Дело № 12-10/2021 УИН 78RS0006-01-2020-005622-41
Р Е Ш Е Н И Е
г. Санкт-Петербург «14» января 2021 года
Судья Кировского районного суда Санкт-Петербурга Абрамова М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «Старкидс» Колчина Г.М. на постановление заместителя главы администрации Кировского района Санкт-Петербурга Изотова В.А. № 20/09/400196-1 от 07.08.2020 о привлечении ООО «Старкидс» к административной ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 8-6.1 Закона Санкт-Петербурга № 273-70 от 31.05.2010 «Об административных правонарушениях в Санкт- Петербурге»,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением № 20/09/400196-1 заместителя главы администрации Кировского района Санкт-Петербурга Изотова В.А. от 07.08.2020 ООО «Старкидс» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8-6.1 Закона Санкт-Петербурга № 273-70 от 31.05.2010 «Об административных правонарушениях в Санкт- Петербурге», и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, генеральный директор ООО «Старкидс» Колчин Г.М. обратился с жалобой в Кировский районный суд Санкт-Петербурга, в которой просит постановление от 07.08.2020 отменить.
В жалобе указано, что Общество осуществляет деятельность по производству и реализации товаров для детей, включая товары первой необходимости и средства индивидуальной защиты, вошедшие в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ № 762-р от 22.03.2020: подгузники детские, пеленка для новорожденного, шампунь детский, крем от опрелостей детский, бутылочка для кормления, соска-пустышка, а также средства индивидуальной защиты (маски, салфетки влажные, мыло туалетное, паста зубная, щетка зубная, стиральный порошок. Комитетом по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга ООО «Старкидс» внесено в реестр производителей средств индивидуальной защиты. Полагает, что на Общество не распространяются ограничительные меры, установленные Указом Президента Российской Федерации № 316 от 11.05.2020. Кроме того, при осуществлении торговли, Обществом обеспечено соблюдение действующих санитарно-эпидемиологических требований и требований Роспотребнадзора и рекомендаций, установленных в п.п. 7-8 постановления Правительства Санкт-Петербурга № 121 от 13.03.2020 по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на рабочих местах и в местах скопления людей (на объектах торговли). На момент составления протокола осмотра помещения доступ посетителей к товарам на полках был закрыт (опечатан лентами), примерочные также были опечатаны. Детские коляски и велосипеды находились не в торговом зале, а на витринах, что также исключало доступ к ним посетителей. Указанные обстоятельства подтверждаются материалами фото- и видеофиксации, производившейся должностным лицом при составлении протокола осмотра. ООО «Старкидс» является производителем детский товаров, в том числе социально-значимых товаров и товаров первой необходимости, участником соглашения о сотрудничестве № 08-31-24с от 20.02.2016, заключенного с Комитетом по социальной политике Санкт-Петербурга в рамках реализации закона Санкт-Петербурга от 09.11.2011 № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга», постановления Правительства Санкт-Петербурга от 22.05.2013 № 343 «О реализации главы 5 «Социальная поддержка семей, имеющих детей» в соответствии с которым обеспечивает в своих магазинах реализацию товаров для детей в возрасте от рождения до семи лет по социальным пластиковым картам «Детская» и «Дошкольная». Принадлежность Общества к категории организаций, на деятельность которых не распространяются запреты и ограничения, установленные постановлением Правительства Санкт-Петербурга № 121 от 13.03.2020 «О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» также подтверждается декларацией организации, зарегистрированной на сайте Санкт-Петербургского ГБУ «Центр развития и поддержки предпринимательства» 18.05.2020. Кроме того, в своей жалобе заявитель указывает, что при вынесении постановления, не учтены исключительные обстоятельства, в том числе тяжелое материальное положение Общества, связанное со снижением оборота торговли.
Законный представитель ООО «Старкидс» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении слушания дела не направил, для представления интересов Общества направил защитника Осикину И.Ю., в связи с чем на основании ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ суд полагает возможным рассмотреть настоящую жалобу в отсутствии законного представителя ООО «Старкидс».
В судебном заседании защитник ООО «Стакидс» - адвокат Осикина И.О., представившая удостоверение № 1227 и ордер А 1938661, доводы жалобы поддержала, пояснила, что ООО «Старкидс» для продолжения деятельности был получен QR-код, присвоенный Комитетом по промышленной политике инновациям и торговли Санкт-Петербурга, данный QR-код виден на материалах видеофиксации. Общество вело деятельность в соответствии с Распоряжением Правительства РФ № 762-р, при этом коляски, самокаты, не находились в свободном доступе, на стеллажах были выставлены только образцы, иные товары ограждены сигнальной лентой, примерочные закрыты.
В судебное заседание 14.01.2021 года защитником представлена справка о продажах ООО «Старкидс» в розничной точке «Французский бульвар» за июнь 2020 года, из которой следует, что Обществом реализованы товары, включающие в себя детские пеленки, детские маски, товары для новорожденных, а также шампуни и мыло для детей.
В судебном заседании представители Администрации Кировского района Санкт-Петербурга – главный специалист юридического отдела Садовников А.Г., начальник юридического одела Портная Т.И. пояснили, что согласно протокола осмотра ООО «Старкидс» осуществляло реализацию одежды, обуви, колясок и т.д., которые не входят в перечень товаров первой необходимости. На представленных фотоматериалах ограждающих товар сигнальных лент не зафиксировано, на видеозаписи присутствует посетитель, осматривающих одежду, следовательно, магазин полностью функционировал. Полагали, что постановление от 07.08.2020 законно и обосновано, поскольку субъекты РФ имеют право самостоятельно устанавливать ограничительные меры, в соответствии с которыми реализации подлежали исключительно товары первой необходимости.
Суд, выслушав участника процесса, изучив доводы жалобы и представленные материалы, приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу ч. 3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Согласно ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Из представленных материалов дела следует, что ООО «Старкидс» в нарушение п. 2.1.9 постановления Правительства Санкт-Петербурга № 121 от 13.03.2020 «О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурга новой коронавирусной инфекции (Covid-19)» 08.06.2020 в 13 часов 02 минуты по адресу: <адрес> (ТК «Французский бульвар») не исполнило требования о временной приостановке проведения мероприятий с очным присутствием граждан, а также работы объектов розничной торговли, организаций (предприятий) общественного питания, оказания услуг с посещениями гражданами таких объектов, организаций (предприятий), а именно: реализовывало товары для детей: одежду, обувь, коляски.
Частью 1 ст. 8-6.1 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» предусмотрена административная ответственность за неисполнение требований о временной приостановке проведения мероприятий с очным присутствием граждан, а также работы объектов розничной торговли, организаций (предприятий) общественного питания, оказания услуг с посещением гражданами таких объектов, организаций (предприятий), если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния и не влекут административной ответственности в соответствии с КоАП РФ.
Часть 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 «Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 417, граждане и организации обязаны выполнять решения Правительства РФ, Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностных лиц, указанных в пунктах 8 и 9 ст. 4.1 ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», направленные на принятие дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Пунктами «м» и «у» ст. 11 ФЗ от 21.12.1994 года «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено, что органы государственной власти субъектов РФ принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с п. «м» настоящего пункта.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 № 121 «О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» с 13.03.2020 года на территории Санкт-Петербурга введен режим повышенной готовности для органов управления и сил Санкт-Петербургской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций введен режим повышенной готовности.
Согласно п. 2.1.9 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 № 121 «О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» на территории Санкт-Петербурга по 31.05.2020 запрещена (временно приостановлена) работа объектов розничной торговли, за исключением аптечных учреждений, объектов розничной торговли, в которых осуществляется заключение договоров на оказание услуг связи и реализация связанных с данными услугами средств связи, в том числе мобильных средств связи, объектов розничной торговли периодическими печатными изданиями, объектов розничной торговли моторным топливом, заправочных электростанций для зарядки электрических транспортных средств, объектов розничной торговли табачной продукции, а также объектов розничной торговли в части реализации исключительно непродовольственных товаров первой необходимости и (или) продовольственных товаров.
Распоряжением Правительства РФ от 27.03.2020 года № 762-р утвержден рекомендуемый перечень непродовольственных товаров первой необходимости, среди которых указаны, в том числе, средства индивидуальной защиты, подгузники детские, пеленки для новорожденного, шампунь детский.
Из п. 4 вышеуказанного Распоряжения следует, что при реализации хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, товаров, входящих хотя бы в одну группу товаров, указанных в перечне, такие хозяйствующие субъекты вправе реализовывать товары, не включенные в перечень.
Согласно п. 4 Указа Президента РФ от 02.04.2020 года № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории РФ в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), данный Указ не распространяется, в том числе, на организации (работодателей и их работников), обеспечивающее население продуктами питания и товарами первой необходимости.
В соответствии с положениями частей 2 и 5 статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с полномочиями Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Из пояснений защитника Общества следует, что ООО «Старкидс» в магазине «Rieke» в торговом центре «Французский бульвар» по адресу: <адрес>, в момент проведения проверки реализовывало товары, включающие в себя детские пеленки, детские маски, товары для новорожденных, а также шампуни и мыло для детей. Эти товары входят в рекомендуемый перечень непродовольственных товаров первой необходимости, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 27.03.2020 года № 762-р. Данный довод подтверждается материалами дела (фототаблицей к протоколу об осмотре помещений от 08.06.2020, справкой, представленной стороной защиты в судебном заседании 14.01.2021).
На основании изложенного ООО «Старкидс» было вправе реализовывать товары, не включенные в перечень непродовольственных товаров первой необходимости.
Также судом установлено, что действия ООО «Старкидс» при наличии доказательств нарушения юридическим лицом п. 2.1.9 постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 № 121 «О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» должны квалифицироваться по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, так как согласно п. 17 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространения на территории РФ новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1», утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, при нарушении подпунктов 3.2.1, 3.2.2, 3.2.3 пункта 3.2 раздела 3 Указа Мэра Москвы от 05.03.2020 года № 12-УМ «О введении режима повышенной готовности». Пунктом 3.2.2 данного Указа, временно приостановлена работа объектов розничной торговли, за исключением аптек, аптечных пунктов и пр., в том числе, за исключением объектов розничной торговли в части реализации продовольственных товаров и (или) непродовольственных товаров первой необходимости, продажи товаров дистанционным способом. Указанный пункт по своему содержанию идентичен п. 2.1.9 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13.03.2020 № 121 «О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
В связи с вышеуказанным, суд считает, что в действиях ООО «Старкидс» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 8.6.1 ч. 1 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт- Петербурге».
В соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
С учетом изложенного, постановление № 20/09/400196-1 заместителя главы администрации Кировского района Санкт-Петербурга Изотова В.А. от 07.08.2020 о привлечении ООО «Старкидс» к административной ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 8-6.1 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт- Петербурге» подлежит отмене на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, а производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 3 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Жалобу генерального директора ООО «Старкидс» Колчина Г.М. удовлетворить.
Постановление № 20/09/400196-1 заместителя главы администрации Кировского района Санкт-Петербурга Изотова В.А. от 07.08.2020, о привлечении ООО «Старкидс» к административной ответственности предусмотренной ст. 8.6.1 ч. 1 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 года № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт- Петербурге» отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья М.М. Абрамова