Решение по делу № 2-3552/2024 от 29.07.2024

Дело № 2-3552/2024

УИД: 26RS0003-01-2024-004201-07

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 октября 2024 года <адрес>

Октябрьский районный суд <адрес> края, в составе: председательствующего судьи Кузнецовой Н.М.,

при секретаре судебного заседания Панасенко П.А.,

с участием: представителя истца - помощника прокурора <адрес> Черкашиной Е.Ю.,

представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по СК по доверенности Рахимовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску и.о. прокурора <адрес> Шмитько О.С., действующего в защиту прав, свобод и законных интересов Поротовой Зинаиды Васильевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> об обеспечении техническими средствами реабилитации,

У С Т А Н О В И Л:

И.о. прокурора <адрес> Шмитько О.С., действующий в защиту прав, свобод и законных интересов Поротовой З.В. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> об обязании обеспечить Поротову З.В. телевизором с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами, с диагональю 54-66 см. в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; о компенсации морального вреда в размере 10000,00 руб.

В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части обеспечения техническими средствами реабилитации инвалидов. Согласно ч.1 ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение в случае инвалидности. Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (ч.1 ст.9 Закона № 181-ФЗ). Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (ч.1 ст.10 Закона 181-ФЗ). В соответствии со ст.ст. 10, 11, 11.1 Закона № 181-ФЗ государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. К техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации. В пункте 18 Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -р, телевизор с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами. Установлено, что Поротова З.В. является инвалидом II группы. Согласно индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида, выданной бюро медико-социальной экспертизы ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Поротова З.В. нуждается в одном из технических средств реабилитации: телевизор с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами, с диагональю 54-66 см. Однако до настоящего времени Поротова З.В. указанным техническим средством реабилитации не обеспечена. Как следует из информации Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> причиной необеспечения Поротовой З.В. техническим средством реабилитации явилось недостаточное доведение бюджетных ассигнований. Поротова З.В. будет обеспечена техническим средством реабилитации после получения дополнительных бюджетных ассигнований и проведение конкурентной процедуры. Необеспечение Поротовой З.В. необходимым техническим средством реабилитации является недопустимым. Согласно ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. В силу ст.1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего. Необеспечение Поротовой З.В. необходимым техническим средством реабилитации свидетельствует о неисполнении ответственными должностными лицами Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по СК возложенных на них обязанностей. В связи с вышеизложенным, Поротова З.В. имеет право на компенсацию морального вреда. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения с иском в суд.

Представитель истца – помощник прокурора <адрес> Черкашина Е.Ю., действующая по поручению в судебном заседании поддержала требования прокуратуры и просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по СК по доверенности Рахимова Е.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменных возражениях. В дополнение пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ Поротова З.В. поступило заявление об обеспечении указанным техническим средством. Срок обеспечения не может превышать более 30 дней. Конкурс на приобретение не состоялся, закупка не осуществлена до настоящего времени.

Материальный истец Поротова З.В. в судебное заседание не явилась, извещалась судом о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила, заявлений, ходатайств не поступило.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы данного гражданского дела, оценив собранные доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина в сфере охраны здоровья, включая медицинскую помощь, социальной защиты, включая социальное обеспечение, а также в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Как следует из материалов дела, то прокуратурой <адрес> проведена проверка доводов обращения Поротовой З.В. о соблюдении требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части обеспечения техническими средствами реабилитации инвалидов.

Установлено, что в Поротова З.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. является инвалидом группы.

Согласно индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида, выданной бюро медико-социальной экспертизы ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Поротова З.В. нуждается в одном из технических средств реабилитации: телевизор с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами, с диагональю 54-66 см.

ДД.ММ.ГГГГ Поротова З.В. обратилась в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по СК с заявление о получении средства реабилитации, а именно: телевизора с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами.

Однако до настоящего времени Поротова З.В. указанным техническим средством реабилитации не обеспечена.

В силу ч.1 ст.39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение в случае инвалидности.

Согласно положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с ДД.ММ.ГГГГ), настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ, социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

Согласно ч.1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ, реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Абилитация инвалидов - система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество.

Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ, одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе, использование инвалидами технических средств реабилитации.

Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 181-ФЗ).

Согласно ч. 14 ст.11.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ, технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Во исполнение указанной нормы закона постановлением правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).

В абзаце втором пункта 2 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Подпунктом "а" пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).

В силу абз. 1 п.4 данных Правил, заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.

В соответствии с абз.1 п.5 Правил, уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в Правила, которыми введен дифференцированный подход к срокам выдачи направления на получение средств в зависимости от наличия действующего государственного контракта у уполномоченного органа.

При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.

Срок обеспечения инвалида техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.

Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ (начало действия постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ) конкретизированы сроки обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации.

Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации», Фонд пенсионного и социального страхования создан Российской Федерацией в целях осуществления государством пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования, обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, социального обеспечения, предоставления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, а также в целях осуществления иных государственных функций и полномочий, возложенных на Фонд в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ч. 8 ст. 5 Закона № 236-ФЗ, к функциям и полномочиям Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации относится организация мероприятий в области медицинской, социальной и профессиональной реабилитации застрахованных лиц.

В ходе судебного разбирательства установлено, что на момент подачи заявления Поротовой З.В. (ДД.ММ.ГГГГ) на обеспечение изделия по действующему государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ были распределены между получателями, подавшими заявления ранее.

В целях обеспечения получателей ОСФР по <адрес> был проведен анализ рынка с целью заключения государственного контракта на поставку в ДД.ММ.ГГГГ г. получателям телевизоров с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами с диагональю 54-66 см.

По результатам размещения запроса цен от ДД.ММ.ГГГГ , предложения от потенциальных поставщиков не поступили, обоснование начальной максимальной цены контракта (далее - НМЦК) произведено на основе информации из реестра контрактов в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - ЕИС), подготовлена документация для проведения конкурентных процедур.

Запросы котировок в электронной форме (извещения от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ ) не состоялись по причине отсутствия заявок от потенциальных поставщиков.

На размещенный запрос цен от ДД.ММ.ГГГГ поступили 3 коммерческие предложения. Однако на дважды опубликованные извещения о закупке от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ заявки на участие в электронных котировках от потенциальных поставщиков не поступили.

ОСФР по <адрес> были проведены корректировка потребности и повторный анализ рынка путём размещения запроса цен от ДД.ММ.ГГГГ .

В целях обеспечения получателей телевизорами с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами с диагональю 54-66 см. ОСФР по <адрес> в Центральный аппарат СФР отправлен запрос о согласовании увеличения НМЦК (письмо от ДД.ММ.ГГГГ), получен ответ о согласовании (письмо от ДД.ММ.ГГГГ ).

В настоящее время ОСФР по <адрес> проводит подготовку документации для проведения закупки названных технических средств.

В соответствии со ст. ст. 55, 56, 59, 60, 67 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

В силу ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии со ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии с ч.2 ст.195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

На основании вышеизложенного, с учетом установленных фактических обстоятельств дела, а также учитывая, что до настоящего момента инвалид Поротова З.В. не обеспечена необходимым средством технической реабилитации, то суд приходит к выводу об обязании Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> обеспечить Поротову З.В. телевизором с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами, с диагональю 54-66 см., в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида от ДД.ММ.ГГГГ в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Разрешая требование о компенсации морального вреда, суд исходит из следующего.

Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24.11. 1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 150 ГК РФ определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

В силу ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

В силу п.1 ст.1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Статья 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.

В соответствии с пунктом 14 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, под физическими страданиями следует понимать физическую боль, связанную с причинением увечья, иным повреждением здоровья, либо заболевание, в том числе перенесенное в результате нравственных страданий, ограничение возможности передвижения вследствие повреждения здоровья, неблагоприятные ощущения или болезненные симптомы, а под нравственными страданиями - страдания, относящиеся к душевному неблагополучию (нарушению душевного спокойствия) человека (чувства страха, унижения, беспомощности, стыда, разочарования, осознание своей неполноценности из-за наличия ограничений, обусловленных причинением увечья, переживания в связи с утратой родственников, потерей работы, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, раскрытием семейной или врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, временным ограничением или лишением каких-либо прав и другие негативные эмоции).

Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав.

Меры социальной поддержки, предоставляемые в силу закона отдельным категориям граждан, направлены на создание им достойных условий жизни, поддержание их жизнедеятельности, сохранение их здоровья и в связи с этим на обеспечение достоинства их личности.

Таким образом, право определенных категорий граждан на такую меру социальной поддержки, как обеспечение техническими средствами реабилитации тесно связано с личными неимущественными правами гражданина, соответственно, действия, нарушающие это право, лишают гражданина не только возможности поддерживать необходимый жизненный уровень, но и, в свою очередь, отрицательно сказываются на его здоровье, эмоциональном состоянии, затрагивают достоинство личности, то есть одновременно нарушают личные неимущественные права гражданина, причиняя ему тем самым моральный вред (физические и нравственные страдания), в связи с чем, в данном конкретном случае суд усматривает основания для взыскания с ответчика в пользу материального истца компенсации морального вреда в размере 10000,00 руб., полагая указанную суммы не завышенной, соответствующей причиненным нравственным страданиям, поскольку ответчик причинил ему нравственные страдания, связанные с невозможностью получения необходимого и рекомендуемого технического средства реабилитации, предоставляемого инвалиду за счет средств федерального бюджета, в установленный законом срок и длительность не обеспечения необходимым техническим средством..

Таким образом, иск и.о. прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов Поротовой З.В. подлежит удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования и.о. прокурора <адрес> Шпитько О.С. – удовлетворить.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> (ИНН: , ОГРН: ) обеспечить Поротову Зинаиду Васильевну, ДД.ММ.ГГГГ г.р., телевизором с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами, с диагональю 54-66 см. в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> (ИНН: , ОГРН: ) в пользу Поротовой Зинаиды Васильевны, ДД.ММ.ГГГГ г.р., компенсацию морального вреда в размере 10 000,00 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 17.10.2024.

Судья подпись Н.М. Кузнецова

Дело № 2-3552/2024

УИД: 26RS0003-01-2024-004201-07

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 октября 2024 года <адрес>

Октябрьский районный суд <адрес> края, в составе: председательствующего судьи Кузнецовой Н.М.,

при секретаре судебного заседания Панасенко П.А.,

с участием: представителя истца - помощника прокурора <адрес> Черкашиной Е.Ю.,

представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по СК по доверенности Рахимовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску и.о. прокурора <адрес> Шмитько О.С., действующего в защиту прав, свобод и законных интересов Поротовой Зинаиды Васильевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> об обеспечении техническими средствами реабилитации,

У С Т А Н О В И Л:

И.о. прокурора <адрес> Шмитько О.С., действующий в защиту прав, свобод и законных интересов Поротовой З.В. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> об обязании обеспечить Поротову З.В. телевизором с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами, с диагональю 54-66 см. в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; о компенсации морального вреда в размере 10000,00 руб.

В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части обеспечения техническими средствами реабилитации инвалидов. Согласно ч.1 ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение в случае инвалидности. Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (ч.1 ст.9 Закона № 181-ФЗ). Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (ч.1 ст.10 Закона 181-ФЗ). В соответствии со ст.ст. 10, 11, 11.1 Закона № 181-ФЗ государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. К техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации. В пункте 18 Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -р, телевизор с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами. Установлено, что Поротова З.В. является инвалидом II группы. Согласно индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида, выданной бюро медико-социальной экспертизы ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Поротова З.В. нуждается в одном из технических средств реабилитации: телевизор с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами, с диагональю 54-66 см. Однако до настоящего времени Поротова З.В. указанным техническим средством реабилитации не обеспечена. Как следует из информации Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> причиной необеспечения Поротовой З.В. техническим средством реабилитации явилось недостаточное доведение бюджетных ассигнований. Поротова З.В. будет обеспечена техническим средством реабилитации после получения дополнительных бюджетных ассигнований и проведение конкурентной процедуры. Необеспечение Поротовой З.В. необходимым техническим средством реабилитации является недопустимым. Согласно ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. В силу ст.1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего. Необеспечение Поротовой З.В. необходимым техническим средством реабилитации свидетельствует о неисполнении ответственными должностными лицами Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по СК возложенных на них обязанностей. В связи с вышеизложенным, Поротова З.В. имеет право на компенсацию морального вреда. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения с иском в суд.

Представитель истца – помощник прокурора <адрес> Черкашина Е.Ю., действующая по поручению в судебном заседании поддержала требования прокуратуры и просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по СК по доверенности Рахимова Е.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменных возражениях. В дополнение пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ Поротова З.В. поступило заявление об обеспечении указанным техническим средством. Срок обеспечения не может превышать более 30 дней. Конкурс на приобретение не состоялся, закупка не осуществлена до настоящего времени.

Материальный истец Поротова З.В. в судебное заседание не явилась, извещалась судом о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила, заявлений, ходатайств не поступило.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы данного гражданского дела, оценив собранные доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина в сфере охраны здоровья, включая медицинскую помощь, социальной защиты, включая социальное обеспечение, а также в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Как следует из материалов дела, то прокуратурой <адрес> проведена проверка доводов обращения Поротовой З.В. о соблюдении требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части обеспечения техническими средствами реабилитации инвалидов.

Установлено, что в Поротова З.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. является инвалидом группы.

Согласно индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида, выданной бюро медико-социальной экспертизы ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Поротова З.В. нуждается в одном из технических средств реабилитации: телевизор с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами, с диагональю 54-66 см.

ДД.ММ.ГГГГ Поротова З.В. обратилась в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по СК с заявление о получении средства реабилитации, а именно: телевизора с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами.

Однако до настоящего времени Поротова З.В. указанным техническим средством реабилитации не обеспечена.

В силу ч.1 ст.39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение в случае инвалидности.

Согласно положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с ДД.ММ.ГГГГ), настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ, социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

Согласно ч.1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ, реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Абилитация инвалидов - система и процесс формирования отсутствовавших у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация и абилитация инвалидов направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество.

Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ, одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе, использование инвалидами технических средств реабилитации.

Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 181-ФЗ).

Согласно ч. 14 ст.11.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ, технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Во исполнение указанной нормы закона постановлением правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).

В абзаце втором пункта 2 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Подпунктом "а" пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).

В силу абз. 1 п.4 данных Правил, заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.

В соответствии с абз.1 п.5 Правил, уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в Правила, которыми введен дифференцированный подход к срокам выдачи направления на получение средств в зависимости от наличия действующего государственного контракта у уполномоченного органа.

При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.

Срок обеспечения инвалида техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.

Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ (начало действия постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ) конкретизированы сроки обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации.

Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации», Фонд пенсионного и социального страхования создан Российской Федерацией в целях осуществления государством пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования, обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, социального обеспечения, предоставления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, а также в целях осуществления иных государственных функций и полномочий, возложенных на Фонд в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ч. 8 ст. 5 Закона № 236-ФЗ, к функциям и полномочиям Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации относится организация мероприятий в области медицинской, социальной и профессиональной реабилитации застрахованных лиц.

В ходе судебного разбирательства установлено, что на момент подачи заявления Поротовой З.В. (ДД.ММ.ГГГГ) на обеспечение изделия по действующему государственному контракту от ДД.ММ.ГГГГ были распределены между получателями, подавшими заявления ранее.

В целях обеспечения получателей ОСФР по <адрес> был проведен анализ рынка с целью заключения государственного контракта на поставку в ДД.ММ.ГГГГ г. получателям телевизоров с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами с диагональю 54-66 см.

По результатам размещения запроса цен от ДД.ММ.ГГГГ , предложения от потенциальных поставщиков не поступили, обоснование начальной максимальной цены контракта (далее - НМЦК) произведено на основе информации из реестра контрактов в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - ЕИС), подготовлена документация для проведения конкурентных процедур.

Запросы котировок в электронной форме (извещения от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ ) не состоялись по причине отсутствия заявок от потенциальных поставщиков.

На размещенный запрос цен от ДД.ММ.ГГГГ поступили 3 коммерческие предложения. Однако на дважды опубликованные извещения о закупке от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ заявки на участие в электронных котировках от потенциальных поставщиков не поступили.

ОСФР по <адрес> были проведены корректировка потребности и повторный анализ рынка путём размещения запроса цен от ДД.ММ.ГГГГ .

В целях обеспечения получателей телевизорами с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами с диагональю 54-66 см. ОСФР по <адрес> в Центральный аппарат СФР отправлен запрос о согласовании увеличения НМЦК (письмо от ДД.ММ.ГГГГ), получен ответ о согласовании (письмо от ДД.ММ.ГГГГ ).

В настоящее время ОСФР по <адрес> проводит подготовку документации для проведения закупки названных технических средств.

В соответствии со ст. ст. 55, 56, 59, 60, 67 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

В силу ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии со ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии с ч.2 ст.195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

На основании вышеизложенного, с учетом установленных фактических обстоятельств дела, а также учитывая, что до настоящего момента инвалид Поротова З.В. не обеспечена необходимым средством технической реабилитации, то суд приходит к выводу об обязании Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> обеспечить Поротову З.В. телевизором с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами, с диагональю 54-66 см., в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида от ДД.ММ.ГГГГ в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Разрешая требование о компенсации морального вреда, суд исходит из следующего.

Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24.11. 1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 150 ГК РФ определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

В силу ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

В силу п.1 ст.1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Статья 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.

В соответствии с пунктом 14 указанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, под физическими страданиями следует понимать физическую боль, связанную с причинением увечья, иным повреждением здоровья, либо заболевание, в том числе перенесенное в результате нравственных страданий, ограничение возможности передвижения вследствие повреждения здоровья, неблагоприятные ощущения или болезненные симптомы, а под нравственными страданиями - страдания, относящиеся к душевному неблагополучию (нарушению душевного спокойствия) человека (чувства страха, унижения, беспомощности, стыда, разочарования, осознание своей неполноценности из-за наличия ограничений, обусловленных причинением увечья, переживания в связи с утратой родственников, потерей работы, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, раскрытием семейной или врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, временным ограничением или лишением каких-либо прав и другие негативные эмоции).

Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав.

Меры социальной поддержки, предоставляемые в силу закона отдельным категориям граждан, направлены на создание им достойных условий жизни, поддержание их жизнедеятельности, сохранение их здоровья и в связи с этим на обеспечение достоинства их личности.

Таким образом, право определенных категорий граждан на такую меру социальной поддержки, как обеспечение техническими средствами реабилитации тесно связано с личными неимущественными правами гражданина, соответственно, действия, нарушающие это право, лишают гражданина не только возможности поддерживать необходимый жизненный уровень, но и, в свою очередь, отрицательно сказываются на его здоровье, эмоциональном состоянии, затрагивают достоинство личности, то есть одновременно нарушают личные неимущественные права гражданина, причиняя ему тем самым моральный вред (физические и нравственные страдания), в связи с чем, в данном конкретном случае суд усматривает основания для взыскания с ответчика в пользу материального истца компенсации морального вреда в размере 10000,00 руб., полагая указанную суммы не завышенной, соответствующей причиненным нравственным страданиям, поскольку ответчик причинил ему нравственные страдания, связанные с невозможностью получения необходимого и рекомендуемого технического средства реабилитации, предоставляемого инвалиду за счет средств федерального бюджета, в установленный законом срок и длительность не обеспечения необходимым техническим средством..

Таким образом, иск и.о. прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов Поротовой З.В. подлежит удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования и.о. прокурора <адрес> Шпитько О.С. – удовлетворить.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> (ИНН: , ОГРН: ) обеспечить Поротову Зинаиду Васильевну, ДД.ММ.ГГГГ г.р., телевизором с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами, с диагональю 54-66 см. в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> (ИНН: , ОГРН: ) в пользу Поротовой Зинаиды Васильевны, ДД.ММ.ГГГГ г.р., компенсацию морального вреда в размере 10 000,00 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 17.10.2024.

Судья подпись Н.М. Кузнецова

2-3552/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Советского района в интересах Поротовой Зинаиды Васильевны
Поротова Зинаида Васильевна
Ответчики
Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ставропольскому краю
Другие
Прокуратура Октябрьского района г. Ставрополя
Суд
Октябрьский районный суд г. Ставрополя
Дело на сайте суда
oktyabrsky.stv.sudrf.ru
29.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.07.2024Передача материалов судье
02.08.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.08.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.08.2024Подготовка дела (собеседование)
27.08.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.10.2024Судебное заседание
17.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее