Дело № 2а-4187/2017
Полный текст изготовлен 13.10.2017 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 октября 2017 год г. Мурманск, пр. Ленина, д. 54
Октябрьский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего – судьи Макаровой И.С.,
при секретаре Дорошенко М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление акционерного общества «Электротранспорт города Мурманска» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области (Управление Роспотребнадзора по Мурманской области) о признании незаконным предписания № от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации об обеспечении допустимых условий труда для женщин,
УСТАНОВИЛ:
АО «Электротранспорт города Мурманска» обратилось в Октябрьский районный суд г. Мурманска с административным исковым заявлением к Управлению Роспотребнадзора по Мурманской области о признании незаконным предписания № от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации об обеспечении допустимых условий труда для женщин.
В обосновании требований указано, что плановой проверкой, проведенной Управлением Роспотребнадзора по Мурманской области в отношении
АО «Электротранспорт города Мурманска» по юридическому адресу:
г. Мурманск, <адрес>, и по адресам осуществления деятельности Общества: г. Мурманск, <адрес>; г. Мурманск, <адрес>а; г. Мурманск, <адрес>, установлено нарушение требований санитарного законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно: нарушение СанПин 2.2.0.555-96 «Гигиена труда. Гигиенические требования к условиям труда женщин». Управлением Роспотребнадзора по Мурманской области ДД.ММ.ГГГГ выдано предписание № об обеспечении допустимых условий труда для женщин со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. Указанное предписание получено Обществом ДД.ММ.ГГГГ. АО «Электротранспорт города Мурманска» считает, что указанное предписание противоречит статье 253 Трудового кодекса Российской Федерации, Постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин» и нарушает права и законные интересы Общества в сфере его предпринимательской деятельности, а также может привести к нарушению публичных интересов, так как фактически предполагает массовое увольнение женщин, работающих в условиях труда, соответствующим подклассу 3.2, а как следствие – социальную напряженность в коллективе, сокращение выпуска подвижного состава на социально значимые маршруты города, ухудшение качества обслуживания населения города транспортом общего пользования, потерей дохода административного истца от эксплуатационной деятельности.
На основании изложенного, просит суд признать незаконным предписание № от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации об обеспечении допустимых условий труда для женщин.
Представитель административного истца АО «Электротранспорт города Мурманска» ФИО5 в судебном заседании поддержала административный иск по основаниям, в нем изложенным. Просил признать незаконным предписание № от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации в части возложения на общество обязанности об обеспечении допустимых условий труда для женщин. Дополнила, что фактически указанное предписание неисполнимо.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Мурманской области ФИО6, специалист ФИО7 в судебном заседании возражали против удовлетворения заявления, настаивали на законности предписания.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает административный иск не подлежащим удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно Положению о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 322, Управление Роспотребнадзора по Мурманской области является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и осуществляет свою деятельность на территории Мурманской области.
В соответствии с пунктом 7.1 Положения об Управлении, утвержденного приказом Роспотребнадзора от 16.08.2006 № 271, одной из основных задач Управления является осуществление государственного надзора и контроля за исполнением требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей.
В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное воздействие на человека. Требования к обеспечению безопасных для человека условий труда устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны осуществлять санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по обеспечению безопасных для человека условий труда и выполнению требований санитарных правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работников, режиму труда, отдыха и бытовому обслуживанию работников в целях предупреждения травм, профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда.
Согласно с ч. 2 ст. 209 ТК РФ условия труда это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п.3 ст. 39 Федерального закона 52-ФЗ).
В пункте 1.9 СанПин 2.2.0.555-96 «Гигиена труда. Гигиенические требования к условиям труда женщин», утвержденных Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 28.10.1996 № 32, указано, что для практически здоровых женщин на предприятиях всех видов собственности должны предоставляться рабочие места с допустимыми условиями труда. Допустимые условия труда характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не должны оказывать неблагоприятного воздействия в ближайшем и отдаленном периодах на состояние здоровья работающих и их потомство. Соответствуют безопасным условиям труда.
Гигиенические критерии оценки факторов рабочей среды, тяжести и напряженности трудового процесса и гигиеническая классификация условий труда по показателям вредности и опасности определяет Руководство Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда», утвержденное Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 29.07.2005 (действующим с 01.11.2005), и применяемое согласно его пункту 1.2 с целью аттестации рабочих месит по условиям труда.
Согласно п. 4.2 Руководства, исходя из степени отклонения фактических уровней факторов рабочей среды и трудового процесса от гигиенических нормативов условий труда, по степени вредности и опасности условно подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.
Допустимые условия труда (2 класс) характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не оказывают неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работников и их потомство. Допустимые условия труда условно относят к безопасным.
Вредные условия труда (3 класс) характеризуются наличием вредных факторов, уровни которых превышают гигиенические нормативы и оказывают неблагоприятное действие на организм работника и/или его потомство.
Вторая степень 3 класса (3.2) – уровни вредных факторов, вызывающие стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению профессионально обусловленной заболеваемости (что может проявляться повышением уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности и в первую очередь теми болезнями, которые отражают состояние наиболее уязвимых для данных факторов органов и систем), появлению начальных признаков или легких форм профессиональных заболеваний (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (часто после 15 лет и более).
Таким образом, женское рабочее место должно соответствовать не более чем 2 классу условий труда.
В силу ст. 253 Трудового кодекса Российской Федерации ограничивается применение труда женщин на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах, за исключением нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию. Запрещается применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы.
В судебном заседании установлено, что на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Мурманской области № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении АО «Электротранспорт города Мурманска» проведена плановая документальная и выездная проверка.
Так, ДД.ММ.ГГГГ в 10 час. 00 мин. при проведении обследования и рассмотрении документов, представленных АО «Электротранспорт города Мурманска», в том числе и экспертного заключения № от ДД.ММ.ГГГГ, представленного ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии», установлено, что по данным специальной оценки условий труда (представлены сводные ведомости результатов проведения специальной оценки по условиям труда в АО «Электротранспорт города Мурманска» от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ) к классу 2 отнесено 542 рабочих места – 973 человека, к классу 3.1 отнесено 90 рабочих мест – 107 человек; к классу 3.2 отнесено 280 рабочих мест – 567 человек, в том числе женщин – 159 человек, а именно:
водитель троллейбуса, вредность класса 3.1,3.2, вредные факторы напряженность трудового процесса (плотность сигналов световых и звуковых, тяжесть трудового процесса ( фиксированная поза);
маляра, маляра-штукатура, вредность класса 3.2, вредные факторы –рабочее положение тела работника в течение рабочего дня.
По результатом проверки составлен акт № от ДД.ММ.ГГГГ и вынесено предписание № от ДД.ММ.ГГГГ, в пункте № предписания указано: обеспечить допустимые условия труда для женщин, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч. 2 ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте.
Разрешая спор по существу, суд руководствуется общими положениями гл. 41 ТК РФ, закрепляющей систему специальных норм, обеспечивающих особую охрану труда женщин, Конвенцией МОТ "О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями", ст. 7 Конституции РФ, закрепляющей охрану труда и здоровья людей, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, Определением Конституционного Суда РФ от 22 марта 2012 г. N 617-О-О, статьей 253 ТК РФ, положениями которой установлен запрет использования труда женщин на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными для них условиями труда, на подземных физических работах, приходит к выводу, что юридическим лицом АО «Электротранспорт города Мурманска» допущено нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил.
Нарушений порядка проведения проверки судом не установлено.
Плановая выездная проверка обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты права потребителей АО «Электротранспорт города Мурманска» была осуществлена уполномоченными лицами Управления Роспотребнадзора по Мурманской области на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Мурманской области № от ДД.ММ.ГГГГ. Предписание вынесено надлежащим должностным лицом в соответствии с требованиями законодательства.
Довод административного истца о несогласии с предписанием является несостоятельным, поскольку наложенные обязанности на административного истца предусмотрены законом и направлены во исполнение санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Доказательств невозможности выполнения, а также действий направленных на исполнение предписания административным истцом не представлено.
Отсутствие в предписании указания на конкретные действия, подлежащие совершению в целях устранения нарушения, предоставляет Обществу возможность самостоятельно избрать приемлемый для него механизм исполнения предписания.
Доводы административного истца не опровергают законность и обоснованность оспариваемого предписания.
Таким образом, суд, проанализировав нормы права, оценив в совокупности все доказательства, обладающие юридической силой, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска о признании незаконными и отмене предписания об устранении выявленных нарушений.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 218-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление акционерного общества «Электротранспорт города Мурманска» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области (Управление Роспотребнадзора по Мурманской области) о признании незаконным предписания № от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации об обеспечении допустимых условий труда для женщин – оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г. Мурманска в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий И.С. Макарова