Решение по делу № 2-700/2023 от 20.03.2023

Дело № 2-700/2023

11RS0009-01-2023-000454-37

Решение

Именем Российской Федерации

Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Степанова И.А.,

при секретаре судебного заседания Черкасовой А.И.,

с участием истца Хороброва Р.Г. и представителя ответчика администрации муниципального района «Княжпогостский» Верещагиной С.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 09 июня 2023 года в г. Емве гражданское дело по иску Хороброва Р. Г., к администрации муниципального района «Княжпогостский» о возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда,

установил:

Хоробров Р.Г. обратился с иском к администрации муниципального района «Княжпогостский» о возложении обязанности включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, а также предоставить жилье. В обоснование иска Хоробров Р.Г. указал, что он остался без попечения родителей, так как родители лишены родительских прав по решению суда от <ДД.ММ.ГГГГ>. С <ДД.ММ.ГГГГ> по <ДД.ММ.ГГГГ> Хоробров Р.Г. находился на государственном обеспечении, однако по достижению совершеннолетия никто его жилищные права не защитил, о правах на жилье не разъяснил. С 2000 по 2008 год, Хоробров Р.Г. отбывал наказание в виде лишения свободы, находясь в этот период непродолжительное время на свободе.

В судебном заседании Хоробров Р.Г. исковое заявление поддержал, дополнительно пояснив, что основной причиной необеспеченности жильем является ненадлежащее исполнение образовательными учреждениями и органом местного самоуправления обязанностей, в том числе по информированию о правах и закрепленных гарантиях. Хоробров Р.Г. по достижению совершеннолетия был осужден к реальному лишению свободы. В 2003 году он обращался в администрацию муниципального района «Княжпогостский» за получением жилья, однако ему сказали, что за ним закреплено жилье. При этом, какое жилье конкретно было закреплено, он не знал. Письменное обращение впервые поступило от него в 2023 году. В <адрес>, где он был зарегистрирован, он не проживал. После смерти отца в 2002 году это жилье пустовало и стало непригодным, а его матери в 2008 году дали ведомственное жилье в <адрес>. Кроме того, его сестра на основании апелляционного определения Верховного Суда Республики Коми в аналогичной ситуации включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.

Представитель ответчика администрации муниципального района «Княжпогостский» Верещагина С.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, указывая на то, что Хоробров Р.Г. обратился в администрацию муниципального района «Княжпогостский» с соответствующим заявлением после 23-х лет, обращений до 2023 года с такими заявлениями в уполномоченные органы не установлено. Причины пропуска срока за реализацией права на жилье представитель ответчика считала неуважительными.

Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление, подлежащим удовлетворению, в силу следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, веденной в действие с 01.01.2013 Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от 08.02.1998, действовавшей на момент достижения Хоробровым Р.Г. совершеннолетия) дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действующей с 01 января 2013 года), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (часть 1).

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (часть 7).

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (часть 9).

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи (часть 3).

В Республике Коми с 01.01.2013 государственными полномочиями по обеспечению специализированными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наделены органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми (Закон Республики Коми от 07.12.2012 № 104-РЗ, утративший силу с 01.01.2016, и действующий Закон Республики Коми от 01.12.2015 № 115-РЗ).

До 01 января 2013 года обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Республике Коми осуществлялось на основании статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ (в редакциях, действовавших до 01.014.2013) и Закона Республики Коми от 22.11.2010 № 139-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма», согласно которому органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми с 01.01.2011 были наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями, предоставляемыми по договору социального найма, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения либо имеющих закрепленное жилое помещение частного жилищного фонда, находящееся в собственности граждан, признанное в установленном порядке непригодным для постоянного проживания, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Таким образом, с 01.01.2011 государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Республике Коми наделены органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми, а в Княжпогостском районе – администрация муниципального района «Княжпогостский».

С 01.01.2007 до 01.01.2011 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались жилым помещениями на основании пункта 9 статьи 1 Закона Республики Коми от 04.07.2006 № 54-РЗ «О категориях граждан, имеющих право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда Республики Коми по договорам социального найма, и порядке предоставления им указанных жилых помещений по договорам социального найма». В силу статьи 4 этого закона принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется, в том числе, граждан из числа категорий, указанных в пунктах 5 - 9 статьи 1 Закона Республики Коми от 04.07.2006 № 54-РЗ, – органом исполнительной власти Республики Коми, уполномоченным Правительством Республики Коми.

В статье 11 этого же закона указано, что граждане, принятые на учет до 01.03.2005 с целью последующего предоставления им жилого помещения по договорам социального найма, сохраняют право состоять на указанном учете исходя из даты постановки на учет до 01.03.2005.

На основании постановления Правительства Республики Коми от 18.01.2007 № 3 государственные полномочия по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляло Министерство образования и высшей школы Республики Коми.

С 01.01.2008 по 31.12.2010 государственные полномочия по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляло Агентство Республики Коми по социальному развитию (постановления Правительства Республики Коми от 09.10.2006 № 252 и от 08.02.2011 № 10).

До января 2007 года в соответствии со статьей 6 Закона Республики Коми от 25.12.1998 № 53-РЗ «Об организации деятельности по осуществлению опеки и попечительства в Республике Коми» (утратившего силу с 01.01.2008 в связи с принятием Закона Республики Коми от 08.11.2007 № 96-РЗ) полномочия по постановке на регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение жильем граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относились органам опеки и попечительства. Органами опеки и попечительства в силу статьи 4 указанного закона являлись органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Республики Коми.

Районная администрация руководила опекой и попечительством в районе на основании пункта 7 статьи 64 Закона Российской Федерации от 06.07.1991 № 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации».

На момент достижения Хоробровым Р.Г. совершеннолетия (<ДД.ММ.ГГГГ>) действовал пункт 2 статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР (утративший силу 01.03.2005), которым было установлено, что вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, – если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.

В Республике Коми принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставление жилых помещений в Республике Коми осуществлялось в порядке, установленном Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Республике Коми, утвержденных Указом Главы Республики Коми от 27.05.1999 № 190. Согласно которым принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производился по месту жительства решением органа местного самоуправления, а по месту работы – совместным решением администрации и выборного органа.

Заявление о постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, подлежало рассмотрению в течение одного месяца со дня поступления. О принятом решении гражданам сообщается в письменной форме (пункт 18).

Таким образом, до 01.01.2007 учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения, и предоставление жилого помещения осуществлялись органами местного самоуправления по месту жительства указанной категории лиц.

При этом предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как в силу ранее действовавшего, так и действующего законодательства возможно только по письменному обращению таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении. Из этого следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. При обращении в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении после достижения возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на постановку на учет, как лица, имеющие право на предоставление предусмотренных Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ мер социальной поддержки, так как при этом не соблюдается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

При разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет (Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2020).

Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.11.2013, отсутствие лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения.

В ходе разрешения настоящего спора судом установлено, что Хоробров Р.Г. после лишения родителей родительских прав решением <адрес> <адрес> от <ДД.ММ.ГГГГ> остался без попечения родителей.

Решением исполнительного комитета <данные изъяты> от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> за Хоробровым Р.Г. закреплена жилая площадь на время его воспитания в государственном учреждении.

С 31.08.1988 по 01.10.1997 Хоробров Р.Г. вопитывался в <данные изъяты> и по окончании 9 класса выбыл на обучение в <данные изъяты>, однако обучение не закончил.

12.07.2000 Хоробров Р.Г. осужден <данные изъяты> к лишению свободы и освобожден <ДД.ММ.ГГГГ>.

15.04.2004 Хоробров Р.Г. осужден <данные изъяты> к лишению свободы, до приговора взят под стражу <ДД.ММ.ГГГГ>, освобожден <ДД.ММ.ГГГГ>.

Из материалов дела следует, что до достижения Хороброва Р.Г. совершеннолетние он не был поставлен в качестве нуждающегося в получении жилья в <адрес> и <адрес>, так как жилье было закреплено решением <данные изъяты> от <ДД.ММ.ГГГГ> <№>.

Обращений образовательных и иных учреждений в интересах Хороброва Р.Г. судом также установлено не было.

Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми также такими сведениями не обладает.

Решением <данные изъяты> от 18.02.2016 Хоробров Р.Г. признан утратившим право пользования жилым помещением, расположенным в <адрес>.

Хоробров Р.Г. обратился в администрацию муниципального района «Княжпогостский» с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, <ДД.ММ.ГГГГ>.

Суд учитывает, что в решении исполнительного комитета Трактовского поселкового Совета народных депутатов от 30.01.1990 № 1/5 не было указано конкретного жилого помещения, которое закреплялось за Хоробровым Р.Г., что в совокупности с его возрастом (до 23 лет) и правовой неграмотностью, длительными осуждениями Хороброва Р.Г. к лишению свободы, невыполнения органами местного самоуправления и образовательными учреждениями всех мер для обеспечения его жильем (разъяснения ему прав и закрепленных за ним гарантий) лишило его возможности реализовать свое право на получение жилья.

Позицию истца о том, что в силу неопределенности и приведенных выше обстоятельств, после обращения в 2003 году в администрацию муниципального района «Княжпогостский», у него опустились руки, из-за чего он перестал обращаться за получением жилья, суд считает заслуживающей внимания.

При изложенных обстоятельствах Хоробров Р.Г. должен быть обеспечен жилым помещением специализированного муниципального жилищного фонда.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального района «Княжпогостский» включить Хороброва Р. Г. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.

Обязать администрацию муниципального района «Княжпогостский» (ИНН 1117003968) предоставить Хороброву Р. Г. (паспорт серия <№> <№>) на территории муниципального образования муниципального района «Княжпогостский» жилое помещение специализированного муниципального жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления по месту нахождения предоставляемого жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Княжпогостский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.

Судья И.А. Степанов

Мотивированное решение составлено 19 июня 2023 года.

2-700/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Хоробров Роман Геннадьевич
Ответчики
Администрация муниципального района "Княжпогостский"
Суд
Княжпогостский районный суд Республики Коми
Судья
Степанов Илья Александрович
Дело на странице суда
knsud.komi.sudrf.ru
20.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.03.2023Передача материалов судье
27.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.04.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
17.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.05.2023Судебное заседание
09.06.2023Судебное заседание
19.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.06.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее