к делу № 2а-370/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 января 2019 года г. Таганрог Ростовской области
Таганрогский городской суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Верещагиной В.В.,
при секретаре судебного заседания Панчихиной В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области к негосударственному образовательному учреждению начального профессионального образования Таганрогского городского отделения Ростовского регионального отделения общественной организации ВОА, заинтересованное лицо УФНС России по Ростовской области о ликвидации некоммерческой организации и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц,
УСТАНОВИЛ:
Главное Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области (далее - ГУ Минюста РФ по РО) обратилось в суд с административным исковым заявлением о ликвидации негосударственного образовательного учреждения начального профессионального образования Таганрогского городского отделения Ростовского регионального отделения общественной организации ВОА (далее – НОУ НПО Таганрогского городского отделения Ростовского регионального отделения общественной организации ВОА) и исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).
В обоснование иска указано, что НОУ НПО Таганрогского городского отделения Ростовского регионального отделения общественной организации ВОА зарегистрировано Управлением Федеральной налоговой службы по Ростовской области 16.01.2004г., <данные изъяты>.
В ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций ГУ Минюста РФ по РО организация внесена за учетным номером 6114040282.
Согласно п. 5 ст. 108 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» наименование и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с данным Федеральным законом не позднее 01.07.2016г.
В нарушение указанной правовой нормы не были приведены в соответствие с вышеуказанным Федеральным законом наименование и устав НОУ НПО Таганрогского городского отделения Ростовского регионального отделения общественной организации ВОА.
В отношении НОУ НПО Таганрогского городского отделения Ростовского регионального отделения общественной организации ВОА было вынесено предупреждение от 10.10.2016г. №61/03-1893 об обязании привести в соответствие с Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» наименование и устав организации.
В связи с неисполнением указанного предупреждения в отношении НОУ НПО Таганрогского городского отделения Ростовского регионального отделения общественной организации ВОА было вынесено повторное предупреждение от 20.08.2018г. № 61/03-16652. Повторное предупреждение также не было исполнено.
Административный истец просит суд ликвидировать НОУ НПО Таганрогского городского отделения Ростовского регионального отделения общественной организации ВОА <данные изъяты> и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.
Представитель административного истца ГУ Минюста РФ по РО в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте его проведения, направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного истца. Кроме того, в ходатайстве указал, что по состоянию на 28.12.2018г. нарушения административным ответчиком не устранены.
В судебное заседание представитель административного ответчика – НОУ НПО Таганрогского городского отделения Ростовского регионального отделения общественной организации ВОА не явился, о времени, дате и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом, в суд вернулся почтовый конверт с отметкой «истек срок хранения».
В соответствии с ч.1 ст.96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС Российской Федерации), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются судом или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова.
Ч.3 ст.54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.
Суд предпринял меры для надлежащего извещения административного ответчика о времени, дате и месте рассмотрения дела, извещение было направлено в адрес административного ответчика заблаговременно по адресу его регистрации, возвращено по истечении срока хранения.
Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является препятствием для рассмотрения судом дела по существу.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной налоговой службы по Ростовской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте его проведения.
Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц в порядке КАС Российской Федерации).
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что НОУ НПО Таганрогского городского отделения Ростовского регионального отделения общественной организации ВОА зарегистрировано Управлением Федеральной налоговой службы по Ростовской области 16.01.2004г., <данные изъяты>. В ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций ГУ Минюста РФ по РО организация внесена за учетным номером 6114040282.
Согласно п. 5 ст. 108 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» наименование и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с данным Федеральным законом не позднее 1 июля 2016 года.
В нарушение указанной правовой нормы не были приведены в соответствие с вышеуказанным Федеральным законом наименование и устав НОУ НПО Таганрогского городского отделения Ростовского регионального отделения общественной организации ВОА.
В связи с этим ГУ Минюста РФ по РО в отношении НОУ НПО Таганрогского городского отделения Ростовского регионального отделения общественной организации ВОА было вынесено предупреждение от 10.10.2016г. №61/03-1893 об обязании привести в соответствие с Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» наименование и устав организации.
По причине неисполнения указанного предупреждения в отношении НОУ НПО Таганрогского городского отделения Ростовского регионального отделения общественной организации ВОА было вынесено повторное предупреждение от 20.08.2018г. № 61/03-16652. Повторное предупреждение административным ответчиком также не было исполнено.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
В силу пункта 4.1 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004г. № 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе религиозных организаций.
Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2012г. № 705 (далее - Положение).
Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.
Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (подпункт «а» пункта 6 Положения).
Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом «О некоммерческих организациях», а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт 3 и абзац 1 пункта 5 Положения).
Должностные лица органов государственного надзора, указанные в пункте 9 Положения, при осуществлении государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом «б» пункта 10 Положения; проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами; в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации и (или) совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, выносить письменное предупреждение (представление) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца, а также принимать иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (подпункты «а», «г» и «д» пункта 10 Положения, а также подпункты 1, 4 и 5 пункта 5 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).
В соответствии с п. 96 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста Российской Федерации от 30.12.2011г. №456, центральный аппарат (территориальный орган) по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным пунктом 10 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, ГУ Минюста РФ по РО является тем государственным органом, которому право на предъявление требования о ликвидации некоммерческой организации предоставлено законом.
Пунктами 1 и 3 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» на некоммерческие организации возложена обязанность предоставлять информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации; представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 10 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных данной статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
С 01.09.2013г. вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012г. №-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», который установил правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определил правовое положение участников отношений в сфере образования, а также требования к наименованию и уставам образовательных организаций.
Как ранее было указано, согласно п. 5 ст. 108 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» наименование и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с данным Федеральным законом не позднее 1 июля 2016 года.
В нарушение вышеприведенных законоположений НОУ НПО Таганрогского городского отделения Ростовского регионального отделения общественной организации ВОА на протяжении длительного времени (в течение нескольких лет), несмотря на вынесенные в его адрес ГУ Минюста РФ по РО предупреждения, не были приведены в соответствие наименование и устав данного учреждения.
Указанное правонарушение, являясь по своей правовой природе существенным, влечет возникновение основания для применения к нему санкции, предусмотренной вышеуказанным Федеральным законом.
Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 1246-О, обладание правами юридического лица сопряжено с обязанностями, которые, в частности, организация должна исполнять, будучи юридическим лицом, - при том, что их неисполнение может влечь ответственность именно самой организации, а не только ее руководителей и членов, - а также с применением к организации соответствующей меры принуждения.
Эта мера принуждения может применяться к юридическим лицам различных видов, как в судебном, так и во внесудебном порядке и предназначена обеспечить достоверность сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, доверие к этим сведениям со стороны третьих лиц и стабильность гражданского оборота, препятствовать недобросовестному использованию статуса юридических лиц.
Судом установлено, что административный ответчик не выполняет возложенную на него законом обязанность в течение нескольких лет.
В своем Постановлении от 18.07.2003г. № 14-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что неисполнение организацией законной обязанности может быть квалифицировано как существенное, а возможные последствия, связанные с нарушением баланса публичных и частных интересов - создающими угрозу стабильности гражданского оборота. При таких обстоятельствах, решение о ликвидации такой организации является адекватной мерой, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
Поскольку согласно требованиям ч. 9 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо считается прекратившим существование после внесения записи об этом в ЕГРЮЛ, рассмотрение вопроса о ликвидации некоммерческой организации с учетом положений ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации сопряжено с разрешением вопроса о правовой судьбе организации. При ином подходе в условиях, когда учредители и иные уполномоченные лица устранились от управления организации, уклоняются от исполнения возложенных на них обязанностей в течение длительного времени, решение суда о ликвидации соответствующей некоммерческой организации будет неисполнимым, что прямо противоречит требованиям ст. 16 КАС Российской Федерации.
Принимая во внимание вышеуказанные положения закона и установленные судом обстоятельства дела, оценивая все представленные доказательства по правилам ст. 84 КАС Российской Федерации, суд приходит к выводу об обоснованности и доказанности заявленных административных исковых требований, в связи с чем исковые требования удовлетворяет в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░, <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 15.01.2019 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░