Судья Никульчева Ж.Е. Дело № 2-6280/2019
Докладчик Долгова Л.П. Дело №33-736/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ4 марта 2020 года судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующегоНагайцевой Л.А.,
судей Торговченковой О.В. и Долговой Л.П.,
с участием прокурора Кима И.Е.,
при секретаре Гаврилиной А.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика УМВД России по Липецкой области на решение Советского районного суда г.Липецка от 2 декабря 2019 года, которым постановлено:
«Взыскать с УМВД России по Липецкой области в пользу Бочарникова Владимира Васильевича недоплаченное единовременное пособие с учетом индексации за 2016 года в размере 187059 рублей 82 копейки и недоплаченное ежемесячное пособие в размере 163359 рублей 70 копеек.
В исковых требованиях Бочарникова Владимира Васильевича к ВВВК МСЧ МВД России по Липецкой области о компенсации морального вреда, отказать.».
Заслушав доклад судьи Долговой Л.П., судебная коллегия
установила:
Бочарников В.В. обратился в суд с иском к УМВД России по Липецкой области, ВВК МСЧ России по Липецкой области о взыскании единовременного пособия и ежемесячной выплаты, компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований истец указал, что с 05.03.2005 года по 12.04.2018 года он проходил службу в УМВД России по Липецкой области, последняя занимаемая им должность - <данные изъяты>. Приказом№63л/с от12.04.2018 года он уволен из органов внутренних дел на основании п. 1 ч. 3 ст. 82 Федерального закона № 342-ФЗ от 30.11.2011 г. «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в связи с болезнью – на основании военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел). Основанием для увольнения Бочарникова В.В. явилось свидетельство о болезни№ 404от03.04.2018 года, выданное ВВК ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД России по Липецкой области». Решением Правобережного районного суда г.Липецка от 27.03.2019года заключение военно-врачебной комиссии ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД РФ по Липецкой области» от 03.04.2018года№ 404признано незаконным в части определения причинной связи заболевания истца в формулировке «Заболевание получено в период военной службы». 09.08.2019года ВВК МСЧ России по Липецкой области вынесено заключение№ 1178, которым установила истцу причинная связь заболевания в редакции «Военная травма», «Д» - не годен к службе в ОВД. На основании приказовУМВД РоссиипоЛипецкой области№ 1642и№ 1643л/с от 13.09.2019года истцу назначено и выплачено единовременное пособие с учетом индексации в размере 2 672283 руб.15 коп. и ежемесячная денежная компенсация в размере 11668 руб.55 коп. за период с 28.08.2019года по 31.05.2020года. Полагает, что ответчиком при расчете единовременного пособия не была применена индексация с коэффициентом 1,07 за 2016 год, а также неправильно определен период выплаты ежемесячного пособия, которое, по мнению истца, подлежит выплате с момента установления инвалидности. Истец просил взыскать с УМВД России по Липецкой области единовременное пособие с учетом индексации в размере 187059 руб.82 коп., ежемесячную выплату за период с мая 2018 года по август 2019 года включительно в сумме 175028 руб.25 коп., с ВВК МСЧ МВД России по Липецкой области просил взыскать компенсацию морального вреда в сумме 50 000 руб., в связи с вынесением незаконного заключения№ 404, повлекшего необходимость повторного обращения в суд.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Молюков А.Н. поддержал исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика УМВД России по Липецкой области по доверенности Яковлева С.А. иск не признала, полагала его необоснованным, а представленный расчет неверным.
Представитель ВВК МСЧ МВД России по Липецкой области по доверенности Тонких Р.Л. иск не признал, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для удовлетворения иска в части взыскания компенсации морального вреда.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе ответчик УМВД России по Липецкой области просит отменить решение суда, указывая на его незаконность и необоснованность, не правильное применение и нарушение норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Выслушав представителя ответчика УМВД России по Липецкой области, поддержавшего апелляционную жалобу, представителя ВВК МСЧ МВД России по Липецкой области, а также возражения представителя истца, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора, полагавшего решение суда подлежащим отмене в части взыскания единовременного пособия, проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему:
В соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
Пунктом 1 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ предусмотрено, что контракт подлежит расторжению, а сотрудник органов внутренних дел увольнению со службы в органах внутренних дел в связи с болезнью - на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел.
В статье 43 Федерального закона "О полиции" предусмотрены страховые гарантии сотруднику полиции и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей.
В соответствии с частью 5 статьи 43 Федерального закона от 7 февраля 2011 года №3-ФЗ «О полиции» при получении сотрудником полиции в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в полиции, ему выплачивается единовременное пособие в размере двух миллионов рублей.
Согласно части 6 статьи 43 Федерального закона от 7 февраля 2011 года №3-ФЗ «О полиции» при установлении гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в полиции, инвалидности вследствие военной травмы, полученной в связи с выполнением своих служебных обязанностей и исключившей возможность дальнейшего прохождения службы в полиции, ему в порядке, который определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, выплачивается ежемесячная денежная компенсация с последующим взысканием выплаченных сумм указанной компенсации с виновных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Размер ежемесячной денежной компенсации исчисляется исходя из размера оклада месячного денежного содержания и размера ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий, с применением следующих коэффициентов:
1) в отношении инвалида I группы - 1;
2) в отношении инвалида II группы - 0,5;
3) в отношении инвалида III группы - 0,3.
В соответствии с частью 7 указанной статьи, размер ежемесячной денежной компенсации, выплачиваемой в соответствии с частью 6 настоящей статьи, подлежит перерасчету с учетом увеличения (повышения) окладов денежного содержания сотрудников полиции, произведенного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно части 10 указанной статьи, размеры единовременных пособий, выплачиваемых в соответствии с частями 3 и 5 настоящей статьи, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. Решение об увеличении (индексации) размеров указанных пособий принимается Правительством Российской Федерации.
Порядок осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации урегулирован в Инструкции о порядке осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам, утвержденной приказом МВД России от 18 июня 2012 года №590.
Из материалов дела установлено, что приказом№63л/с от12.04.2018 годаБочарников В.В. уволен из органов внутренних дел на основании п. 1 ч. 3 ст. 82 Федерального закона № 342-ФЗ от 30.11.2011 г. «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с болезнью – на основании военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел. Основанием для увольнения Бочарникова В.В. явилось свидетельство о болезни№ 404от03.04.2018 года, выданное ВВК ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД России по Липецкой области». Истцу установлена категория годности в службе (военной службе), годности к службе в должности (по военно-учетной специальности) в формулировке «Заболевание получено в период военной службы», «Д» - не годен к военной службе в органах внутренних дел.
Вступившим в законную силу решением Правобережного районного суда г.Липецка от 27.03.2019года заключение ВВК ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД РФ по Липецкой области» от 03.04.2018года№ 404признано незаконным в части определения причинной связи заболевания «<данные изъяты>)»в формулировке «Заболевание получено в период военной службы».
09.08.2019года ВВК МСЧ России по Липецкой области с учетом состоявшихся судебных актов вынесено заключение№ 1178, которым установлена Бочарникову В.В. причинная связь заболевания в редакции «Военная травма», «Д» - не годен к службе в ОВД.
В соответствии с приказамиУМВД РоссиипоЛипецкой области№ 1642и№ 1643л/с от 13.09.2019года истцу установлены и выплачены единовременное пособие с учетом индексации в размере 2 672283 руб.15 коп. и ежемесячная денежная компенсация в размере 11668 руб.55 коп. за период с 28.08.2019года по 31.05.2020года.
Удовлетворяя исковые требования в части взыскания в пользу истца единовременного пособия с учетом индексации за 2016год, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона № 3-ФЗ «О полиции», Федерального закона от 19 июля 2011г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Инструкцией о порядке осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам, утвержденной приказом МВД России от 18 июня 2012г. № 590, иными законодательными актами, определяющими порядок индексации выплат, пособий и компенсация.
Однако, судебная коллегия считает ошибочными выводы суда в данной части.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 06.04.2015года № 68-ФЗ «О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций и признании утратившим силу Федерального закона "О приостановлении действия части 11 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» до 1 января 2018года приостановлено действие части 10 ст. 43 ФЗ от 07.02.2011 года №3-ФЗ «О полиции», часть 5 статьи 2 ФЗ от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В силу статьи 4.1 Федерального закона от 06.04.2015года № 68-ФЗ установлено, что силу в 2016 году оклады денежного содержания по должностям федеральной государственной гражданской службы, воинским должностям и оклады по воинским званиям, должностные оклады судей, размер стипендиального фонда, размер накопительного взноса на одного участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, размер материнского (семейного) капитала, выплаты, пособия и компенсации (за исключением выплат, пособий и компенсаций, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона), действие положений об увеличении (индексации) которых приостановлено статьей 1 настоящего Федерального закона, не увеличиваются (не индексируются).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.01.2016года №42 «Об установлении с 1 февраля 2016 года размера индексации выплат, пособий и компенсации» установлено, что с 1 февраля 2016 года размер индексации 1,07 для выплат, пособий и компенсаций, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона "О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций и признании утратившим силу Федерального закона "О приостановлении действия части 11 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов".
На основании приведенных выше положений суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истец имеет право на индексацию единовременного пособия за 2016год.
Однако, в части 1 статьи 4 Федерального закона "О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц…», в которой приведены законодательные акта Российской Федерации, предусматривающие выплаты пособий и компенсация, подлежащих компенсации за 2016год, не указаны законодательные акты, предусматривающие выплату истцу единовременного пособия, а именно часть 5, 10 статьи 43 Федерального закона от 7 февраля 2011 года №3-ФЗ «О полиции», а поэтому у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для вывода о том, что истец имеет право на индексацию единовременного пособия за 2016 год. В связи с изложенным решение суда в части взыскания в пользу истца недоплаченного единовременного пособия с учетом индексации за 2016 год в размере 187059 руб.82 коп. подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении иска в указанной части.
Материалами дела установлено, что на основании приказа УМВД России по Липецкой области от 13.09.2019года истцу назначена и выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере 11668 руб.55 коп. за период с 28.08.2019года по 31.05.2020года, то есть с момента обращения с заявлением о ежемесячной выплате.
Удовлетворяя исковые требования о взыскании в пользу истца ежемесячного пособия с даты установления инвалидности впервые – с 28.05.2018 года, суд первой инстанции првильно исходил из положений п. 15 Приказа МВД РФ от 18 июня 2012 года N 590
"Об утверждении Инструкции о порядке осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам", в силу которого выплата ежемесячной денежной компенсации производится финансовым подразделением (централизованной бухгалтерией, бухгалтерией) органа (организации, подразделения) в течение всего срока, на который установлена инвалидность.
Из материалов дела усматривается, что впервые Бочарникову В.В. установлена инвалидность <данные изъяты> в связи с заболеванием, полученным в период военной службы, 28.05.2018года на срок до 1.06.2019года, что подтверждается справкой ФКУ ГБ МСЭ по Липецкой области от 14.06.2018года.
27.08.2019года истцу выдана справка ФКУ ГБ МСЭ по Липецкой области об инвалидности третьей группы с указанием причины инвалидности <данные изъяты> «военная травма» за период с 1.06.2019 года по 1.06.2020года.
С заявлением в УМВД России по Липецкой области о выплате ежемесячной денежной компенсации Бочарников обратился 28.08.2019года и с указанной даты ответчиком назначена ежемесячная выплата.
Действительно, ни в действующей в настоящее время Инструкции о порядке осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам от 18.06.2012 N 590, ни в Федеральном законе "О полиции" не предусмотрено, что выплата ежемесячной денежной компенсации осуществляется с момента подачи соответствующего заявления.
Из содержания части 6 статьи 43 Федерального закона "О полиции",Инструкция о порядке осуществления выплат…, утвержденной приказом МВД России от 18 июня 2012 года N 590, в их системной взаимосвязи следует, что в случае увольнения сотрудника со службы в органах внутренних дел по пункту 1 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ (в связи с болезнью - на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел) право такого сотрудника на получение ежемесячной денежной компенсации в счет возмещения вреда здоровью, предусмотренной частью 6 статьи 43 Федерального закона "О полиции", возникает при наличии определенных законом обязательных условий, к которым относятся получение сотрудником органов внутренних дел увечья или иного повреждения здоровья в связи с выполнением своих служебных обязанностей в формулировке "военная травма" и невозможность продолжения сотрудником службы в органах внутренних дел по указанной причине.
Данный вывод согласуется с указаниями Конституционного Суда Российской Федерации в постановлении от 1 марта 2017 г. N 3-П о том, что в системе действующего правового регулирования создан специальный публично-правовой механизм возмещения вреда, причиненного здоровью сотрудников органов внутренних дел, который имеет своим предназначением восполнение понесенных ими материальных потерь, обусловленных невозможностью дальнейшего прохождения службы вследствие полученного увечья или иного повреждения здоровья в связи с выполнением служебных обязанностей.
Как следует из материалов дела в приказ № 63л\с от 12.04.2018года об увольнении Бочарникова В.В. в соответствии с п.1 ч.3 ст.82 ФЗ от 30.11.2011года №342-ФЗ ответчиком были внесены дополнения на основании приказа № 232л\с от 09.09.2019года, согласно которым основанием для увольнения истца с12.04.2018года является справка ВВК ФКУЗ «МСЧ МВД России по Липецкой области» от 09.08.2019года №1178, решение Правобережного районного суда г.Липецка от 27.03.2019года.
Таким образом, судебная коллегия считает установленным, что на момент увольнения Бочарникова В.В. из органов внутренних дел имелась и подтверждена материалами дела причинная связь заболеваний в формулировке "военная травма" как обязательное условие для назначения и выплаты ежемесячной денежной компенсации.
Однако, реальная возможность обращения с заявлением о выплате ежемесячной компенсации у истца возникла лишь после вступления в законную силу решения Правобережного районного суда г.Липецка от 27.03.2019года и вынесения заключения ВВК ФКУЗ «МСЧ МВД России по Липецкой области» 09.08.2019года. В связи с чем, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о взыскании в пользу истца ежемесячной денежной компенсации за период с 28.05.2018года по август 2019года в сумме 163359 руб.70 коп., то есть с момента установления истцу инвалидности впервые по тому же заболеванию, определенному в последствии в формулировке «военная травма».
Судебная коллегия полагает, что указанный вывод согласуется с п. 15 Инструкции, утвержденной Приказом МВД РФ от 18 июня 2012 года N 590.
Таким образом, с учетом норм закона и фактических обстоятельств по делу, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требования истца к ответчику о взыскании недополученной суммы ежемесячной денежной компенсации. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В остальной части решение суда не оспаривается, оснований для выхода за пределы доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Советского районного суда г.Липецка от 2 декабря 2019 года отменить в части взыскания с УМВД России по Липецкой области в пользу Бочарникова Владимира Васильевича недоплаченного единовременного пособия с учетом индексации за 2016 год в размере 187059 руб. 82 коп. и постановить в данной части новое решение об отказе в удовлетворении указанных исковых требований.
В остальной части то же решение суда оставить без изменения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
Копия верна:
Судья:
Секретарь: