Дело № 33-3119/2023
Судья: Анохина Г.А. (дело № 2-1287/2023,
УИД 68RS0001-01-2023-000729-54)
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
6 сентября 2023 года город Тамбов
Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Пачиной Л.Н.,
судей Сорокиной С.Л. и Альчиковой Е.В.,
при секретаре Татарцевой Е.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании по гражданское дело по иску прокурора Советского района г.Тамбова в интересах Громовой Веры Вячеславовны к министерству социальной защиты и семейной политики Тамбовской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,
по апелляционному представлению заместителя прокурора Советского района г.Тамбова на решение Октябрьского районного суда г.Тамбова от 14 июня 2023 г.
Заслушав доклад судьи Сорокиной С.Л., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Громова В.В., *** года рождения, относилась к категории детей, оставшихся без попечения родителей.
09.02.2023 прокурор Советского района г.Тамбова в интересах Громовой В.В. обратился в суд с иском к министерству социальной защиты и семейной политики Тамбовской области о возложении обязанности включить Громову В.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование иска указал, что Громова В.В., *** года рождения, являлась ребенком-сиротой. Решением исполнительного комитета Моршанского городского Совета народных депутатов Тамбовской области от *** № *** несовершеннолетняя Громова В.В. устроена в детский дом. Громова В.В. в период с 01.02.1991 по 01.09.1995 являлась воспитанницей ТОГОУ «***» г.***, с 01.09.1995 по 10.04.2003 обучалась в ТОГОУ «***», с 11.04.2003 по 06.09.2005 - в ТОГУ «***» и находилась на полном государственном обеспечении.
В настоящее время Громова В.В. зарегистрирована по адресу ***; данное жилое помещение находится в муниципальной собственности, договор социального найма заключен с ФИО14. (братом Громовой В.В.). Постановлением администрации г.Моршанска от *** № *** данное жилое помещение признано аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации г.Моршанска от *** № *** Громова В.В. признана нуждающейся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, и принята на учет в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, с составом семьи 1 человек, очередь № ***.
19.08.2010 (дата так указана в иске) Громовой В.В. управлением труда и социального развития Тамбовской области был выдан сертификат № *** на предоставление социальной выплаты на улучшение жилищных условий на сумму *** руб. при приобретении жилого помещения на первичном рынке, или *** руб. при приобретение жилого помещения на вторичном рынке.
С целью улучшения жилищных условий 22.09.2011 Громовой В.В. с ООО фирма «***» в лице генерального директора ФИО15. был заключен договор участия в долевом строительстве жилого дома по адресу ***, предметом которого являлось приобретение однокомнатной квартиры общей площадью 52,37 кв.м. (жилой 26,55 кв.м.), стоимостью *** руб.; срок передачи жилого помещения составлял не позднее 31.12.2012. Договор прошел государственную регистрацию в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
По данному договору Громовой В.В. было оплачено за счет личных сбережений *** руб. (квитанции к приходному кассовому ордеру от 22.09.2011 № *** в размере *** руб., от 21.03.2012 № *** в размере *** руб.) и по сертификату о предоставлении социальной выплаты на улучшение жилищных условий *** руб., что послужило основанием для исключения Громовой В.В. из списка детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Определением Арбитражного суда Тамбовской области от *** в отношении ООО фирма «***» была введена процедура несостоятельности (банкротства) - наблюдение, а решением от 15.07.2014 застройщик признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим назначен ФИО16., объект был признан проблемным, участники долевого строительства признаны пострадавшими гражданами - «обманутыми дольщиками».
Громовой В.В. 07.08.2014 с ООО фирма «***» в лице конкурсного управляющего ФИО16. было заключено дополнительное соглашение № *** к договору участия в долевом строительстве № *** от 22.09.2011 об увеличении цены договора на сумму *** руб. с рассрочкой платежа на 9 месяцев (окончательный срок оплаты 30.05.2015), то есть цена договора увеличилась до *** руб. Этим же соглашением был изменен срок сдачи объекта в эксплуатацию не позднее 30.06.2015. По дополнительному соглашению Громова В.В. денежные средства не вносила.
Определением Арбитражного суда Тамбовской области от *** признано право требования Громовой В.В. на жилое помещение в реестре требований кредиторов общества.
Определением Арбитражного суда Тамбовской области от *** права на объект незавершенного строительства и земельный участок по ул.***, на основании п.14 ст.201.10 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» были переданы для достройки в собственность ЖСК «***» со степенью готовности 33 %.
ЖСК «***, ***» было принято решение о достройке объекта за счет дополнительных средств членов кооператива, в связи с чем, Громовой В.В. 14.06.2016 с ЖСК «***» был заключен договор участия в долевом строительстве, цена доплаты по которому составила *** руб. Также было заключено дополнительное соглашение № 1 к договору, которым был пересмотрен график платежей (до 20.06.2016 - 73318 руб., до 20.07.2016 - 73318 руб., до 20.08.2016 - 73318 руб., до 20.09.2016 - 73318 руб., до 20.10.2016 - 73318 руб.) и оговаривался срок сдачи дома в эксплуатацию до 31.12.2017. По данному соглашению Громовой В.В. было внесено два платежа по 73318 руб., всего 146636 руб., чеки от 18.07.2016, от 20.06.2016.
Решением Советского районного суда г.Тамбова от *** признано отсутствующим обременение, в том числе в виде договора участия в долевом строительстве № *** от 22.09.2011, запись о регистрации № *** дополнительного соглашения от ***, заключенного между Громовой В.В. и ООО фирма «***».
Этим же решением в удовлетворении встречных исковых требований Громовой В.В. к ЖСК «***» о признании недействительным проведения и решения общего собрания членов кооператива от 18.08.2017 и от 25.05.2018, восстановлении срока на обжалование решения общего собрания членов ЖСК от 18.08.2017, восстановлении в правах члена ЖСК на условиях до принятия решения общего собрания 25.05.2018 отказано.
Апелляционным определением Тамбовского областного суда от *** решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Громовой В.В. в качестве отступного ЖСК «***» были возвращены денежные средства в размере 33 % от всех уплаченных денежных средств по договору участия в долевом строительстве в размере 311503,50 руб. (платежное поручение № *** от 27.10.2020) и по договору, заключенному с ЖСК «***», в размере *** руб. Денежные средства в размере 67 % по договору участия в долевом строительстве (*** руб.) остались в реестре требований кредиторов ООО фирма «***».
Согласно выписке из реестра требований кредиторов ООО фирма «***», Громова В.В. является кредитором по третьей очереди удовлетворения № *** в размере *** руб.
По информации конкурсного управляющего ООО фирма «***» ФИО16 от 01.11.2022, у общества отсутствует какое-либо имущество, реализовать права Громовой В.В. в оставшихся 67 % в процедуре банкротства застройщика не представляется возможным.
Объект по ул.***, исключен из Единого реестра проблемных объектов в связи с вводом его в эксплуатацию (разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 30.05.2019 № ***).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от *** в отношении ЖСК «***» введена процедура несостоятельности (банкротства) конкурсное производство.
11.06.2013 Громова В.В. была признана потерпевшей по уголовному делу, возбужденному в отношении руководства ООО фирма «***»; причиненный ей ущерб не был возмещен. Приговором суда от *** руководитель ООО фирма «***» ФИО15. осужден по ч.4 ст.159 УК РФ.
Таким образом, Громовой В.В. по независящим от нее причинам не реализовано право на однократное получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
11.11.2022 Громова В.В. обратилась в управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Согласно ответу управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области от 12.12.2022 № *** (в настоящее время министерство социальной защиты и семейной политики Тамбовской области), Громовой В.В. отказано во включении в вышеуказанный список.
Решением Октябрьского районного суда г.Тамбова от 14 июня 2023 г. исковые требования прокурора Советского района г.Тамбова в интересах Громовой В.В. оставлены без удовлетворения.
В апелляционном представлении заместитель прокурора Советского района г.Тамбова ФИО21. просит решение суда отменить и вынести новое решение об удовлетворении исковых требований, указав, что судом не дана оценка законности исключения Громовой В.В. из списка детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Утверждение суда о состоянии Громовой В.В. в реестре требований кредиторов ООО фирма «***» не основано на законе, так как, в соответствии с п.6 ст.6 Закона области от 23.07.2010 № 682-3, финансовое обеспечение дополнительных гарантий прав детей-сирот на имущество и жилое помещение относится к расходным обязательствам Тамбовской области и осуществляется за счет средств областного бюджета, что предусматривает замену кредитора в процедуре несостоятельности (банкротстве) общества.
В связи с не реализацией Громовой В.В. жилищного сертификата, денежные средства по которому являются бюджетными средствами субъекта Российской Федерации (Тамбовская область), кредитором по делу о банкротстве *** *** должен являться уполномоченный орган в сфере социальной защиты и семейной политики Тамбовской области - министерство социальной защиты и семейной политики Тамбовской области.
По информации конкурсного управляющего ООО фирма «***» ФИО16., у общества отсутствует какое-либо имущество, необходимое для погашения требований кредиторов - участников долевого строительства, в том числе Громовой В.В.
Конкурсное производство в настоящее время не завершено только в связи с восстановлением прав пострадавших граждан от действий недобросовестного застройщика по другим объектам с использованием Публично-правовой компании «Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства» г.Москва (в настоящее время Фонд развития территорий).
Кроме этого, Громова В.В., признанная потерпевшей по уголовному делу, не была признана гражданским истцом, не имела (не имеет) финансовой возможности для получения квалифицированной юридической помощи для обращения с исковым заявлением в суд (отсутствовало постоянное место работы, неполная социальная адаптация в общественных отношениях).
По приговору суда от *** руководитель ООО фирма «***» полностью отбыл наказание в виде 7 лет 6 месяцев лишения свободы в связи с непогашением материального ущерба, причиненного участникам долевого строительства 3-х объектов.
Из указанного следует, что Громова В.В. незаконно была исключена из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, она до настоящего времени не реализовала свои жилищные права как лицо, ранее относившееся к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем, на ответчика должна быть возложена обязанность включить Громову В.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по списку очереди на момент ее исключения, и предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Министерством социальной защиты и семейной политики Тамбовской области поданы возражения на апелляционное представление, в которых представитель министерства, по доверенности Шапкина И.Ю., просит решение оставить без изменения, а апелляционное представление без удовлетворения, указав, что обязанность министерства, как органа исполнительной власти области, уполномоченного в сфере социальной защиты населения по реализации Закона Тамбовской области от 23.07.2010 № 682-З «О дополнительных гарантиях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", была исполнена; правоотношения между министерством и Громовой В.В. были прекращены. ООО фирма «***» признана банкротом, а неисполнение Громовой В.В. в одностороннем порядке обязательств по договору с ЖСК «***» привело к исключению ее из числа членов кооператива. Громова В.В. не воспользовалась правом на приобретение жилого помещения по зависящим от нее причинам. Указание на то, что Громова В.В. не реализовала свои жилищные права, как лицо, ранее относившееся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может являться основанием для министерства вновь включить ее в список детей-сирот.
Правительством Тамбовской области поданы возражения на апелляционное представление, в которых представитель Правительства, по доверенности Шапкина И.Ю., просит решение оставить без изменения, а апелляционное представление без удовлетворения по аналогичным основаниям.
Третье лицо конкурсный управляющий Агапов С.А. и представитель третьего лица ЖСК «Сенько, 9 А», будучи надлежащим образом извещёнными о времени и месте проведения судебного заседания, в судебное заседание не явились; об уважительных причинах неявки в суд не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли. В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав прокурора Плохотниченко Е.В. и истца Громову В.В., поддержавших апелляционное представление по основаниям, в нем изложенным, представителей ответчика и третьего лица, Правительства Тамбовской области, по доверенностям Козодаева Е.А. и Шапкину И.Ю., возражавшего против удовлетворения жалобы, обсудив доводы апелляционного представления и возражений, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также ГПК РФ), основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания для отмены в части обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционного представления, исходя из изученных материалов дела, имеются.
Согласно ст.46 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на судебную защиту.
В соответствии с данным конституционным положением статья 3 ГПК РФ предусматривает право заинтересованного лица в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В силу ст.40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорного правоотношения) (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ) предусматривалось, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Ранее указанной статьей Федерального закона в редакции, действующей до 1 января 2013 г., было предусмотрено обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем предоставления субсидии для приобретения жилого помещения, право на получение которой удостоверялось сертификатом.
Статьей 6 Закона Тамбовской области от 23 июля 2010 г. № 682-3 «О дополнительных гарантиях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действовавшей на момент предоставления Громовой В.В. сертификата на приобретение жилого помещения) предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения или если их возвращение в закрепленные за ними жилые помещения невозможно, по окончании их пребывания в учреждениях для детей-сирот, а также образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении их из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются уполномоченным органом исполнительной власти Тамбовской области вне очереди однократно жилым помещением.
При отсутствии необходимого жилищного фонда лицам, указанным в настоящей статье однократно предоставляется социальная выплата на приобретение или строительство жилого помещения, пригодного для постоянного проживания и благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, соответствующего требованиям к общей площади жилого помещения, приходящейся на одного проживающего в данном жилом помещении. Указанное право представляется также в случае, если данные лица имеют право на получение социальной выплаты или иной формы государственной поддержки из федерального или областного бюджетов на приобретение или строительство жилого помещения.
Порядок предоставления жилых помещений (социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения) таким лицам устанавливается постановлением администрации Тамбовской области.
Снятие лиц, указанных в настоящей статье, с учета нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется при обеспечении их жилыми помещениями или при предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Постановлением администрации Тамбовской области от 8 июля 2011 г. N 816 утвержден Порядок обеспечения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью или предоставления данным лицам социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее - Порядок; утратил силу 24.09.2013).
Согласно п.1.3, п.1.4 Порядка, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются однократно жилым помещением общей площадью не менее 33 и не более 37 квадратных метров путем предоставления жилого помещения по договору социального найма. При отсутствии необходимого жилищного фонда лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется социальная выплата на приобретение или строительство жилого помещения, которая рассчитывается исходя из норматива общей площади жилого помещения в размере 33 квадратных метров и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, подлежащей применению для расчета размеров социальных выплат, утверждаемой ежегодно постановлением администрации области (далее - социальная выплата).
В силу п.2.3 Порядка, предоставление лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социальной выплаты осуществляется на основании приказа управления труда и социального развития области и сертификата, форма которого утверждается приказом управления труда и социального развития области, путем перечисления денежных средств на счет продавца (физического или юридического лица) или застройщика жилого помещения, открытый в кредитной организации.
Согласно п.2.5 Порядка, для перечисления денежных средств за приобретенное жилое помещение за счет социальной выплаты лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представляют в управление труда и социального развития области следующие документы: договор купли-продажи жилого помещения; свидетельство о государственной регистрации права собственности на лицо - получателя социальной выплаты с обременением (при приобретении жилья у физического лица); сведения о счете продавца в кредитной организации, на который должна быть перечислена социальная выплата.
Перечисление денежных средств застройщикам для долевого участия в строительстве многоквартирного жилого дома или строительства индивидуального жилого дома осуществляется на основании договора, заключенного между сторонами в установленном законодательством порядке (п.2.6 Порядка).
Для подтверждения права собственности на приобретенное или построенное за счет социальной выплаты жилое помещение лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представляет в управление труда и социального развития области свидетельство о праве собственности на жилое помещение без обременения, в срок не позднее одного месяца после регистрации права (п.2.7 Порядка).
Судом установлено и следует из материалов дела, что Громова В.В., *** года рождения, относилась к категории детей, оставшихся без попечения родителей (т.1 л.д.33, 77, 182-203).
Решением исполнительного комитета Моршанского городского Совета народных депутатов Тамбовской области от 28.01.1991 № *** несовершеннолетняя Громова В.В. устроена в детский дом и в период с 01.02.1991 по 01.09.1995 являлась воспитанницей ТОГОУ «***» г.***, с 01.09.1995 по 10.04.2003 обучалась в ТОГОУ «***», с 11.04.2003 по 06.09.2005 - в ТОГУ «***» и находилась на полном государственном обеспечении (т.1 л.д.182-203).
В настоящее время Громова В.В. зарегистрирована по адресу ***; данное жилое помещение находится в муниципальной собственности, договор социального найма заключен с ФИО14. (братом Громовой В.В.). Постановлением администрации г.Моршанска от 29.12.2014 № *** данное жилое помещение признано аварийным и подлежащим сносу (т.1 л.д.32).
Постановлением администрации г.Моршанска от 10.10.2008 № *** Громова В.В. признана нуждающейся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, и принята на учет в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, с составом семьи 1 человек, очередь № *** (т.1 л.д.64, 196).
19.08.2011 Громовой В.В. управлением труда и социального развития Тамбовской области был выдан сертификат № *** на предоставление социальной выплаты на улучшение жилищных условий на сумму *** руб. при приобретении жилого помещения на первичном рынке, или *** руб. при приобретение жилого помещения на вторичном рынке (т.1 л.д.35, 80).
С целью улучшения жилищных условий 22.09.2011 Громовой В.В. с ООО фирма «***» был заключен договор участия в долевом строительстве жилого дома по адресу ***, предметом которого являлось приобретение однокомнатной квартиры общей площадью 52,37 кв.м. (жилой 26,55 кв.м.), стоимостью *** руб.; срок передачи жилого помещения составлял не позднее 31.12.2012. Договор прошел государственную регистрацию в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (т.1 л.д.41-47, 98-107).
По данному договору Громовой В.В. было оплачено за счет личных сбережений *** руб. (квитанции к приходному кассовому ордеру от 22.09.2011 № *** в размере *** руб., от 21.03.2012 № *** в размере *** руб.) и по сертификату о предоставлении социальной выплаты на улучшение жилищных условий *** руб., что послужило основанием для исключения Громовой В.В. из списка детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (т.1 л.д.114, 115).
Согласно платежному поручению от 10.11.2011 № ***, управление труда и социального развития Тамбовской области перечислило социальную выплату в размере *** руб. ООО фирма «***» в счет оплаты Громовой В.В. объекта долевого строительства по договору № *** от 22.09.2011 (т.1 л.д.84).
Определением Арбитражного суда Тамбовской области от *** в отношении ООО фирма «***» была введена процедура несостоятельности (банкротства) - наблюдение, а решением от 15.07.2014 застройщик признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим назначен ФИО16., объект был признан проблемным, участники долевого строительства признаны пострадавшими гражданами - «обманутыми дольщиками».
Громовой В.В. 07.08.2014 с ООО фирма «***» в лице конкурсного управляющего ФИО16. было заключено дополнительное соглашение № *** к договору участия в долевом строительстве № *** от 22.09.2011 об увеличении цены договора на сумму *** руб. с рассрочкой платежа на 9 месяцев (окончательный срок оплаты 30.05.2015), то есть цена договора увеличилась до *** руб. (т.1 л.д.104-107). Этим же соглашением был изменен срок сдачи объекта в эксплуатацию не позднее 30.06.2015. По дополнительному соглашению Громова В.В. денежные средства не вносила.
Определением Арбитражного суда Тамбовской области от *** признано право требования Громовой В.В. на жилое помещение в реестре требований кредиторов общества (т.1 л.д.18-19).
Определением Арбитражного суда Тамбовской области от *** права на объект незавершенного строительства и земельный участок по ул.***, на основании п.14 ст.201.10 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» были переданы для достройки в собственность ЖСК «***» со степенью готовности 33 %.
ЖСК «***» было принято решение о достройке объекта за счет дополнительных средств членов кооператива, в связи с чем, Громовой В.В. 14.06.2016 с ЖСК «***» был заключен договор участия в долевом строительстве, цена доплаты по которому составила *** руб. Также было заключено дополнительное соглашение № 1 к договору, которым был пересмотрен график платежей (до 20.06.2016 - 73318 руб., до 20.07.2016 - 73318 руб., до 20.08.2016 - 73318 руб., до 20.09.2016 - 73318 руб., до 20.10.2016 - 73318 руб.) и оговаривался срок сдачи дома в эксплуатацию до 31.12.2017. По данному соглашению Громовой В.В. было внесено два платежа по 73318 руб., всего 146636 руб., чеки от 18.07.2016, от 20.06.2016 (т.1 л.д.85-89, 116, 117).
Решением Советского районного суда г.Тамбова от 18.04.2019 признано отсутствующим обременение, в том числе в виде договора участия в долевом строительстве № *** от 22.09.2011, запись о регистрации № *** дополнительного соглашения от 06.10.2011, заключенного между Громовой В.В. и ООО фирма «***» (т.1 л.д.118-155).
Этим же решением в удовлетворении встречных исковых требований Громовой В.В. к ЖСК «***» о признании недействительным проведения и решения общего собрания членов кооператива от 18.08.2017 и от 25.05.2018, восстановлении срока на обжалование решения общего собрания членов ЖСК от 18.08.2017, восстановлении в правах члена ЖСК на условиях до принятия решения общего собрания 25.05.2018 отказано.
Апелляционным определением Тамбовского областного суда от *** решение суда первой инстанции оставлено без изменения (т.1 л.д.156-161).
Громовой В.В. в качестве отступного ЖСК «***» были возвращены денежные средства в размере 33 % от всех уплаченных денежных средств по договору участия в долевом строительстве в размере *** руб. (платежное поручение № *** от 27.10.2020) и по договору, заключенному с ЖСК «***», в размере *** руб. Денежные средства в размере 67 % по договору участия в долевом строительстве (*** руб.) остались в реестре требований кредиторов ООО фирма «***» (т.1 л.д.26).
Согласно выписке из реестра требований кредиторов ООО фирма «***», Громова В.В. является кредитором по третьей очереди удовлетворения № *** в размере *** руб.
По информации конкурсного управляющего ООО фирма «***» ФИО16 от 01.11.2022, у общества отсутствует какое-либо имущество, реализовать права Громовой В.В. в оставшихся 67 % в процедуре банкротства застройщика не представляется возможным.
Объект по ул.***, исключен из Единого реестра проблемных объектов в связи с вводом его в эксплуатацию (разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 30.05.2019 № ***).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от *** в отношении ЖСК «***» введена процедура несостоятельности (банкротства) конкурсное производство.
11.06.2013 Громова В.В. была признана потерпевшей по уголовному делу, возбужденному в отношении руководства ООО фирма «***»; причиненный ей ущерб не был возмещен. Приговором суда от *** руководитель ООО фирма «***» ФИО15 осужден по ч.4 ст.159 УК РФ (т.1 л.д.162-163).
11.11.2022 Громова В.В. обратилась в управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Согласно ответу управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области от 12.12.2022 № *** (в настоящее время министерство социальной защиты и семейной политики Тамбовской области), Громовой В.В. отказано во включении в вышеуказанный список.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом Тамбовской области от 23 июля 2010 г. № 682-З «О дополнительных гарантиях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, Порядком обеспечения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью или предоставления данным лицам социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, утвержденным постановлением Администрации Тамбовской области от 8 июля 2011 г. N 816, действовавшим в период возникновения спорных правоотношений, исходил из того, что Громовой В.В. в управление были представлены все документы, предусмотренные Порядком; ООО фирма «*** на момент заключения с Громовой В.В. договора участия в долевом строительстве и перечисления управлением денежных средств являлось действующей организацией; управление, перечисляя денежные средства (социальную выплату) на счет застройщика, надлежащим образом исполнило обязанность по реализации Громовой В.В. права на получение жилого помещения как лица из числа детей-сирот, а последующее объявление застройщика банкротом и неисполнение им обязательств перед участниками долевого строительства по передаче объектов долевого строительства, не может расцениваться как ненадлежащее исполнение компетентным органом обязанности по обеспечению Громовой В.В., принявшей решение о направлении социальной выплаты на оплату объекта долевого строительства, а не на приобретение готового жилого помещения, жилым помещением.
Установив, что Громова В.В. реализовала право на обеспечение жилым помещением, и не подтверждено ненадлежащее исполнение управлением труда и социального развития Тамбовской области обязанностей по предоставлению Громовой В.В. социальной выплаты, отсутствие контроля целевого использования средств, предоставленных для приобретения жилого помещения, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Судебная коллегия не соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора Советского района г.Тамбова в интересах Громовой В.В. к министерству социальной защиты и семейной политики Тамбовской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Это закрепляется в Конституции Российской Федерации (статья 7) в качестве основ конституционного строя государства.
В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2 Конституции). В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией (статья 17). Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции).
Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (статья 17 Конституции).
К одним из таких прав относится право на жилище. Право на жилище гарантировано Конституцией (статья 40), согласно которой каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В Российской Федерации среди мер социальной поддержки детей предусмотрено обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как категории граждан, для которой статья 40 Конституции устанавливает обязанность государства по решению жилищной проблемы.
Это связно с тем, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, согласно статье 1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", признаются находящимися в трудной жизненной ситуации и поэтому нуждающимися в особой поддержке со стороны общества и государства.
В свою очередь, регулирование вопросов обеспечения указанной категории граждан жильем на территории Российской Федерации производится с помощью норм федерального законодательства, законодательства субъектов Российской Федерации.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; также Закон Тамбовской области от 23 июля 2010 г. № 682-З «О дополнительных гарантиях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее также Закон Тамбовской области от 23 июля 2010 г. № 682-З) регулирует отношения, возникающие в связи с обеспечением органами государственной власти Тамбовской области дополнительных гарантий для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя на территории Тамбовской области.
Из материалов дела следует, что Громовой В.В., признанной постановлением администрации г.Моршанска от 10.10.2008 № *** нуждающейся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда и принятой на учет в список детей-сирот, управлением труда и социального развития области 19.08.2011, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, был выдан сертификат на предоставление социальной выплаты на улучшение жилищных условий; 10.11.2011 управлением труда и социального развития Тамбовской области социальная выплата в размере *** руб. была перечислена ООО фирма «***» в счет оплаты Громовой В.В. объекта долевого строительства по договору № *** от 22.09.2011.
Несмотря на то, что данное обстоятельство в соответствии со ст.6 Закона Тамбовской области от 23 июля 2010 г. № 682-З явилось основанием для снятия Громовой В.В. с учета нуждающихся в жилых помещениях, судебная коллегия, оценив в совокупности представленные доказательства по правилам ст.67 ГПК РФ, приходит к выводу о том, что Громовой В.В. по независящим от нее причинам не реализовано право на однократное получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, а уполномоченный орган, принимая решение о снятии Громовой В.В. с учета нуждающихся в жилых помещениях, не убедился в реализации истцом права на однократное получение благоустроенного жилого помещения.
Предусмотрев возможность предоставления лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социальной выплаты путем перечисления денежных средств на счет застройщика жилого помещения при условии представления в управление социального развития области документов, предусмотренных п.2.6 Порядка, уполномоченный орган государственной власти Тамбовской области одновременно принял риск ответственности перед указанной категорией лиц за неисполнение застройщиком обязательств по договору долевого участия в строительстве.
Договором участия в долевом строительстве, заключенным Громовой В.В. 22.09.2011, был предусмотрен срок передачи жилого помещения не позднее 31.12.2012; договор застройщиком исполнен не был; приказом управления государственного строительного надзора Тамбовской области от 10.08.2017 № *** Громова В.В. была включена в реестр пострадавших граждан (т.1 л.д.21).
Принимая во внимание цели и задачи федерального законодательства и законодательства субъекта по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как категории граждан, для которой статья 40 Конституции устанавливает обязанность государства по решению жилищной проблемы, в совокупности с положениями п.2.7 Порядка, судебная коллегия приходит к выводу о том, что уполномоченный орган не предпринял меры, позволяющие реализовать Громовой В.В., относящейся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, право быть обеспеченной жилой площадью.
Поскольку Громова В.В. состояла в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, ей был выдан сертификат на предоставление социальной выплаты на улучшение жилищных условий, но меры социальной поддержки не были реализованы по независящим от истца обстоятельствам при отсутствии надлежащего контроля со стороны уполномоченного органа, судебная коллегия приходит к выводу о том, что право истца подлежит восстановлению путем предоставления благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, при этом оснований для повторного включения Громовой В.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, не усматривает.
Учитывая, положения ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей возможность защиты гражданских прав иными способами, предусмотренными законами, а также то, что в соответствии с Порядком предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденным постановлением администрации Тамбовской области от 28.05.2020 № 434, жилые помещения специализированного жилищного фонда области для детей-сирот и лиц из числа детей-сирот предоставляются на основании решения управления социальной защиты и семейной политики области, судебная коллегия считает необходимым возложить на министерство социальной защиты и семейной политики Тамбовской области обязанность предоставить Громовой В.В. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
В связи с чем, решение в указанной части подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Октябрьского районного суда г.Тамбова от 14 июня 2023 г. в части отказа в удовлетворении исковых требований прокурора Советского района г.Тамбова в интересах Громовой Веры Вячеславовны к министерству социальной защиты и семейной политики Тамбовской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения отменить и принять новое решение.
Возложить на министерство социальной защиты и семейной политики Тамбовской области обязанность предоставить Громовой Вере Вячеславовне благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
В остальной части это же решение оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение составлено 13.09.2023