Дело № 12-23/2016

Р Е Ш Е Н И Е

г.Неман 06 июля 2016 года

Судья Неманского городского суда

Калининградской области Марочкович Л.А.

при секретаре Семичевой Е.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе ООО «Янтарь» на постановление начальника Неманского межрайонного отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания от 11 апреля 2016 года,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением начальника Неманского межрайонного отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания от 11 апреля 2016 года ООО «Янтарь» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.33 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

Считая постановление незаконным и необоснованным генеральный директор ООО «Янтарь» Исакова Ю.П. обратилась в суд с жалобой об отмене постановления и прекращении производства по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено оспариваемое постановление. В жалобе указывает, что 31 марта 2016 года старшим государственным инспектором Неманского межрайонного отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания ФИО4 составлен протокол в отношении ООО «Янтарь» по ст. 8.33 КоАП РФ. Инспектором установлено, что на промышленной площадке, расположенной в <адрес> обнаружены проливы ГСМ, размещение емкостей из-под отработанных ГСМ на земляном грунте водосборной площади реки Ульяновка и реки Инструч, а также отмечен сброс отходов производства и потребления различной степени опасности на водосборную площадь водных объектов рыбохозяйственного значения — реки Ульяновка и реки Инструч. На промышленной площадке, расположенной в <адрес>, обнаружены многочисленные сбросы отходов производства в виде навозной жижи на водосборную площадь реки Злая, также отмечены сбросы загрязняющих веществ в виде навозной жижи в канавы и мелиоративные каналы, имеющие гидравлическую связь с рекой Злая. На промышленной площадке, расположенной в <адрес>, на водосборной площади реки Инструч и реки Бровка — водных объектов рыбохозяйственного значения, обнаружены проливы ГСМ на земляной грунт, а также размещение на земляном грунте, под открытым небом емкостей из-под отработанных ГСМ. Согласно протокола, нарушены требования п. 2 ст. 39, п.2 ст.51 ФЗ «Об охране окружающей среды от 10.01.2002 года. Согласно ст. 26.5 КоАП РФ должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе брать образцы почерка, пробы и образцы товаров и иных предметов, необходимых для проведения экспертизы. О взятии проб и образцов составляется протокол, предусмотренный ст. 27.10 КоАП РФ. Материалы дела об административном правонарушении не содержат данных о том, что должностным лицом административного органа с участием специалистов был произведен отбор проб грунта на земельных участках промышленных площадок и водосборных площадей водных объектов рыбохозяйственного значения — рек Ульяновка, Инструч, Бровка, Злая, проб вод мелиоративных каналов, имеющих гидравлическую связь с рекой Злая. Также материалы дела не содержат протокол о взятии проб и образцов, содержащий сведения о месте отбора проб, времени отбора, участии специалистов, понятых. Таким образом, при рассмотрении административного дела ошибочно были сделаны выводы относительно сброса отходов производства и потребления различной степени опасности на водосборную площадь водных объектов. Кроме того, ни протокол, ни постановление не содержат сведений о том, как административный орган определил состав вещества, которое обозначено как «навозная жижа» и «ГСМ». Какие-либо пробы и образцы в ходе проверки не отбирались и не исследовались. Статья 8.33 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов. Положениями ст. 23 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года определено, что допускается производить сбросы различных загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых сбросов, на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Согласно Письму Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 20 февраля 2014 года № СН-08-02- 31/2469 «Об установлении нормативов допустимых сбросов веществ на водосборные площади» в настоящее время методика установления и порядок утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов на водосборные площади не разработаны, в связи с чем, не установлен и порядок выдачи разрешений на сброс веществ и микроорганизмов на водосборные площади. В то же время в соответствии со ст. 16 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду отнесены как сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты, так и на водосборные площади. При отсутствии разрешения плата за сброс исчисляется как за сверхлимитное воздействие на окружающую среду с применением пятикратного повышающего коэффициента на основании пункта 6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 года № 632. ООО «Янтарь» вносит на счет Управления Росприроднадзора по Калининградской области плату за сверхлимитное размещение отходов, что подтверждается платежным поручением от 22.01.2016 года. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. Таким образом, действия не могли иметь противоправный характер, следовательно, в действиях ООО «Янтарь» отсутствует состав правонарушения.

В судебном заседании законный представитель ООО «Янтарь» – Боброва О.А. поддержала доводы изложенные в жалобеи просилапризнать постановление незаконным и отменить.

Главный специалист-эксперт отдела правового обеспечения Западно-Балтийского территориального управления Федерального агентства по рыболовству ФИО6, допрошенная в качестве свидетеля суду пояснила, что в период с 02 марта 2016 года по 31 марта года 2016 была проведена плановая выездная проверка деятельности ООО «Янтарь» по факту соблюдения требований в области охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания. В ходе проверки сотрудниками Управления установлено, что ООО «Янтарь» осуществляет сброс отходов производства и потребления различной степени опасности на водоохранную зону реки Ульяновка и реки Инструч, также на промышленной площадке, расположенной в <адрес>, обнаружены многочисленные проливы ГСМ, размещены емкости с отработанными ГСМ на земляном грунте водоохраной площади реки Ульновка и реки Инструч. ООО «Янтарь» привлечено к административной ответственности по ст. 8.33 КоАП РФ. Объектом вменяемого правонарушения являются общественные отношения в сфере охраны среды обитания или путей миграции объектов животного мира и водных биологических ресурсов. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в действии (бездействии), в результате которых правила охраны среды обитания или путем миграции объектов нарушаются. Свою деятельность ООО «Янтарь» осуществляет на земельных участках, на которых расположены водные объекты (река Ульяновка и река Инструч), а также водоохранные и прибрежные защитные полосы. Согласно сведениям из государственного рыбохозяйтсвенного реестра река Ульяновка и река Бровка имеют первую категорию рыбохозяственного значения, а также сведения о данных водных занесены в государственный водный реестр. Река Инструч является объектом рыбохозяйственного значения имеющим высшую категорию. Согласно Приказа Росрыболовства от 17.09.2009 № 818 «Об установлении категорий водных объектов рыбохозяйственного значения и особенностей добычи (вылова) водных биологических ресурсов, обитающих в них и отнесенных к объектам рыболовства» первая категория устанавливается на основании данных государственного мониторинга водных биоресурсов для водных объектов рыбохозяйственного значения, которые используются для добычи (вылова) водных биоресурсов, не относящихся к особо ценным и ценным видам, и являются местами их размножения, зимовки, массового нагула, искусственного воспроизводства, путями миграций. Высшая категория устанавливается на основании данных государственного мониторинга водных биоресурсов для водных объектов рыбохозяйственного значения, которые используются или могут быть использованы для добычи (вылова) особо ценных и ценных видов водных биоресурсов, утвержденных Приказом Рыболовства от 16 марта 2009 года №191 «Об утверждении Перечня особо ценных и ценных видов водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства», или являются местами их размножения, зимовки, массового нагула, путями миграций, искусственного воспроизводства. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.04.1995 года № 52-ФЗ «О животном мире» среда обитания животного мира - природная среда, в которой объекты животного мира обитают в состоянии естественной свободы. Согласно ст. 22 этого Закона любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований обеспечивающих охрану животного мира. В соответствии со ст. 34, 39 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», размещение, эксплуатация объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом, должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Юридические лица, осуществляющие эксплуатацию объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Как установлено пунктом 16 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации, в границах водоохранных зон допускается размещение, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Согласно пункту 4 ст. 23 Закона № 7 «Об охране окружающей среды» выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. В акте проверки деятельности ООО «Янтарь» были отражены факты, подтверждающие нарушение заявителем природоохранного законодательства. Таким образом, в действиях ООО «Янтарь» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.33 КоАП РФ. Мнение заявителя о том, что ежеквартальная оплата за превышение допустимых сбросов веществ и микроорганизмов на водосборные площади носит компенсационный характер и представляет собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия, является ошибочным, так как в соответствии с абзацем 10 Постановления Правительства РФ от 28.08.1992 года № 632 (ред. от 26.12.2013 года) «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» - внесение платы за загрязнение окружающей природной среды не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, а также от возмещения в полном объеме вреда, причиненного окружающей природной среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей природной среды, в соответствии с действующим законодательством. ООО «Янтарь» не представлено доказательств, подтверждающих своевременное принятие необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства. Вина заявителя заключается в непринятии всех возможных и достаточных мер для соблюдения норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. Ссылка заявителя о том, что в настоящее время не установлен порядок утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов на водосборные площади и не установлен порядок выдачи разрешений на сброс веществ и микроорганизмов на водосборные площади, не освобождают заявителя от соблюдения норм природохранного законодательства.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, суд приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения постановления должностного лица не имеется.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность. Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. ст. 2.1, 2.4 КоАП РФ).

В соответствии с положениями ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно п. 2 ст. 55 Водного кодекса РФ при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Пунктом 16 ст.65 Водного кодекса Российской Федерации, в границах водоохранных зон допускается размещение, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

Из материалов дела следует, что 31 марта 2016 в ходе выездной плановой проверки, проводимой в отношении ООО «Янтарь» установлено, что на промышленной площадке, расположенной в <адрес>, обнаружены многочисленные проливы ГСМ, размещение емкостей с отработанными ГСМ, на земельном грунте водосборной площади реки Ульяновка и реки Инструч, а также отмечен сброс отходов производства и потребления различной степени опасности на водосборную площадь реки Ульяновка и реки Инструч; на промышленной площадке, расположенной в <адрес>, обнаружены многочисленные сбросы отходов производства в виде навозной жижи на водосборную площадь реки Злая, также отмечены сбросы загрязняющих веществ в виде навозной жижи в канавы и мелиоративные каналы, имеющие гидравлическую связь с рекой Злая; на промышленной площадке, расположенной в <адрес>, на водосборной площади реки Инструч и реки Бровка - водных объектов рыбохозяйственного значения, обнаружены проливы ГСМ на земляной грунт, а также размещение на земляном грунте, под открытым небом емкостей из-под отработанных ГСМ.

Постановлением начальника Неманского межрайонного отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания от 11 апреля 2016 года ООО «Янтарь» привлечено к административной ответственности по ст.8.33 КоАП РФ и назначен административный штраф в размере 10 000 рублей.

Выявив нарушения требований п. 2 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года № 7-ФЗ,в части обеспечения юридическими и физическими лицами, осуществляющими эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством и п. 2 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года № 7-ФЗ,в части осуществления сбросов отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву, должностное лицо пришло к правильному выводу о наличии в действиях ООО «Янтарь» состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.33 КоАП РФ.

Факт совершения ООО «Янтарь» вменяемого административного правонарушения подтверждается имеющимися в деле доказательствами, исследованными судом: протоколом об административном правонарушении от 31.03.2016 года, фотографиями места совершения правонарушения, из которых усматривается сброс отходов производства и потребления различной степени опасности на водосборную площадь водных объектов рыбохозяйственногго значения – реки Ульяновка и реки Инструч, сбросы загрязняющих веществ в виде навозной жижи и канавы и мелиоративные каналы, имеющие гидравлическую связь с рекой Злая, проливы ГСМ на земляной грунт, а также размещение на земляном грунте, под открытым небом емкостей из под отработанных ГСМ.

Правильность выводов подтверждается имеющимися в деле доказательствами, которые получены уполномоченным должностным лицом с соблюдением установленного законом порядка и отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств по делу об административном правонарушении.

Довод законного представителя Бобровой О.А. о несоответствии проведения осмотра территории в ходе проведения плановой проверки требованиям статьи 27.8 КоАП РФ подлежит отклонению, поскольку из материалов дела не следует, что по делу об административном правонарушении производился осмотр как мера обеспечения.

Квалификация действий ООО «Янтарь» по ст. 8.33 КоАП РФ и виновность в совершении указанного административного правонарушения не вызывает сомнений.

С учетом смягчающих обстоятельств и отсутствием отягчающих обстоятельств, наказание ООО «Янтарь» назначено минимальное в пределах санкции, предусмотренной ст.8.33 КоАП РФ.

Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ суд,

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ 11 ░░░░░░ 2016 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░» ░░ ░░.8.33 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░ «░░░░░░» ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.

12-23/2016

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Другие
ООО "Янтарь"
Суд
Неманский городской суд Калининградской области
Судья
Марочкович Л.А.
Дело на сайте суда
nemansky.kln.sudrf.ru
25.04.2016Материалы переданы в производство судье
25.05.2016Судебное заседание
27.06.2016Судебное заседание
06.07.2016Судебное заседание
06.07.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее