Решение по делу № 33-4544/2023 от 09.11.2023

    Председательствующий по делу     Дело № 33-4544/2023

судья Филиппова И.Н.

    (№ дела в суде 1 инстанции 2-4070/2023,

УИД 75RS0001-02-2023-004776-07)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

    председательствующего Трифонова В.А.,

    судей Алёкминской Е.А., Кардаша В.В.,

    при секретаре Железковой Д.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 05 декабря 2023 года гражданское дело по иску прокуратуры Ингодинского района города Читы в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению «Центр развития ребенка – детский сад №35», администрации городского округа «Город Чита» о понуждении к действиям,

по апелляционной жалобе представителя ответчика администрации городского округа «Город Чита» по доверенности Дудниковой А.А.

    на решение Центрального районного суда города Читы от 02 октября 2023 года, которым постановлено:

иск прокуратуры Ингодинского района г.Читы в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению «Центр развития ребенка – детский сад № 35» (ИНН 7534011192), администрации городского округа «Город Чита» (ИНН 7536031229) о понуждении к действиям – удовлетворить.

Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №35», расположенное по адресу: <адрес>, произвести работы по изготовлению проектной документации на систему пожарной сигнализации и акта ввода в эксплуатацию, а также по установке пожарной сигнализации в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать администрацию городского округа «Город Чита» произвести финансирование исполнения муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Центр развития ребенка – детский сад №35», указанных мероприятий в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Заслушав доклад судьи Кардаша В.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

заместитель прокурора Ингодинского района г.Чита, действуя в защиту интересов неопределенного круга, обратился в суд с иском, ссылаясь на следующие обстоятельства. Прокуратурой Ингодинского района г.Читы проведена проверка исполнения муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением «Центр развития ребенка – детский сад №35» (далее – МБДОУ «Детский сад №35») требований пожарной безопасности, в ходе которой установлено, что по результатам плановой выездной проверки учреждения, осуществленной в ноябре 2021 года ОНД и ПР по г.Чите УНД и ПР ГУ МЧС России по Забайкальскому краю в отношении детского учреждения вынесено предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности №311/1. 03.10.2022 от заведующей МБДОУ «Детский сад №35» поступило ходатайство о переносе сроков исполнения предписания, в связи с отсутствием финансирования со стороны администрации городского округа «Город Чита». Решением ОНД и ПР по г. Чите УНД и ПР ГУ МЧС России по Забайкальскому краю от 04.10.2022 срок исполнения вышеназванного предписания до 16.05.2023. До настоящего времени предписание не исполнено. Нарушение требований пожарной безопасности создает реальную угрозу жизни и здоровью воспитанников учреждения. С учетом изложенного, просил суд обязать МБДОУ «Детский сад №35», расположенное по адресу: Забайкальский край, г.Чита, 1 мкр., д.12 а, в срок до 01.12.2023 произвести работы по изготовлению проектной документации на систему пожарной сигнализации и акта ввода в эксплуатацию, а также по установке пожарной сигнализации; обязать администрацию городского округа «Город Чита» в срок до 01.11.2023 произвести финансирование исполнения МБДОУ «Детский сад №35» указанных мероприятий (л.д.5-6).

Протокольным определением суда от 03.08.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по финансам администрации городского округа «Город Чита» (л.д.32).

Судом постановлено приведенное выше решение (л.д.42-43).

В апелляционной жалобе представитель ответчика администрации городского округа «Город Чита» по доверенности Дудникова А.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает на то, что бюджет городского округа «Город Чита» на 2023 год был утвержден с дефицитом 120 866,5 тысяч рублей. Для реализации указанных в решении суда требований необходимо финансирование, которое является новым видом расходных обязательств. МБДОУ «Детский сад №35» является бюджетным учреждением, финансируется за счет бюджетных средств, коммерческой деятельности не осуществляет, самостоятельных денежных средств не имеет. В соответствии Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетным учреждениям предусматриваются субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания. Объемы расходных обязательств, в том числе субсидий, определяются в плане финансово-хозяйственной деятельности муниципальных бюджетных учреждений. Согласно пункту 6 постановления Мэра города Читы от 29.10.2010 №188 «Об утверждении Порядка составления и плана финансово-хозяйственной деятельности муниципальных бюджетных и автономных учреждений городского округа «Город Чита» формирование показателей плана по поступлениям и выплатам, включаемых в табличную часть плана, учреждение осуществляет на этапе формирования проекта бюджета на очередной финансовый год, исходя из представленной главным распорядителем бюджетных средств информации о планируемых объемах расходных обязательств: субсидий на выполнение муниципального задания и т.д. Перераспределить средства путем изменения муниципальных заданий учреждений не представляется возможным в связи с тем, что муниципальные задания утверждены (л.д.48-49).

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика администрации городского округа «Город Чита» и третьего лица комитета образования администрации городского округа «Город Чита» Абраменкова Е.А., действующая на основании доверенностей, доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Представитель процессуального истца – прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Забайкальского края Синельникова Т.В. просила решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Ответчик МБДОУ «Детский сад №35», третьи лица ОНД и ПР по г.Чите УНД и ПР ГУ МЧС России по Забайкальскому краю и Комитет по финансам администрации городского округа «Город Чита» о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, представителей не направили, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили.

На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы на основании части 1 статьи 327.1 ГПК РФ, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения участвующих в деле лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

Отношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности.

Согласно статье 1 Федерального закона «О пожарной безопасности» обязательными требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности. Под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности

В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В силу статьи 34 Федерального закона «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

Статьями 37 и 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» установлено, что обязанность соблюдать требования пожарной безопасности возложена на лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Частью 7 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В силу части 1 статьи 83 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ

«Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, МБДОУ «Детский сад №35» является дошкольной образовательной организацией, в своей деятельности руководствуется Уставом, утвержденным постановлением администрации городского округа «Город Чита» от №308 от 21.09.2015 (л.д.7-9), согласно которому учреждение является юридическим лицом, обладает обособленным на праве оперативного управления имуществом, самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность.

В соответствии с Уставом МБДОУ «Детский сад №35» учредителем учреждения является городской округ «Город Чита». Функции и полномочия учредителя осуществляются администрацией городского округа «Город Чита», от имени которой действует комитет образования администрации городского округа «Город Чита» (пункт 1.5 Устава).

Собственником имущества МБДОУ «Детский сад №35» является городской округ «Город Чита» в лице администрации городского округа «Город Чита» (пункт 1.6 Устава).

В соответствии с пунктом 2.4 Устава учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением.

Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания Учреждения осуществляется в виде субсидий из бюджета городского округа «Город Чита». Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества (пункт 7.2 Устава).

Источниками формирования имущества учреждения являются имущество и денежные средства, переданные учредителем, поступления от приносящей доход деятельности, безвозмездные поступления в денежной и имущественной форме, а также иные источники в соответствии с законодательством РФ (пункт 7.9 Устава).

По результатам плановой выездной проверки МБДОУ «Детский сад №35», осуществленной в сентябре 2021 года ОНД и ПР по г.Чите УНД и ПР ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, составлен акт от 28.09.2021, согласно которому был выявлен ряд нарушений обязательных требований пожарной безопасности. Так, в нарушение статьи 83 Федерального закона №123-ФЗ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пункта 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 в учреждении отсутствует техническая документация, а именно проект на систему пожарной сигнализации, акт ввода её в эксплуатацию (л.д.10-12).

ОНД и ПР по г.Чите УНД и ПР ГУ МЧС России по Забайкальскому краю вынес в отношении МБДОУ «Детский сад №35» предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности №311/1 от 28.09.2021 со сроком исполнения – 16.05.2022 (л.д.12 оборот- л.д.13).

Решением главного государственного инспектора ОНД и ПР по г.Чите УНД и ПР ГУ МЧС России по Забайкальскому краю Афонина С.Г. от 04.10.2022 срок исполнения вышеназванного предписания был отсрочен до 16.05.2023 (л.д.13 оборот – л.д.14).

05.05.2023 главным государственным инспектором ОНД и ПР по г.Чите УНД и ПР ГУ МЧС России по Забайкальскому краю Афониным С.Г. отказано в отсрочке срок исполнения предписания №311/1 от 28.09.2021 (л.д.14 оборот – л.д.15).

До настоящего времени предписание №311/1 от 28.09.2021 не исполнено, что сторонам в ходе рассмотрения дела не оспаривалось.

Удовлетворяя исковые требования истца, суд первой инстанции, установив указанные выше обстоятельства, руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами, исходил из того, что нарушение требований противопожарного законодательства создает реальную угрозу жизни и здоровью воспитанников детского сада, а также то, что устранить выявленные нарушения учреждение самостоятельно не имеет возможности, поскольку является учреждением, финансируемым учредителем из местного бюджета, который в должной мере не обеспечил финансирование указанных мероприятий.

        Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, которые подробно мотивированы, основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, содержанию доказательств, собранных и исследованных судом в соответствии со статьями 56, 67 ГПК РФ.

Доводы апелляционной жалобы о дефиците бюджета муниципального образования, его плановом характере, невозможности субсидирования бюджетного учреждения для исполнения обжалуемого судебного акта ввиду утверждения плана его финансово-хозяйственной деятельности и муниципальных заданий подлежат отклонению, поскольку исполнение возложенной судом на ответчиков, в целях обеспечения безопасности пребывания несовершеннолетних детей в образовательном учреждении, обязанности не может быть поставлено в зависимость от финансовых возможностей ответчиков. Кроме того, действующее законодательство о порядке формирования и исполнении бюджета муниципального образования предполагает, в том числе, возможность его изменения в течение текущего финансового периода (года).

Судебная коллегия отмечает, что о нарушениях, допущенных МБДОУ «Детский сад №35» в сфере пожарной безопасности, было известно еще в 2021 году, однако каких-либо мер к их устранению ответчиками предпринято не было.

Иных доводов, по которым состоявшееся решение суда могло быть отменено или изменено, а также ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.

При таком положении, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Центрального районного суда города Чита от 02 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано или опротестовано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г.Кемерово) в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу судебного постановления путем подачи кассационных жалобы, представления через суд первой инстанции.

    Председательствующий:     Трифонов В.А.

    Судьи:    Алёкминская Е.А.

        Кардаш В.В.

Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме       08 декабря 2023 года.

33-4544/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
заместитель прокурора Ингодинского района г. Читы
Ответчики
МБДОУ Детский сад № 35
администрации городского округа «Город Чита»
Другие
Комитет образования администрации городского округа г. Чита
ОНД и ПР по г. Чите УНД и ПР ГУ МЧС Росси по Забайкальскому краю
Комитет по финансам Администрации городского округа «Город Чита»
Суд
Забайкальский краевой суд
Судья
Кардаш Вячеслав Вячеславович
Дело на сайте суда
oblsud.cht.sudrf.ru
13.11.2023Передача дела судье
05.12.2023Судебное заседание
20.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.12.2023Передано в экспедицию
05.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее