Решение по делу № 12-274/2018 от 20.09.2018

в„–

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

г. Сургут ХМАО – Югры 15 ноября 2018 года

Судья Сургутского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры А.А. Гуцало, при участии защитника юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении А.Н. Павловой, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Общества с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» ФИО1 (далее ООО «РН-Юганскнефтегаз») на постановление начальника Сургутского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Д.В. Кузнецова (далее Сургутское управление Природнадзора Югры) № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица ООО «РН-Юганскнефтегаз», ИНН 8604035473, ОГРН 1058602819538, юридический и почтовый адрес: 628309, РФ, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Тюменская область, г. Нефтеюганск, ул. Ленина, дом 26,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением начальника Сургутского управления Природнадзора Югры Д.В. Кузнецова № от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо ООО «РН-Юганскнефтегаз» привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 51 000 рублей за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно: за нарушение подпункта «в» пункта 33 Правил пожарной безопасности в лесах, утверждённых Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 417, выразившихся в загрязнении горючими веществами (нефтью) участка лесного фонда в квартале 290 выделе 59 Угутского участкового лесничества Территориального отдела Юганское лесничество.

Считая вынесенное постановление незаконным и подлежащим отмене, защитник привлечённого юридического лица ФИО1 обратилась в суд с жалобой, в обоснование доводов указывая, что госорганом в качестве доказательства совершения вменённого правонарушения использованы результаты проверки, проведённой с нарушением закона, внеплановая проверка проведена в отсутствие оснований её проведения, к участию в проведении внеплановой выездной проверки привлечена организация, состоящая в гражданско-правовых отношениях с ООО «РН-Юганскнефтегаз», в действиях ООО «РН-Юганскнефтегаз» отсутствует состав правонарушения, поскольку документы, подтверждающие горючесть вещества в материалах дела отсутствуют, считает, что объективная сторона состава административного правонарушения не доказана, следовательно, государственным органом состав административного правонарушения не установлен, просит признать обжалуемое постановление незаконным и отменить его в полном объёме.

В судебном заседании по рассмотрению жалобы защитник ООО «РН-Юганскнефтегаз» А.Н. Павлова на изложенных в жалобе доводах настояла.

Изучив приведённые в жалобе доводы, заслушав защитника привлечённого юридического лица, и исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.

Часть 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах, санкция которой влечёт наказание в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Исходя из подпункта «в» пункта 33 Постановления Правительства РФ от 30.06.2007 года N 417 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах" при проведении работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых в период пожароопасного сезона в лесах требуется: не допускать хранения нефти в открытых емкостях и котлованах, а также загрязнения предоставленной для использования прилегающей территории горючими веществами (нефтью, мазутом и др.)

В силу положений статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Исходя из требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, помимо прочего, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Приказом исполняющего обязанности Департамента недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Е.П. Платонова № 17-нп от 22 марта 2018 года с 23 апреля 2018 года на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры установлен пожароопасный сезон.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, Сургутским управлением Природнадзора Югры на основании распоряжения начальника Сургутского управления Природнадзора Югры Д.В. Кузнецова № от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с заданием и планом-графиком проведения патрулирований в лесах ДД.ММ.ГГГГ было проведено мероприятие по контролю (патрулирование) по маршруту г. Сургут – в границах Угутского участкового лесничества, Юганского территориального отдела – лесничества – г. Сургут согласно карт схем к заданию.

Результаты проведённого мероприятия по контролю (патрулирования) оформлены актом № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в районе кустовой площадки № Угутского месторождения на территории Угутского участкового лесничества Юганского территориального отдела – лесничества выявлен участок лесного фонда с географическими координатами GPS в системе WGS 84 N 60?33?02,8?, E 74?11?27,5?, на котором в открытом виде находилось горючее вещество (нефть).

Выявленные при патрулировании нарушения требований законодательства послужили поводом для внесения начальником Сургутского управления Природнадзора Югры Д.В. Кузнецовым мотивированного представления, что явилось в свою очередь основанием для принятия решения первым заместителем руководителя Природнадзора Югры ФИО3 в распоряжении № от ДД.ММ.ГГГГ о проведении внеплановой выездной проверки, согласованной с Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратурой.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ согласно распоряжению № от ДД.ММ.ГГГГ с целью полного и всестороннего рассмотрения факта нарушения требований лесного законодательства и подтверждения факта наличия горючих веществ, выявленного в рамках проведения мероприятия по контролю (патрулированию) в лесах проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «РН-Юганскнефтегаз», с привлечением к проведению проверки в качестве экспертов Закрытого акционерного общества «Научно-исследовательский центр «Югранефтегаз» (далее по тексту ЗАО «НИЦ «Югранефтегаз»).

По результатам проведённой проверки ДД.ММ.ГГГГ составлен акт проверки №, согласно которому установлено наличие загрязняющих веществ (нефтепродуктов) в открытом виде на участке лесного фонда в квартале 290 выделе 59 Угутского участкового лесничества Юганского территориального отдела – лесничества, загрязнённый участок частично обвалован и обводнён, на водной поверхности видна характерная не разрывающаяся радужная плёнка, измерение площади загрязнённого участка произведено путём фиксации координат GPSmap Garmin 62 stc, с загрязённого участка произведён отбор пробы почвы.

Изложенные обстоятельства послужили основанием для выдачи должностным лицом юридическому лицу ООО «РН-Юганскнефтегаз» ДД.ММ.ГГГГ предписания № об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований.

Согласно заключению ЗАО «НИЦ «Югранефтегаз» № от ДД.ММ.ГГГГ концентрация нефтепродуктов в пробах почвы загрязнённого участка превышает фоновые значения в 19,9 раз.

Государственным инспектором Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в области охраны окружающей среды ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол № по части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «РН-Юганскнефтегаз».

По результатам рассмотрения дела начальником Сургутского управления Природнадзора Югры Д.В. Кузнецовым вынесено постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, которым ООО «РН-Юганскнефтегаз» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно частям 1, 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

При этом частью 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

В силу пункта 1 части 1 статьи 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями), относятся плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.

Согласно части 2 статьи 13.2 Федерального закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также доводят в письменной форме до сведения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля информацию о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона.

Согласно подпункту 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" основанием для проведения внеплановой проверки является мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны: выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.

В пунктах 6, 7 статьи 2 Федерального закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" определены следующие понятия: проверка - совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами; экспертные организации - юридические лица, которые аккредитованы в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и привлекаются органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю. В целях настоящего Федерального закона к экспертным организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, которые аккредитованы в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и привлекаются органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю.

Согласно части 6 статьи 12 Федерального закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля привлекают к проведению выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя экспертов, экспертные организации, не состоящие в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в отношении которых проводится проверка, и не являющиеся аффилированными лицами проверяемых лиц.

Исходя из части 1 статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Пункт 8 части 2 статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" относит к грубым нарушениям нарушение требований, предусмотренных частью 6 статьи 12 настоящего Федерального закона (в части участия в проведении проверок экспертов, экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки).

Исходя из приложенной к жалобе копии договора № на оказание услуг от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО «РН-Юганскнефтегаз» и ЗАО «НИЦ «Югранефтегаз», пунктом 1.1. которого последнее приняло на себя обязательства оказать услуги по контролю за заводнением нефтяных месторождений индикаторными методами, пунктом 2.1 определена стоимость услуг, пунктом 13.1 срок действия договора до ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, ООО «РН-Юганскнефтегаз», в отношении которого проводилась проверка, и ЗАО «НИЦ «Югранефтегаз», являющееся экспертной организацией, на момент проведения проверки состояли в гражданско-правовых отношениях.

Таким образом, Сургутское управление Природнадзора Югры допустило грубое нарушение требований части 6 статьи 12 Федерального закона от 26.12.2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", приняв решение о привлечении к участию в проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО «РН-Юганскнефтегаз» в качестве экспертной организации ЗАО «НИЦ «Югранефтегаз», в связи с чем, результаты данной проверки - акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ и заключение ЗАО «НИЦ «Югранефтегаз» № от ДД.ММ.ГГГГ являются недопустимыми доказательствами по делу об административном правонарушении.

Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие основания осуществления деятельности ООО «РН-Юганскнефтегаз» на лесном участке выделе 59 квартала 290 Угутского участкового лесничества Юганского территориального отдела – лесничества, находящемся в государственной собственности.

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Таким образом, учитывая, что должностным лицом допущены существенные процессуальные нарушения требований законодательства об административных правонарушениях, влекущие невозможность использования заключения ЗАО «НИЦ «Югранефтегаз» № от ДД.ММ.ГГГГ и акта проверки № от ДД.ММ.ГГГГ в качестве надлежащих доказательств по делу, которые не могут быть восполнены, и поскольку вина ООО «РН-Юганскнефтегаз» в совершении административного правонарушения установлена на недопустимых доказательствах, постановление начальника Сургутского управления Природнадзора Югры Д.В. Кузнецова № от ДД.ММ.ГГГГ нельзя признать законным и обоснованным, а вину ООО «РН-Юганскнефтегаз» в совершении вменённого административного правонарушения доказанной.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах, обжалуемое постановление № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «РН-Юганскнефтегаз» подлежит отмене, а производство по делу прекращению за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено состоявшееся по делу постановление.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Жалобу защитника Общества с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» ФИО1 удовлетворить.

Постановление начальника Сургутского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Д.В. Кузнецова № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «РН-Юганскнефтегаз» - отменить и прекратить производство по делу об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры лицами, указанными в части 1 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также вынесшим постановление должностным лицом путём подачи жалобы через Сургутский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

РЎСѓРґСЊСЏ

Сургутского районного суда подпись А.А. Гуцало

Копия верна:

Судья Сургутского районного суда А.А. Гуцало

12-274/2018

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Другие
ООО РН-Юганскнефтегаз
Суд
Сургутский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югра
Судья
Гуцало А.А.
Статьи

8.32

Дело на странице суда
surgray.hmao.sudrf.ru
20.09.2018Материалы переданы в производство судье
24.09.2018Истребованы материалы
09.10.2018Поступили истребованные материалы
15.11.2018Судебное заседание
14.01.2019Вступило в законную силу
15.01.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.01.2019Дело оформлено
15.11.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее