43RS0042-01-2024-000234-07
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 апреля 2024 года пгт Юрья Кировской области
Юрьянский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Братухиной Е.А.,
при секретаре Козловских О.В.,
при участии помощника прокурора Юрьянского района Сунцова Г.А.,
при участии представителя ответчика председателя СНТ Витвинова В.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-193/2024 по иску прокурора Юрьянского района к садоводческому некоммерческому товариществу 5 «Мавридичи, Силичи 5/1» о возложении обязанности создать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов и заключить договор с региональным оператором в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Юрьянского района обратился в суд с иском защиту прав и интересов неопределённого круга лиц к садоводческому некоммерческому товариществу 5 «Мавридичи, Силичи 5/1» (далее – СНТ 5 «Мавридичи, Силичи 5/1») о возложении обязанности создать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов и заключить договор с региональным оператором в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
В обоснование иска указал, что в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства об отходах производства и потребления выявлены нарушения закона в деятельности СНТ 5 «Мавридичи, Силичи 5/1». В нарушение требований законодательства накопление и транспортирование твёрдых коммунальных отходов с территории СНТ должным образом не организовано, договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами с региональным оператором АО «Куприт» не заключён, места накопления отходов не определены, контейнерная площадка, соответствующая нормативным требованиям, не оборудована. Невыполнение СНТ указанных требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды может повлечь за собой наступление негативных последствий, а также приводит к нарушению прав и законных интересов собственников садовых (огородных) земельных участков, и граждан, посещающих товарищество, на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду и безопасные условия проживания.
Просит обязать ответчика в срок до 01.10.2024 создать место (площадку) накопления твёрдых коммунальных отходов, соответствующую требованиям п.3 раздела II санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3; обязать в срок до 01.11.2024 заключить договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами с региональным оператором акционерным обществом «Куприт».
Третье лицо администрация Юрьянского района Кировской области в отзыве на исковое заявление указала, что СНТ в администрацию с заявлением о согласовании создания места (площадки) накопления ТКО не обращалось; оставила разрешение спора на усмотрение суда.
Третье лицо АО «Куприт» в отзыве полагает заявленные прокурором требования подлежащими удовлетворению. Указывает, что в адрес АО «Куприт» не поступала заявка на заключение договора на оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО со стороны СНТ 5 «Мавридичи, Силичи 5/1».
В судебном заседании помощник прокурора Юрьянского района Сунцов Г.А. исковые требования поддержал в полном объеме по указанным в иске основаниям.
Представитель ответчика председатель СНТ Витвинов В.Е. в судебном заседании (до перерыва) возражал против удовлетворения заявленных требований, указал, что в садоводстве 750 участков, многие заброшены. На некоторых участках люди проживают постоянно. До 2019 года в садоводстве были установлены короба, куда складывался мусор, садоводством нанималась машина для вывоза мусора. В 2019 г. короба убрали, садоводы мусор вывозят самостоятельно на своих машинах в г.Киров. Дорога от СНТ до трассы составляет 4 км, садоводы своими силами поддерживают её надлежащее состояние. В случае установки контейнеров будет скапливаться мусор, будут бегать крысы, что вызовет недовольство садоводов, а также при проезде большегрузных машин АО «Куприт» дорога будет разбиваться. Земли общего пользования в садоводстве имеются.
Третьи лица, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, извещены, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.
При таких обстоятельствах суд, с учётом мнения сторон, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, заслушав помощника прокурора, представителя ответчика, изучив письменные доказательства, приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Согласно ст. ст. 41, 42 Конституции РФ, каждый гражданин имеет, на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (ч.1).
Пункт 2 статьи 11 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) предусматривает обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
В силу ч.1 ст.13.4 Федерального закона № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Согласно п.4 ст.24.7 Федерального закона № 89-ФЗ, собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Согласно п.1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п.5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) настоящих Правил.
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки (п. 3 раздела II СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3).
Согласно п.6 ч.7 ст.18 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к полномочиям правления товарищества относится, в том числе принятие решений о заключении договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Пунктами 3 и 4 раздела II Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039, предусмотрено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов. В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.
Пунктом 5.4 СП 53.13330.2019 «Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения», утвержденных приказом Минстроя России от 14.10.2019 № 618/пр, предусмотрено, что территория ведения садоводства состоит, в том числе, из земельных участков общего назначения, к которым относятся земли, занятые площадками и участками объектов имущества общего пользования.
В состав зданий, сооружений общего назначения входят площадки для контейнеров твёрдых коммунальных отходов (таблица 5.1 пункта 5.5 СП 53.13330.2019).
На территории ведения садоводства и за ее пределами запрещается организовывать свалки отходов. Органические отходы должны утилизироваться на садовых земельных участках. Для не утилизированных отходов (стекло, металл, полиэтилен и др.) на земельных участках общего назначения должны быть предусмотрены площадки для установки контейнеров твёрдых коммунальных отходов (по таблице 5.1) (п. 5.10 СП 53.13330.2019).
Площадки накопления твёрдых коммунальных отходов должны быть огорожены с трех сторон глухим ограждением высотой не менее 1,5 м, иметь твердое покрытие и размещаться на расстоянии не менее 20 м и не более 500 м от границ садовых земельных участков.
Таким образом, в число обязательных объектов общего имущества садового товарищества входят контейнерные площадки.
В соответствии с п.3.9 Правил благоустройства и санитарного содержания территории муниципального образования Подгорцевское сельское поселение, утвержденных решением Думы Подгорцевского сельского поселения от 30.03.2018 № 50/3, землепользователи садоводческих участков обязаны обеспечить надлежащее санитарное состояние прилегающих территорий, не допускать образования несанкционированных свалок бытовых отходов (л.д. 17-18).
С учётом изложенного обязанность по созданию мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов лежит, в том числе, на садоводческих товариществах.
Из представленных в материалы дела документов следует, что в ходе проведённой прокуратурой Юрьянского района проверки соблюдения законодательства об отходах производства и потребления установлено, что в нарушение требований законодательства накопление и транспортировка твёрдых коммунальных отходов с территории СНТ должным образом не организованы, договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами с региональным оператором АО «Куприт» не заключён, места накопления отходов не определены, контейнерная площадка, соответствующая нормативным требованиям, не оборудована (л.д.19-25, 27, 35, 37-38).
Данные обстоятельства представителем ответчика в судебном заседании не оспариваются.
Вместе с тем, невыполнение СНТ вышеприведённых требований может повлечь негативные последствия, нарушает права собственников садовых земельных участков и граждан, посещающих товарищество, на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, безопасные условия проживания.
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, с учётом приведённых выше правовых норм, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований прокурора о возложении на СНТ 5 «Мавридичи, Силичи 5/1» обязанности по созданию места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов, соответствующего требованиям п.3 раздела II санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3; возложении на СНТ 5 «Мавридичи, Силичи 5/1» обязанности по заключению договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами с региональным оператором АО «Куприт».
Доводы ответчика в обоснование несогласия с заявленными требованиями (о несогласии членов садоводства с установкой контейнеров, необходимости несения дополнительных расходов за вывоз мусора, возможном приведении дороги, ведущей к СНТ, в ненадлежащее состояние вследствие проезда большегрузных машин, осуществляющих вывоз ТКО) судом не принимаются во внимание, поскольку не освобождают ответчика от обязанности выполнения требований законодательства. Ответчиком не представлено доказательств невозможности создания места (площадки) накопления ТКО, а также отсутствия возможности подъезда для грузовых транспортных средств.
По правилам ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд должен установить срок, в течение которого указанные действия подлежат совершению.
Определяя срок, в течение которого СНТ 5 «Мавридичи, Силичи 5/1» обязано исполнить вышеуказанные требования, суд, принимая во внимание фактические обстоятельства дела, необходимость проведения общего собрания членов садоводства, изыскания денежных средств на осуществление указанных мероприятий, полагает возможным согласиться с указанным прокурором в иске сроком и установить ответчику срок исполнения решения суда в части требований по созданию мест накопления твёрдых коммунальных отходов до 01.10.2024, по заключению договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами - до 01.11.2024.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Юрьянского района удовлетворить.
Обязать садоводческое некоммерческое товарищество 5 «Мавридичи, Силичи 5/1» (ИНН 4338008840) в срок до 01 октября 2024 года создать место (площадку) накопления твёрдых коммунальных отходов, соответствующую требованиям п.3 раздела II санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3.
Обязать садоводческое некоммерческое товарищество 5 «Мавридичи, Силичи 5/1» (ИНН 4338008840) в срок до 01 ноября 2024 года заключить договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами с региональным оператором акционерным обществом «Куприт».
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Кировский областной суд через Юрьянский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Е.А. Братухина
Мотивированное решение изготовлено 24.04.2024.