии.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 25 февраля 2019 года.
Судья