УИД № 11RS0001-01-2022-005616-91 Дело № 2а-6034/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Печининой Л.А.,
при секретаре Смолевой Ю.В.,
с участием представителя административного истца помощника прокурора Туршатовой В.Ю.,
представителя административного ответчика администрации МО ГО «Сыктывкар» Ладанова А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 21 июля 2022 года административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора г. Сыктывкара, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации МО ГО «Сыктывкар», руководителю администрации МО ГО «Сыктывкар» Хозяиновой Н.С. о признании незаконным постановления от 22.04.2020 № 4/986 «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» в части установления срока расселения граждан, проживающих в многоквартирном доме 14 «а» по ул. Сосновая г. Сыктывкара, до 2027 года, возложении обязанности установить разумный срок расселения граждан, проживающих в многоквартирном доме <данные изъяты>,
установил:
и.о. прокурор г. Сыктывкара в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным пункта 2 постановления администрации МО ГО «Сыктывкар» 22.04.2020 № 4/986 «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» в части установления срока расселения граждан, проживающих в многоквартирном доме <данные изъяты> до 2027 года, возложении обязанности установить разумный срок расселения граждан, проживающих в многоквартирном доме 14 «а» по ул. Сосновая г. Сыктывкара, в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
В обоснование заявленных требований, ссылаясь на угрозу жизни и здоровью граждан в результате аварийности дома, угрозы возможного обрушения, которая имелась с момента признания многоквартирного дома в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, истец настаивает на том, что установленный администрацией МО ГО «Сыктывкар» срок расселения жителей многоквартирного дома признанного аварийным и подлежащим сносу до 2027 года нельзя признать разумным, руководствуясь тем, что проживание в указанном доме представляет опасность для жизни и здоровья не только проживающих в указанном многоквартирном доме людей ввиду угрозы самопроизвольного разрушения МКД, которое может повлечь причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, что не учитывалось администрацией при принятии постановления. Ранее внесенный протест на постановление администрацией МО ГО «Сыктывкар» оставлен без удовлетворения.
Судом к участию в деле привлечены в качестве административного ответчика глава МО ГО «Сыктывкар» - руководитель администрации МО ГО «Сыктывкар» Хозяинова Н.С., в качестве заинтересованных лиц собственники жилых помещений многоквартирного дома.
Прокурор в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований в полном объеме по доводам, изложенным в их обоснование.
Представитель административного ответчика администрации МО ГО «Сыктывкар» возражал против удовлетворения заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в письменных возражениях.
Заинтересованные лица, привлеченные к участию в деле, участия в судебном заседании не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
Судом дело рассмотрено при имеющейся явке лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив в соответствии с требованиями статьей 84 Кодекса административного судопроизводства РФ представленные в дело доказательства, суд приходит к следующему.
В развитие статьи 46 (часть 1) Конституции РФ федеральный законодатель предусмотрел, что всякое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса в порядке, установленном законом. Тем самым предполагается, что заинтересованные лица вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса в установленном порядке.
Согласно части 1 стати 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с часть 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела и установлено судом, заключением межведомственной комиссии администрации МО ГО «Сыктывкар» от 30.03.2020 № 8 на основании технического отчета по обследованию многоквартирного жилого дома, выполненного Северный филиал АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» 2020 года, принято решение о выявлении оснований для признания многоквартирного жилого дома <данные изъяты> аварийным и подлежащим сносу.
22.04.2020 администрацией МО ГО «Сыктывкар» вынесено постановление № 4/986 о признании многоквартирного жилого дома <данные изъяты> аварийным и подлежащим сносу. Постановлено принять меры по расселению граждан, проживающих в указанном многоквартирном жилом доме, в срок до 2027 года.
Полагая, что срок принятия мер к расселению граждан, указанный в пункте 2 постановления администрации МО ГО «Сыктывкар» не является разумным, так как спорный многоквартирный дом представляет собой угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан и может прекратить свое существование как объект недвижимости, прокурор г. Сыктывкара обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Согласно статьи 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан из аварийного жилищного фонда установлены Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Законом «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу статьи 16 и пункта 3 статьи 2 Закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (статья 32 Жилищного кодекса РФ).
В случае не включения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса РФ.
Пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ установлено, что к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
На основании части 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.
В силу абзаца второго пункта 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ
В силу приведенного закона, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц относится к компетенции органа местного самоуправления.
Конкретные сроки, в которые производится отселение жильцов дома, а собственникам необходимо снести аварийный жилой дом, законом не установлен, однако они должны отвечать требованиям разумности.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ в пункте 22 постановления от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для направления органом, принявшим такое решение к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийным дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
Как следует из пункта 2 части 2 статьи 16 «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21.07.2007 № 185-ФЗ в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения.
В соответствии заключением Северный филиал АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» 2020 года, на основании которого межведомственной комиссией МО ГО «Сыктывкар» принято заключение о признании дома <данные изъяты> аварийным и подлежащим сносу, многоквартирный дом 1982 года постройки, сроком эксплуатации 38 лет, установлено аварийное техническое состояние несущих и ограждающих конструкций, имеются нарушения требований пожарной безопасности, в исследуемом объекте ухудшение технических характеристик ограждающих конструкций здания привело к изменениям параметров микроклимата жилых помещений, не позволяющих обеспечить соблюдение санитарно – эпидемиологических требований гигиенических нормативов. Внутренняя температура ниже допустимой, повышенная влажность, наличие плесени, грибка, насекомых и грызунов, создают угрозу жизни и здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. Учитывая аварийное техническое состояние и угрозу обрушения, проведение капитального ремонта нецелесообразно. Согласно представленному заключению при рассмотрении вопроса о пригодности многоквартирного дома для дальнейшего проживания рекомендуется признать его аварийным и подлежащим сносу.
Имеющиеся в отчете фотоматериалы подтверждают выше описанное состояние дома, и также подтверждает, что дальнейшее проживание в аварийном доме, создает угрозу для жизни и здоровья собственников и нанимателей, а также членов их семей.
С учетом установленных по делу обстоятельств, на основании оценки представленных в материалах дела доказательств, суд приходит к выводу о том, что многоквартирный дом <данные изъяты>, признанный аварийным и подлежащим сносу, представляет собой угрозу обрушения, в результате которого может быть причинен вред здоровью, имуществу как проживающим в нем собственникам, нанимателям, так и иным лицам, посещающим данный аварийный, ветхий дом.
В результате чрезвычайной ситуации, указанный дом, разрушаясь, может не только причинить вред окружающим и неопределенному кругу лиц, но и прекратить свое существование как объект недвижимости.
При таких обстоятельствах, учитывая степень аварийности дома, конструктивные элементы которого находятся в разрушенном состоянии, суд приходит к выводу о том, что установленный срок для принятия мер по расселению граждан до 2027 года не отвечает требованиям разумности, является чрезмерно длительным, допускающим возможность дальнейшего проживания собственников, нанимателей и членов их семей в условиях, угрожающих жизни и здоровью.
При таких обстоятельствах, определенный пунктом 2 постановления администрации МО ГО «Сыктывкар» срок принятия мер к расселению граждан, проживающих в жилых помещениях многоквартирного дома <данные изъяты> аварийным и подлежащим сносу – до 2027 года, не может быть признан разумным, отвечающим установленным в законе требованиям.
Поскольку в силу приведенных выше норм права определение срока отселения физических и юридических лиц из многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, как указывалось выше, относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления, и, соответственно, установление такого срока в судебном порядке недопустимо, суд приходит к выводу о необходимости возложить на административного ответчика обязанность по установлению иного разумного срока принятия мер по расселению граждан, проживающих в жилых помещениях многоквартирного дома 14 «а» по ул. Сосновая г. Сыктывкара аварийным и подлежащим сносу, в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу.
Оценивая доводы представленных возражений, суд исходит из того, что приведенные в обоснование разумности сроков расселения обстоятельства, таковыми не являются.
Право граждан на благоприятные и безопасные условия проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия установленного административным ответчиком срока отселения граждан из спорного многоквартирного дома, представляющего особую опасность для жизни и здоровья граждан. Предоставление в порядке статьи 95 Жилищного кодекса РФ маневренного фонда, исходя из того, что вселение граждан в помещения маневренного фонда является правом последних, носит временных характер и не может считаться исполнением гарантированных прав граждан, не ставит под сомнение обоснованности и правомерности требований иска.
Принимая решение по делу, суд также исходит из того, что право прокурора на обращение в суд с настоящим иском регламентировано в статье 39 Кодекса административного судопроизводства РФ, из которой следует, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Расселение аварийного дома, законность срока которого являлась предметом оценки суда в рамках настоящего дела, как этапа, предшествующего сносу дома, признанного аварийным и несущего угрозу обрушения, затрагивает права не только лиц, указанных выше, но и неопределенного круга лиц.
С учетом изложенного заявленные и.о. прокурором г. Сыктывкара требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
административное исковое заявление и.о. прокурора г. Сыктывкара, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации МО ГО «Сыктывкар», руководителю администрации МО ГО «Сыктывкар» Хозяиновой Н.С. о признании незаконным постановления от 22.04.2020 № 4/986 «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» в части установления срока расселения граждан, проживающих в многоквартирном доме <данные изъяты>, до 2027 года, возложении обязанности установить разумный срок расселения граждан, проживающих в многоквартирном доме <данные изъяты>, удовлетворить.
Признать незаконным пункт 2 постановления администрации МО ГО «Сыктывкар» от 22.04.2020 № 4/986 в части установления срока расселения граждан, проживающих в многоквартирном доме <данные изъяты>, до 2027 года.
Возложить на администрацию МО ГО «Сыктывкар» обязанность устранить нарушение путем определения разумного срока расселения граждан, проживающих в многоквартирном <данные изъяты>, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение одного месяца со дня составления в окончательной форме.
Судья Л.А. Печинина
<данные изъяты>